Конструкция книжного блока, составленного из тетрадей, скрепленных между собой в корешке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструкция книжного блока, составленного из тетрадей, скрепленных между собой в корешке



Тема 1

Искусство оформления книги

 

«Если взять все элементы книги, составляющие как бы оркестр разных инструментов, то мы увидим, что каждый элемент книги имеет свой голос, свою задачу».

В. А. Фаворский

«В основе совершенного художественного оформления лежит полная гармония всех элементов».

 Ян Чихольд

Книга – явление духовной культуры. Идейные, научные, художественные достоинства определяют, в первую очередь, ее ценность для читателя, но вместе с тем книга - это предмет и материальной культуры, вещь, созданная полиграфическими средствами для передачи и хранения содержащейся в ней информации.

Отсюда, из двойственной природы книги вытекают основные задачи ее оформления:

1. Облегчить пользование книгой, сделать ее удобочитаемой, удобной для работы с ней, достаточно прочной;

2. Раскрыть содержание книги с помощью художественных и полиграфических средств и, тем самым, помочь читателю лучше понять и усвоить смысл.

На удобочитаемость книги оказывает большое влияние рисунок и размер шрифта, длинна строки, величина интерлиньяжа, интенсивность краски и т д.

От формата книги зависит ее портативность, возможность пользоваться ею в различных условиях.

Степень прочности книги определяет выпуск в обложке или в переплете, тип переплета или обложки, сорт бумаги, вид переплетных материалов.

Оформление заголовков помогает читателю понять их соподчинение, а следовательно, строение книги. Оформление акцентируемых участков текста показывает, что автор считает наиболее важным и на что он хочет особенно обратить внимание читателя.

Иллюстрации в учебнике делают изложение материала более доступным и понятным. Иллюстрации к произведению художественной литературы по-новому раскрывают его содержание, усиливают его эмоциональное воздействие на читателя.

3. Еще одна важная задача оформления – сделать книгу красивой, привлекательной (это относится и к внешним и к внутренним ее элементам)

С тем, что книга должна быть красивой, согласны все, хотя бы потому, что такой книгой приятнее, а по тому и легче пользоваться. Но в чем заключается красота книги? Каким путем она достигается? Можно ли сделать книгу красивой только полиграфическими средствами?

Многие считают, что книге придают красоту главным образом художественные иллюстрации, книжные украшения (книжный декор).

Нисколько не умаляя действительную роль этих элементов, обратим внимание еще и на другое – целесообразность оформления, удобный для работы над книгой формат, удобочитаемый шрифт, хорошо найденная композиция книжных страниц и разворотов, титульного листа и внешних элементов – благодаря всему этому оформление книги воспринимается как гармоничное, красивое, изящное, дает читателю эстетическое удовлетворение.

4. Решая названные выше задачи, оформление книги вместе с тем должно быть технологичным и экономичным с разумным использованием средств и материалов.

5. Оформление должно соответствовать характеру содержания, целевому назначению и читательскому адресу книги.

 По этим признакам мы различаем издания нескольких типов (научные, учебные, массово-политические, литературно-художественные и др.), а в пределах типа – нескольких подтипов (например, учебники для общеобразовательной школы, высшей школы и т. п.). К каждой из этих больших групп изданий необходим особый подход, оформление каждой группы изданий является в этом смысле типовым. Вместе с тем, в пределах этих групп оформление каждой книги (или серии) должно соответствовать конкретным особенностям ее содержания и назначения и, чем глубже такое соответствие, тем полнее выявляет оно все богатство содержания книги. Но именно по той же причине никакое – пусть самое роскошное – оформление не может превратить слабую по содержанию книгу в хорошую. Пустое украшательство, стремление скрыть бедность содержания показной пышностью противоречит принципам хорошего оформления книги. «Чем лучше вы будете издавать плохую книгу, тем она будет противней» - говорил М, М. Пришвин, обращаясь к издателям.

 

Конструкция книги

https://youtu.be/xMkLXsDK3T4

Книга имеет свою конструкцию. Эта конструкция должна быть целесообразна, каждая ее часть должна выполнять определенные функции, так или иначе помогая читателю.

