Особенности уроков окружающего мира в специальной (коррекционной) школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности уроков окружающего мира в специальной (коррекционной) школе



 

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального образования детей с особыми образовательными потребностями актуализирует вопросы реализации обновленного содержания обучение дисциплины «Окружающего мира» в младших классах [1, с. 16].

Изучение предмета «Окружающий мир» в специальной (коррекционной) школе предусматривает поэтапное формирование у младших школьников первоначальных представлений и понятий об объектах живой и неживой природы и их взаимосвязи. Организация процесса обучения на уроках «Окружающий мир» в специальной (коррекционной) школе в соответствии с программными требованиями обеспечивает необходимую подготовку учащихся к овладению системой научных знаний в дальнейшем обучении [5, с. 26].

Формирование в специальной (коррекционной) школе более сложных обобщенных представлений и абстрактных понятий в процессе изучения отдельных учебных предметов становится возможным только на основе тех представлений и понятий, которые закладываются еще в начальной школе.

Следовательно, актуализация вопроса формирования в специальной школе представлений и понятий об окружающем мире, в учебно-познавательной деятельности является своевременной вконтексте решения проблемы стандартизации и реализации содержания начального образования детей с особыми образовательными потребностями.

В психолого-педагогических теоретических и экспериментальных исследованиях вопросы формирования у учащихся начальных представлений и понятий о предмете «Окружающий мир» прямо или опосредовано рассматриваются через различные педагогические методики и технологии обучения (Д.Б. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.). Достижения ученых имеют исключительное значение для решения задач, которые стоят перед современной дидактикой и методикой обучения в специальной (коррекционной) школе дисциплине «Окружающий мир».

В дефектологической литературе очерченая проблема занимает важное место. Ученые-дефектологи М.М. Нудельман, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф и др.) связывают трудности овладения системой представлений и понятий с особенностями их познавательной деятельности в специальной (коррекционной) школе. По мнению исследователей, этот процесс является объективно сложным для младших школьников, потому что предполагает осуществление ряда мыслительных операций и логических действий (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, сравнение и установление причинноследственных связей) [4, с. 25].

В процессе обучения предмету «Окружающий мир» в специальной (коррекционной) школе, младшие школьники учатся наблюдать за объектами и явлениями окружающей действительности, устанавливать их сходство и различия, выделять существенные признаки, делать умозаключения. В специальной (коррекционной) школе у учащихся развиваются восприятие, представления, память, речь, эмоционально-волевая сфера, способность к осуществлению мыслительных операций, растет познавательная активность. На несложном учебном материале дети овладевают способами познания окружающего мира.

Представление как важный этап в формировании понятий выступают основным компонентом и одной из предпосылок эффективного создания целостной системы знаний учеников. Составить представление об определенном объекте или явлении означает выяснить его важные признаки и свойства, отобразить связи с другими объектами. Для познания сущности объектов и явлений окружающей действительности необходимо путем обобщения перейти от познания единичного к познанию общего [1, с. 26].

Формирование представлений об объектах и явлениях окружающей действительности проходит ряд этапов - от первичного конкретного образа к обобщенному целостному представлению, что отражает сущностные характеристики объекта или явления. В процессе учебной деятельности представление ребенка об объекте или явлении окружающей действительности конкретизируются, обогащаются дополнительными сведениями, превращаясь в обобщенно-абстрактное представление, а затем понятие. Этот процесс основывается на закономерностях мыслительной деятельности учащихся, которая, начиная с чувственного, конкретного, возвышается до общего, абстрактного через обобщение чувственных данных, свойственных эмпирическому мышлению. Характерными признаками понятия являются: во-первых, наличие существенных признаков, которые дают возможность однозначно отличить один класс предметов от другого; во-вторых, словесное выражение содержания; в-третьих, этот смысл не обязательно связывается с наглядными предметами, он может иметь абстрактный характер. Поэтому понятия должны быть не формально освоенными (запоминание терминов, определений), а осмысление в процессе активной познавательной деятельности [6, с. 31].

