Основные графические элементы шрифта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные графические элементы шрифта



 

 

Типографический шрифт - важное средство оформления книги. Он служит для воспроизведения текста и в значительной степени определяет удобочитаемость, весь художественный облик книги и её себестоимость. Знакомство с типографическим шрифтом имеет большое практическое значение.

Совокупность шрифтов различного начертания и размера, объединённых общностью основного рисунка, образует шрифтовую гарнитуру.

Каждая гарнитура обладает собственным именем. Она может говорить о создателе (Гарамон), истории употребления («Таймс»), стиле («Елизаветинская»), конкретной особенности («Компакта»), достоинстве («Универс»), национальной принадлежности («Кудряшевская словарная»), ассоциативном качестве («Вивальди») шрифта и т. п.

Гарнитуры различны по развитости. Они могут быть в единственном начертании (акциндентный шрифт), другие, претендующие на универсальность, включают от двух единиц до нескольких десятков начертаний. Обычно в такое семейство, кроме шрифта нормального, входят курсив или наклонный шрифт, ряд шрифтов различной плотности и насыщенности, капитель.

Наклонный шрифт

Термин «наклонный шрифт» уместен по отношению к шрифтам, в точность повторяющим, в отличие от курсива, рисунок шрифта прямого начертания.

Строка, набранная наклонным шрифтом, пребывает в некотором динамическом порыве. Широко это свойство используется в акциденции. Как компонент развитой гарнитуры, он служит всего лишь для небольших и мягких выделений и не применяется для набора сплошного текста. Наклонный шрифт свойственен гротеску в той же мере, как курсив – антикве, хотя бывают, условно говоря, гротесковые курсивы и наклонные версии антиквы. Следует заметить, что разница между наклонным шрифтом и курсивом нередко оказывается терминологически смазанной. И тот, и другой немцы склонны называть Kursive, англичане – Italic, хотя в обоих языках есть точные эквиваленты термина «наклонный шрифт», англ. Oblique type).

В отличие от насыщенности и плотности шрифта наклон внутри данной гарнитуры не варьируется. Нормальный наклон по отношению к вертикали лежит в пределах между углами 9 и 17 градусов. Что касается курсивов, то некоторые из них обладают либо большим, либо исчезающе малым наклоном. Собственно наклонный шрифт появился в первой половине XIX в.

Признак наклона свойствен не только отдельным начертаниям, но и целым гарнитурам. Среди экцидентных шрифтов известны гарнитуры с критически большим наклоном, доходящим до 45 градусов. Лёгкий наклон органически присущ древнерусскому полууставу.

 

Курсив

Наборный шрифт, основанный на характерных признаках изящного письма от руки. Его можно рассматривать как компромисс между рукописным и собственно печатным шрифтом.

Курсив был введён в обиход типографики венецианским издателем Эльдом Мануцием в 1501 году.

Поначалу курсив служил самостоятельным текстовым шрифтом, но со временем стал сугубо выделительным. Редкая гарнитура типа «антиква» обходится без курсивного начертания. Оставаясь незаменимым для лёгких и выразительных выделений отдельных слов и фраз в сплошном тексте, курсив широко используется также и в экциденции и не применяется для набора сплошного текста.

Традиционный курсив обладает наклоном (не путать с наклонным шрифтом), а также контрастом и другими чертами, сближающими его с антиквой. Сейчас является компонентом развитой гарнитуры антиквы.

 

 

 

 

Капитель

Выделительный наборный шрифт, близкий по рисунку к прописному, а по высоте знака – к строчному. Гарнитура латинского шрифта, претендующая на полноту, не обходится без капители, что, впрочем,  это более органично для антиквы, нежели гротеска.

Один из самых мягких шрифтовых выделительных приёмов.

 

 

Типографические шрифты различаются и по своему основному рисунку, и по некоторым особенностям начертания (при сохранении основных графических черт) и по размеру.

Чтобы легче разобраться во всём их многообразии, познакомится предварительно с основными элементами шрифта (графическими), с системой его начертаний и размеров.

Важнейшими графическими элементами, из которых построены буквы русского и латинского (алфавитов) типографского шрифта, являются:

  • основные штрихи;
  • соединительные (дополнительные) штрихи;
  • концевые элементы.

