Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Познание, его формы и методы.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс научного познания включает в себя ряд взаимоорганизованных элементов: субъект, объект, субъект, знание как результат и метод исследования. Субъект познания — это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность (коллектив), формирующая новое знание. Познает мир, в принципе, общество, удовлетворяющее свои потребности. Однако научное познание, возникшее на определенном историческом этапе, осуществляется не обществом в целом, а его отдельными представителями, которые в своей совокупности образуют научное сообщество. Таким образом, субъектами научного познания могут быть отдельные люди, социальные и научные общности, человечество в целом. Объект познания — это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Это та часть (или фрагмент) мира, с которой в той или другой форме взаимодействует субъект, или до чего он может и хочет «дотянуться». Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Объектом научного анализа могут стать как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности. Например, можно изучать художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д. Но в любом случае объект познания существует в самостоятельном виде, как нечто дистанцированное и не зависящее от субъекта. Это значит, что ученый, даже если он изучает субъективный мир личности, всегда отдает себе отчет в том, что он должен выявить нечто присущее самому объекту, но не может произвольно навязывать этому объекту свои собственные мнения. В этом плане объект объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя. Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный характер формирования объекта науки. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания — это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи. Объект опосредуется предметом познания, который представляет его с определенной точки зрения, в определенном теоретико-познавательном ракурсе. Если об объекте науки можно сказать, что он существует независимо от познавательных целей и сознания ученого, то о предмете познания этого сказать уже нельзя. Предмет познания – это определенное видение и понимание объекта исследования. Соединение объективного мира и мира человека в современных науках — как естественных, так и гуманитарных — неизбежно ведет к трансформации идеала «ценностно-нейтрального исследования». Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «человекораз-мерным» объектам не только не допускает, но и предлагает включение аксиологических (ценностных) факторов в состав объясняющих положений. Характерной особенностью познавательного процесса конца XX в. является изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. В современной методологической литературе все более склоняются к выводу о том, что если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки — сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов. Объектом современной науки (и естествознания в том числе) становятся — и чем дальше, тем чаще — так называемые «человекоразмерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (впервую очередь генетической инженерии), системы «человек—машина» и т. д. Изменение характера объекта исследования в постнеклассической науке ведет к изменению подходов и методов исследования. Если на предшествующих этапах наукабыла ориентирована преимущественно на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той илииной научной дисциплины, то специфику современной науки все более определяют комплексные исследовательские программы (в которых принимают участие специалисты различных областей знания), междисциплинарные исследования. Выделение объекта и субъекта познания помогает лучше понять особенности различных философских концепций, рассматривающих возможность достоверного познания мира. Познаваем ли мир? Как относятся наши знания о мире к самому миру? Насколько они способны давать достоверные сведения о предметах и их сущности? Как относиться к мнению, что человеческое познание безгранично, что возможно познание всей бесконечной Вселенной? Вот здесь и приходят на помощь категории объекта и субъекта познания. Предмет исследования выступает как своего рода модификация познаваемого объекта, представляющая его проекцию, которая в рамках данного исследования носит относительно самостоятельный характер. Подобно тому как вещь, освещаемая с разных сторон, отбрасывает различные тени, остающиеся тем не менее отображениями все той же вещи, предметы исследования, формируемые в свете различных субъективных целей, представляют собой отображения одного и того же объекта, который выступает в данном случае как