Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.



Основные законы композиции

 

Композиция – научная основа любого художественного творчества, поэтому имеет ряд своих законов:

 

Закон целостности.

 

Всякое произведение искусства прежде всего должно быть цельно и восприниматься как неделимая композиция, то есть произведение не может восприниматься как сумма нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Главная черта закона цельности – неделимость, которая закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

При нахождении конструктивной идеи следует вначале сочетать основные массы, в силуэты которых войдут детали. Значит, разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции [8].

К примеру, композиция картины Дейнеки «Оборона Петрограда» построена в два яруса: на смену раненым солдатам – защитникам идут новые отряды рабочих бойцов, движение принимает круговой ход, объединяющие части композиции в одно целое, создавая собственный единый замысел (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. А. А. Дейнека «Оборона Петрограда».

 

Еще одна черта закона – необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. То есть выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенное.

Также цельность подразумевает в себе неповторимость элементов композиции, включая сюда формы, размеры, пятна, интервалы, характеры, типы, жесты.

 

Закон типизации.

 

Для начала типизация характеризуется типичностью характеров и обстоятельств, в которых развивается композиционное действие. То есть создание художественного образа, в котором через характерное передается типическое, через единичное – общее. К примеру, каждый портрет крестьян у Ван Гога обладает индивидуальностью, характером, в тоже же время, всех их объединяет тяжелая жизнь и тяжелый каждодневный труд (Рисунок 2, 3).

 

               

Рисунок 2, 3. Ван Гог  "Портрет крестьянки",

"Портрет крестьянина".

 

Еще одна черта – передача в произведении искусства ощущения движения, развития действия во времени. И когда говорится о передаче движения, имеется ввиду передача ощущения движения.

Чтобы добиться этого чувства, необходимо в изображаемом событии найти и выделить кульминационный момент, содержащий признаки предыдущего и намеки на последующее развитие данного события [8].

 

Закон новизны.

 

Новое в живописи заключается главным образом не в невиданном ранее сюжете, а в хорошей своеобразной композиции, в силе выражения; таким образом обычную и старую тему можно сделать единственной в своем роде и новой [6].

Также в искусстве нужно не только владеть опытом прошлого, но и смело изобретать в интересах задуманного художественного образа.

Стимулом искусства является восторг, увлечение художника внезапно открывшимся ему новым и удивительным в окружающей обыденности. И все действительно выдающееся в искусстве отличается этой чертой — неожиданностью впервые созданного.

Новизна — драгоценнейшее качество композиции. Но тут же нужно сказать, что ничего нет хуже в искусстве, чем новизна как самоцель. Это приводит лишь к кривлянью, к «кокетству». Композиция картины Жака Луи Давида «Смерть Марата» была настоящим открытием по неожиданности, невиданности и смелости решения (Рисунок 4). Но это было пластическое воплощение мощного гражданского чувства великого художника. «Нарочно» выдумать такую оригинальную композицию без глубокого идейного стимула невозможно.

 

Рисунок 4. Ж. Л. Давид "Смерть Марата".

 

Настоящим новатором может быть только человек, открытый к восприятию «нового» в жизни, полный любопытства к этому «новому» и страстного желания утвердить это новое, запечатлев его, обратив на него внимание современников, и поэтому так важна для художника его идейная сущность, его пафос. Скептицизм же, душевная опустошенность, творчески бесплодны [2].

 

Закон контрастов.

 

Человек воспринимает окружающие его предметы, прежде всего, по контрасту их силуэтов и окружающей среды. И форму предмета человек воспринимает только благодаря контрасту света и тени. Полное отсутствие светотени создает плоскость [8].

Например, в портретном искусстве до сих пор силуэт строится на контрастах объекта и фона. Это можно увидеть и в автопортрете Серова. Более светлые части лица на более светлом фоне и наоборот (Рисунок 5).

 

Рисунок 5. Серов "Автопортрет".

 

Композиционные правила.

