Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Россия во второй половине XIX – начале хх В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Традиции и новации в повседневной жизни российского общества в период раннеиндустриальной модернизации
Цели и задачи изучения темы
Цель самостоятельной работы – разобраться, как отразилась модернизация на социокультурных реалиях российского общества во второй половине ХIХ – начале ХХ в., как технический прогресс повлиял на повседневную жизнь городского и сельского населения.
Методические рекомендации
Для реализации поставленной цели следует проанализировать феномен российской урбанизации, оценить роль городов в процессе модернизации. Необходимо охарактеризовать изменения в облике российских городов в рассматриваемое время, проанализировать соотношение традиций и новаций в сфере их коммунального хозяйства, разобраться, что стоит за понятиями городской образ жизни, досуг горожан, городская мода применительно ко второй половине ХIХ – началу ХХ в. Сопоставьте изменения в городской и сельской инфраструктуре. Проанализируйте эволюцию материальной и духовной культуры российского общества значение европейских культурных заимствований в ходе российской модернизации.
Задания
1. Заполните таблицу. Новации в повседневной жизни городского и сельского населения России в период раннеиндустриальной модернизации
II. Тесты 1. Отметьте новые черты в жизни российского общества, которые стали следствием социокультурной модернизации: а) рост городского населения; б) внедрение электрического освещения; в) ношение косовороток, армяков; г) развитие средств трансляции информации. 2. В 60-х годах XIX в. в Петербурге: а) пустили трамвай на электрической тяге; б) появилась конка; в) начал действовать телеграф; г) был построен водопровод.
Контрольные вопросы
1. Как способствовали Великие реформы социокультурной модернизации российского общества? 2. Как бы Вы охарактеризовали специфику российской урбанизации? 3. Как изменились связь и транспорт во второй половине ХIХ – начале ХХ в.? 4. Как различался бытовой уклад различных категорий городского населения? 5. Как эволюционировал крестьянский быт в процессе модернизации? Объясните медленность этой эволюции. Основные понятия
Модернизация, урбанизация, быт, материальная культура, духовная культура, традиция, новация, коммунальное хозяйство.
Литература Иванова Н.А., Ж елтова В.П. Сословное общество российской империи (18 - начало 20 века). М., 2010. Миненко Н.А., Апкаримова Е.Ю., Голикова С.В. Повседневная жизнь уральского города в XVIII – начале XX века. 2006. С. 12–87. Отечественная история: учебное пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата. Екатеринбург, изд-во УрГЭУ, 2010. Радченко А.А. Славянофильство и украинофильство в общественной жизни пореформенной России. // От6ечественная история, 2008, №3. Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 320–329. Фельдман М.А. Промышленный переворот на Урале: попытка переосмысления // Отечественная история, 2005, №4. Т ема 10. Культура России в XIX в.
Цели и задачи изучения темы Изучить культуру российского общества XIX в., выделить этапы в ее развитии, показать ее связь с внутренней политикой государства, определить место и значение русской культуры в мировой культуре, объяснить понятие «золотой век русской культуры», найти элементы европеизации в отечественной культуре.
Методические рекомендации
Изучая материал, в первую очередь обратите внимание на следующие моменты: сохранялась ли в культуре России XIX в. преемственность с культурой XVIII в.?; охарактеризуйте этапы в развитии культуры XIX в.: основные тенденции развития русской культуры в первой половине XIX в.; русская культура в эпоху великих перемен (1850 –1890-е годы); изучите развитие различных сфер русской культуры в XIX в. (просвещение, наука, художественная литература, изобразительное искусство, архитектура, театр); сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской? подведите итоги культурного развития страны; оцените преобразования в культуре с точки зрения разных концептуальных подходов. Задания I. Тесты 1. Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки XIX в. и область их деятельности
2. Соотнесите между собой фамилии художников и название картины.
3. Отметьте композиторов, входивших в «Могучую кучку»: а) М.А. Балакирев, б) М.П. Мусоргский, в) Н.А. Римский-Корсаков, г) М.И. Глинка, д) А.П. Бородин, е) А.А. Алябьев. II. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XIX в.
Основные понятия Классицизм, «могучая кучка», «передвижники», ампир.
Контрольные вопросы
1. Объясните понятие «золотой век русской культуры». 2. Проанализируйте преобразования в области российского просвещения на протяжении XIX в. 3. Охарактеризуйте этапы развития отечественной культуры в XIX в.: основные тенденции развития русской культуры в первой половине XIX в.; русская культура в эпоху великих перемен (1850–1890-е годы). 4. Как реформы первой четверти XIX в. повлияли на культурное развитие России?
Литература Отечественная история: учебное пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата. Екатеринбург, изд-во УрГЭУ, 2010. Шульгин В.С., Зезина М.Р., Кошман Л.В. Культура России IX–XIX вв. М, 2007.
|
|||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.007 с.) |