инвариант преобразований предмета исследования. Все познавательные операции осуществляются именно с такими идеализированными предметами, которые в процессе познания изменяются, приближаясь к адекватному отображению реального объекта. При этом промежуточные конструкции, которые на определенном этапе развития научного знания предполагались как отображения реально существующих объектов (флогистон, эфир и др.), в дальнейшем могут быть признаны полностью фиктивными, однако это нисколько не повлияет на реальность самих объектов. Знание - селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая социальное значение (5) и признаваемая в качестве именно З. определенными социальными субъектами и обществом в целом (6). Рассуждая об объектах, мы всегда рассуждаем не о чем-то существующем вне нашего рассуждения, но именно об объектах данной теории, данного языка. Перевод наших рассуждений на иной язык всегда связан с переходом к новой объектной структуре (потому-то он и иной) и никогда не может быть совершенно адекватным, поскольку всегда влечет за собой изменение онтологии. При этом мы никогда не можем указать, какая из этих онтологии ближе к реальности, прежде всего потому, что реальность никогда не дана нам непосредственно. Мир объектов всегда задан через ту или иную концептуальную систему, совокупность языковых значений. Когда мы пытаемся сопоставить наше теоретическое знание с тем, что мы называем объективной реальностью, мы сопоставляем лишь две различным образом «концептуально заданные» онтологии. Поэтому на вопрос о том, чем на самом деле являются объекты данной теории или, еще шире, данного языка, нельзя дать ответа, имеющего абсолютное значение. Каждому языку присущ свой способ объектного расчленения мира. Вследствие этого непрерывность познавательного опыта может реально существовать лишь внутри субъектных групп — носителей данного языка, да и то не без некоторых оговорок: · с одной стороны, с течением времени в самом языке происходят изменения; «дрейф» референтных отношений рано или поздно приводит к разрывам в опыте субъектной группы; · с другой стороны, даже внутри такой группы не существует абсолютной идентичности между референтными системами отдельных индивидов. Когда мы общаемся с человеком, говорящим на одном с нами языке, наша убежденность в том, что оба мы имеем в виду один и тот же объектный мир, основана на том, что, воспринимая выражения его речи, мы относим их к объектам, которые выступают референтами этих выражений в нашем понимании. Как и обыденное познание, наука имеет своим содержанием жизненный мир человека, однако осмысление этого мира в науке осуществляется несколько иным образом. В отличие от повседневной познавательной деятельности научное познание носит систематический и целенаправленный характер. Можно выделить некоторые специфические особенности научного познания. · Во-первых, наука имеет дело не только с теми объектами, с которыми человек непосредственно сталкивается в своей повседневной жизни, но и с теми, само существование которых выявляется лишь в ходе научного исследования. · Во-вторых, в процессе развития науки разрабатываются специальные средства и приемы познавательной деятельности, имеющие как предметный (приборы, экспериментальные установки и т.д.), так и знаково-символический (математические теории, методологические принципы и др.) характер. Эти средства играют существенную роль в выявлении и изучении природных и идеализированных объектов, выступающих в качестве предметов научных исследований. Отмеченные особенности, в свою очередь, подразумевают, что человек, работающий в области науки, должен быть специально подготовлен, получить соответствующее образование, освоить результаты предшествующего развития науки, ее специфический язык, овладеть навыком обращения с приборами и экспериментальной техникой. Иными словами, обыденный опыт, извлекаемый непосредственно из бытовых жизненных ситуаций, для научной деятельности явно недостаточен. Человеческое познание о существляется благодаря способности создавать логически связанные представления о мире и своем месте в нем. Наука является одной из форм реализации этой способности. Научное познание можно определить как форму духовного производства, целью которого выступает реконструкция предметного мира в логических структурах понятий и категорий. Это производство знаний подчиняется определенным закономерностям, осуществляется в определенных формах, согласно определенным методам. Научная теория и метод. Всякая сознательная деятельность предполагает определенную цель, для достижения которой используются соответствующие средства и приемы. Их совокупность образует метод. Научный метод — это система приемов и операций, с помощью