Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автоматизация и дифференциация свистящих звуков↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
От автора В последнее время всё у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Чаще других нарушается произношение свистящих звуков ([С], [С], [3], [3'], [Ц]), шипящих звуков ([Ш], [Ж]), аффрикат ([Ч], [Щ]), сонорных ([Р], [Р'], [Л], [Л']) и йотированных звуков. Нам представляется, что доверить постановку звуков, произношение которых нарушено у ребёнка, следует специалисту, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители под руководством и контролем логопеда. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно только в том случае, если ребёнок правильно произносит данный звук изолированно. Эта работа требует осторожности и постепенности. Речевой материал представлен в книге с учётом традиционного порядка автоматизации и дифференциации звуков. Каждый поставленный звук сначала автоматизируется в слогах различных типов, затем в словах и только потом в различных видах развёрнутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком). С детьми, умеющими читать, представленные материалы можно не просто проговаривать, но и читать. Приступая к заучиванию стихотворных и прозаических текстов, необходимо отработать с ребёнком произношение слов, содержащих автоматизируемый звук. Наиболее сложным является процесс автоматизации звука в тексте. К этой работе можно приступить, когда ребенок правильно произносит соответствующий звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях. Опираясь на принцип фонетической доступности, педагоги и родители должны подбирать тексты на автоматизацию звука, не содержащие ещё не поставленных или не автоматизированных звуков. Приступая к работе над текстом, обязательно дайте ребёнку установку на то, что его речь должна быть чёткой, неторопливой, с акцентированным произношением автоматизируемого звука. К дифференциации (различению) поставленного звука с другими звуками, сходными с ним артикуляционно и акустически, можно приступать только тогда, когда вновь поставленный звук произносится ребёнком правильно в любом звукосочетании. В этой работе следует опираться на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы. Последовательность и постепенность усложнения речевых упражнений при дифференциации звуков те же, что и при автоматизации: сначала различаем звуки в слогах, затем в словах, потом в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных дифференцируемыми звуками. Именно постепенность и последовательность обеспечивают затем дифференциацию звуков в спонтанной речи. Методика автоматизации и дифференциации звуков различных групп однотипна, но требует использования различного речевого материала, представленного в пособии в соответствующих разделах. Каждый раздел снабжён цветными сюжетными картинками, которые могут быть использованы как иллюстрации к текстам для автоматизации и дифференциации звуков или в качестве совершенно самостоятельного дидактического материала. В зависимости от этапа автоматизации вы можете использовать различные виды работы по картинкам. Можно предложить ребёнку перечислить все предметы, объекты, действия, признаки, в названиях которых содержится автоматизируемый звук. Можно, используя традиционный приём, попросить ребёнка повторять текст за взрослым, опираясь на иллюстрацию. Можно подготовить с ребёнком пересказ текста. Ставязадачу не только автоматизировать и дифференцировать звуки, но и развивать творческие возможности ребёнка, можно упражнять его в составлении предложений или рассказов по картинкам от лица любого из персонажей и т. п. Завершают разделы подвижные игры и упражнения, использование которых будет способствовать введению поставленных и автоматизированных звуков в речевое общение. Приступая к работе по автоматизации и дифференциации звуков, необходимо учитывать характер нарушения произношения, уровень интеллектуального и общего развития ребёнка. В пособии использован фольклорный материал, произведения русских классиков, а также стихи, потешки и рассказы автора. От автора В последнее время всё у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Чаще других нарушается произношение свистящих звуков ([С], [С], [3], [3'], [Ц]), шипящих звуков ([Ш], [Ж]), аффрикат ([Ч], [Щ]), сонорных ([Р], [Р'], [Л], [Л']) и йотированных звуков. Нам представляется, что доверить постановку звуков, произношение которых нарушено у ребёнка, следует специалисту, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители под руководством и контролем логопеда. