Формы и место проведения обследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и место проведения обследования



Форма проведения обследования ребенка выбирается в зависимо­сти от его содержания и задач, а также возраста и особенностей раз­вития воспитанников группы.

Индивидуальную форму обследования целесообразно использовать в тех случаях, когда ребенку предлагаются игры и упражнения, требую­


щие концентрации внимания, интеллектуального напряжения. Это мо­жет обеспечить только спокойная обстановка деятельности в условиях кабинета учителя-дефектолога (логопеда, педагога-психолога или др.). В индивидуальной форме желательно осуществлять изучение, в част­ности, сенсорной сферы, познавательных процессов, конструктивной деятельности, элементарных математических представлений. Индиви­дуальную деятельность детей можно организовать не только в услови­ях кабинета, но и в других соответствующим образом оборудованных местах (физкультурный или музыкальный зал, игровая комната, груп­повая комната, центры игры, изобразительной и конструктивной дея­тельности, чтения и т. п.). При этом в процессе обследования отвле­кающие ребенка ситуации должны быть практически исключены.

Групповая форма проведения обследования дает возможность по­лучить информацию о ребенке по очень многим параметрам, включен­ным в программу обследования. Ее использование предполагает объе­динение детей в небольшие группы (от двух до шести человек с учетом решаемых задач, возраста и глубины нарушений в развитии) для орга­низации разнообразной деятельности: сюжетно-ролевой, подвижной, театрализованной, труда, общения и др. Своеобразие применения этой формы состоит в том, что в обследовании должны участвовать как ми­нимум два специалиста — один из них организует деятельность детей, часто становясь ее участником, другой — внимательно наблюдает за детьми, ведет видеозапись или делает заметки о поведении детей, а нередко, откликаясь на предложения воспитанников, включается во взаимодействие с ними.

Деятельность детей можно организовать не только в хорошо обо­рудованных помещениях, но и на участке детского сада.

 

Организуя обследование, следует помнить о том, чтобы выбранное для него место было детям хорошо знакомо. Это принципиально важно для изучения и организованной, и свободной деятельности детей, по­скольку объективность полученной о ребенке информации зависит во многом от того, насколько психологически комфортно ему будет в окру­жающей обстановке. Только в хорошо знакомых условиях большинство детей чувствует себя в безопасности, ведет себя свободно и уверенно.

Процедура обследования

В процессе психолого-педагогического обследования каждый спе­циалист выступает в роли исследователя, ибо его процедура предпо­лагает выполнение разнообразных действий исследовательского харак­тера, которые в совокупности позволяют решить поставленные задачи, а именно ознакомиться с историей развития ребенка до поступления в дошкольное учреждение, раскрыть полную картину его развития, выя­вить причины испытываемых им трудностей и условия воспитания в семье. Эти действия связаны с использованием эмпирических методов экспериментального исследования, таких как изучение анамнестиче­ских данных, наблюдение, естественный психолого-педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности детей, беседа, анкети­рование и опрос. При этом ни один из методов в отдельности не явля­ется достаточным. Проведение комплексного обследования обеспечи­вается только их совокупным использованием в соответствии с кон­кретно обозначенными задачами.

 

Методы, применяемые в процессе комплексного психолого-педагогического обследования.

 

Изучение анамнестических данных. Изучение анамнестических данных о развитии ребенка до поступления в дошкольное учреждение (такие сведения представлены в медицинской карте) является важным элементом психолого-педагогического обследования. Оно позволяет понять причины основных проблем в развитии ребенка, выбрать наи­более оптимальные пути налаживания контакта с ним и с его родите­лями, учитывать индивидуальные особенности при организации обсле­дования и т. п. В случае необходимости, если у специалиста возникают проблемы с пониманием специфических проявлений в поведении ре­бенка, в его эмоционально-волевой сфере, общении и др., он может самостоятельно пополнить сведения в беседе с родителями или други­ми членами семьи.

Наблюдение. Наблюдение является одним из ведущих и наиболее информативных экспериментальных методов научного исследования в области детской психологии и дошкольной педагогики, а поэтому и широко применяемым методом психолого-педагогического обследова­ния детей дошкольного возраста как с нормальным, так и с нарушен­ным интеллектуальным развитием.

Наблюдение предполагает целенаправленное, более или менее дли­тельное восприятие определенных явлений без вмешательства в про­цесс их протекания.

