Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Последовательность работы над созданием композиции
Создание художественного произведения – это не отдельный изолированный акт, а многообразный, чаще всего с трудом, но все же расчленимый на ряд стадий. Первая ступень творческого процесса художника – период первоначальных художественных накоплений. Он предшествует созданию произведения и характеризуется непроизвольностью‚ разнонаправленностью поисков, большим удельным весом случайностей, накапливанием разнообразных наблюдений, впечатлений, знаний. Поскольку у художника еще не сложился определенный сюжетный замысел, все, что привлекает его внимание, воспринимается с точки. зрения их общего эстетического смысла и значения. В этот период художник отчасти сознательно, а отчасти стихийно «складывает в копилку» материал действительности, еще не зная, пригодятся ли эти данные и когда они понадобятся. Постепенно активизируется и обостряется зрительная память, происходят качественные изменения в связи с целенаправленностью наблюдений на основе имеющейся информации, появляются новые мысли, суждения, оценки. Период первоначальных накоплений ценен «перенасыщением опытом», информацией, что приводит к переходу количества в качество – зарождается замысел. Замысел —это следующее звено в динамике творческого процесса. Обычно замысел – это более или менее определившийся сюжет, конкретизация изобразительного пластического мотива, поразившего художника. «Предельная выразительность и новизна пластического мотива являются основными требованиями, предъявляемыми к нему при определении его ценности и того, стоит ли над ним работать дальше» [4]. Возникновение замысла как бы наводит порядок в хаотическом состоянии работы‚ придает ей целенаправленность, сохраняя, однако, в действии интуицию, фантазию (Рисунок 13).
Рисунок 13. В. И. Суриков. Эскиз к картине "Боярыня Морозова".
Первоначальный замысел, представляющий собой эскизную основу будущего произведения, как правило, отличают следующие конкретные элементы: сюжетная завязка, достаточно ясные наметки логической связи частей, основы образов, а также предполагаемые средства выразительности (Рисунок 14, 15).
Рисунок 14, 15. В. И. Суриков. Эскизы к картине "Боярыня Морозова".
В процессе возникновения замысла у художника особенно активно начинает работать воображение, фантазия, мышление, происходит отбор художественных средств в определенном направлении, расширяются представления о многогранной действительности. В результате замысел развивается, конкретизируется, частично изменяется (Рисунок 16).
Рисунок 16. В. И. Суриков. Эскиз к картине "Боярыня Морозова".
Многое изменено, что-то использовано как подсобный материал, а что-то и совсем отброшено. Для этой стадии характерно целостное видение художником всего произведения, он знает, как надо вести окончательную разработку композиции, каково значение деталей. В своей творческой работе художник сочетает чувственное и логическое, следует объективным законам, используя разнообразные приемы и средства искусства. Как верно говорит Е. А. Кибрик, «только гармоническое соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное‚ законченное произведение» [2]. Завершающая стадия творческого процесса – это авторедактирование, окончательная отделка‚ правка, шлифовка отдельных деталей произведения. Иногда композиционная правка и переделки бывают настолько основательными, что правомерно говорить о втором рождении картины, скульптуры и т. д. (Рисунок 17).
Рисунок 17. В. И. Суриков "Боярыня Морозова".
В заключение разговора о творческом процессе необходимо отметить, что все его стадии взаимосвязаны, они не имеют жесткой последовательности и границ. Возможны случаи одновременного действия двух и трех фаз. Иногда некоторые звенья совсем отсутствуют. На длительность творческого процесса оказывают влияние как идейный замысел картины, так и различные внешние условия. Говоря другими словами, и обобщив выше изложенное, творческий процесс делится на три этапа: 1.период «первоначального художественного накопления», определяющего идею, форму и характер образов; 2.обдумывание и вынашивание замысла; 3.написание произведения [6].
1.5. Особенности композиции станковой живописи Станковая живопись, с одной стороны, базируется на всеобщих законах композиционного творчества, с другой стороны, имеет свою специфику, свои особенности, присущие только данному виду изобразительного искусства и проявляющиеся в каждом жанре станковой живописи (натюрморт, пейзаж, портрет и т. д.) по-своему.
Натюрморт.
Натюрморт может выступать как один из жанров станковой живописи, как самостоятельное произведение искусства, но может быть и составной частью композиции жанровой картины, портрета-картины, следовательно, и играет значительную роль в раскрытии смыслового содержания произведения, являться важным средством характеристики художественного образа, в том числе его психологической характеристики. Композиционные задачи при изображении натюрморта решаются как в работе над учебной натурной постановкой, так и в процессе создания творческого натюрморта на основе возникновения замысла и разработки эскизов с использованием натурного материала. Композиционная работа при изображении натюрморта с натуры ведется в плане поисков характера группировки и размещения предметов в пределах картинной плоскости, в формате. В зависимости от характера изображаемых предметов — их высоты и ширины, глубины намечаемого пространства, степени контрастности предметов по величине, форме и цвету — рисующий ведет уточнение формата и положения композиционного центра, находит тональное или цветовое решение — ведет поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут свое разрешение вопросы равновесия, пропорциональных отношений по величинам и т. д. Сюжетный центр выбирается с таким расчетом, чтобы он, притягивая к себе остальное, выполнял функцию своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного центра. Он может выделяться, благодаря контрасту форм, тона, цвета и т. д., но он не должен нарушать целостности изображения как совокупности взаимосвязанных по смыслу предметов. Предметы, вещи, которые составляют содержание натюрмортов, имеют отношение к той или иной сфере деятельности человека, и через них художники показывают особенности людей той или иной профессии, рода занятий, передают характер эпохи. Так, например, фламандский художник Франс Снейдерс в соответствии со стилем барокко писал большие натюрморты, раскрывающие всевозможное изобилие и предназначенные для больших парадных дворцовых помещений (Рисунок 18).
Рисунок 18. Ф. Снейдерс "Натюрморт с битой дичью и омаром".
Пейзаж.
В пейзажной живописи одинаково важны и рисунок, и живопись, и композиция. В процессе работы надо обязательно учитывать действие законов целостности и контрастов. Особенно важно помнить о тональных и цветовых контрастах, о роли контрастов форм, размеров и других элементов, входящих в изображаемый мотив. На завершающем этапе необходимо посмотреть на картину через призму закона целостности и устранить распад композиции на части.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.007 с.) |