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно только в том случае, если ребёнок правильно произносит данный звук изолированно. Эта работа требует осторожности и постепенности. Речевой материал представлен в книге с учётом традиционного порядка автоматизации и дифференциации звуков. Каждый поставленный звук сначала автоматизируется в слогах различных типов, затем в словах и только потом в различных видах развёрнутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком). С детьми, умеющими читать, представленные материалы можно не просто проговаривать, но и читать. Приступая к заучиванию стихотворных и прозаических текстов, необходимо отработать с ребёнком произношение слов, содержащих автоматизируемый звук. Наиболее сложным является процесс автоматизации звука в тексте. К этой работе можно приступить, когда ребенок правильно произносит соответствующий звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях. Опираясь на принцип фонетической доступности, педагоги и родители должны подбирать тексты на автоматизацию звука, не содержащие ещё не поставленных или не автоматизированных звуков. Приступая к работе над текстом, обязательно дайте ребёнку установку на то, что его речь должна быть чёткой, неторопливой, с акцентированным произношением автоматизируемого звука. К дифференциации (различению) поставленного звука с другими звуками, сходными с ним артикуляционно и акустически, можно приступать только тогда, когда вновь поставленный звук произносится ребёнком правильно в любом звукосочетании. В этой работе следует опираться на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы. Последовательность и постепенность усложнения речевых упражнений при дифференциации звуков те же, что и при автоматизации: сначала различаем звуки в слогах, затем в словах, потом в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных дифференцируемыми звуками. Именно постепенность и последовательность обеспечивают затем дифференциацию звуков в спонтанной речи. Методика автоматизации и дифференциации звуков различных групп однотипна, но требует использования различного речевого материала, представленного в пособии в соответствующих разделах. Каждый раздел снабжён цветными сюжетными картинками, которые могут быть использованы как иллюстрации к текстам для автоматизации и дифференциации звуков или в качестве совершенно самостоятельного дидактического материала. В зависимости от этапа автоматизации вы можете использовать различные виды работы по картинкам. Можно предложить ребёнку перечислить все предметы, объекты, действия, признаки, в названиях которых содержится автоматизируемый звук. Можно, используя традиционный приём, попросить ребёнка повторять текст за взрослым, опираясь на иллюстрацию. Можно подготовить с ребёнком пересказ текста. Ставязадачу не только автоматизировать и дифференцировать звуки, но и развивать творческие возможности ребёнка, можно упражнять его в составлении предложений или рассказов по картинкам от лица любого из персонажей и т. п. Завершают разделы подвижные игры и упражнения, использование которых будет способствовать введению поставленных и автоматизированных звуков в речевое общение. Приступая к работе по автоматизации и дифференциации звуков, необходимо учитывать характер нарушения произношения, уровень интеллектуального и общего развития ребёнка. В пособии использован фольклорный материал, произведения русских классиков, а также стихи, потешки и рассказы автора. Автоматизация и дифференциация свистящих звуков АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ Произносить слоги, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».
Произносить слова, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Сад, садик, сажа, сайка, сало, сам, сани, санки, Саня, сахар. Сын, сыпать, сыпь, сыр, сырник, сыт, сытый, сыч. Саванна, сады, садок, салат, салатник, салфетка, салют, самовар, самолёт, сандалии, сапоги, сарафан, сарай. Сынок, сырки, сырой, сыта. Бросать, гусак, досада, коса, колбаса, кусать, лиса, небеса, оса, писать, полоса, посадка, усатый. Босые, весы, косынка, носы, посылка, трусы, усы. Касса, колёса, Лариса, леса, лиса, масса, полоса, полосатый, роса, трасса. Бусы, волосы, вопросы, выписывать, косы, матросы, осы, полосы, посылать, русый, рельсы. Произнося звук [С], держать губы в «улыбке». Произнося гласный звук, перевести губы в положение «трубочка». Тянуть долго звук [С].
Произнося звук [С], держать губы в «улыбке». Произнося гласный звук, перевести губы в положение «трубочка». Тянуть долго звук [С].
Совы, сода, сойка, сок, соки, сокол, сом, сон, Соня, сопка, сор, сорт, сотня, соты, соус, сохнуть, соя. Суд, судит, судно, сук, сумка, сутки, сухо. Босой, висок, колесо, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, фасоль. Барсук, несу, несут, пасу, пасут, рисунок, рисую, трясут. Суббота, субботник, сувенир, сугроб, судак, судить, судья, сундук, суровый, сурок, сухарь, вынесу. Произносить слоги и слова, чётко произнося звук [С].