При кажущейся простоте наблюдение является очень сложным для использования методом получения информации о ребенке, ибо требует от специалиста следующих качеств: высокого уровня развития такого профессионального качества, как наблюдательность, умения подмечать на первый взгляд несущественные признаки развития, контроля, произ­вольности, самостоятельности ребенка; способности отвлечься от субъ­ективных впечатлений во время восприятия изучаемых явлений, свобод­ного владения техникой фиксирования результатов; эрудированности в вопросах общей и специальной детской и педагогической психологии, физиологии и неврологии; владения навыками анализа и интерпретации полученных данных, навыками организации деятельности детей идр. Использование метода наблюдения в процессе обследования является целесообразным в том случае, если дети уже привыкли и к обстановке, и к окружающим взрослым, т. е. окружающая среда стала для них есте­ственной. Только тогда они будут проявлять себя адекватно, свободно.

Необходимым условием эффективности наблюдения как метода изучения ребенка является наличие программы его проведения, которая должна быть ориентирована на изучение ряда параметров, прямо или косвенно проявляющихся в совершаемых ребенком действиях в специ­ально созданных (занятия, совместная деятельность, предложенные игры и упражнения, поручения и др.) или спонтанно возникающих си­туациях (режимные моменты, прогулка, свободная деятельность, обще­ние идр.). Например, в процессе деятельности ребенок выполняет, во- первых, действия, которые позволяют прямо охарактеризовать те или иные стороны личности ребенка (инициативность и активность в об­щении и деятельности идр.), во-вторых, действия, за внешними про­явлениями которых скрываются индивидуальные черты личности ре­бенка (отзывчивость, конфликтность, страх, агрессия, тревожность и др.), в-третьих, действия, позволяющие лишь предположить наличие определенных свойств личности (мотивы, потребности идр.).

Основу программы наблюдения составляют предлагаемые в «Карте развития ребенка» параметры.

Для получения информации о ребенке могут быть использованы разные виды наблюдения (Л. А.Регуш1996). психолого-педагогического обследования ребенка в дошкольном учреждении наиболее продуктивным является ситуационное наблюдение. Оно предполагает создание ситуаций, стимулирующих ребенке к участию в каких-то определенных видах деятельности, которые ста­нут источником информации о его знаниях, умениях, способах взаимодействия, эмоциональных реакциях, особенностях поведения, индивидуальных личностных проявлениях и т. п. Каждая ситуация создает ся путем включения ребенка в определенный вид деятельности (игра# конструирование, рисование, труд и др.). Одному ребенку или неболь­шой группе детей предлагается решить какие-то практические иль игровые задачи. При этом важно, чтобы предлагаемая ситуация была детьми добровольно принята. Необходимо найти такие способы воздействия на ребенка с целью его привлечения к деятельности, чтобы у него сложилось впечатление, что он выбрал ее сам. Содержание деятельности детей определяется прямым предложением взрослого, предлагаемыми предметами и игрушками, местом, в котором она должна проходить. Вместе с тем в тех случаях, когда предметом наблюдения становится не столько сама деятельность, сколько, например, взаимо отношения детей, характер деятельности могут определять и пожелания детей. В связи с этим нескольким детям или одному ребенку мож­но предложить принять участие в игре, рисовании, труде и т. п., либо решить какую-то практическую или игровую задачу.

Ситуационное наблюдение — это целенаправленное восприятие по­ведения ребенка в созданных наблюдающим определенных условиях, стимулирующих проявление ребенком ожидаемых способов поведения. Таким образом, этот вид наблюдения объединяет, с одной стороны, черты наблюдения, с другой — естественного психолого-педагогиче­ского эксперимента, интегрируя самые сильные стороны одного и дру­гого.

Использование ситуационного наблюдения позволяет за относи­тельно короткий срок получить о каждом воспитаннике группы боль­шое количество разнообразной информации, необходимой для постро­ения коррекционно-развивающей работы.

При проведении наблюдения важно добиться того, Чтобы дети не ощущали, что являются объектом пристального интереса и внимания. Это может оказывать влияние на их поведение. Присутствие наблю­дающего должно быть для них естественным. Это особенно важно тог­да, когда для фиксирования их деятельности и поведения используют­ся аудиовизуальные средства.

