Рядами толпы взрослых и детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рядами толпы взрослых и детей.



МОУ СОШ № 26. Библиотека.

Обзор « Тема Великой Отечественной войны в прозе для детей XXI века ».

Великая Отечественная война! Мы не имеем права забыть тех, кто воевал и не дожил до Победы, тех, кто отдавал последние силы, работая в тылу, тех, кто был замучен в плену… Война не различает детей и взрослых. Война – это всегда страшно. Как сказала детская писательница, воспитатель детского сада, Людмила Дмитриевна Никольская: «У всякой войны во все времена подлое лицо».

 Советский писатель и журналист Василий Гроссман писал в 1943 году: «Человеческий мозг обладает злосчастным, а может, счастливым свойством: прочитав в газете или услышав по радио о гибели миллионов, он не может постигнуть, осознать происшедшее, он не в силах представить себе, увидеть мысленным взором, измерить глубину произошедшей трагедии…».

Когда мы называем статистические данные трагедии, мы не подключаемся эмоционально, не пропускаем через себя и не присваиваем себе переживания. Но если мы смотрим на историю через призму личных воспоминаний тех, кто был участником событий, то всё становится реальным, живым, а значит – становится ближе и понятнее. Есть много замечательных книг, написанных людьми, переживших войну, или написанных на основе воспоминаний родственников, знакомых…

Много ли вы, подрастающее поколение, знаете о войне? О том, как погибали старики, женщины и дети, как рушились мечты и надежды. Время идёт, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Сохранить память о войне, о её участниках и героях нам помогают книги. Книги о войне - трудное чтение, но необходимое для понимания истории и строительства мирного будущего.

Самыми интересными военными книгами для вас, детей и подростков, всегда были те, где главные герои — ваши сверстники. Это истории о жизни ребят, которые становились сиротами, попадали в плен, голодали, выживали, брали в руки оружие, защищали своих матерей, братьев и сестёр, погибали... Война не оставила им времени на детство, они обязаны были взрослеть.

Не так много написано современными авторами, многое просто переиздаётся из старого. В обзоре представлены произведения, вышедшие в 2000-е годы для среднего и старшего возраста (12+).

      

Никольская Людмила Дмитриевна «Должна остаться живой».

Автор книги, Людмила Дмитриевна (1923-2011), сама пережила блокаду, в 1941 году она только окончила школу, как началась война. Но юная жительница Ленинграда не покинула город и была зачислена в комсомольский противопожарный полк обороны. Людмила дежурила на чердаках и крышах домов, чтобы мгновенно обезвреживать бомбы, попадающие в здания, а также присматривала за детьми, чьи родители работали сутками на заводах. Может быть, именно поэтому образ города нарисован так реалистично.

Книга – это история одного месяца трудной блокадной зимы маленькой Майи в городе, опустевшем и разрушенном в самое тяжёлое для него время - первой зимы 1941 года, невыносимой, нечеловеческой зимы. Читатель видит его глазами главной героини, чье детство прошло в осажденном городе. Именно она отмечает те изменения, которые происходят в первый год блокады: «Всё перепуталось. Ленинград стал фронтом. Его бомбят, обстреливают. В нём убивают».

Рассказывая о городе, автор рисует первую блокадную зиму. «Леденящий ветер злобно воет, жутким экспрессом несётся вдоль проспекта, отыскивает щёлки в дверях, окнах, одежде, чтоб в них забраться, остудить, заморозить».

Но страшнее холода был голод: «…началась блокада, а с ней в город змеёй вполз голод». Люди стали странным образом на себя не похожи.Нам с вами трудно понять, что еда может быть наваждением:

«…днём воспоминания о булке с маслом, которую в то другое, довоенное время, ты выбросила, потому что хотела гулять и не успевала доесть…

«Во сне ты пьешь молоко, и оно не заканчивается. Просыпаешься и хочешь вернуться «в прекрасный сытный сон, где рекой льется парное молоко, в буфете полным-полно хлеба и масла». Обижаешься на маму: «Зачем разбудила?».

В Ленинграде ввели карточную систему. В это трудное время девочка находит потерянные кем-то талоны на хлеб, и перед ней стоит выбор: оставить себе или искать того, кто их потерял. Но как отказаться от дополнительной пайки хлеба? Это ее мучает: «Лучше ничего не находить, если потом надо отдавать!» В поисках хозяина заветных карточек Майя встречается с разными людьми и проявляет удиви-тельную стойкость и силу характера. Она способна выслушать, поделиться душевным теплом, а холодной зимой 1941 не каждому взрослому это было по плечу, когда голова кружится от голода, а тело так окоченело, что невозможно пошевелить рукой.