 

К основным правилам, или постоянным закономерностям, которые организуют построение двухмерного и трехмерного изображения, относятся [1]:

1. Правила симметрии, вытекающие из пластики строения человеческого тела и множества других природных форм, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого организма.

2. Правила равновесия – сочетание противоположных сторон изображения, равновеликих по массам.

3. Правила статики и динамики (покоя и движения) в пластическом решении композиции.

4. Правила ритма – закономерного чередования больших и малых форм, движения и покоя, контрастного и приглушенного, света и тени.

5. Правила перспективы применительно к различным композиционным решениям – по иллюзорной перспективе, прямоугольной (ортогональной), воздушной.

6. Золотое сечение и ордер как закономерные членения в архитектуре.

7. Масштаб как мера уменьшения или увеличения по отношению к натуральной величине.

8. Стилевое единство в ансамбле – в сочетании нескольких видов искусства.

9. Вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям.

Пожалуй, самой главной закономерностью композиции надо считать цельность. Как бы ни была сложна композиция по сюжету, сколько бы ни было в ней фигур, какими бы ни были они по масштабу, но коль скоро картина несет в себе свой особый изобразительный мир, то чем цельнее, монолитнее будет организм этого мира, тем яснее зритель будет воспринимать смысловое и пластическое решение. Поэтому как бы ни было своеобразно творческое лицо художника и оригинален его композиционный замысел, цельность – объективное средство композиции, одна из главных
ее закономерностей [3].

Объективными закономерностями конструктивно-пластического решения композиции нужно считать следующие:

1, Пределы ограниченности живописного поля, рамки композиции.

2. Пределы пространства и места сюжетного действия в картине.

3. Цельность.

4. Соразмерность компонентов, то есть ритм и пластика.

5. Нахождение зрительного центра.

 

Композиционные задачи.

 

В числе основных средств композиции называют обычно следующие элементы: формат, пространство, «центр внимания», ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамика и статика, равновесие, симметрия и асимметрия, открытость и замкнутость. Работая с этими элементами, художник решает творческие задачи, которые позволяют ему выразить свой замысел на холсте, поделиться мыслями, ощущениями, эмоциями со зрителем. В ходе такой работы одновременно или в определенной последовательности решаются конкретные композиционные задачи. Выделим основные: организация пространства, выявление главного, колористическое решение как основа образного начала, выразительность как «воздействующая сила композиции» [7].

 

Организация пространства.

 

Решение задачи организации пространства на холсте предполагает учет следующих факторов:

1) Многоплановость. Любое явление, сюжет, мотив можно изобразить по-разному. Объект изображения можно прописать крупно на первом плане, включить его в средний план или нарисовать на дальнем плане. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения композиции зависит от замысла художника, от идеи картины.

2) Пересечение планов. Необходимо помнить, что решение задачи организации пространства предполагает ритмическое членение вертикалей и горизонталей.

3) Ввод в глубину. Если коротко, то это наличие на холсте объекта (тропинка, река, пятно), уводящего взгляд в глубину. Как сделать пространство «живым» на плоском холсте? Один из возможных путей – диалектическое решение: удержание на плоскости и в то же время выявление глубины, трехмерности пространства. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием. Даже в таких жанрах, как портрет или натюрморт, талантливые мастера наполняют изображение динамикой. Основное правило глубины, связанное с колористическим решением холста: тон заднего плана всегда холоднее переднего. Колористическая плотность живописи постепенно набирают силу к переднему плану. Мягкие грани на заднем плане также способствуют созданию глубины.

Каким образом ввести в картину элементы времени и движения? Каждый художник находит свои приемы решения этой сложной задачи. Эффект движения достигается при помощи диагональных линий, свободного пространства перед движущимся объектом, направлением линии рисунка, размытостью фона и т.п. Е.А. Кибрик подчеркивал, что, несмотря на темпоральную статичность станковой картины, художник обязательно должен понимать, что предшествовало изображаемому моменту и что за ним последует, и найти способы передать это понимание зрителю.