которых осуществляется построение теоретических моделей мира. Каждая такая модель должна быть, во-первых, связана со всей системой научного знания и, во-вторых, обеспечивать решение определенных практических задач. Это означает, что правильный метод, будучи необходимой предпосылкой истинного знания, сам должен быть обоснован уже имеющимся знанием об объекте. Здесь возникает на первый взгляд парадоксальная ситуация: правильный метод должен иметь обоснование, что предполагает наличие истинной теории объекта, но истинная теория, в свою очередь, может быть построена только при использовании правильного метода! Так что должно быть вначале — метод или теория? Теоретическая система всегда имеет две стороны: ► во-первых, она является реконструкцией существенных связей и отношений объекта и в этом качестве выступает как знание об объекте; ► во-вторых, она служит нормативным предписанием, указывая, как именно следует вести себя по отношению к объекту, т.е. выступает не только как метод теоретического осмысления, но как метод практического использования объекта. Например, механика Ньютона, будучи выражением закономерностей механического движения, вместе с тем дает метод решения определенного круга теоретических и практических задач. Таким образом, разработка метода представляет собой сложный процесс, который определяется и направляется предварительными общими представлениями об объекте. Откуда же берутся эти предварительные общие представления? Как показывает история науки, в ней можно выделить два периодически сменяющих друг друга этапа: 1) этап разработки, детализации и уточнения уже сформированных фундаментальных теорий и 2) этап революционного преобразования этого теоретического фундамента. Первый обычно называется ординарной, или нормальной, наукой, второй — экстраординарной наукой, или научной революцией. Для первого этапа характерно развитие приложений уже сложившейся теории. Движение научного исследования идет как бы «вширь», не затрагивая границ фундаментальной теории и сложившихся на ее основе методов. Поскольку наука при этом не втягивает в сферу своего исследования объектов иного типа, чем предусмотренные теорией, нет необходимости и в преобразовании методов: они стабильны, устойчивы. Стабильность методов зачастую порождает иллюзию их универсальности, применимости к любым областям познания, склоняет исследователей к неоправданному расширению границ их использования. Например, эффективное применение в области механики ньютоновских представлений о природных объектах как о простых механических системах привело к канонизации методов механики, утверждению их в качестве единственных универсальных методов всякого познания. На протяжении более двух столетий механицизм пытался свести все многообразие природных и даже социальных процессов к простой сумме механических перемещений. В действительности всякая теория и разработанный на ее основе метод имеют границы применимости. Достигнув этих границ, они утрачивают свою эффективность. Появляются факты, которые не находят объяснения в рамках существующих теорий. Применение методов, хорошо зарекомендовавших себя в исследовании одной области, может оказаться крайне неэффективным в другой. Вот здесь и возникает «революционная ситуация»: осознается необходимость радикального преобразования фундаментальных теорий и методов исследования. Выход из такой ситуации зачастую достигается за счет обращения к философии, ведь сама несогласованность вновь открытых явлений с существующей теоретической картиной мира неизбежно ставит вопрос о характере отношения наших знаний к действительности, а это уже сугубо философская проблема. Задача философии как методологии научного познания как раз и состоит в выработке предварительных общих представлений о структуре и взаимосвязях объекта. В процессе разработки этих представлений философия развивает понятийный аппарат мышления, вырабатывает систему категорий, в рамках которой осуществляется познание мира. Методологический анализ процесса научного познания позволяет выделить два основных типа приемов исследования: 1) приемы, присущие человеческому познанию в целом, т.