 

Книжные издания, независимо от характера и целевого назначения представляют собой единый блок скрепленных в корешке тетрадей, называемый кодексом, и внешних защитных элементов – переплета или обложки. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО книжное издание должно включать в себя выше трех печатных листов, т. е. не менее 48 страниц.

Прототипом современной формы является политиптих – несколько скрепленных между собой дощечек, натертых воском, которые древние римляне применяли для письма. В древности существовал и другой тип конструкции книги, представляющий собой длинную папирусную ленту – свиток. С XIII века основным писчим материалом в Европе становится бумага. В настоящее время в книгоиздании используются различные виды бумаги: газетная, типографская, мелованная и др.

Сегодня книжная продукция является предметом комплексной дизайнерской разработки. От удачного дизайна книги во многом зависит, насколько успешно она будет продаваться.

Конструкцию книги и ее дизайн во многом определяет количество страниц, формат, способ крепления блока листов и т. п. Поэтому работа над ее дизайном включает в себя не только макетирование полосы набора, но и физическое, объемное макетирование, учитывающее особенности конструкции данного издания.

 

Формат – это размеры готового печатного издания, выраженные в миллиметрах (например 170×263) или в формате листа печатной бумаги (в сантиметрах) и доле, которую страница данного издания составляет от этого листа (например 60×90/16).

Макетирование – один из главных методов художественно-проектной деятельности. В графическом дизайне он используется для создания оригинал-макетов визуальных сообщений.

Оригинал-макет – это законченная композиция любого визуального сообщения, будь то рекламное объявление в газете или журнале, строка на экране компьютера или телевизора, логотип на таре и упаковке, текст и иллюстрации.

 

Дизайн многостраничной печатной продукции более сложен, чем дизайн листовой продукции, поскольку он связан со скреплением страниц в единый блок, выполнением переплетно-брошюровочных и др. работ.

Каким же образом конструируется книга? В полиграфии комплектовка страниц в единый блок производится двумя способами – вкладкой и подборкой.

 

 

При комплектовке вкладкой сфальцованные листы вкладываются один в другой, формируя тетради, а при комплектовке подборкой – подбираются один к другому в порядке возрастания номеров. Первый способ применяется главным образом для журналов и брошюр объемом не более 64 страниц, а второй – для книжных изданий большого объекта.

Переплет

Обложка

Обложка нужна для того, чтобы защищать страницы от загрязнения и разрушения. Блок страниц и обложка скрепляются в единое целое различными способами: шитьем нитками, металлическими скрепками, кольцевыми зажимами, с помощью клея, спиральных проволочных или пластмассовых пружин и т. п.

Скрепление должно быть надежным, технологичным и, по-возможности, дешевым. В качестве обложки обычно используется специальная плотная бумага, иногда после печати покрываемая пленкой прозрачного полимера, которая придает этим изданиям прочность и привлекательный внешний вид. Дизайн обложек характеризуется большим многообразием и имеет самые различные формы, начиная от текстовых обложек, выполняемых с применением клише-политипажа, и заканчивая самыми сложными композициями изобразительного характера.

Клише-политипаж гравюра (клише) изобразительного или декоративного характера, размноженная и предназначенная для массового применения в различных печатных изданиях в качестве украшения.

 

Переплет обычно дороже и практичнее обложки и, как правило, используется лишь в книжных изданиях. Он не только предохраняет листы бумаги от пыли и изнашивания, но и прикрывает механизм крепления блока. В качестве переплетных материалов используются различные виды бумаги, кожи, пергамента, ткани, коленкора, ледерина, бумвинила и др. В современных материалах для переплетов широко применяются печатные и сухие краски, разноцветные алюминиевые, рельефные тиснения со штампов и даже инкрустация, выполненная механическим путем.

Прекрасными образцами обложек и переплетов являются работы А. Бенуа, Б. Кустодиева, В. Фаворского и др. известных русских художников, которые создали макеты великолепно изданных книг.

На переплет иногда надевают суперобложку, она предохраняет переплетную книжку от механических повреждений и служит элементом декоративного оформления книги.