Достоверность получаемой информации требует проведения не­скольких наблюдений в определенных ситуациях. Только имея их ре­зультаты, можно приступить к оценке параметров, отраженных в Карте развития ребенка».

Карте развития ребенка».

Индивидуальный естественный психолого-педагогический эксперимент. Значимое место в процессе комплексного психолого- педагогического обследования ребенка с проблемами в развитии в до]  школьном учреждении занимает индивидуальный естественный!  психолого-педагогический эксперимент как самостоятельный способ  получения информации о ребенке. Для него характерно следующее:

1) организовано в привычных, естественных для ребенка условиях;

2) предполагает проведение как минимум трех отсроченных во времени (начало, середина, конец учебного года) замеров развития всех  сфер психического развития ребенка (сенсорная, моторная, познавательная, эмоционально-волевая, личностная), изменения в которых происходят под влиянием организованной в дошкольном учреждении коррекционно-воспитательной работы. В связи с этим сравнение ре­зультатов этого эксперимента позволяет судить об эффективности этой работы, а также вносить коррективы в ее программу и планирование.

Проведение индивидуального естественного психолого-педагогиче­ского эксперимента предполагает организацию индивидуального взаи­модействия исследователя с ребенком, в ходе которого ему предлага­ется решить игровые и практические задачи, а исследователь имеет возможность вмешаться в процесс его деятельности. Это позволяет вы­яснить восприимчивость ребенка к помощи, определить уровень акту­ального развития, «зону ближайшего развития» и др.

При этом обстановка такого взаимодействия должна положительно настроить ребенка на предстоящую деятельность и взаимодействие со взрослым. Совершенно недопустимо, чтобы у дошкольника возникло ощущение экзамена, проверки его знаний и умений. Каждая встреча с ребенком — это интересное для него проведение времени, даже если предлагаемые для решения практические и умственные задачи явля­ются довольно сложными. Обеспечивается это привычностью окружа­ющей обстановки (кабинет, групповая или игровая комната), особым) эмоциональным и деловым настроем взрослого, привлекательностью и доступностью игровой задачи и предлагаемого материала, обеспече­нием ребенку успеха в деятельности, положительной оценкой его действий, усилий и поведения и др.

 

В процессе индивидуального естественного психолого-педагогического эксперимента точнее всего решаются задачи выявления конкрет­ных знаний детей, изучения их когнитивных процессов и функций (восприятия, мышления, памяти, внимания), конструктивных и изобразительных умений, особенностей личности и межличностных от­ношений, которые требуют применения системы специально разра­ботанных для этого заданий. Для решения этих задач целесообразно

использовать задания, предлагаемые, в частности, указанных в параграфе 2.3 пособия. При этом для хорошей организации обследования необходимо подобрать такие задания, которые могут использоваться с учетом возраста и особенностей развития воспитанников каждой кон­фетной группы.


Изучение продуктов деятельности детей. Изучение продуктов деятельности детей (построек, рисунков, аппликаций, поделок и др.) может стать источником большого количества разнообразной инфор­мации о развитии детей. Однако этот метод может давать объективную информацию о ребенке только в том случае, если он используется ис­следователем в сочетании с другими: наблюдением за процессом дея­тельности ребенка, приводящим к достижению конкретного результата, и беседой с ним о полученном результате и процессе его достижения.

Тщательно проведенный анализ детских работ отражает не только степень овладения ребенком умениями в конкретном виде деятельно­сти, но и может являться источником информации о методических на­ходках педагогов или о недочетах в их работе, что важно для совершен­ствования процесса обучения.

Беседа. Беседа — вопросно-ответная форма устной речи, выступаю­щая одновременно как метод обследования. Ее использование предпо­лагает получение от детей ответов на заранее подготовленные вопросы. Возможности использования беседы как самостоятельного метода в рам­ках проведения комплексного обследования ребенка ограничены, что связано с выраженными недостатками в развитии речи, имеющими ме­сто у разных групп детей. В связи с этим беседа используется чаще всего для получения дополнительной информации о ребенке от родителей или других членов семьи. Однако беседа обязательно сопровождает проведе­ние психолого-педагогического эксперимента, помогая получить разно­образную информацию о ребенке и оказывая существенное влияние на процедуру проведения обследования. Применяя беседу в процессе обсле­дования дошкольников (в тех случаях, когда это целесообразно), следует помнить о том, что ее результаты не обладают высокой степенью досто­верности и нуждаются в подтверждении с помощью других методов.