В зависимости от уровня подготовки и развития познавательных способностей школьников в специальной (коррекционной) школе, особенностей учебного материала определяются основные пути формирования представлений и понятий. Путь от отдельных предметов и явлений до обобщенных представлений и общих понятий отвечает индуктивному методу познания. Считается, что для него характерна такая последовательность действий учителя и учащихся: наблюдение объектов и явлений; их сопоставления, выделения на этой основе признаков; обобщения этих признаков; работа с определением понятия, в котором выделяют отдельные признаки; применение знаний на практике. Индуктивный метод целесообразен для познания школьниками свойств предметов и явлений в процессе их непосредственного наблюдения и изучения. Но он не может обеспечить решение главных задач обучения - овладение закономерностями, причинно-следственными связями, зависимостями. Для реализации этих задач эффективнее всего идти дедуктивным путем: от широкого понятия к отдельным явлениям и фактам. По этому пути формирования понятий происходит в следующей последовательности: определение понятие; работа над усвоением его признаков и связей, что раскрывают особенности процесса образования или происхождения объекта; закрепление признаков и связей; установление связей с другими понятиями. Понятие считается усвоенным, если ученик: знает его определение и содержание, то есть существенные признаки, связи и отношения между признакам; имеет образное представление об объекте или явлении; умеет самостоятельно применить понятие при решении учебных задач.

Пути формирования на уроке «Окружающий мир» в специальной (коррекционной) школе, у младших учащихся представлений и понятий об объектах живой и неживой природы предусматривают выбор оптимальных методов, средств и форм обучения, которые обусловливают достижения учебных и коррекционноразвивающих результатов в целостном педагогическом процессе. В учебно-воспитательном процессе уточнения, расширения, систематизация, конкретизация, обобщение, классификация, дифференциация представлений и понятий осуществляются под руководством учителя [4, с. 62].

В младших классах в специальной (коррекционной) школе в процессе изучения объектов и явлений окружающей природы приобретают навыки вести наблюдение за исследуемым объектом или явлением; осуществлять целенаправленный последовательный анализ конкретного объекта или явления; сравнивать два предмета по предлагаемому плану, выделяя общие и отличительные признаки; распределять предметы (изображение) по группам на основании родового признака; называть группы однородных предметов (изображений) обобщающим словам; классифицировать конкретные предметы (изображения) без практического распределения их по группам; устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природных явлениях с помощью учителя [4, с. 69].

Методическая организация умственной и практической деятельности младших школьников в специальной (коррекционной) школе предполагает их активное участие в познании природы и состоит из нескольких этапов работы на уроках, последовательно усложняются по содержанию, формам и методами.

Первоосновой процесса формирования представлений и понятий является живое восприятие (чувственное познание). На начальном этапе важно планомерно организовать осознанное восприятие внешнего образа объекта природы или его изображение. При этом ведущую роль играет зрительное восприятие, что является основой практического анализа и синтеза. Это первая степень познавательной деятельности, который предшествует умственному анализу и синтезу, что находит воплощение в словесной форме [5, с. 27].

Исследования свидетельствуют, что в специальной (коррекционной) школе дети отличаются замедленным восприятием. Поэтому учащимся следует предоставлять несколько больше времени для того, чтобы они могли внимательно ознакомиться с объектом. От демонстрации натуральных объектов (по возможности), муляжей, гербариев переходят к показу предметных картинок. Особое внимание следует уделять предметной соотнесенности знаний детей. В процессе словесного описания объекта обращается внимание на его цвет, форму и размер [5, с. 30].

Таким образом, правильная организация занятий по предмету «Окружающий мир» в специальной (коррекционной) школе зависит от умения учителя формировать вопросы, ведь именно они побуждают детей внимательно рассматривать объект, сравнивать отдельные его части, выявлять большое количество признаков, какие из них являются важными. Рассматривая объект самостоятельно, дети, несмотря на интерес к нему, почти ничего не могут сказать про его качество и функции.


 

Выводы по главе 1

 

В ходе изучения теоретических аспектов применения мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе, установлено, что изучением применения мультимедийных технологий в коррекционной школе занимались такие ученые как, Т. К. Королевская, О. Б. Кремер, О. И.  Кукушкина,  Н. Э. Куликовская и другие

Применение мультимедийных технологий в специальной (коррекционной) школе, способствует формированию знаний и умений, которые позволят детям с различными отклонениями в развитии, в том числе, умственной отсталостью. Мультимедийные технологии в коррекционной школе применяется в каждодневной практики: развитие навыка счета, письмо (правописание), тестовые задания по различным дисциплинам для закрепления знаний.

Следовательно, изучение на уроках «Окружающий мир» в специальной (коррекционной) школе, основных понятий об объектах природы необходимо осуществлять в неразрывном единстве и с опорой на развитие умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщение.

Существенную роль в коррекционно-развивающей работе на уроках окружающего мира в начальных классах играют заинтересованное отношение детей к восприятию объектов и явлений природы; обогащение их личного опыта; чувственный образ познание природы в сочетании с вербальным; разнообразие используемых методов и средств обучения; привлечение младших школьников в процессе познания природы к активной мыслительной и практической деятельности.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.007 с.)