В начале книги помещают титульный лист, который может быть разворотом, занимая вторую и третью страницы книги.

Некоторые важные сведения могут быть помещены на авантитуле (от фр.  avant – перед и лат. titulus – надпись, заглавие) – первой странице книжного блока.

Титульному листу часто предшествует фронтиспис (фр. Frontispic) – иллюстрация в книге, помещаемая обычно на левой стороне разворота титульного листа. Отдельным разделам книги иногда предшествует шмуцититул, на котором напечатано их название.

В некоторых случаях наиболее ценные издания защищают специальным футляром, который является дополнительным декоративно-графическим средством оформления книги или элементом, объединяющим группу изданий, серию. Книжный футляр – это своего рода упаковка.

 

Оформление книжной продукции

Существует две точки зрения по оформлению книжной продукции.

Согласно первой из них, задача конструкции книги – способствовать спокойному, сосредоточенному чтению, углубленной и вдумчивой работой над книгой. При таком понимании художественное оформление должно быть спокойным. С этой точки зрения лучшее оформление книги такое, которого читатель не замечает - столь оно естественно и органично. Стремление к такому оформлению сказывается и в выборе шрифта и формата, и в характере выделений, и в подборке красок. Очень заметно оно проявляется в симметричном построении книжных полос и разворотов – такая композиция всегда воспринимается как уравновешенная, спокойная. К такой композиции предрасполагает сама форма книги – разворот состоит из двух симметричных одинаковых по размерам прямоугольных страниц, на которых представляется вполне естественным столь же симметрично расположить одинакового размера отпечатки – книжные полосы, при этом в раскрытой книге линия корешкового сгиба представляет собой вертикальную ось симметрии. Симметричное построение может быть выдержано и в пределах каждой отдельной книжной полосы. В этом случае, например, будут выключены на середину заголовки, неполноформатные таблицы и иллюстрации. Особенно ясно выражено симметричное построение на титульном листе, если все его строки выключены на середину формата, так что вертикаль, проходящая через середину отпечатка, является осью симметрии.

Согласно другой точке зрения, конструкция книги должна управлять процессом чтения, обращать внимание читателя на те или иные элементы. А для этого оформление должно быть динамичным, активным, броским. Желание сделать оформление книги именно таким влияет на решение многих вопросов. Оно приводит, например, к широкому использованию шрифтов большой графической силы для заголовков, к преимущественному использованию цветовых контрастов, ясно проявлятется в ассиметричном построении книжной полосы; ее левая и правая половины неодинаково загружены – например, заголовки выключены в край, выделяемые участки текста отчеркнуты сбоку линейкой, иллюстрации выпущены на поля. Асимметричность опять-таки заметна на титульном листе, где различные группы строк начинаются от нескольких вертикальных осей. Асимметричность отдельных полос, естественно, приводит к асимметричности разворотов.

Как спокойное, так и активное (динамичное) оформление – это только средства для того, чтобы лучше и полнее довести содержание книги до читателя, с наименьшей затратой его сил. Если об этом забывают, если тот или иной характер оформления превращается в самоцель – то легко появляются решения, далекие от содержания книги и от хорошего вкуса.

Книга – это хотя и сложный, но единый организм. И поэтому в ее оформлении все взаимосвязано. Нельзя решать внешнее оформление книги в отрыве от внутреннего, назначать размер шрифта независимо от формата, выбирать формат, не учитывая степень сложности иллюстрации и т. д. По необходимости рассматривая в каждой главе какую-нибудь отдельную сторону, отдельный элемент оформления книги, мы не будем забывать об их взаимной связи, помнить о необходимости единства, цельности в оформлении любого издания.

 

Тема 2

Основные понятия типографики

 

Типографика – это графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки, проектирование или непосредственное моделирование облика произведения печати.

Типографика – базовая дисциплина графического дизайна. В течении нескольких веков этот термин был синонимом книгопечатания, в настоящее время понятие «типографика» сливается с понятием «графический дизайн».

Типографика – это искусство экспозиции двухмерных форм на плоскости.