Произносить слова, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Сталь, ставни, стая, стадо, ставить, станция, стакан, старик, пристань, достать, паста, место, тесто, станок, статуя, капуста. Стоп, сто, стол, стон, столько, стойко, постой, настойка. Стук, стул, стужа, ступка, ступени, студент, студень. Стыть, стыд, стынет, простыня. Скатерть, скалка, скакать, скала, скамейка, сколько, скоро, скакун, искать, пускать, таскать, миска, киска, краска, ласка, склад, сквер. Свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод. Слабый, слава, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай. Смог, смотр, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны. Спартак, спать, проспать, спор, поспорить, спутник. Произносить предложения, растягивая звук [С] в словах. У лисы усы. Оса полосатая. На столе стоит стакан. Мама несла супницу с супом. Бориса покусала собака. У Сони русые косы. На подносе сайки, сахар, колбаса. На суку стая сорок. Солома сохнет на солнце. В саду спеют абрикосы. На дне усатый сом. Собака сидит на соломе. Сова сидит на сосне. Я несу в сумке кусок сыра. Алиса моет посуду. Тётя купила кусок мяса. У Ларисы косынка с полосой. Это Светина сумка. У Сани полосатые носки. У Сони густые косы. Соня стоит около сада. У Сани есть снегокат. Эта сказка о сове. Сойка на сосне поёт песенки. Стае пил сладкий сок. Собака сидит на ступеньке. Поставь сковороду на стол. Самосвал привёз песок. На столе стаканы с морсом. В саду флоксы и астры. Подготовить пересказ, предварительно отработав правильное произношение звука [С]. В САДУ Соня и Саня гуляли в саду. В саду спеют сливы и абрикосы.Соня и Саня собирали абрикосы. Сонина мама сделает абрикосовый сок. В ЛЕСУ В густом лесу — сумрак, мало света и солнца. В сырых местах растёт высокая осока. За осокой — густой кустарник. В кустарнике затаилась лиса. ВЕЧЕРОМ Алиса постелила на стол свежую скатерть, расставила стулья вокруг стола. Соня принесла стаканы в подстаканниках, поставила на стол самовар, сахарницу, сливочник, сухари с маком. Скоро соберётся вся семья и станет пить чай.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ Произносить слоги, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы „были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».
Произносить слова, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Астра, ананас, бас, гласный, каска, квас, компас, красный, ласточка, маска, масло, опасно, пас, паста, погас, ясный. Быстро, выслать, выставка, выступ. Абрикос, Барбос, воск, вопрос, киоск, мост, нос, остров, покос, полоска, рос, рослый, рост, хвост. Вкус, вкусно, вкусный, густо, грустный, куст, капуста, мускул, пусто, русский. Автобус, глобус, густой, куски, кусты, парус, пустой, пустяк, пускать, троллейбус, уснул, устал, успел, фокус. Коляска, пляска, тряска, ястреб, ясный. Вёсла, овёс, пёс, пёстрый, унёс. Интерес, интересный, кресло, лес, место, тесто, тесно. Артист, Борис, искра, кислый, лист, миска, писк, риск, танкист, тенистый, холмистый. Испугать, искать, история, листва. Проговаривать слоги и слова, правильно произнося звук [С].
Произносить предложения и словосочетания, растягивая звук [С] в словах. Борис пас коз. Мама варит рис. У остановки автобус и троллейбус. На пустыре густые кусты. Леса покрылись листвой. В миске кислая брусника. В киоске абрикосы и ананасы. Ласточки высоко в небесах. От костра летят искры. Пёс спит под кустом.