 4) Ритмическое членение плоскости:

а) пластическое (пластика – это организация плоскости);

б) тональное;

в) цветовое;

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Его можно задать линиями, цветовыми пятнами, игрой света и тени. Это одна из «волшебных палочек», которая помогает художнику реализовать многоплановые композиционные задачи. Размышляйте над проблемой равновесия форм, масс, цветовых пятен и движения в картине. Пусть ни одна сторона холста не будет перегружена. Используйте симметрию и асимметрию. Хороший эскиз перед началом работы помогает определить места основных форм живописи, а также формат и размер холста. Создавайте ритм и равновесие в чередовании изображаемых форм.

В картине Веласкеса "Сдача Бреды" ритм — одно из главных средств выражения идейного замысла автора. Мысль о превосходстве организованной испанской армии над голландским ополчением ярко выражена ритмом картины, проявляющемся в повторах одежд, поз, лиц, оружия и т. д. (Рисунок 7).

 

Рисунок 7. Веласкес "Сдача Бреды".

 

Выявление главного.

 

Решение этой задачи во многом обеспечивает гармоничность картины и цельность ее восприятия. Каким образом решать эту задачу? С помощью каких приемов? Ищите ответы на эти вопросы. Вот лишь некоторые возможные варианты:

а) напряжением цвета;

б) выделением тона, контрастом;

в) подчинением всего состояния выявлению главного;

г) заострением характера главного мотива на холсте.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное. Научитесь обобщать и прописывать главное. Откажитесь от второстепенных деталей, приглушите отвлекающие от главного контрасты. Чрезмерная навязчивость деталей не всегда уместна. Оставьте возможности для работы воображения зрителя. Старайтесь объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

Главное – это визуальный центр картины, самая выразительная часть художественного образа. Область окружения дополняет эту важнейшую часть и зависит от нее. Определите, какие детали полнее раскрывают ваш замысел, а какие создают второстепенные центры интереса, конкурирующие с основной темой. Способность художника гармонично связать все элементы полотна, подчинить второстепенное главному – одно из условий цельности композиции [7].

Так, в картине «Возвращение блудного сына» Рембрандт освещает героев таким образом, что более всего выделены светом главные персонажи изображаемого события – фигура сына, лицо и руки отца. Всё остальное погружено в тень (Рисунок 8).

 

Рисунок 8. Рембрандт "Возвращение блудного сына".

 

Колорит

 

Колористическое решение – ядро образного начала. Колорит понимается как богатство и характер оттенков, введенных в живописное произведение и в его отдельные части, как превалирующий подбор тонов в картине [9]. Важнейшим компонентом в решении композиционных задач выступает цвет. Особенно велика его роль в процессе поиска образности работы. Прежде всего, колорит выражает эмоциональное содержание идеи, которая внедряется художником в состояние холста, наполняя его духовностью, делая трепетным и живым. Теплый или холодный колорит, плотный или прозрачно-мерцающий, комбинации цветов, цветовая нагрузка зависят от того какое настроение, переживание хочет выразить художник. Гармония цветовых отношений, их развитие внутри холста заслуживают самого пристального внимания. Например, красных: от оранжевых до бордовых; синих: от кобальта светлого до густого ультрамарина; желтых: от лимонных до оранжевых. То же самое можно сказать о декоративности больших пятен. Поиск ее обязателен независимо от степени разработки таких пятен. Речь идет о необходимости обобщения не только в изображении, репрезентации предметов, объектов и прочего, но и в выборе оптимальных колористических обобщений, способных адекватно выразить восприятие ситуации, мотива, состояния. Примером различных колоритов могут послужить работы Пабло Пикассо. Как известно, в его творчестве есть «розовый» и «голубой» периоды, отличающиеся палитрой цветов и настроением художника, которое он воплощает в работах (Рисунки 9, 10).

 

Рисунок 9, 10. П. Пикассо "Обнаженная с кувшином", "Гурман".

 

Натюрморт.