Типографика это:

  • не только набор, но еще и каллиграфия и графика (возможности современной техники верстки таковы, что различие между плакатом и страницей книги начинают исчезать; размывается грань между типографикой и иллюстрированием);
  • не только печать, но и многие универсальные объекты (вывески, указатели направлений, выставочные стенды графически оформляются в технике набора);
  • не только графика, оформление выставки можно трактовать, как создание книги в масштабе интерьера. Роль типографа огромна в графической разработке упаковок, вещей, стендов, архитектурных объектов, несущих надписи, в том числе и трехмерные, надписи-скульптуры и т. д;
  • не только оформление, она обслуживает чтение, чтобы превращать слово в зрелище

.

В основе понятия «типографика» лежит представление о типе как о предзаданной форме и многократно повторяемом оттиске, значи,т в первом корне слова слиты понятия «набор» и «печать».

Акциденция – это мелкие формы печати (не книжные) обслуживающие текущие потребности быта, культуры, промышленности и торговли.

Цель акциденции:

  • информировать,
  • привлекать внимание, заинтересовывать,
  • убеждать,
  • развлекать,
  • и, если надо, даже шокировать.

 

Лист и страница в конституции книги.

 

Полоса – любая книжная страница складывается из формата полосы плюс поле – полезная площадь страницы;

- это участок страницы, в пределах которого размещают все тексты и иллюстрации.

Полоса задается:

  • конфигурацией (обычно прямоугольной);
  • размерами;
  • положением на странице.

Полосу заполняют с той или иной плотностью и регулярностью. Внутри нее могут быть пробельные элементы, так называемый «воздух», составляющий неотъемлемую принадлежность текста.

 Формат полосы характеризуются:

  • линейными размерами;
  • площадью относительно формата издания;
  • пропорциями.

В классической типографике формат полосы строится на геометрическом подобии формату издания; в современной верстке могут быть любые пропорции, например, в вытянутой книжке формат может быть квадратным, и наоборот.

 

Поле – пробел вдоль края страницы.

Пробела может не быть на отдельных участках страницы (верстка в оборку/ в разрез полосы). Обреза не боятся плашки, линейки, крупные иллюстрации и крупный текст. Боятся обреза – мелкий текст и мелкие иллюстрации.

Узкие поля могут свидетельствовать об изысканности типографического решения или о его практичности. Просторные поля могут быть данью традиции, фактором экспрессии, знаком показной роскоши, выражением композиционной логики или местом запасенным для маргиналий (элементы заверстанные на полях).

В традиционной книге поля нарастают в следующем порядке: корешковое или внутреннее – оно самое узкое, верхнее, боковое, нижнее.

 

Блочный и флаговый набор

Блочный набор – это набор на прямоугольный формат.

Флаговый набор – набор с односторонней выключкой строк (выравнивание) к краю колонки.

Для европейской типографики более органична выключка в левый край.

 

Формат строки

-то же, что и ширина колонки.

От стандартного формата строки при блочном наборе по длине отличается неполная концевая строка, начальная строки абзаца и строки набранная с отступом.

Длина строки тесно связана с размером шрифта, чем меньше кегль, тем строчка короче.

Число знаков в удобочитаемой строке 55-60, включая запятые.

При наборе текстовым шрифтом (от 9 до 12 пт.) длина строки составляет от 70 до 110 мм.

Превышенный формат затрудняет переход к следующей строке; заниженный делает его слишком частым.

Сужение колонки при блочном наборе ведет к резкому колебанию межсловных пробелов (называемых коридоры), при флаговом наборе к чрезмерному зазубриванию к краю.

И в том и в другом случае для избежания этих недостатков надо расставить переносы

Увеличение интерлиньяжа дает право на увеличение формата строки.

 

Интерлиньяж – степень близости двух соседних строк.

 

Кегль (иногда кегель) шрифта – основной показатель величины наборного шрифта измеряется в типографических единицах – пунктах и квадратах.

Один пункт (пт.) равен 0,376 мм 1 pt=0,4 mm.

Один квадрат приблизительно равен 18 мм.

Кегль шрифта – это высота строчной буквы плюс длинна верхних и нижних выносных элементов буквы плюс небольшие технологические зазоры сверху и снизу.

 

Средник – отбивка между колонками на полосе.