Но Ленинград оставался величественным и непокоренным: «… сейчас в нём голодно и холодно. Но приказано: город фашистам не сдавать. И город яростно сопротивляется». Автор повести не раз подчеркивает: «Город поддерживал порядок и сам себя защищал. Как мог».

Юная Майя в этой повести стремится помогать всем, «даже если не получается, даже если страшно». Каждый день в её жизни происходят новые события. Несмотря на ужасы войны, несмотря на боль и страх, Майя верит в лучшее, надеется и ждёт. Повесть полна трагизма, но всё же наполнена светлым оптимизмом и надеждой, что война когда-нибудь закончится.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

            

Станислав Олефир «Когда я был маленьким, у нас была война…».

Всё меньше остаётся свидетелей истории - людей, помнящих 1940-е годы. Ещё меньше тех, кто в состоянии воссоздать атмосферу тех лет. Станислав Михайлович Олефир (1938-2015) - из тех редких мастеров, которому это удалось в полной мере. Олефир родился в Запорожье, в селе Пологи в учительской семье: мама была учительницей начальных классах, а отец – директором школы.

Он автора более двух десятков художественных и научно-популярных книг, большинство из них рассказывают о природе и людях Крайнего Севера, о детстве в годы войны.

О войне, жестокости немецких солдат, голоде  Станислав Олефир рассказывает в своей книге в виде кратких очерков о частных человеческих историях и зарисовок об удивительных людях, живших с ним бок о бок. Действие сборника разворачивается в небольшом селе, оккупированном немцами, и захватывает также годы после освобождения. Поскольку жизнь в селе, где происходит действие, немыслима без животных, они тоже становятся героями чуть ли не половины рассказов: друзья-собаки, безголосые куры и славный поросёнок Шерстюк, ловко обегающий мины в поисках картошки, оказываются не менее интересны, чем люди. Какой бы трагической и тяжёлой не было время, описанное в повести, быт всё равно сохранялся, а забавные случаи происходили несмотря не на что.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

      

Эдуард Веркин «Облачный полк».

Автор неоднократный победитель всевозможных литературных конкурсов.

«Облачный полк» - это лучшая книга о войне за последние 20 лет. Книга прогремела в 2011 году, в 2012 – победила в конкурсе Книгуру, неоднократно переиздавалась. Книга – это роман о герое Великой Отечественной войне, герое партизанского движения – Саныче (Леониде Александровиче Голикове). Хотя возрастной ценз обозначен цифрой 16+, смело можно читать с 14 лет.

В повести прадед вспоминает своё военное детство в партизанском отряде и рассказывает об этом своему правнуку. Писатель вводит другого героя – Димку, который и вспоминает главного героя – Саныча. На протяжении всего романа Саныча 2-3 раза называют по имени и ни разу по фамилии!

Текст представляет собой обрывки мыслей, рассказ об обыденности жизни партизанского отряда и о повседневной мальчишеской жизни внутри партизанского отряда. Просто рассказано про взрослеющего мальчишку, остроумного, порой едкого, умеющего интересно рассказывать, кое-где и приврать, о его первой и последней любви, о дружбе и верности, о его увлечении рыбалкой, о трудностях, голоде и холоде, о невыносимых условиях, о страшных фактах войны и оккупации.

Есть в романе полусказочные истории и суеверия.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Елена Коровина «У Лёки большие щёки».

Елена Коровина, родилась в 1983 году. Студентка факультета журналистики и массовых коммуникаций Университета Российской Академии Образования. Выпускница Свято-Димитриевского училища сестер милосердия. Корреспондент молодежного журнала «Наследник». Рассказ вошёл в её сборник под общим названием «Поиграй со мной» (книга представляет собой рассказы о молодежи, об их мыслях и их чувствах, о том, что они считают любовью, о том, как преодолевают предательство, неверность, неверие, о том как ищут и ждут обыкновенного человеческого счастья).

Рассказ «У Лёки большие щёки», посвящённый блокаде Ленинграда ‒ о ребенке в блокадном городе, о голоде и испытаниях.

