История развития приморского края в произведениях ивана ивановича божка «у синих сопок» и «падь кедровая» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития приморского края в произведениях ивана ивановича божка «у синих сопок» и «падь кедровая»



ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИВАНА ИВАНОВИЧА БОЖКА «У СИНИХ СОПОК»                                     И «ПАДЬ КЕДРОВАЯ»

Исследовательская работа

 

 

Москаленко Анастасия Павновна - студент гр. Б2307 направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование /

Русский язык и литература» очной формы обучения.

Научный руководитель работы: Маринченко И. А., канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики преподавания филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики).

 

Уссурийск, 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................3

1. БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО ИВАНА ИВАНОВИЧА БОЖКА...............................................................................................5

2. ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ ИВАНА БОЖКА...............................................................................................8

3. ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ…..........................................................................10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................11

ПРИМЕЧАНИЯ......................................................................................12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................12


 

Введение

Каждый год в период осенних каникул филиал ДВФУ (Школа педагогики) в г. Уссурийске проводит цикл мероприятий для школьников и студентов с красочным и вдохновляющим названием «Литературная осень», который организуют преподаватели кафедры русского языка, литературы и методики преподавания в сотрудничестве с библиотекой ВУЗа.

В этом году в программу был включен конкурс презентаций, посвященный малоизвестным книгам о Приморье. Его название «В краю синих сопок» появилось благодаря роману Ивана Ивановича Божка «У синих сопок» (1954), в котором повествуется об освоении Уссурийского края – южной части Дальнего Востока России.

Одной из задач «Литературной осени» является знакомство с малоизвестными произведениями приморских писателей прошлых лет. С помощью литературы, представленной в конкурсе презентаций, участники раскрывают в своих работах такую отрасль языкознания как лингвистическое краеведение.

Исследователи предлагают различные определения данной научной области.

Например, Н. Г. Благова [п. 2.2] считает, что «лингвокраеведение – это ознакомление учащихся с традициями, историей и культурой какой-то отдельной части страны в процессе изучения родного языка, точнее, через факты языка с целью формирования коммуникативных умений и лингвокраеведческой компетенции» [5, с. 17].

В. В. Демичева [п. 2.3] определяет лингвокраеведение как «особый раздел лингвистики, который изучает языковую ситуацию края, региона в тесной связи с его историей и современным укладом жизни» [3, с. 68].

Утверждение М. Т. Баранова [п.2.1] во многом совпадает с приведенными выше трактовками, однако он рассматривает «лингвокраеведение как отдельный вид исследовательской работы, который состоит в познании языковых традиций, говоров, особенностей родного края» [4, с.105].

Таким образом, можно сказать, что лингвистическое краеведение – это особый раздел лингвистики, который изучает определенные закономерности развития языка в тесной связи с историческими, этнографическими, культурными и фольклорными особенностями жизни общества отдельного региона.

Актуальность нашего исследования определяется потребностью изучения лингвокраеведения в современных школах. После утверждения в базисном учебном плане «Родной литературы» у учителей возникли некоторые сложности с организацией обучения. Данная работа полезна не только студентам и школьникам, но и молодым специалистам, которые столкнулись с вопросами: «чему учить?» и «как учить?» на уроках региональной литературы. Педагог должен уметь самостоятельно отбирать краеведческий материал, использовать различные документальные и художественные источники, а также сопоставлять данные факты для успешного обучения детей. С помощью конкурса «В краю синих сопок» у учителей появятся некоторые методические наработки, которые можно использовать, например, при организации проектно-исследовательской деятельности в школе. Но главная цель нашей работы – заинтересовать современных читателей художественной литературой Дальнего Востока прошлых времен и вернуть на книжные полки прозу региональных писателей.

Достижение этой цели реализуется с помощью нескольких задач:

1) познакомиться с биографией и творчеством Ивана Ивановича Божка;

2) рассказать об основной теме его произведений и рассмотреть образ литературного героя И. И. Божка в романе «У синих сопок» (1954) и повести «Падь кедровая» (1951).

3) изучить диалектную лексику Уссурийского края в романе «У синих сопок», используя описание быта народа Удэге.

По нашему мнению, презентация – наиболее эффективный способ рассказать о малоизвестных произведениях. Это объясняется тем, что 80% информации человек получает визуально, поэтому для достижения нашей цели необходимо изобразить факты и сведения с помощью рисунков, фотографий и небольшого количества текста на слайдах. Формат презентации позволит не только наглядно и интересно представить книгу, но и получить эмоциональное взаимодействие со зрителем.

Для своего исследования мы выбрали произведения приморского писателя Ивана Ивановича Божка: роман "У синих сопок" (1954) и повесть " Падь кедровая" (1951).

Заключение

Сегодня творчество приморского писателя И. И. Божка оказались незаслуженно забытым. Однако темы его произведений и многие проблемы, которые рассматривает автор, являются актуальными для нашего времени. Книги «У синих сопок» и «Падь кедровая» посвящены теме заселения и развития Приморья, занимающей особое место в региональной художественной литературе. Они рассказывают о трудных условиях жизни первых переселенцев, об освоении дикой природы и о дружбе с местными народами; о возникновении населенных пунктов, развитии промыслов, сельского хозяйства и торговли; создании леспромхозов в довоенное время и модернизации лесной промышленности после Великой Отечественной войны. И. И. Божок размышляет о преемственности поколений; о том, как обеспечить взаимодействие разных народов и непохожих культур на территории края; как сочетать развитие производства и бережное отношение к природе. Его произведения дают ценный материал для лингвокраеведения. По нашему мнению, роман «У синих сопок» (1954), и повесть «Падь кедровая» (1951) заслуживают места в Золотой коллекции художественной литературы Приморья. Мы надеемся, что, благодаря «Литературной осени -2020», эти книги найдут своих читателей и вернутся на книжные полки.

