Познание как предмет философского анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познание как предмет философского анализа



В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “ Гносеология ” — слово греческого происхождения (гнозис — знание и логос — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие.

В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания — неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.

 

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

- гностицизм;

- агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

- сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

- сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

- идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

- материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

- диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

- историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

- практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

- познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;

- объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

- активности творческого отображения действительности;

- конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.

Понятие познания

Познание – совокупность процессов, целью которых является знание о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом теории познания – гносеологии. Процесс познания всегда представлял особый интерес для исследователей. Так, Декарт рассматривал познание как действие, нацеленное на овладение силами природы и совершенствование самой природы человека. Платон разделял все, что доступно познанию, на два вида – чувственно-воспринимаемое и познаваемое рассудком. Отношения между этими двумя категориями определяют отношения разных познавательных способностей: через ощущения появляется возможность познавать мир вещей, в то время как разум позволяет найти истину. Кант писал о существовании двух направлений человеческого познания, которые, возможно, произрастают из одного, но неизвестного до сих пор целого. Одно – это чувственность, второе – рассудок. Если через первое даются предметы, то через второе они мыслятся. В современной литературе целью познания называют истину.

Формы познания могут быть различны – научное и ненаучное, причем последнее включает обыденное и художественное, а также мифологическое и религиозное познание. В психологии познание определяется термином «когнитивность», и под ним понимают способность умственного восприятия внешней информации для дальнейшей переработки. Когнитивные процессы на протяжении долгого времени приписывали памяти, вниманию, восприятию, действию, принятию решения и воображению, в то время как эмоции традиционно исключались из этого списка. Современные исследования нацелены на когнитивную составляющую эмоций, поскольку вышеупомянутое деление сейчас считается устаревшим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.009 с.)