Минимальный средник равен удвоенному пробелу между строками.

Средник не должен быть больше наименьшего из полей.

 

Сетка - система вертикалей, горизонталей и диагоналей, образующих каркас типографической композиции. Сетки бывают разной дробности и регулярности.

 

Приводность – это совпадение строк на сторонах книжного листа, а так же в соседних колонках и на сторонах принадлежащих развороту;

- традиционный показатель типографической добротности.

 

Отбивка – пробел между элементами плотной верстки (например, пробел между заголовком и предыдущим текстом, между заголовком и последующим текстом).

Разные отбивки придают тексту разный логический смысл.

 

Абзац – небольшой период текста выраженный зрительно. Норма обозначения абзаца – абзацный отступ; кроме того может быть новострочье без отступа иначе называемое –«тупое начало».

Один абзац от другого можно отделить пустой строчкой.

Абзац можно выделить втяжкой всех строк, кроме первой.

Акцидентные приемы выделения абзаца:: выделение первой буквы полужирным шрифтом, подчеркиванием; укрупнение нескольких первых букв в начальном слове абзаца и даже небольшое смещение первого слова вверх или вниз.

Правила верстки абзаца:

· все абзацы внутри данного текста обозначаются одинаково,

· если в тексте есть соподчиненные абзацы, то более слабый сигнал соответствует более мелкому членению,

· самый мелкий абзацный отступ меньше кегля шрифта,

· самый крупный абзацный отступ может доходить до середины строки,

· чем плотнее шрифт, тем меньше абзацный отступ.

 

Рубрика – синоним заголовка. Рубрика отмечает рубеж членения текста на разделы.

 

Сплошной текст – простейшая форма набора: на заданный формат строки, набор с постоянным интерлиньяжем, текстовым шрифтом, одного кегля, рисунка, начертания.

 

Пробельная строка – пропуск строки при данном кегле и интерлиньяже.

 

Пробел – любой не запечатанный элемент;

  • межбуквенный и межсловный пробелы;
  • интерлиньяж,
  • абзацный отступ;
  • пробел в неполной концевой строке или полосе;
  • отбивка;
  • средник,
  • поле;
  • спуск;
  • пустая полоса.

По тому, как типограф относится к пробелам, можно судить о его компетентности.

В музыке – звуки и паузы, в типографике - черные и пробельные знаки.

 

Пробельная строка – отбивка, чья величина определяется пропуском строки при данном кегле и интерлиньяже. Помогает разделять текст на абзацы. Это сильный и выразительный прием, но не очень экономный (сохраняется приводность и сетка, следовательно качественно выполняется верстка).

 

Концевая и начальная строки – последняя и первая строки абзаца. Обычно они недозаполнены.

 

Выгонка и вгонка.

Вгонка:

  •  поместить несколько слов из следующей строки в предыдущую;
  • образовать из большего числа полос меньшее.

Выгонка – наоборот, разгоняем текст на большее число слов, строк, полос.

Выгонку и вгонку производят

  • изменяя межсловные и межсимвольные пробелы;
  • изменяя отбивки,
  • с помощью изъятия или добавления пробельных строк,
  • в крайних случаях – это локальное изменения интерлиньяжа и даже кегля.

Цели выгонки и вгонки:

  • ликвидация висячей строки или слишком короткой концевой строки,
  • выгадать для начальной полосы почетную правую половину разворота,
  • вписать текст в заданный объем книги.

 

Висячая строка – неполная концевая строка, приходящаяся на верхнюю границу колонки, или начальная строка, попадающая в самый низ.

Висячие строки недопустимы и подлежат устранению путем выгонки и вгонки.

 

Прописные буквы – заглавные (большие) буквы алфавита.

Строчные буквы – маленькие буквы алфавита.

 

 

Тема 3

Шрифты

Антиква

Это род наборных шрифтов с ярко выраженной контрастностью (с разницей тонких и толстых штрихов) и изящными засечками.

Рисунок рнпиквы содержит отголоски письма пером.

Антиква в переводе означает – «древняя» - это прототип любого текстового шрифта.