 

Натюрморт может выступать как один из жанров станковой живописи, как самостоятельное произведение искусства, но может быть и составной частью композиции жанровой картины, портрета-картины, следовательно, и играет значительную роль в раскрытии смыслового содержания произведения, являться важным средством характеристики художественного образа, в том числе его психологической характеристики.

Композиционные задачи при изображении натюрморта решаются как в работе над учебной натурной постановкой, так и в процессе создания творческого натюрморта на основе возникновения замысла и разработки эскизов с использованием натурного материала.

Композиционная работа при изображении натюрморта с натуры ведется в плане поисков характера группировки и размещения предметов в пределах картинной плоскости, в формате. В зависимости от характера изображаемых предметов — их высоты и ширины, глубины намечаемого пространства, степени контрастности предметов по величине, форме и цвету — рисующий ведет уточнение формата и положения композиционного центра, находит тональное или цветовое решение — ведет поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут свое разрешение вопросы равновесия, пропорциональных отношений по величинам и т. д. Сюжетный центр выбирается с таким расчетом, чтобы он, притягивая к себе остальное, выполнял функцию своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного центра. Он может выделяться, благодаря контрасту форм, тона, цвета и т. д., но он не должен нарушать целостности изображения как совокупности взаимосвязанных по смыслу предметов.

Предметы, вещи, которые составляют содержание натюрмортов, имеют отношение к той или иной сфере деятельности человека, и через них художники показывают особенности людей той или иной профессии, рода занятий, передают характер эпохи.

Так, например, фламандский художник Франс Снейдерс в соответствии со стилем барокко писал большие натюрморты, раскрывающие всевозможное изобилие и предназначенные для больших парадных дворцовых помещений (Рисунок 18).

 

Рисунок 18. Ф. Снейдерс "Натюрморт с битой дичью и омаром".

 

Пейзаж.

 

В пейзажной живописи одинаково важны и рисунок, и живопись, и композиция.

В процессе работы надо обязательно учитывать действие законов целостности и контрастов. Особенно важно помнить о тональных и цветовых контрастах, о роли контрастов форм, размеров и других элементов, входящих в изображаемый мотив. На завершающем этапе необходимо посмотреть на картину через призму закона целостности и устранить распад композиции на части.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были выявлены особенности создания композиционных работ на примере картин художников. В живописи композиция очень важна и это четко прослеживается на примерах знаменитых художественных произведений.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

§ изучена и проанализирована разная литература по теме;

§ рассмотрено понятие «композиция»;

§ изложены композиционные особенности жанров;

§ рассмотрены основные законы композиции;

§ указаны правила написания работы;

§ выявлены задачи выполнения композиции;

§ определена поэтапность создания картины;

§ создана собственная работа, опирающаяся на изученный материал.

Изучив законы композиции и ее правила, можно сказать, что композиция является важнейшим организующим компонентом художественного произведения, придающий единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п. Можно с уверенностью сказать, что каждый художник обязан иметь хотя бы базовые знания и навыки по композиции.

Конечным этапом выполнения данной курсовой является работа по живописи, которая во многом при создании ориентировалась на изученный по теме материал.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи, поставленные в данном исследовании выполнены. Работа имеет теоретическую и практическую значимость.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дейнека А. А. Учитесь рисовать. – М., 1961. – С. 165-170

2. Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. – «Вопросы философии». – 1966. – №10. – С. 21.

3. Лаптев А. М. О композиции. – М., 1959. – С. 103-108

4. Манизер М. Г. Об основах композиции (сочинения). – В кн.: Вопросы изобразительного искусства, вып. 1. М.,1954, с.18-19.

5. Пуссен, Н. А. А. Высказывания Пуссена // Мастера искусства об искусстве / А. А. Губер, В. Н. Гращенков. – М.: Искусство, 1967. – Т. 3. – С. 278-280.

6. Фадеев, А. А. За тридцать лет [Текст]: Избранные статьи, речи и письма о литературе и искусстве / Фадеев А. А.; сост., ред. и примеч. С. Н. Преображенского. — М.: Сов. писатель, 1957. — 984 с.: ил.