е. применяемые как в обыденном, так и в научном познании; 2) приемы и методы, характерные только для научного познания. Они вырабатываются в процессе развития самой науки и, как правило, не применяются в обыденном познании. К общелогическим обычно относят такие приемы и методы, как анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. · Анализ и синтез — наиболее простые, начальные приемы человеческого познания. Анализ — это расчленение целого на составляющие части, стороны, элементы с целью их всестороннего изучения. Подобное разделение может быть как мысленным, так и практическим, экспериментальным. Синтез — это соединение отдельных сторон, частей, элементов в единое целое с целью создания единого целостного предмета. Каки анализ, синтез может быть мысленным или практическим. Реальной основой указанных операций является способность элементов, из которых состоят исследуемые объекты,к разъединению, соединению и перегруппировке. Уже на самых ранних стадиях своего развития человек сталкивался с необходимостью практически расчленять и соединять предметы. Эти операции, на практике выявляющие структурированность объектов, повторяясь, закреплялись в человеческом сознании, превращаясь в особые приемы мышления. В то же время применение данных методов сопряжено с рядом трудностей. В первую очередь это связано с проблемой выделения частей из состава целого. Являются ли границы между частями объективно заданными самой «природой вещи» и совершенно независимыми от воли и желания исследователя или проведение этих границ есть дело его произвола? В истории познания были реализованы обе концепции. · Абстрагирование — это прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемого объекта с выделением свойств и отношений, интересующих исследователя. Каждый объект обладает множеством свойств и отношений, и далеко не всегда (а практически никогда) все они являются в равной мере значимыми в рамках того или иного исследования. Например, при исследовании одного и того же объекта — Земли, то, что интересует астронома, может быть безразлично географу или геологу, и наоборот. Каждого из них интересует лишь какая-то одна сторона бесконечного многообразия объекта; все остальные его стороны он будет рассматривать как несущественные и, стало быть, несуществующие. Результатом абстрагирования является абстракция — специфическая умственная конструкция, отображающая какое-то одно свойство или отношение объекта и игнорирующая все остальное. Объективной основой абстрагирования является действительное наличие выделяемых свойств и связей в объектах. Субъективной основой — связь именно этих сторон и свойств объекта с задачей исследователя. Подобно анализу, абстрагирование нельзя считать совершенно произвольным актом: он осуществляется в соответствии как с собственными характеристиками предмета, так и с целью, ради которой данный предмет вовлекается в исследование. Абстрагирование осуществляется в тесной связи с обобщением. · Обобщение — это прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия к более общему.I la определенных ступенях познания существует предел такому расширению понятий, заканчивающийся выработкой философских категорий — предельно широких понятий, составляющих основу познавательной деятельности человека. · Индукция и дедукция. В процессе как научного, так и обыденного познания часто приходится, опираясь на имеющееся знание, делать заключения о неизвестном. Такое расширение объема знания чисто логическим путем осуществляется при помощи индуктивных или дедуктивных умозаключений, а сам процесс называется индукцией или дедукцией. Индукция — это способ рассуждения, когда общий вывод строится на основании частных посылок. Иными словами, положение, справедливость которого установлена для ряда частных случаев, распространяется на весь класс подобных объектов в целом. Примером индуктивного рассуждения может служить следующее утверждение: «Металлы А, В, С, D при нагревании расширяются, следовательно, все металлы при нагревании расширяются». Различают индукцию полную и неполную. Полная индукция основана на изучении каждого из объектов, входящих в класс. Полная индукция не дает нового знания. Неполная индукция, где вывод строится на основе изучения какой-то части объектов, входящих в класс, не дает гарантии истинности вывода. Дедукция — это способ рассуждения, когда из общих посылок делаются частные выводы, т.е. положения, которые полагаются справедливыми для всего класса объектов, распространяются на каждый отдельный элемент данного класса. Например, «Сумма внутренних углов всякого треугольника равна 180 градусам, следовательно, суммы внутренних углов треугольников ABC, MNK и XYZ равны 180 градусам». Индукция и дедукция дают возможность расширять знания либо восходя от отдельных фактов к общим принципам и законам, либо раскрывая смысл этих общих принципов и законов применительно к множеству частных случаев. Дедукция и индукция связаны между собой столь же необходимым образом, как и анализ и синтез. · Аналогия и моделирование. Прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках, называется аналогией. Или, иными словами, аналогия — это прием, позволяющий осуществлять перенос информации из одних областей в другие и тем самым расширять круг знания. Различают две формы аналогии: ассоциативную