Возникла она в XV веке из соединения римского капитального шрифта (это прописные буквы на памятниках Древнего Рима и Древней Греции) и каролингского минускула.

Антиква символизирует вечную молодость шрифтовой классики, она способна гармонировать с любым композиционным решением: классическим, нейтральным или ультрамодным.

 Антиква во второй половине XV века вошла в набор и печать.

Гротеск

Это наборный шрифт без засечек и заметного контраста. Русский термин этого шрифта – рубленный.

Форма его букв сведена к каркасу.

Гротеск возник в Англии в XIX веке.

 

Египетский шрифт

Это род наборных шрифтов с меньшей контрастностью, чем у антиквы, с развитыми засечками. Русский термин этого шрифта – брусковый шрифт.

Египетский шрифт построен на откровенном преувеличении, огрублении привычных графических признаков антиквы.

Египетский шрифт возник в XIX веке как акцидентный.

Многие египетские шрифты занимают ведущее место по шкале читабельности, они идеально подходят для набора длинных текстов. Вместе с тем, страница набранная таким шрифтом выглядит значительно более темной, чем страница набранная антиквой, поскольку штрихи египетского шрифта плотнее.

Египетский шрифт часто используется для набора детских книг.

 

Готический шрифт

Особая форма латинского алфавита с заострениями и изломами вместо засечек и скруглений и преобладанием жирных вертикальных штрихов при довольно узких и сближенных пропорциях всех знаков.

Готический шрифт склонен к лигатурам (с плавным переходом от одной к другой букве) не выносит разрядки. Он в большей мере, чем антиква, сохраняет связь с каллиграфической традицией.

Возник в XI – XII века в Западной Европе.

Сейчас применяется для заголовков ряда газет и в рекламной акциденции.

 

Древнерусский шрифт

Это особая форма кириллицы.

Он связан с происхождением славянской письменности.

Древнерусский шрифт делится на 4 вида:

  • устав;
  • полуустав;
  • скоропись;
  • вязь.

Устав – это медленное торжественное письмо, буквы которого строго вертикальны, имеют тяжелую прочную основную стойку и тонкие дополнительные штрихи и засечки.

Пропорции устава приближены к квадрату, каждая буква выписывалась отдельно, в несколько приемов руки. Писали тростниковой палочкой или пером (гусиным).

Полуустав – это новая форма кириллицы сложившаяся в XV веке. Рисунок букв в полууставе остается прежним, но они приобретают наклон, для облегчения труда переписчика, вытягиваются по пропорциям и уменьшаются пробелы между буквами.

Скоропись – размашистый красивый подчерк с виртуозными выносными элементами. Наиболее подвижная форма кириллицы. В скорописи ярко выражена индивидуальность подчерка.

Вязь – декоративное письмо, превращающее строку в непрерывный равномерный орнамент.

Буквы вязи различны по величине, часто соединены в лигатуры. Слова могут быть сокращены, идут без пауз в строке, а пустоты заплетены орнаментом. Вязь широко применялась в декоративно-прикладном искусстве: на предметах быта, в иконописи, на стенах храмов во фресках.

 

Акцидентный шрифт

Это наборный шрифт, специально предназначенный для акциденции и не пригодный для других целей (для набора сплошного текста).

Форму такого шрифта часто искажают:декорируют, гипертрофирую не для удобочитаемости, а для зрелищности. Хорошо смотрится в крупном кегле, хорошо передает настроение.

К акцидентным шрифтам относятся:

  • фигурные;
  • фантазийные;
  • имитационные;
  • орнаментированные;
  • патинированные;
  • объемные;
  • оттененные;,
  • итальянские (горизонтальные штрихи толще вертикальных;
  • контурные;
  • другие шрифты, не подлежащие классификации в силу их необычности;
  • сверхузкие и сверхширокие шрифты, сверхжирные и сверхсветлые;
  • рукописные.

Рукописные шрифты  - это наборные шрифты, воспроизводящие письмо от руки.

Набор воспринял разные манеры рукописного письма: индивидуальные и формализованные, беглые и отточенные, связанные и раздельные, косые и прямые.