7. Чеканцев, П. А. Размышления о композиции в изобразительном искусстве/П. А. Чеканцев//Преподаватель XXI век. – 2015. – №4 (1). – С. 146-152.

8. Шорохов Е. В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2109 «Черчение, рисование и труд». – М.: Просвещение, 1979. – 303 с., ил.

9. Юон К. Ф. Об искусстве. – М., 1959. – Т. 1. – С. 111-113.

 

 

Основные законы композиции

 

Композиция – научная основа любого художественного творчества, поэтому имеет ряд своих законов:

 

Закон целостности.

 

Всякое произведение искусства прежде всего должно быть цельно и восприниматься как неделимая композиция, то есть произведение не может восприниматься как сумма нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Главная черта закона цельности – неделимость, которая закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

При нахождении конструктивной идеи следует вначале сочетать основные массы, в силуэты которых войдут детали. Значит, разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции [8].

К примеру, композиция картины Дейнеки «Оборона Петрограда» построена в два яруса: на смену раненым солдатам – защитникам идут новые отряды рабочих бойцов, движение принимает круговой ход, объединяющие части композиции в одно целое, создавая собственный единый замысел (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. А. А. Дейнека «Оборона Петрограда».

 

Еще одна черта закона – необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. То есть выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенное.

Также цельность подразумевает в себе неповторимость элементов композиции, включая сюда формы, размеры, пятна, интервалы, характеры, типы, жесты.

 

Закон типизации.

 

Для начала типизация характеризуется типичностью характеров и обстоятельств, в которых развивается композиционное действие. То есть создание художественного образа, в котором через характерное передается типическое, через единичное – общее. К примеру, каждый портрет крестьян у Ван Гога обладает индивидуальностью, характером, в тоже же время, всех их объединяет тяжелая жизнь и тяжелый каждодневный труд (Рисунок 2, 3).

 

               

Рисунок 2, 3. Ван Гог  "Портрет крестьянки",

"Портрет крестьянина".

 

Еще одна черта – передача в произведении искусства ощущения движения, развития действия во времени. И когда говорится о передаче движения, имеется ввиду передача ощущения движения.

Чтобы добиться этого чувства, необходимо в изображаемом событии найти и выделить кульминационный момент, содержащий признаки предыдущего и намеки на последующее развитие данного события [8].

 

Закон новизны.

 

Новое в живописи заключается главным образом не в невиданном ранее сюжете, а в хорошей своеобразной композиции, в силе выражения; таким образом обычную и старую тему можно сделать единственной в своем роде и новой [6].

Также в искусстве нужно не только владеть опытом прошлого, но и смело изобретать в интересах задуманного художественного образа.

Стимулом искусства является восторг, увлечение художника внезапно открывшимся ему новым и удивительным в окружающей обыденности. И все действительно выдающееся в искусстве отличается этой чертой — неожиданностью впервые созданного.

Новизна — драгоценнейшее качество композиции. Но тут же нужно сказать, что ничего нет хуже в искусстве, чем новизна как самоцель. Это приводит лишь к кривлянью, к «кокетству». Композиция картины Жака Луи Давида «Смерть Марата» была настоящим открытием по неожиданности, невиданности и смелости решения (Рисунок 4). Но это было пластическое воплощение мощного гражданского чувства великого художника. «Нарочно» выдумать такую оригинальную композицию без глубокого идейного стимула невозможно.

 

Рисунок 4. Ж. Л. Давид "Смерть Марата".

 

Настоящим новатором может быть только человек, открытый к восприятию «нового» в жизни, полный любопытства к этому «новому» и страстного желания утвердить это новое, запечатлев его, обратив на него внимание современников, и поэтому так важна для художника его идейная сущность, его пафос. Скептицизм же, душевная опустошенность, творчески бесплодны [2].

 

Закон контрастов.