«На Пискарёвском в этот день – народу…

Дрожащими руками положил

МОУ СОШ № 26. Библиотека.

Обзор « Тема Великой Отечественной войны в прозе для детей XXI века ».

Великая Отечественная война! Мы не имеем права забыть тех, кто воевал и не дожил до Победы, тех, кто отдавал последние силы, работая в тылу, тех, кто был замучен в плену… Война не различает детей и взрослых. Война – это всегда страшно. Как сказала детская писательница, воспитатель детского сада, Людмила Дмитриевна Никольская: «У всякой войны во все времена подлое лицо».

 Советский писатель и журналист Василий Гроссман писал в 1943 году: «Человеческий мозг обладает злосчастным, а может, счастливым свойством: прочитав в газете или услышав по радио о гибели миллионов, он не может постигнуть, осознать происшедшее, он не в силах представить себе, увидеть мысленным взором, измерить глубину произошедшей трагедии…».

Когда мы называем статистические данные трагедии, мы не подключаемся эмоционально, не пропускаем через себя и не присваиваем себе переживания. Но если мы смотрим на историю через призму личных воспоминаний тех, кто был участником событий, то всё становится реальным, живым, а значит – становится ближе и понятнее. Есть много замечательных книг, написанных людьми, переживших войну, или написанных на основе воспоминаний родственников, знакомых…

Много ли вы, подрастающее поколение, знаете о войне? О том, как погибали старики, женщины и дети, как рушились мечты и надежды. Время идёт, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Сохранить память о войне, о её участниках и героях нам помогают книги. Книги о войне - трудное чтение, но необходимое для понимания истории и строительства мирного будущего.

Самыми интересными военными книгами для вас, детей и подростков, всегда были те, где главные герои — ваши сверстники. Это истории о жизни ребят, которые становились сиротами, попадали в плен, голодали, выживали, брали в руки оружие, защищали своих матерей, братьев и сестёр, погибали... Война не оставила им времени на детство, они обязаны были взрослеть.

Не так много написано современными авторами, многое просто переиздаётся из старого. В обзоре представлены произведения, вышедшие в 2000-е годы для среднего и старшего возраста (12+).

      

Никольская Людмила Дмитриевна «Должна остаться живой».

Автор книги, Людмила Дмитриевна (1923-2011), сама пережила блокаду, в 1941 году она только окончила школу, как началась война. Но юная жительница Ленинграда не покинула город и была зачислена в комсомольский противопожарный полк обороны. Людмила дежурила на чердаках и крышах домов, чтобы мгновенно обезвреживать бомбы, попадающие в здания, а также присматривала за детьми, чьи родители работали сутками на заводах. Может быть, именно поэтому образ города нарисован так реалистично.

Книга – это история одного месяца трудной блокадной зимы маленькой Майи в городе, опустевшем и разрушенном в самое тяжёлое для него время - первой зимы 1941 года, невыносимой, нечеловеческой зимы. Читатель видит его глазами главной героини, чье детство прошло в осажденном городе. Именно она отмечает те изменения, которые происходят в первый год блокады: «Всё перепуталось. Ленинград стал фронтом. Его бомбят, обстреливают. В нём убивают».

Рассказывая о городе, автор рисует первую блокадную зиму. «Леденящий ветер злобно воет, жутким экспрессом несётся вдоль проспекта, отыскивает щёлки в дверях, окнах, одежде, чтоб в них забраться, остудить, заморозить».

Но страшнее холода был голод: «…началась блокада, а с ней в город змеёй вполз голод». Люди стали странным образом на себя не похожи.Нам с вами трудно понять, что еда может быть наваждением:

«…днём воспоминания о булке с маслом, которую в то другое, довоенное время, ты выбросила, потому что хотела гулять и не успевала доесть…

«Во сне ты пьешь молоко, и оно не заканчивается. Просыпаешься и хочешь вернуться «в прекрасный сытный сон, где рекой льется парное молоко, в буфете полным-полно хлеба и масла». Обижаешься на маму: «Зачем разбудила?».

В Ленинграде ввели карточную систему. В это трудное время девочка находит потерянные кем-то талоны на хлеб, и перед ней стоит выбор: оставить себе или искать того, кто их потерял. Но как отказаться от дополнительной пайки хлеба? Это ее мучает: «Лучше ничего не находить, если потом надо отдавать!» В поисках хозяина заветных карточек Майя встречается с разными людьми и проявляет удиви-тельную стойкость и силу характера. Она способна выслушать, поделиться душевным теплом, а холодной зимой 1941 не каждому взрослому это было по плечу, когда голова кружится от голода, а тело так окоченело, что невозможно пошевелить рукой.