Анкетирование и опрос. Анкетирование и опрос предполагает по­лучение в письменной форме ответов от респондентов на сформулиро­ванные вопросы. Они применяются для получения информации от ро­дителей, в частности, об условиях воспитания ребенка в семье, об от­ношении к ребенку в семье, о занятиях и поведении ребенка дома и др. Для этого разрабатываются опросники и анкеты различного содержа­ния с учетом следующих требований:

— содержание анкеты или опроса, должно четко соответствовать задачам обследования, а вопросы должны позволить их решить;

— характер анкеты или опроса, а соответственно и вопросов, опре­деляется спецификой изучаемого явления. Могут использоваться два вида вопросов: открытые вопросы, позволяющие респонденту выска­зать свое мнение, или закрытые вопросы, в которых предлагаются ва­рианты ответов;

— количество вопросов должно быть незначительным, но достаточ­ным для получения необходимой информации;

— формулировки вопросов должны быть точными, понятными, кон­кретными, однозначными;

— респондентов следует познакомить с целью анкетирования или опроса и положительно настроить на участие в них, что в значитель­ной мере повысит достоверность ответов.

Полученная путем анкетирования или опроса информация должна быть тщательно проанализирована, а выводы использованы для орга­низации коррекционно-развивающей работы.

Взаимодействие специалистов

Взаимодействие специалистов, как уже отмечалось, является одним из важнейших условий успешности комплексного психолого­-педагогического обследования дошкольника с проблемами в развитии. Предложенная в «Карте развития ребенка» программа обследования может быть полностью и четко реализована только при согласованной деятельности всех специалистов, работающих с каждой группой вос­питанников. Такое взаимодействие осуществляется на всех этапах проведения обследования: при его планировании, проведении и под­ведении итогов. Например, на этапе планирования важно: согласо­вать график проведения групповых и индивидуальных процедур об­следования, с тем чтобы рационально использовать все отведенное для обследования время, не перегружая при этом детей; определить время, место и содержание совместных наблюдений, распределить компетенции, учитывая содержание проводимой коррекционно- развивающей работы. Так, учитель-дефектолог целенаправленно осу­ществляет обследование сформированно у детей элементарных математических представлений (пространственных, количественных, временных), воспитатель же, организуя режимные моменты или дея­тельность детей, обращает внимание на то, используют ли они эти представления и как это делают в различных ситуациях. Эти сведения существенно дополнят полученные учителем-дефектологом данные и позволят сделать оценку более объективной. Аналогично воспитатель изучает изобразительную деятельность, а учитель-дефектолог допол­няет полученные им данные результатами своих наблюдений за про­цессом выполнения детьми графических заданий и анализа создан­ных ими рисунков и т. п.

 Подведение итогов обследования

Оформление результатов обследования. Оформление результа­тов — очень ответственный, сложный и трудоемкий этап в проведении комплексного психолого-педагогического обследования. От него в зна­чительной степени зависит успешность дальнейшей коррекционно­-развивающей работы с каждым ребенком в отдельности и со всей груп­пой воспитанников. После завершения процедур обследования осуществляется первич­ный анализ и осмысление полученных результатов, а также их оформ­ление в «Карте развития ребенка».

 

Примечания:

1. Для обозначения первых параметров характеристики (диагноз, сопутству­ющие проблемы в развитии, логопедический диагноз, социальный статус) может применяться собственная форма краткой записи.

В структуре «Карты» выделены следующие разделы: формальные данные о ребенке, анамнестические данные, раннее психомоторное развитие, перенесенные заболевания, данные медицинского обследо­вания, содержание и результаты обследования, выводы по результатам обследования, консультации специалистов, сотрудничество с семьей. Наиболее объемным является раздел «Содержание и результаты обсле­дования», в котором перечислены все параметры развития ребенка, подлежащие изучению, и даны графы для фиксирования результатов. При этом предусмотрена возможность отражения результатов обследования ребенка в течение четырех лет его пребывания в детском саду, а внутри каждого года еще в начале, середине и в конце.

В графы «Карты» вписываются цифры от 0 до 6, каждой из которых соответствует определенная качественная характеристика изучаемого параметра.

Примечания:

— обозначения «I год», «II год», «III год», «IV год» отражают год пребывания ребенка в образовательном учреждении для детей с проблемами в развитии.