 

Человек воспринимает окружающие его предметы, прежде всего, по контрасту их силуэтов и окружающей среды. И форму предмета человек воспринимает только благодаря контрасту света и тени. Полное отсутствие светотени создает плоскость [8].

Например, в портретном искусстве до сих пор силуэт строится на контрастах объекта и фона. Это можно увидеть и в автопортрете Серова. Более светлые части лица на более светлом фоне и наоборот (Рисунок 5).

 

Рисунок 5. Серов "Автопортрет".

 

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

 

Этот закон обязывает художника создавать цельное по восприятию, выразительное, идейно-содержательное и высокохудожественное произведение. От произведения требуется, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не формалистическим мертвым схемам построения композиции, а идейному содержанию.

В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, то есть дает нравственную и эстетическую оценку. Эти обстоятельства становятся руководящей идеей автора. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности создаваемое воображением, становится художественным явлением тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности или изображение выдуманного, лишенной смысла и интереса.

Этот закон требует учета соотношения объемов (количественные и качественные), цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого. Все эти вопросы должны решиться художником в соответствии с идейным замыслом [8].

В картине Делакруа «Свобода на баррикадах» все подчинено выражению замысла произведения. Свобода выражена в образе женщины: она возглавляет народ революции – это тема, идея картины. Девушка показана в движении, выделена как главный герой в сюжете. Выделена как местом расположения, так и более выделенным контрастом. И все остальные персонажи связаны со Свободой – подчиняются закону цельности (Рисунок 6).

 

Рисунок 6. Делакруа "Свобода на баррикадах".

 

Композиционные правила.

 

К основным правилам, или постоянным закономерностям, которые организуют построение двухмерного и трехмерного изображения, относятся [1]:

1. Правила симметрии, вытекающие из пластики строения человеческого тела и множества других природных форм, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого организма.

2. Правила равновесия – сочетание противоположных сторон изображения, равновеликих по массам.

3. Правила статики и динамики (покоя и движения) в пластическом решении композиции.

4. Правила ритма – закономерного чередования больших и малых форм, движения и покоя, контрастного и приглушенного, света и тени.

5. Правила перспективы применительно к различным композиционным решениям – по иллюзорной перспективе, прямоугольной (ортогональной), воздушной.

6. Золотое сечение и ордер как закономерные членения в архитектуре.

7. Масштаб как мера уменьшения или увеличения по отношению к натуральной величине.

8. Стилевое единство в ансамбле – в сочетании нескольких видов искусства.

9. Вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям.

Пожалуй, самой главной закономерностью композиции надо считать цельность. Как бы ни была сложна композиция по сюжету, сколько бы ни было в ней фигур, какими бы ни были они по масштабу, но коль скоро картина несет в себе свой особый изобразительный мир, то чем цельнее, монолитнее будет организм этого мира, тем яснее зритель будет воспринимать смысловое и пластическое решение. Поэтому как бы ни было своеобразно творческое лицо художника и оригинален его композиционный замысел, цельность – объективное средство композиции, одна из главных
ее закономерностей [3].

Объективными закономерностями конструктивно-пластического решения композиции нужно считать следующие:

1, Пределы ограниченности живописного поля, рамки композиции.

2. Пределы пространства и места сюжетного действия в картине.

3. Цельность.

4. Соразмерность компонентов, то есть ритм и пластика.

5. Нахождение зрительного центра.

 

Композиционные задачи.

 

В числе основных средств композиции называют обычно следующие элементы: формат, пространство, «центр внимания», ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамика и статика, равновесие, симметрия и асимметрия, открытость и замкнутость. Работая с этими элементами, художник решает творческие задачи, которые позволяют ему выразить свой замысел на холсте, поделиться мыслями, ощущениями, эмоциями со зрителем. В ходе такой работы одновременно или в определенной последовательности решаются конкретные композиционные задачи. Выделим основные: организация пространства, выявление главного, колористическое решение как основа образного начала, выразительность как «воздействующая сила композиции» [7].

 

Организация пространства.

