Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование установки на основе иллюзорных представленийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В многочисленных психологических исследованиях обнаружено, что можно выработать установку на стимулы разных модальностей, вербальные и невербальные. Но оказывается, когнитивная установка формируется не только в связи с реальными стимулами. Источником ее формирования может стать, например, зрительное воображение или иллюзорное представление кругов равной величины. Оказалось, что таким способом можно сформировать установку, эффект которой проявляется в виде контрастной зрительной иллюзии, т.е. так, как это происходит при использовании реальных зрительных стимулов. Однако установка с помощью мысленного представления образуется в более или менее выраженной форме только у людей, обладающих живым воображением, например у одаренных драматических артистов, и не вырабатывается у обычных людей. Слабая сторона этих интересных опытов – отсутствие возможности у экспериментатора контролировать яркость и силу мысленного воображения испытуемого. Более перспективный способ показать возможность формирования когнитивной неосознаваемой установки на основе мысленного представления – использование известного феномена зрительной иллюзии Мюллера‑Лайера. На рис. 11 изображены стимулы Мюллера‑Лайера, которые применяются в опытах с установкой. Последовательно на экране монитора с паузой 3‑7 с 10 раз подряд предъявляются фигуры: справа – с открытыми плавниками, слева – с закрытыми плавниками. Во всех этих опытах установочной стадии эксперимента у испытуемого возникает зрительная иллюзия: длина горизонтальной линии у фигуры с открытыми плавниками, предъявляемой справа от фиксационной точки, определяется им как большая по сравнению с левой фигурой. Об этом испытуемый сообщает вслух словом «справа». В тестовой стадии эксперимента, которая следует непосредственно после установочной, на том же экране 30 раз показываются изображения фигур Мюллера‑Лайера, но с таким расположением плавников, которые, согласно многим экспериментам, не должны вызывать искаженной оценки соотношения длины горизонтальной линии. Между тем в опытах с установкой у подавляющего большинства испытуемых в каком‑то числе проб отмечается контрастная иллюзия, когда линия у фигуры слева оценивается ими как большая по сравнению с линией справа, что дает основание считать это проявлением эффекта сформировавшейся неосознаваемой установки.
Рис. 11. Стимульный материал, используемый при формировании невербальных зрительных установок с помошью реальных стимулов и иллюзорных представлений. А – стимулы зрительной иллюзии (фигуры Мюллера‑Лайера); Б – реальные зрительные стимулы; у – в установочной стадии; k – в тестируемой стадии (актуализация установки). Таким образом, зрительная иллюзия, в нашем случае Мюллера‑Лайера, в результате формирования установки становится источником другой зрительной иллюзии, выступающей уже как проявление эффекта этой установки. Формирование когнитивной неосознаваемой установки на основе зрительной иллюзии – не просто любопытный феномен, полученный в искусственных лабораторных условиях; он может быть актуальным в повседневной жизни человека. В современном мире все большее место занимают виртуальные формы изображения действительности. Для этого могут использоваться компьютеры, например. Также постоянно растет необходимость воспринимать и оценивать зрительные экранные изображения разной сложности и объема, нередко в условиях дефицита времени. Случаи искаженного восприятия, в частности возникновения зрительных иллюзий в повседневной жизни, не такое уж редкое явление. Поэтому нельзя не учитывать, что они могут стать источником формирования на неосознаваемом уровне установок, которые будут существенно влиять на восприятие и оценку последующих зрительных изображений. Интересно, что относительно столь важного свойства установки, как ее устойчивость, по существу, не было выявлено различий в зависимости от того, как она формируется: на основе действия реальных зрительных стимулов или иллюзий. Этот факт подтверждает, что в основе определенной установки, на какой бы основе она ни сформировалась, лежит некое «внутреннее состояние» (представление), которое образуется в экстрастриарных ассоциативных зонах неокортекса, а именно в префронтальной коре. Подобное утверждение подкрепляется результатами исследований, полученных с помощью позитронно‑эмиссионной томографии, которые показали, что при восприятии реальных зрительных объектов и при мысленном воспроизведении зрительного образа происходит весьма сходная активация одних и тех же структур в теменных и височных областях коры больших полушарий. Но что еще более интересно: при оживлении зрительного образа по инструкции, без соответствующего зрительного объекта активируется так же, как и при восприятии реального стимула, первичная, проекционная зрительная кора. Это происходит, очевидно, по принципу детерминации «сверху–вниз».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.41.251 (0.009 с.) |