В рукописных шрифтах отразились следы перьев и кистей всевозможных типов. Рукописным шрифтом не стоит набирать длинный текст, не стоит набирать текст только прописными буквами. Современная техника позволяет превратить каждому свой подчерк в наборный.

 

Тема 4

Наклонный шрифт

Термин «наклонный шрифт» уместен по отношению к шрифтам, в точность повторяющим, в отличие от курсива, рисунок шрифта прямого начертания.

Строка, набранная наклонным шрифтом, пребывает в некотором динамическом порыве. Широко это свойство используется в акциденции. Как компонент развитой гарнитуры, он служит всего лишь для небольших и мягких выделений и не применяется для набора сплошного текста. Наклонный шрифт свойственен гротеску в той же мере, как курсив – антикве, хотя бывают, условно говоря, гротесковые курсивы и наклонные версии антиквы. Следует заметить, что разница между наклонным шрифтом и курсивом нередко оказывается терминологически смазанной. И тот, и другой немцы склонны называть Kursive, англичане – Italic, хотя в обоих языках есть точные эквиваленты термина «наклонный шрифт», англ. Oblique type).

В отличие от насыщенности и плотности шрифта наклон внутри данной гарнитуры не варьируется. Нормальный наклон по отношению к вертикали лежит в пределах между углами 9 и 17 градусов. Что касается курсивов, то некоторые из них обладают либо большим, либо исчезающе малым наклоном. Собственно наклонный шрифт появился в первой половине XIX в.

Признак наклона свойствен не только отдельным начертаниям, но и целым гарнитурам. Среди экцидентных шрифтов известны гарнитуры с критически большим наклоном, доходящим до 45 градусов. Лёгкий наклон органически присущ древнерусскому полууставу.

 

Курсив

Наборный шрифт, основанный на характерных признаках изящного письма от руки. Его можно рассматривать как компромисс между рукописным и собственно печатным шрифтом.

Курсив был введён в обиход типографики венецианским издателем Эльдом Мануцием в 1501 году.

Поначалу курсив служил самостоятельным текстовым шрифтом, но со временем стал сугубо выделительным. Редкая гарнитура типа «антиква» обходится без курсивного начертания. Оставаясь незаменимым для лёгких и выразительных выделений отдельных слов и фраз в сплошном тексте, курсив широко используется также и в экциденции и не применяется для набора сплошного текста.

Традиционный курсив обладает наклоном (не путать с наклонным шрифтом), а также контрастом и другими чертами, сближающими его с антиквой. Сейчас является компонентом развитой гарнитуры антиквы.

 

 

 

 

Капитель

Выделительный наборный шрифт, близкий по рисунку к прописному, а по высоте знака – к строчному. Гарнитура латинского шрифта, претендующая на полноту, не обходится без капители, что, впрочем,  это более органично для антиквы, нежели гротеска.

Один из самых мягких шрифтовых выделительных приёмов.

 

 

Типографические шрифты различаются и по своему основному рисунку, и по некоторым особенностям начертания (при сохранении основных графических черт) и по размеру.

Чтобы легче разобраться во всём их многообразии, познакомится предварительно с основными элементами шрифта (графическими), с системой его начертаний и размеров.

Важнейшими графическими элементами, из которых построены буквы русского и латинского (алфавитов) типографского шрифта, являются:

  • основные штрихи;
  • соединительные (дополнительные) штрихи;
  • концевые элементы.

К основным штрихам относятся вертикальные штрихи и косые, направленные сверху вниз)считая слева направо). В большинстве гарнитур (но не во всех) эти штрихи толще остальных.

Соединительные штрихи – это горизонтальные штрихи и косые, направленные снизу вверх. В большинстве гарнитур они тоньше остальных.

Основные и соединительные штрихи типографского шрифта соответствуют нажимным и безнажимным штрихам рукописного шрифта (почерка). Это естественно, ведь печатной книге предшествовала рукописная, и лучшие почерки её переписчиков служили прототипом для типографских шрифтов.

В буквах, образованных от круга или овала, основным штрихам соответствуют наплывы – утолщения, расположенные по середине высоты буквы или несколько смещенные вниз (в левой половине буквы) и вверх (в правой её половине). И эта особенность напоминает о связи типографских шрифтов с рукописными.