Мы рекомендуем использовать тексты произведений И. И. Божка «У синих сопок» и «Падь кедровая» для проведения уроков «Родной литературы» и подготовки к Единому Государственному Экзамену по русскому языку.

 

Примечания

 

1. Географические сведения.

1.1 Вишневка – село в Спасском районе Приморского края. Входит в Краснокутское сельское поселение.

1.2 Львов – город на Украине, областной центрЛьвовской области.

Список литературы

1. Божок, И. И. Падь кедровая / И. И. Божок. – Владивосток: Примиздат, 1951. – 215 с.

2. Божок, И. И. У синих сопок / И. И. Божок. – Владивосток: Приморское книжное издательство, 1954. – 340 с.

3. Демичева, В. В. Использование лингвокраеведческого материала на уроках русского языка / В. В. Демичева // Начальная школа. – 2008. – № 11. – С. 68-71.

4. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунова – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 288 с.

5. Ковалев, Г. Ф. Задачи лингвокраеведения в средней школе / Г. Ф. Ковалев // Русский язык в школе. – 1996. – №4. – С. 21-23.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИВАНА ИВАНОВИЧА БОЖКА «У СИНИХ СОПОК»                                     И «ПАДЬ КЕДРОВАЯ»

Исследовательская работа

 

 

Москаленко Анастасия Павновна - студент гр. Б2307 направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование /

Русский язык и литература» очной формы обучения.

Научный руководитель работы: Маринченко И. А., канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики преподавания филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики).

 

Уссурийск, 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................3

1. БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО ИВАНА ИВАНОВИЧА БОЖКА...............................................................................................5

2. ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ ИВАНА БОЖКА...............................................................................................8

3. ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ…..........................................................................10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................11

ПРИМЕЧАНИЯ......................................................................................12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................12


 

Введение

Каждый год в период осенних каникул филиал ДВФУ (Школа педагогики) в г. Уссурийске проводит цикл мероприятий для школьников и студентов с красочным и вдохновляющим названием «Литературная осень», который организуют преподаватели кафедры русского языка, литературы и методики преподавания в сотрудничестве с библиотекой ВУЗа.

В этом году в программу был включен конкурс презентаций, посвященный малоизвестным книгам о Приморье. Его название «В краю синих сопок» появилось благодаря роману Ивана Ивановича Божка «У синих сопок» (1954), в котором повествуется об освоении Уссурийского края – южной части Дальнего Востока России.

Одной из задач «Литературной осени» является знакомство с малоизвестными произведениями приморских писателей прошлых лет. С помощью литературы, представленной в конкурсе презентаций, участники раскрывают в своих работах такую отрасль языкознания как лингвистическое краеведение.

Исследователи предлагают различные определения данной научной области.

Например, Н. Г. Благова [п. 2.2] считает, что «лингвокраеведение – это ознакомление учащихся с традициями, историей и культурой какой-то отдельной части страны в процессе изучения родного языка, точнее, через факты языка с целью формирования коммуникативных умений и лингвокраеведческой компетенции» [5, с. 17].

В. В. Демичева [п. 2.3] определяет лингвокраеведение как «особый раздел лингвистики, который изучает языковую ситуацию края, региона в тесной связи с его историей и современным укладом жизни» [3, с. 68].

Утверждение М. Т. Баранова [п.2.1] во многом совпадает с приведенными выше трактовками, однако он рассматривает «лингвокраеведение как отдельный вид исследовательской работы, который состоит в познании языковых традиций, говоров, особенностей родного края» [4, с.105].

Таким образом, можно сказать, что лингвистическое краеведение – это особый раздел лингвистики, который изучает определенные закономерности развития языка в тесной связи с историческими, этнографическими, культурными и фольклорными особенностями жизни общества отдельного региона.

Актуальность нашего исследования определяется потребностью изучения лингвокраеведения в современных школах. После утверждения в базисном учебном плане «Родной литературы» у учителей возникли некоторые сложности с организацией обучения. Данная работа полезна не только студентам и школьникам, но и молодым специалистам, которые столкнулись с вопросами: «чему учить?» и «как учить?» на уроках региональной литературы. Педагог должен уметь самостоятельно отбирать краеведческий материал, использовать различные документальные и художественные источники, а также сопоставлять данные факты для успешного обучения детей. С помощью конкурса «В краю синих сопок» у учителей появятся некоторые методические наработки, которые можно использовать, например, при организации проектно-исследовательской деятельности в школе. Но главная цель нашей работы – заинтересовать современных читателей художественной литературой Дальнего Востока прошлых времен и вернуть на книжные полки прозу региональных писателей.

Достижение этой цели реализуется с помощью нескольких задач:

1) познакомиться с биографией и творчеством Ивана Ивановича Божка;

2) рассказать об основной теме его произведений и рассмотреть образ литературного героя И. И. Божка в романе «У синих сопок» (1954) и повести «Падь кедровая» (1951).

3) изучить диалектную лексику Уссурийского края в романе «У синих сопок», используя описание быта народа Удэге.

По нашему мнению, презентация – наиболее эффективный способ рассказать о малоизвестных произведениях. Это объясняется тем, что 80% информации человек получает визуально, поэтому для достижения нашей цели необходимо изобразить факты и сведения с помощью рисунков, фотографий и небольшого количества текста на слайдах. Формат презентации позволит не только наглядно и интересно представить книгу, но и получить эмоциональное взаимодействие со зрителем.

Для своего исследования мы выбрали произведения приморского писателя Ивана Ивановича Божка: роман "У синих сопок" (1954) и повесть " Падь кедровая" (1951).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.023 с.)