Наваристый суп. Кислая капуста. Красная редиска. Сладкие абрикосы. Полосатый арбуз. Пустой троллейбус. Старый сарай. Интересная сказка. Холмистая местность. Страшная история. Густой кустарник. Стеклянный стакан. Заучить потешку, отработав произношение звука [С]. ВКУСНО! Суп с фасолью очень вкусный, Вкусен и салат капустный, Сок из свежих абрикосов Очень вкусен, без вопросов. Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звука [С] в словах. По саванне слон гулял, Где слониха, слон не знал, А слониха у реки Мыла хобот и клыки. Санки Сонины сломались, На снегу лежать остались. Подготовить пересказ, предварительно отработав правильное произношение звука [С]. СНЕГИРИ Наступила снежная зима. Стоят трескучие морозы. На кустах густой иней. Вдруг, откуда ни возьмись — красногрудые снегири. Снуют по кустам, не страшатся мороза. БАРБОС Борис — пастух, он пасёт стадо коз на пустыре. У Бориса — Барбос. Барбос — старый пёс, но хороший пастух. Если за кустами лиса, Барбос заливисто лает. НА УЧАСТКЕ У нас на участке растут редиска и свёкла, капуста и чеснок. Около скамейки — астры, флоксы и настурция. В стороне — кусты смородины. За смородиной — шесть старых слив. У нас чудесный участок. МАМИН ПОМОЩНИК (иллюстрация 1) Денис собрался поиграть в баскетбол, но мама сказала: «Денис, сходи в универсам, купи сметану, масло, сливки». Денис схватил сумку и помчался в универсам. Он сделал покупки по списку, который составила мама, принёс продукты домой и отправился играть в баскетбол. СВЕТИНА КОМНАТА (иллюстрация 2) У Светы есть своя комната. Брат Степан сделал Свете столик, стул, скамейку и полку. Света поставила на полку посуду и слона, посадила куклу Соню. Светина киска Ласка вскочила на скамейку и уснула.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С`] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ Произносить слоги, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».
Произносить слова, растягивая звук [С`]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Ася, бросят, Вася, весят, гусята, Дуся, десяток, десять, косят, лисята, Люся, месяц, Муся, носят, поросята, просят. Сёма, весёлый, гусёнок, лисёнок, поросёнок, посёлок, тесёмка, сюда. Сибирь, сигнал, сидеть, сизый, сила, сильный, синева, синий, синица, синька, сирень, сироп, ситец, сито, босиком, бросит, василёк, висит, гуси, косилка, лисий, лисичка, носилки, носит, осинка, персик, погасил, просит. Семь, сел, сено, Сеня, север, серый, сетка, серьги, семечки, кисель, висел, посев, песец, осенний, весенний, осень, село, седло, сезон. Серёжа, серебро, секунда, плесень. Гусь, лось, ось, рысь, весь, брось, борюсь, боюсь, Васька, письмо, восьмой, Моська, тесьма. Свежий, свет, светлый, свёкла, свёрток, свинка, свитер, свечи, сверчок. След, слева, слёт, сливы, сливки, слить, слякоть. Смех, смелый, смена, сметана, смять, снег, снежок, снегирь, снимок. Спеть, спелый, спица, спинка, спячка, степь, стены, стих, стирка, стёкла, Стёпа. Свист, смесь, снести, спросить, сесть, сеанс, совсем, сосиска. Произносить предложения, растягивая звук [С] в словах. На осинке сидят синицы. Персики висят под листьями. Люся несёт васильки. Сеня пил кисель. Серёжа сидит в седле. Лось силён. Осенью на улице слякоть. На снегу следы рыси. У свиньи поросята, у гусыни гусята. Ася чистит лисички. Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звука [С`] в словах. ОСЕНЬ Вот уж с веток листья облетели, Дождь с утра, и в тучах неба просинь. В огороде овощи поспели... По приметам видно — это осень. Вася Асе васильки Собирает у реки. Лес сегодня синий-синий, На ветвях мохнатый иней. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С-С`] Учимся различать звуки [С] и [С`] в слогах.
Учимся различать звуки [С] и [С`] в словах.
Учимся различать звуки [С] и [С] в предложениях. Соня сеет фасоль. Сёма поймал усатого сома. Сеня строит навес. У кабана полосатые поросята. У Ларисы синие бусы. Муся пьёт сливовый сок. Рысь притаилась на сосне. У Симы красная косынка. Стас и Денис носят на носилках песок. У лисы семь весёлых лисят.