К основным штрихам относятся вертикальные штрихи и косые, направленные сверху вниз)считая слева направо). В большинстве гарнитур (но не во всех) эти штрихи толще остальных.

Соединительные штрихи – это горизонтальные штрихи и косые, направленные снизу вверх. В большинстве гарнитур они тоньше остальных.

Основные и соединительные штрихи типографского шрифта соответствуют нажимным и безнажимным штрихам рукописного шрифта (почерка). Это естественно, ведь печатной книге предшествовала рукописная, и лучшие почерки её переписчиков служили прототипом для типографских шрифтов.

В буквах, образованных от круга или овала, основным штрихам соответствуют наплывы – утолщения, расположенные по середине высоты буквы или несколько смещенные вниз (в левой половине буквы) и вверх (в правой её половине). И эта особенность напоминает о связи типографских шрифтов с рукописными.

К важнейшим концевым элементам букв относятся засечки – небольшие штрихи, подчёркивающие основные и некоторые дополнительные штрихи, точки и «хвостики», которыми заканчиваются некоторые штрихи.

Не только основные, но и соединительные штрихи – необходимые элементы букв. Некоторые буквы, например, «и», «н», «п» отличаются только расположением соединительных штрихов. Концевые же элементы не являются необходимыми – их отсутствие не лишает нас возможности узнать ту или иную букву. Однако наличие или отсутствие концевых элементов и их форма в довольно большой мере определяют графический облик шрифта и влияют на его удобочитаемость.

Неодинаковая толщина штрихов придаёт шрифту контрастность, степень которой может быть различной. Чем больше разница между толщиной основных и дополнительных штрихов, тем контрастность шрифта резче, и наоборот. При одинаковой (зрительно) толщине всех штрихов совершенно теряет контрастность и становится монотонным (бесконтрастным).

Расстояние между основными штрихами буквы называется внутрибуквенным просветом. При небольших внутрибуквенных просветах и нормальной толщине штрихов шрифт производит впечатление узкого, вытянутого по вертикали, по мере увеличения внутрибуквенных просветов шрифт воспринимается как более широкий и округлый.

Линия, образованная нижним краем основной части букв, называется нижней линией шрифта, или нижней линией строки. Такая же линия, образуемая верхним краем букв, называется верхней линией шрифта. Существуют верхняя линия строчных и верхняя линия прописных. В некоторых строчных буквах, например «б», «р», «ф» штрихи выходят за линию шрифта, образуя верхние и нижние выносные элементы.

 

Степень контрастности, ширина внутрибуквенного просвета (степень округлости), наличие и форма засечек и других концевых элементов, расположение наплывов, длина выносных элементов – вот важнейшие признаки, определяющие основные графические особенности различных шрифтов.

Тема 5

Начертание и размеры шрифта.

 

В рамках одной гарнитуры, сохраняя важнейшие черты своего основного рисунка, шрифты могут иметь различные начертания.

Шрифты могут изменяться:

  • по постановке очка (наклону основных штрихов),
  • жирности  (насыщенности):
  • по пропорциям (по ширине),
  • по размеру.

 

Очко буквы – это место, в которое вписывается основной силуэт буквы.

По постановке очка различаются шрифты: прямого, наклонного или курсивного начертания.

Наклонный шрифт в точности повторяет рисунок прямого, только имеет наклон. Наклонный шрифт приобретает динамику.  Наклонный входит в гарнитуру гротеска. Он используется для небольших и мягких выделений в тексте и в акциденции. Наклон внутри данной гарнитуры не варьируется. В разных гарнитурах наклон может меняться (от 90 до 170).

Курсив. Отличается по начертанию некоторых букв (например а и е). Он также имеет наклон. Используется для небольших и мягких выделений и всходит в гарнитуру антиквы.

По жирности (или насыщенности) различают шрифты:

  • светлые;
  • полужирные;
  • жирные.

В светлых шрифтах толщина основных штрихов не менее, чем вдвое меньше ширины внутрибуквенного просвета.

В полужирных шрифтах ширина внутрибуквенного просвета равна ширине штриха или чуть больше него.

В жирных шрифтах ширина штриха больше внутрибуквенного просвета

.

По пропорциям (или по ширине) различают шрифты:

  • нормальные;
  • узкие;
  • широкие.