и логическую. Ассоциативная аналогия проявляется в основном в психологических актах творчества. Она носит образный характер и играет большую роль в период первоначального зарождения новых научных идей. В ходе ассоциативной аналогии иногда сближаются весьма далекие по своей природе явления и предметы. В качестве примера можно привести сон немецкого химика Фридриха Кекуле, увидевшего в шести сцепившихся обезьянах аналог формулы бензольного кольца. Логическая аналогия тесно смыкается с операцией обобщения, поскольку строится как предположение о каком-то общем признаке. Например, опровергая представления о неподвижности Земли, Галилей рассуждал по аналогии с движущимся кораблем, все движения предметов на котором происходят точно так же, как и на неподвижном. Умозаключения по аналогии, позволяющие осуществлять перенос информации об одних объектах на другие, составляет гносеологическую основу моделирования. · Моделирование — это изучение объекта путем создания и исследования упрощенной копии, отображающей лишь некоторые его стороны. Моделируемый объект представляет собой оригинал, а его копия — это и есть модель. Модели должны соответствовать оригиналу в тех его свойствах, которые подлежат изучению, но могут отличаться от него по другим признакам. Моделирование представляет собой универсальный прием познания, применявшийся с глубокой древности, хотя и не всегда осознанно. В научном познании применяются модели материальные и идеальные. Материальные модели являются природными или искусственными объектами, воспроизводящими в упрощенном виде либо в уменьшенном масштабе характеристики или структурные особенности оригинала, например модель плотины или модель молекулы бензола. Идеальные модели представляют собой мысленные конструкции, воспроизводящие в форме идеализированного образа или знаковой системы характеристики и структурные связи объекта-оригинала, например математический маятник, компьютерная программа и др. В развитой науке обычно различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Каждый из них характеризуется специфическими методами и приемами изучения мира. Различие между данными уровнями состоит в том, что эмпирическое исследование непосредственно соприкасается с реальностью, а теоретическое, опираясь на данные эмпирического познания, раскрывает наиболее важные закономерности, характеризующие существование реальных объектов. Так, открытие нового химического элемента лишь пополняет ряд объектов теории, не затрагивая ее основ, открытие же Периодического закона Д. И. Менделеевым преобразовало теоретические представления об исследуемой области в целом. В первом случае мы имеем дело с исследованием эмпирического, во втором — теоретического уровня. I. Методы эмпирического исследования. К такого рода приемам и методам относят наблюдение и описание, измерение и эксперимент. · Наблюдение и описание. Под наблюдением понимается целенаправленное восприятие исследуемого объекта, в ходе которого получают знание о его внешних сторонах и свойствах. Можно выделить четыре вида наблюдения: → прямое наблюдение, когда наблюдатель имеет дело непосредственно с самим исследуемым объектом, прямо фиксируя его свойства и связи; → косвенное наблюдение, когда воспринимается не сам объект, а те следствия, которые он вызывает в своем окружении, например туманный след в камере Вильсона; → непосредственное наблюдение, которое осуществляется при помощи органов чувств человека; → опосредованное наблюдение, которое осуществляется при помощи технических средств, приборов и др. Очевидно, что ни косвенное, ни опосредованное наблюдение не могут быть чисто эмпирическими, поскольку всегда опираются на определенные теоретические предположения. На этом основании, например, философы-неопозитивисты, а зачастую и сами естествоиспытатели отказывали такому наблюдению в доверии, поскольку оно «отягощено субъективными моментами». В качестве идеала они выдвигали такназываемое «чистое», или беспредпосылочное, наблюдение, свободное от каких бы то ни было теоретических предположений, т.