Выучить двустишия, предварительно отработав правильное произношение звуков [С] и [С`] в словах. Пёс шагает в гости к киске, Как букет, несёт сосиски. На сосне сова сидела, На совят своих глядела. Заучить потешку, отработав произношение звуков [С] и [С`] в словах. Добрый вечер, сад, сад, Все деревья спят, спят. И мы тоже все уснём, Только песенку споём. **** Нашим деткам — дон, дон, Пусть приснится сон, сон. Доброй ночи, сад, сад, Все деревья спят, спят. И нам тоже спать пора, До утра... (белорусская колыбельная) Подготовить пересказ, предварительно отработав произношение звуков [С] и [С]. ОСА Люся сидела в саду на скамейке и чистила сливы. Над сливами вились осы. Одна оса укусила Люсю за нос. У Люси покраснело всё лицо. ОСЛИК Тётя Ася купила Сене серого пластмассового ослика. У ослика грустные глаза и чёрный носик. На ослике красное седло с синей тесьмой. Сеня смотрит на ослика и думает: «Почему ослик невесёлый? Наверное, он скучает по маме». Сейчас Сеня нарисует ослику маму, и ослик повеселеет/ БАСЬКА (иллюстрация 3) У Алисы есть киска Баська. Баська усатая, полосатая. У Баськи светлые носочки и красивый хвост. Баська стучит лапкой по миске, просит есть. Алиса несёт «Вискас», насыпает в миску: «Кис-кис, Баська. Вот „Вискас"». Лиска ласкается: «Спасибо, Алиса!» Отработав произношение звуков [С] и [С`] в словах, поиграть в подвижную игру. САМОЛЁТ Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами, Понесёмся над лесами, (Дети бегают по группе, расставив руки в стороны.) А потом вернёмся к маме. (А.Варто)
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [3] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ Произносить слоги, растягивая звук [3]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».
Произносить слова, растягивая звук [3]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Зал, заяц, запад, завтра, зайка, запах. Глаза, фазан, коза, гроза, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать, мозаика, егоза. Язык, пузырь, тазы, возы. Лиза, блуза, польза, берёза, ваза, роза, база, заря, завод, забор, загар, закат, загадка, забота, забава, затея, мазать, заболеть, мимоза, медуза, заметить, запеть, заноза. Грозы, берёзы, арбузы, морозы, козы, газы, вазы, музыка, козырёк, пузырёк, показывать, называть. Произносить слоги, растягивая звук [3]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Произнося гласный звук, перевести губы в положение «трубочка».
Произносить слова, растягивая звук [3]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Произнося гласный звук, перевести губы в положение «трубочка». Узор, зоб, зов, зона, возок, газон, зонт, зонтик, зорька, золото, горизонт. Ползу, везу, грызу, лазурь, мазут, разутый, разумный, зубр, зубы, зубрёнок, разум, лозунг, зубок, зубной, зубило. Произносить слоги и слова. за-за-за — зайка за-за-за — коза за-за-за — запах за-за-за —глаза за-за-за — запад зы-зы-зы — тазы зо-зо-зо — зонт зу-зу-зу— везу зо-зо-зо — Зоя зу-зу-зу — козу зу-зу-зу — зубы Произносить предложения, растягивая звук [3] в словах. У Зои новый зонт. На столе ваза с мимозой. У Трезора розовый язык. Лиза привязала козу под берёзой. Зоя загадала загадку про замок. У Розы болит зуб. На возу — арбузы. Звонко звонит звонок. Выучить двустишья, предварительно отработав правильное произношение звука [3] в словах. Под зонтом гуляет Зоя, Зоя прячется от зноя. *** Грузовик привёз арбузы, Много-много, полный кузов. *** Лиза ставит в вазу розу, Незабудки и мимозу. Произносить слоги, растягивая звук [3]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».