Но Ленинград оставался величественным и непокоренным: «… сейчас в нём голодно и холодно. Но приказано: город фашистам не сдавать. И город яростно сопротивляется». Автор повести не раз подчеркивает: «Город поддерживал порядок и сам себя защищал. Как мог».

Юная Майя в этой повести стремится помогать всем, «даже если не получается, даже если страшно». Каждый день в её жизни происходят новые события. Несмотря на ужасы войны, несмотря на боль и страх, Майя верит в лучшее, надеется и ждёт. Повесть полна трагизма, но всё же наполнена светлым оптимизмом и надеждой, что война когда-нибудь закончится.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

            

Станислав Олефир «Когда я был маленьким, у нас была война…».

Всё меньше остаётся свидетелей истории - людей, помнящих 1940-е годы. Ещё меньше тех, кто в состоянии воссоздать атмосферу тех лет. Станислав Михайлович Олефир (1938-2015) - из тех редких мастеров, которому это удалось в полной мере. Олефир родился в Запорожье, в селе Пологи в учительской семье: мама была учительницей начальных классах, а отец – директором школы.

Он автора более двух десятков художественных и научно-популярных книг, большинство из них рассказывают о природе и людях Крайнего Севера, о детстве в годы войны.

О войне, жестокости немецких солдат, голоде  Станислав Олефир рассказывает в своей книге в виде кратких очерков о частных человеческих историях и зарисовок об удивительных людях, живших с ним бок о бок. Действие сборника разворачивается в небольшом селе, оккупированном немцами, и захватывает также годы после освобождения. Поскольку жизнь в селе, где происходит действие, немыслима без животных, они тоже становятся героями чуть ли не половины рассказов: друзья-собаки, безголосые куры и славный поросёнок Шерстюк, ловко обегающий мины в поисках картошки, оказываются не менее интересны, чем люди. Какой бы трагической и тяжёлой не было время, описанное в повести, быт всё равно сохранялся, а забавные случаи происходили несмотря не на что.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

      

Эдуард Веркин «Облачный полк».

Автор неоднократный победитель всевозможных литературных конкурсов.

«Облачный полк» - это лучшая книга о войне за последние 20 лет. Книга прогремела в 2011 году, в 2012 – победила в конкурсе Книгуру, неоднократно переиздавалась. Книга – это роман о герое Великой Отечественной войне, герое партизанского движения – Саныче (Леониде Александровиче Голикове). Хотя возрастной ценз обозначен цифрой 16+, смело можно читать с 14 лет.

В повести прадед вспоминает своё военное детство в партизанском отряде и рассказывает об этом своему правнуку. Писатель вводит другого героя – Димку, который и вспоминает главного героя – Саныча. На протяжении всего романа Саныча 2-3 раза называют по имени и ни разу по фамилии!

Текст представляет собой обрывки мыслей, рассказ об обыденности жизни партизанского отряда и о повседневной мальчишеской жизни внутри партизанского отряда. Просто рассказано про взрослеющего мальчишку, остроумного, порой едкого, умеющего интересно рассказывать, кое-где и приврать, о его первой и последней любви, о дружбе и верности, о его увлечении рыбалкой, о трудностях, голоде и холоде, о невыносимых условиях, о страшных фактах войны и оккупации.

Есть в романе полусказочные истории и суеверия.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Елена Коровина «У Лёки большие щёки».

Елена Коровина, родилась в 1983 году. Студентка факультета журналистики и массовых коммуникаций Университета Российской Академии Образования. Выпускница Свято-Димитриевского училища сестер милосердия. Корреспондент молодежного журнала «Наследник». Рассказ вошёл в её сборник под общим названием «Поиграй со мной» (книга представляет собой рассказы о молодежи, об их мыслях и их чувствах, о том, что они считают любовью, о том, как преодолевают предательство, неверность, неверие, о том как ищут и ждут обыкновенного человеческого счастья).

Рассказ «У Лёки большие щёки», посвящённый блокаде Ленинграда ‒ о ребенке в блокадном городе, о голоде и испытаниях.

«На Пискарёвском в этот день – народу…

Рядами толпы взрослых и детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.035 с.)