К важнейшим концевым элементам букв относятся засечки – небольшие штрихи, подчёркивающие основные и некоторые дополнительные штрихи, точки и «хвостики», которыми заканчиваются некоторые штрихи.

Не только основные, но и соединительные штрихи – необходимые элементы букв. Некоторые буквы, например, «и», «н», «п» отличаются только расположением соединительных штрихов. Концевые же элементы не являются необходимыми – их отсутствие не лишает нас возможности узнать ту или иную букву. Однако наличие или отсутствие концевых элементов и их форма в довольно большой мере определяют графический облик шрифта и влияют на его удобочитаемость.

Неодинаковая толщина штрихов придаёт шрифту контрастность, степень которой может быть различной. Чем больше разница между толщиной основных и дополнительных штрихов, тем контрастность шрифта резче, и наоборот. При одинаковой (зрительно) толщине всех штрихов совершенно теряет контрастность и становится монотонным (бесконтрастным).

Расстояние между основными штрихами буквы называется внутрибуквенным просветом. При небольших внутрибуквенных просветах и нормальной толщине штрихов шрифт производит впечатление узкого, вытянутого по вертикали, по мере увеличения внутрибуквенных просветов шрифт воспринимается как более широкий и округлый.

Линия, образованная нижним краем основной части букв, называется нижней линией шрифта, или нижней линией строки. Такая же линия, образуемая верхним краем букв, называется верхней линией шрифта. Существуют верхняя линия строчных и верхняя линия прописных. В некоторых строчных буквах, например «б», «р», «ф» штрихи выходят за линию шрифта, образуя верхние и нижние выносные элементы.

 

Степень контрастности, ширина внутрибуквенного просвета (степень округлости), наличие и форма засечек и других концевых элементов, расположение наплывов, длина выносных элементов – вот важнейшие признаки, определяющие основные графические особенности различных шрифтов.

Тема 5

Начертание и размеры шрифта.

 

В рамках одной гарнитуры, сохраняя важнейшие черты своего основного рисунка, шрифты могут иметь различные начертания.

Шрифты могут изменяться:

  • по постановке очка (наклону основных штрихов),
  • жирности  (насыщенности):
  • по пропорциям (по ширине),
  • по размеру.

 

Очко буквы – это место, в которое вписывается основной силуэт буквы.

По постановке очка различаются шрифты: прямого, наклонного или курсивного начертания.

Наклонный шрифт в точности повторяет рисунок прямого, только имеет наклон. Наклонный шрифт приобретает динамику.  Наклонный входит в гарнитуру гротеска. Он используется для небольших и мягких выделений в тексте и в акциденции. Наклон внутри данной гарнитуры не варьируется. В разных гарнитурах наклон может меняться (от 90 до 170).

Курсив. Отличается по начертанию некоторых букв (например а и е). Он также имеет наклон. Используется для небольших и мягких выделений и всходит в гарнитуру антиквы.

По жирности (или насыщенности) различают шрифты:

  • светлые;
  • полужирные;
  • жирные.

В светлых шрифтах толщина основных штрихов не менее, чем вдвое меньше ширины внутрибуквенного просвета.

В полужирных шрифтах ширина внутрибуквенного просвета равна ширине штриха или чуть больше него.

В жирных шрифтах ширина штриха больше внутрибуквенного просвета

.

По пропорциям (или по ширине) различают шрифты:

  • нормальные;
  • узкие;
  • широкие.

Пропорции – это отношение ширины буквы к ее высоте. В нормальных шрифтах ширина буквы составляет от 3/5 до 5/6 ее высоты. В узких шрифтах ширина меньше 3/5 высоты буквы. В широких шрифтах она превышает 5/6 высоты (сравниваем буквы средней ширины).

 

Основным начертанием шрифта является: прямое, светлое, нормальное по ширине. Оно применяется для набора сплошного текста.

Шрифты других начертаний применяются в книге для выделений в тексте, и заголовков.

Широкие шрифты непропорциональны, читаются хуже нормальных и неэкономичны, поэтому как текстовые не применяются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.148 с.)