Произносить слова, растягивая звук [3]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Азбука, разный, гораздо, поздно, воздух, возраст, грозный, грузный, брызги, грязный, гнёзда, издали, резвый, полезный, железный. Произносить слова, растягивая звук [3]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Размах, размер, разрыв, разбор, назвать, глазной, опоздать, борозда, изба, избушка, белизна, поезда, безрогий, гнездо. Произносить слова, растягивая звук [3]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Здание, воздух, гнездо, гнёзда, поездка, езда, дрозды, борозда, звон, звук, знать, звать, узнать, звонок, позвонок, звание, знание, знаки, знакомые, взор, взрослый. Подготовить пересказ, предварительно отработав правильное произношение звука [3]. КУЗНИЦА Кузница — изба на околице. В кузнице — кузнецы. Допоздна кузнецы бьют железными молотками. Их работа полезна. Кузнецы выходят из кузницы усталые и чумазые. В ЗООПАРКЕ Зоя была в зоопарке. Там она видела фазана, бизона, зубра, змей. У зубра и бизона грозный вид. У змей злые глаза. А фазан Зое понравился. Он показал Зое красивый хвост. ГНЕЗДО Дрозды избрали берёзу для постройки гнезда. Гнездо у дроздов построено из разных веточек. Его не видно издали. Теперь в гнезде пять дроздят. КОЗЛЯТА (иллюстрация 4) У козы Забавы козлята. Забава с козлятами в загоне за забором. Козлята забавные, резвые, норовят забодать друг друга. Зоя заботится о козлятах, носит им в корзине зелёную травку, арбузные корки, кукурузные листья. Козлята узнают Зою и бегут к ней через загон. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [3'] Произносить слоги, растягивая звук [3']. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял,«мостиком».
Произносить слова, растягивая звук [3']. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Хозяин, зяблик, нельзя, грозят, взять, возят, изюм. Козёл, зёрна, озёра, призёр, везёт, позёмка, зёрнышко, ползёт. Зима, Зина, резина, бензин, магазин, возить, бузина, зимовать, корзина. Зелень, зеркало, газета, музей, зебра. Друзья, возьми, резьба. Звезда, зверёк, звякать, звено, здесь, злить, змея. Произносить предложения, растягивая звук [3'] в словах. Зимой нет зелени. Зина любит изюм. Зяблик клюёт зёрна. Мурзик спит в корзинке. Кузьма разносит газеты. Козёл Кузя залез в бузину. Зиночка стоит у зеркала. Подготовить пересказ, предварительно отработав правильное произношение звука [3']. ТУЗИК Зина собирала землянику. С ней был Тузик. Тузик лазил по кустам бузины и занозил лапу. Зина вытаскивала занозу, а Тузик опрокинул корзину с земляникой. Зина пригрозила Тузику: «Тузик, не зли меня!» Дома Зина смазала лапу Тузика зелёнкой. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [3]-[3'] Учимся различать звуки [3] и [3'] в слогах.
Учимся различать звуки [3] и [3'] в словах.
Учимся различать звуки [3] и [3'] в предложениях. У Лизы корзина земляники. Около забора берёза и бузина. Зимой бывают морозы и позёмка. В зелёной вазе букет мимозы. У Зины розовые розы. Грузовик везёт резину. Кузьма подарил Зине незабудки. Выучить стихи, отработав произношение звуков [3], [3']. Землянику Лиза с Зиной Собирают под рябиной, Под берёзой, под сосной, Под зелёной бузиной. Подготовить пересказ, предварительно отработав правильное произношение звуков [3] и [3']. спасатели (иллюстрация 5) Лиза, Назар и Зоя возвращались из леса. Возле дороги они увидели в зелёной траве маленького зяблика. Зяблик выпал из гнезда. Назар залез на дерево. Лиза подала ему зяблика. Назар опустил зяблика в гнездо. «Здесь зяблик в безопасности»,— сказал Назар.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[3], [С']-[3'] Произносить слоги, учиться различать звуки [С]-[3], [С']-[3'].
Произносить слова, учиться различать звуки [С]-[3], [С']-[3']. Засуха, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, занавеска, сазан, сказать, слезать, свозить, смазать, созвать, слёзы, стрекоза.
Произносить предложения, учиться различать звуки [С]-[3], [С']-[3'].