е. прямое и непосредственное. Именно такое наблюдение, по их мнению, должно давать нам знание чисто объективных «протокольных фактов», составляющих «эмпирический базис» науки. Теория, с их точки зрения, должна быть лишь индуктивным обобщением фактов и в любой момент может быть без остатка сведена (редуцирована) к исходным «протокольным таблицам». Иными словами, с точки зрения «здравого смысла» и позитивной философии теория всегда идет вслед за эмпирией и ни при каких условиях не может и не должна опережать ее. Но так ли обстоит дело в действительности? Возможно ли «чистое» наблюдение, не содержащее в себе абсолютно никаких теоретических предпосылок? Рассмотрим такой пример: три разных исследователя, каждый в свое время, наблюдали одно и то же явление — прокаливание свинца на огне. Альберт Великий (1193—1280) описывал это явление как образование «желтого порошка», Джозеф Пристли (1733—1804) — «дефлогистонированного свинца», а Антуан Лавуазье (1743—1794) — «окиси свинца». Почему, глядя на одно и то же, они видели совершенно разные вещи? Причем Альберт Великий трактовал это как наблюдение простой «трансмутации» — превращения одного вещества в другое, Пристли — как отделение от свинца флогистона, а Лавуазье — как присоединение к свинцу кислорода. Различие между тем, на что мы смотрим, и тем, что мы при этом видим, можно объяснить следующим образом. Во всяком наблюдении участвуют (явно или неявно) предварительные теоретические предпосылки, определяющие, что следует видеть в каждом конкретном случае, т.е. в действительности нет и не может быть совершено «чистого» беспредпосылочного наблюдения, поскольку оно всегдаоплодотворено той или иной идеей, всегда опосредовано теоретическим знанием, которое показывает, на что именно следует обратить внимание, что и как наблюдать. Взгляд ученого на мир отличается именно своей направленностью, избирательностью. Следовательно, наблюдение отнюдь не является тем простым элементарным актом, каким его пытались представить позитивисты. Для наблюдения недостаточно просто раскрыть глаза и уши. Необходимо предварительно знать, что и как мы хотим наблюдать. Миллионы людей миллионы раз смотрят на какое-нибудь явление, не замечая его, а первооткрывателем становится тот, кто, точно зная, чего он ожидает, способен распознать то, что соответствует ожидаемому результату или отклоняется от него. Завершающим этапом наблюдения является описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, полученных в результате наблюдения. · Измерение — это познавательная операция, в результате которой исследователь получает числовые значения сравниваемых величин. Измерение дополняет качественный анализ природных объектов точным количественным анализом. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-нибудь сходным свойствам и сторонам, выделяемым в результате абстрагирования. Измерение дает нечто большее, чем просто установление сходства или различия, поскольку в измерении устанавливается степень этого сходства (или различия). Измерение — это отождествление различных предметов в каком-то определенном отношении с фиксацией числа количественных различий между ними. Необходимым условием измерения является наличие единиц измерения или эталонов (например, в отношении протяженности удав тождественен 38 попугаям или шести мартышкам, хотя во многих иных отношениях эти объекты совершено различны). Через измерение осуществляется переход от наблюдаемого в опыте к математическим абстракциям, имеющим в основе идею числа. · Эксперимент — это высшая форма эмпирического исследования. В отличие от обычного наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в течение изучаемого процесса с целью получить о нем определенное знание. Исследуемое явление изучается здесь в специально создаваемых и контролируемых человеком условиях, что позволяет многократно воспроизводить данное явление при повторении условий. В ходе эксперимента исследователь может целенаправленно менять условия воспроизведения явления, что позволяет выявлять скрытые или не обнаруживаемые простым наблюдением свойства и связи объекта. Всякий эксперимент — это вопрос, задаваемый природе. Утвердительный ответ подтверждает правильность наших исходных теоретических предпосылок, отрицательный — порождает новую проблему, требующую дальнейших исследований. Таким образом, эксперимент может выступать не только завершающим актом исследования, но и своего рода генератором проблем, определяющим продвижение науки к новым рубежам. II. Методы теоретического исследования. К данной группе методов относят мысленный эксперимент; методы идеализации и формализации; аксиоматический и гипотетико-дедуктивный метод; верификацию и фальсификацию; исторический и логический методы. · Мысленный эксперимент. Характерной чертой теоретического познания является опора на абстрактные объекты. Ученый, развивая теорию, оперирует в своем мышлении логическими образами — понятиями, охватывающими и обобщающими наиболее существенные признаки изучаемых явлений. Эти понятия и есть абстрактные объекты, с которыми имеет дело теоретическое познание. Построение абстрактных объектов как теоретических образов действительности и оперирование с ними — вот суть мысленного эксперимента. В ходе мысленного эксперимента могут осуществляться такие комбинации мысленных образов, которые являются нереализуемыми на практике. Эти комбинации представляют продукт творческой фантазии ученого (например, лифт Эйнштейна, демон Максвелла1и др.). Однако это вовсе не означает, что в мысленном эксперименте «позволено все». Произвол человеческой фантазии достаточно жестко ограничен здесь целями исследования и законами логики. Собственно говоря, объектом мысленного эксперимента может быть все, что логически непротиворечиво, а следовательно, формально возможно. В мысленном эксперименте исследователь получает возможность оперировать образами вещей практически невозможных, т.