Пропорции – это отношение ширины буквы к ее высоте. В нормальных шрифтах ширина буквы составляет от 3/5 до 5/6 ее высоты. В узких шрифтах ширина меньше 3/5 высоты буквы. В широких шрифтах она превышает 5/6 высоты (сравниваем буквы средней ширины).

 

Основным начертанием шрифта является: прямое, светлое, нормальное по ширине. Оно применяется для набора сплошного текста.

Шрифты других начертаний применяются в книге для выделений в тексте, и заголовков.

Широкие шрифты непропорциональны, читаются хуже нормальных и неэкономичны, поэтому как текстовые не применяются.

Узкие шрифты убористы и экономичны, но неудобочитаемы. Применяются в газетах, журналах и массовых изданиях.

Высота строчных букв, не имеющих выносных элементов, обычно чуть меньше половины кегля.

 

Названия шрифтов различного кегля:

  • шрифт 12 кегля называется цицеро;
  • шрифт 10 кегля называется корпус;
  • шрифт 9 кегля называется боргес;
  • шрифт 8 кегля называется петит;
  • шрифт 6 кегля называется нонпарель.

 

Тема 6

Основные требования к шрифту

  1. Удобочитаемость;
  2. Художественные достоинства;
  3. Технологичность;
  4. Экономичность.

Удобочитаемость шрифта в первую очередь зависит от его размера и рисунка (при прочих равных условиях). Удобочитаемый шрифт для сплошного текста начинается с 10 кегля при длине строки 5,5 – 6 квадратов.

Простота и ясность рисунка повышают удобочитаемость шрифта, вычурный рисунок делает шрифт менее читаемым, поэтому в основу построения букв русского и латинского алфавита положены простые геометрические формы: квадрат (прямоугольник), круг (овал), треугольник.

 Большое значение для удобочитаемости шрифта имеет толщина основных штрихов и ширина очка. При значительном уменьшении ширины очка удобочитаемость шрифта сильно понижается – внутрибуквенные просветы становятся слишком узкими и контур букв теряет свою отчетливость.

Шрифты с умеренной контрастностью читаются лучше, чем шрифты с резкой контрастностью. (Контрастность – разница в ширине основных и дополнительных штрихов буквы).  Полное отсутствие контрастности понижает удобочитаемость шрифта, такой шрифт слишком монотонный, однообразный.

Шрифты с короткими засечками читаются лучше, чем с длинными, так как в коротких засечках буквы имеют более открытый контур и глаз легче схватывает его.

 

Художественные требования к шрифту.

Наиболее значимые в художественном отношении шрифты связаны с графическим искусством своего времени. Например, в антикве Петра 1 отразились черты и барочного стиля той эпохи, и отголоски древнерусского письма.

Необходимое условие художественной ценности шрифта – его графическое единство.

Графическое единство шрифта выражается:

  • в одинаковой толщине однородных штрихов (основных, дополнительных);
  • в оптимальной оптически высоте однородных букв (прописных, строчных);
  • в одинаковом характере наплывов;
  • в одинаковой форме каждой группы концевых элементов;
  • в обоснованной соразмерности различных букв алфавита по ширине.

 

Оптические иллюзии

Чтобы преодолеть влияние оптических иллюзий, круглые и остроугольные буквы делают чуть выше остальных, среднюю линию (например, горизонтальный штрих у буквы Н) располагают немного выше середины высоты буквы, а в лишенных контрастности шрифтах толщину горизонтальных штрихов немного уменьшают.

 

Технологичность шрифта – это способность шрифта давать четкий отпечаток на бумаге.

Наиболее точно воспроизводятся шрифты с умеренной контрастностью или лишенные контрастности, с короткими засечками и достаточно широким внутрибуквенным просветом.

Экономичность (или убористость) шрифта определяется тем, какое количество печатных знаков умещается на единице площади. Экономичность шрифта может быть достигнута путем уменьшения либо его ширины, либо кегля. Но узкие шрифты сильно уступают по удобочитаемости шрифтам обычной ширины. Правильный путь достижения экономии – это создание и использование шрифтов такого рисунка, которые даже при уменьшении кегля имеют достаточно широкое и четкое очко и хорошо читаются.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.028 с.)