У Зои зелёные глаза и светлые волосы. У Зины бусы из синей бирюзы. В магазин завезли чудесные арбузы. Вася сидит на скамейке под берёзой и читает газету. У Лизы заводной ослик, а у Алисы резиновый козлик. В саду много зелени, незабудок, ирисов, красных роз. На солнце золотятся спелые колосья. Света мыла в тазу резиновую лису. Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [3]. ЗАЙКА Зима. Сумерки. Весь лес засыпан снегом. Скачет по снегу косой зайка. Замёрз. Устал. Негде спрятаться. Вот под берёзой густой кустарник. Зайка зарылся в снег под кустами и заснул. Да усмотрела зайку сова, что притаилась на сосне. Берегись, зайка, уноси ноги! НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ (иллюстрация 6) Денис сделал бумажного змея. Он позвал Оксану запускать змея. Взвился змей высоко в небеса, но вдруг зацепился за берёзу. Денис полез на берёзу распутывать змея, зацепился за сук и порвал свой костюм. Расстроился Денис. «Не грусти, Денис, — сказала Оксана, — костюм старый». КРАСИВАЯ ВАЗА (иллюстрация 7) У стены стоят скамейка и стол. На столе стоит красивая ваза. Лиза взяла вазу со стола. Ваза выскользнула из рук и разбилась. Соня спросила Лизу: «Зачем ты взяла вазу?» — «Я не брала, она сама разбилась». «Как не стыдно, Лиза, сознайся, ваза не могла разбиться сама». «Да, я ей немножко помогла»,— согласилась Лиза. НА КАТКЕ (иллюстрация 8) Стасик и Денис катались на коньках. Блестел лёд, искрился снег, звенели полозья. Весело неслись мальчики по льду. Стало темнеть, мороз становился сильнее. Стасик и Денис замёрзли и проголодались. Они стали собираться домой. Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [С], [3], [С], [3'] в словах. МАТЬ-И-МАЧЕХА Золотые лепестки, Хрупкий стебелёк, Распустился у реки Солнечный цветок. Только тучка набежала, Сжались лепесточки. На зелёных стебельках — Круглые комочки. ПЫЛЕСОС Пылесос включила Сима, Он гудит невыносимо, Он гудит, как стая ос, Работяга-пылесос. Всё подряд глотает быстро: И салфетку, и записку, Нитку бус, носки, сосиску, Сразу стало очень чисто. Выучить потешки, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], [3], [С], [3'] в словах. Заря-заряница, Солнцева сестрица, День замыкает, Месяц зажигает. И лес-то спит, И река-то спит, Ходит сон У окон, Лизе спать велит. *** Баю-баю, за рекой, Скрылось солнце на покой. А у Настиных ворот Зайки водят хоровод. Заиньки,заиньки, Не пора ли баиньки? Вам — под осинку, Насте — на перинку. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ц] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ц].
Произносить слова со звуком [Ц]. Отец, гонец, шприц, матрац, боец, конец, певец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, леденец, молодец, наконец. Танец, ранец, братец, заяц, палец, перец, колодец, мизинец. Проговаривать словосочетания со звуком [Ц]. Новый матрац. Зелёный огурец. Горький перец. Любимый певец. Мятный леденец. Конец фильма. Заяц-беляк. Модный танец.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ц] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ц].
Произносить слова со звуком [Ц]. Цапля, лицо, яйцо, овца, кольцо, цокать, цыган, бойцы, концы, огурцы, пловцы, молодцы, кузнецы, продавцы, цирк, цифра, цех, оценка, яйца, улица, мельница, теплица, певица, пшеница, курица, пятница, пуговица, царапина, овцы, зайцы, улицы, луковицы, ножницы, цыплёнок, милиция, акация. Произносить слоги и слова.
Проговаривать предложения со звуком [Ц]. На Олимпиаду приехали борцы и пловцы. На концерте выступали молодые певцы. Продавец упаковал огурцы и перец. Мы высадили луковицы в теплицу. Под акацией — колодец. За околицей — мельница. У сестрицы — цветные рукавицы. У курицы — цыплята. Цыплята выводятся из яиц. Офицер взял циркуль. Выучить потешку, отработав произношение звука [Ц]. Посылали молодицу На улицу по водицу. А водица далека, А бадейка велика. Ты, девица, не ходи, Молодица, посиди. Отгадать и выучить загадки, отработав произношение звука [Ц] в словах. Два кольца, два конца, посередине — гвоздик. (Ножницы) Полон хлевец белых овец. (огурец) На шесте дворец, во дворце — певец. (Скворец) Выучить потешки, отработав произношение звука [Ц]. Заря-заряница, Солнцева сестрица, День замыкает, Месяц зажигает. Цапля в цирке выступала. Трёх цыплят дрессировала. Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.52 (0.018 с.) |