е. входить в область явлений, противоречащих обыденному опыту. Вот почему роль мысленного эксперимента особенно велика в процессе зарождения нового теоретического знания, производства новых фундаментальных идей, требующих, с одной стороны, богатства творческой фантазии, а с другой — ясного видения цели исследования и строгой логики рассуждения. · Идеализация — это прием теоретического исследования, когда в процессе изучения объекта мысленно выделяют одно из необходимых условий его существования и затем постепенно мысленно сводят его действие к нулю. В результате конструируется объект, который не может существовать в действительности, поскольку он образован путем исключения условия, необходимого для существования, но тем не менее имеющий прообраз в реальном мире. Мысленные эксперименты, которые Альберт Эйнштейн и Джеймс Максвелл использовали для доказательства соответственно основного принципа теории относительности и второго начала термодинамики. Именно в результате подобной операции были образованы такие мысленные объекты, как идеальный газ, абсолютно черное тело и др. Такие идеализированные объекты, несмотря на то, что они реально не существуют, имеют большое эвристическое значение в науке. · Формализация — этот прием заключается в построении абстрактно-математических моделей. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), а отношения между знаками замещают отношения между объектами. Таким путем создаются обобщенные знаковые модели той или иной предметной области. Установление структурного подобия позволяет использовать формальный аппарат, выработанный для описания одних процессов, в качестве готового средства для изучения других процессов и получать знание об одних областях действительности, перенося на них методы, выработанные при исследовании других объектов. · Аксиоматический метод преобладает в математических науках (геометрия, логика и др.). При аксиоматическом построении научного знания сначала задается набор самоочевидных исходных положений — аксиом, которые не требуют доказательства. Затем из аксиом по определенным правилам выводится дедуктивным путем ряд следствий, которые рассматриваются как необходимые и достоверные. Совокупность исходных аксиом, правил вывода и выведенных согласно этим правилам следствий образуют аксиоматически построенную теорию. Исторически первым и, пожалуй, наиболее ярким примером такой теории является евклидова геометрия. Простота и ясность аксиоматического метода поражала воображение. Геометрия Евклида (III в. до н.э.) на два тысячелетия стала идеальным образцом подлинного теоретического знания. Попытки перестроить всю систему человеческого знания согласно основным идеям аксиоматического метода предпринимались неоднократно: аналитическая геометрия Р. Декарта, механика И. Ньютона, этика Б. Спинозы — вот образцы подобных попыток. Построение формализованных аксиоматических систем привело к большим успехам, особенно в математике, и даже породило надежды на возможность ее развития чисто формальными средствами. Однако вскоре обнаружилась тщетность этих надежд. В 1931 г. австрийским математиком и философом Куртом Гёделем (1906—1978) было получено доказательство принципиальной неполноты формализованных систем, что показало границы их применимости. · Гипотетико-дедуктивный метод, в отличие от аксиоматического, применяется главным образом в так называемых эмпирических науках (физика, химия, биология и т.д.). В науке данный метод применялся сXVIIвека, но объектом методологического анализа он стал лишь в середине XX столетия. Интересно, что его применение противоречило классической схеме эмпирической науки, ведь согласно этому идеалу наука должна строиться снизу вверх — от эмпирических наблюдений к теоретическим обобщениям. Здесь же исследование движется в обратном направлении — сверху вниз: от общей теории к единичным фактам. Исследование начинается с выдвижения гипотезы, из нее выводятся утверждения об эмпирических фактах, которые должны наблюдаться, если исходная гипотеза верна. Гипотеза, дедуктивные следствия которой оказываются оправданными, доказывает свою истинность и приобретает стату
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.64 (0.016 с.) |