— слова: «начало», «середина», «конец» — обозначают соответственно начало, середину, конец учебного года.

 


«Карту развития» оформляет учитель-дефектолог, который включает в нее данные, полученные не только лично им, но и результаты, предо­ставленные другими участниками комплексного обследования.

Заключительная оценка, которая присваивается по каждому пара­метру «Карты развития ребенка» является по сути дела результатом проводимой психолого-педагогической экспертизы, в которой участву­ют все специалисты, работающие с конкретной группой воспитанни­ков дошкольного учреждения. Каждый из них сначала осуществляет первичный анализ и осмысление полученных результатов, соотносит их с предложенной шкалой оценки, которая представлена в разделе II данного пособия. После этого предполагаемые оценки по каждому из изучаемых параметров коллективно обсуждаются, что гарантирует вы­сокую степень их объективности. Именно эти оценки заносится в «Кар­ту развития ребенка».

Такая форма представления результатов обследования не трудоемка на этапе записи, наглядного показывает наличие происходящих в раз­витии

ребенка изменений, дает возможность определить уровни его развития по отдельным группам параметров (эмоционально-волевая сфера, двигательная сфера, мышление, знания о себе и др.), позволяет использовать их для исследовательской работы.

Завершает процесс психолого-педагогического обследования про­ведение в каждой группе воспитанников психолого-медико-педаго­гического совещания (консилиума), в котором принимают участие все специалисты и представители администрации образовательной орга­низации. В процессе обсуждения подробно со всех сторон раскрывает­ся картина развития каждого ребенка, четко прослеживаются его ин­дивидуальные особенности и возможности. Это позволяет определить конкретные пути реализации индивидуального и дифференцированно­го подхода в педагогическом процессе и создать индивидуальные коррекционно-образовательные программы.

Результаты ежегодного обследования ребенка завершаются оформ­лением выводов. В них следует кратко отразить основные проблемы в его развитии, которые определят главные задачи коррекционно­-развивающей работы, а также отметить относительно сохранные про­цессы и функции, на которые можно опереться в процессе коррекци­онной работы.

По итогам совещаний составляется психолого-медико-педагогиче­ская характеристика группы, примерная форма которой предложена в приложении

2. В ней в обобщенном виде отражаются:

— данные результатов медицинского обследования ребенка (невро­патолог, психиатр, отоларинголог, ортопед, окулист, педиатр идр.);

— диагноз;

— социальный статус;

— особенности общения;

— особенности поведения;

— особенности эмоционально-волевой сферы;

— индивидуальные проявления личности;

— работоспособность;

— логопедический диагноз;

— сформированность умений и навыков;

— характеристика семьи.

Такая форма представления результатов обследования раскрывает обобщенную картину развития всех воспитанников группы, позволяет четко увидеть как сильные стороны, так и конкретные проблемы в раз­витии отдельных детей, требующие обязательного решения в процессе их воспитания и обучения.

Количественная интерпретация результатов. Полученные в процессе психолого-педагогического обследования результаты могут быть использованы специалистами для решения задач исследовательской работы.

Условные баллы, присвоенные каждому «шагу» в развитии всех уме­ний (знаний, функций, качеств ит.п.), позволяют провести математи­ческую обработку данных, выявить определенные тенденции и сделать обобщения. В частности, можно определить уровни развития, напри­мер, представлений о себе, о цвете, о форме, математических представ­лений, изобразительной деятельности и др.

Способ определения уровней проиллюстрируем на примере пред­ставлений о величине. Так, в «Карте развития ребенка» предлагается 10 параметров для оценки развития у воспитанников этих представле­ний. Максимальная оценка каждого параметра составляет 6 баллов, соответственно ребенок, полностью владеющий представлениями о ве­личине, может достичь максимального результата — 60 баллов (10 х  6 = 60). Наиболее целесообразным, на наш взгляд, является опреде­ление следующих четырех уровней развития представлений о величине (так же как и других знаний, умений, качеств, свойств и др.):

I уровень (очень низкий) —1-15 баллов.

II уровень (низкий) —16-30 баллов.

III уровень (средний) — 31-45 баллов.

IV уровень (высокий) — 46-60 баллов.

Все данные заносятся в таблицы (см.приложение №1, 2)


Сенсорное развитие

таблица 1(Б2.1)

Ф.имя ребёнка

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.041 с.)