 

Решение задачи организации пространства на холсте предполагает учет следующих факторов:

1) Многоплановость. Любое явление, сюжет, мотив можно изобразить по-разному. Объект изображения можно прописать крупно на первом плане, включить его в средний план или нарисовать на дальнем плане. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения композиции зависит от замысла художника, от идеи картины.

2) Пересечение планов. Необходимо помнить, что решение задачи организации пространства предполагает ритмическое членение вертикалей и горизонталей.

3) Ввод в глубину. Если коротко, то это наличие на холсте объекта (тропинка, река, пятно), уводящего взгляд в глубину. Как сделать пространство «живым» на плоском холсте? Один из возможных путей – диалектическое решение: удержание на плоскости и в то же время выявление глубины, трехмерности пространства. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием. Даже в таких жанрах, как портрет или натюрморт, талантливые мастера наполняют изображение динамикой. Основное правило глубины, связанное с колористическим решением холста: тон заднего плана всегда холоднее переднего. Колористическая плотность живописи постепенно набирают силу к переднему плану. Мягкие грани на заднем плане также способствуют созданию глубины.

Каким образом ввести в картину элементы времени и движения? Каждый художник находит свои приемы решения этой сложной задачи. Эффект движения достигается при помощи диагональных линий, свободного пространства перед движущимся объектом, направлением линии рисунка, размытостью фона и т.п. Е.А. Кибрик подчеркивал, что, несмотря на темпоральную статичность станковой картины, художник обязательно должен понимать, что предшествовало изображаемому моменту и что за ним последует, и найти способы передать это понимание зрителю.

 4) Ритмическое членение плоскости:

а) пластическое (пластика – это организация плоскости);

б) тональное;

в) цветовое;

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Его можно задать линиями, цветовыми пятнами, игрой света и тени. Это одна из «волшебных палочек», которая помогает художнику реализовать многоплановые композиционные задачи. Размышляйте над проблемой равновесия форм, масс, цветовых пятен и движения в картине. Пусть ни одна сторона холста не будет перегружена. Используйте симметрию и асимметрию. Хороший эскиз перед началом работы помогает определить места основных форм живописи, а также формат и размер холста. Создавайте ритм и равновесие в чередовании изображаемых форм.

В картине Веласкеса "Сдача Бреды" ритм — одно из главных средств выражения идейного замысла автора. Мысль о превосходстве организованной испанской армии над голландским ополчением ярко выражена ритмом картины, проявляющемся в повторах одежд, поз, лиц, оружия и т. д. (Рисунок 7).

 

Рисунок 7. Веласкес "Сдача Бреды".

 

Выявление главного.

 

Решение этой задачи во многом обеспечивает гармоничность картины и цельность ее восприятия. Каким образом решать эту задачу? С помощью каких приемов? Ищите ответы на эти вопросы. Вот лишь некоторые возможные варианты:

а) напряжением цвета;

б) выделением тона, контрастом;

в) подчинением всего состояния выявлению главного;

г) заострением характера главного мотива на холсте.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное. Научитесь обобщать и прописывать главное. Откажитесь от второстепенных деталей, приглушите отвлекающие от главного контрасты. Чрезмерная навязчивость деталей не всегда уместна. Оставьте возможности для работы воображения зрителя. Старайтесь объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

Главное – это визуальный центр картины, самая выразительная часть художественного образа. Область окружения дополняет эту важнейшую часть и зависит от нее. Определите, какие детали полнее раскрывают ваш замысел, а какие создают второстепенные центры интереса, конкурирующие с основной темой. Способность художника гармонично связать все элементы полотна, подчинить второстепенное главному – одно из условий цельности композиции [7].

Так, в картине «Возвращение блудного сына» Рембрандт освещает героев таким образом, что более всего выделены светом главные персонажи изображаемого события – фигура сына, лицо и руки отца. Всё остальное погружено в тень (Рисунок 8).

 

Рисунок 8. Рембрандт "Возвращение блудного сына".

 

Колорит

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.137 с.)