Методические указания преподавателю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания преподавателю



Учебный курс «Клинический психоанализ» читается студентам всех форм обучения: очной, очно-заочной и заочной, причем у студентов двух последних форм обучения значительно повышается доля самостоятельной подготовки по данному учебному предмету. В качестве организационных форм обучения при преподавании данного учебного предмета используются лекции и семинары. Обучение — групповое, хотя в отдельных случаях возможно и индивидуальное. Информационная обеспеченность дисциплины достаточно высока, так как студентам для чтения и изучения предлагаются три базовых учебника по клиническому психоанализу (Дж.Сандлер и др., Ральф Р.Гринсон, Р.Урсано и др.), а также работы самого основателя психоанализа З.Фрейда. Эта литература содержит большое количество теоретического материала для того, чтобы студенты могли составить себе достаточно четкое представление о предмете клинического психоанализа, его отличительных чертах от других видов психотерапии, его принципам, техникам и процедурам.                  

Для более полного раскрытия тем курса преподавателю рекомендуется сопровождать теоретический материал примерами из реальной клинической практики с соответствующими комментариями и соблюдением принципа конфиденциальности в отношении пациентов.

В целях наибольшего понимания материала преподавателю также рекомендуется всячески поощрять и стимулировать творческий интерес учащихся к предмету.

Практические навыки в области психоаналитической техники студенты имеют возможность получить в результате своего индивидуального тренингового или группового анализа.

Работа по подготовке преподавателя к проведению занятия начинается с анализа учебной программы учебной дисциплины.

При анализе программы следует обращать внимание на следующие моменты:

1. Особенности и содержание материала разделов и тем. Все три раздела в программе носят теоретический характер и сопровождаются примерами из клинической практики с подробным их разбором и практическими рекомендациями относительно психоаналитической техники в различных случаях.

В первом разделе целесообразно уделить достаточное внимание истории психоаналитической техники, ее дальнейшему развитию и современному разнообразию.

Во втором разделе очень важными являются темы, посвященные основным понятиям клинического психоанализа. Следует учесть, что, как правило, они являются достаточно сложными для усвоения, т.к. без практики представляются для студентов достаточно абстрактными.

Третий раздел является логическим заключением всего курса и содержит материал, для ознакомления с которым необходимо качественное усвоение всего предыдущего материала (представление о основных понятиях клинического психоанализа, процессах и процедурах, существующих в нем, а также о их взаимосвязи и взаимовлиянии).

2. Связь между отдельными темами. В первом разделе курса все темы взаимосвязаны, поскольку по мере изложения материала освещаются основные этапы развития метода клинического психоанализа, начиная от катарсической техники до разнообразных модификаций классической техники, применяемых в различных клинических случаях в зависимости от конкретного вида патологии, в современное время.

        Во втором разделе темы являются относительно самостоятельными, так как они посвящены рассмотрению отдельных основных понятий, процессов, техник и процедур клинического психоанализа, которые в целях наилучшего усвоения целесообразнее изучать по отдельности. При этом необходимо помнить о сложном пересечении, взаимовлиянии и взаимозависимости процессов, происходящих в психотерапии, связи их с личностями аналитика и пациента.

 Темы третьего раздела курса взаимосвязаны между собой, т.к. с точки зрения психоаналитической теории последовательно описывают различные виды психопатологии, истоки ее возникновения и логически следуемые из этого особенности психоаналитической техники.

3. Логика структурирования материала в программе. Теоретическая часть учебной программы построена по принципу «от общего — к частному». При изложении клинического материала, используемого для наибольшей наглядности психоаналитического метода, рекомендуется использовать принцип «от частного – к общему», логически связывая частные индивидуальные особенности данного конкретного терапевтического случая с базовыми теоретическими концепциями клинического психоанализа.

4. Ключевая терминология (основные понятия) по данному курсу приведены в глоссарии.

5. Технология преподавания отдельных тем. Подавляющее большинство тем данного курса преподаетсяв форме лекций, которые проводятся методами: проблемного изложе­ния материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами. Кроме этого, учебным планом по многим темам предусмотрены семинарские занятия, которые проводятся в описанных выше формах активного обучения.     

Подготовка к занятиям осуществляется в три этапа.

1. Этап диагностики. На этом этапе преподаватель на основе наблюдения или специальных методик оценивает: уровень мотивации студентов, степень их познавательного интереса, способности и возможности студентов учебной группы в среднем. Преподаватель также определяет конкретные условия, в которых ему придется проводить занятия: расстановка, мебели, наличие аппаратуры, раздаточного и демонстрационного материала.

2. Этап прогнозирования – предположения преподавателя по поводу возможного развития событий во время занятия.

3. Этап проектирования. На этом этапе преподаватель составляет сценарий учебного занятия, который составляется путем осуществления нескольких оперативных действий: замысла учебного занятия, формулирования его целей, определения содержания учебного занятия, организации деятельности преподавателя и студентов.

На этапе проектирования составляется план учебного занятия, например, по такой схеме: вступление (установление контакта с аудиторией, обоснование важности изучаемой темы) – основная часть (активизация познавательной деятельности, сообщение учебной информации, управление восприятием и закреплением информации) – заключение.

Поскольку данный курс представляет собой цикл лекций и семинаров, подготовка к проведению занятий должна обеспечивать именно эти формы обучения.

При подготовке к изложению материала курса преподаватель должен учитывать, что акцент в данном курсе делается не только на ознакомлениес различными теоретическим понятиями клинического психоанализа, процессами, происходящими в нем, техниками и процедурами, применяемыми в процессе работы, но и на методологических основах выбора той или иной модификации психоаналитической техники.

При проведении семинарских занятий необходимо использовать методы и приемы, повышающие познавательную активность студентов. Поэтому целесообразно обращать внимание студентов на противоречия в различных подходах, на проблемы и не решенные до настоящего времени вопросы.

 

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы

 

Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.

В рамках курса «Клинический психоанализ» используются такие виды самостоятельной работы как работа с тестами и вопросами для самопроверки; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе), выполнение самостоятельной творческой работы (методические указания и требования к ее выполнению изложены в приложении 1).

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

Для более успешного усвоения материала данного курса от студента требуется интерес к людям, к процессам, происходящим между ними и их внутренним психологическим процессам, доля любознательности, наблюдательность, способность одновременно к аналитическому и творческому мышлению, интуиция и эмпатические качества, а также определенный уровень рефлексии. Благодаря наличию этих способностей и качеств студент сможет глубже проникнуть в суть тех психологических процессов, которые происходят во время психоаналитической терапии, оценить степень патологии пациента, принять решение о наиболее оптимальной технике работы в данном конкретном случае.

При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой. Значительную помощь в подготовке к очередному занятию может оказать имеющееся в данном комплексе учебно-методическое пособие: Шукова С.Р. «Клинический психоанализ». Оно же может использоваться и для закрепления полученного в аудитории материала.

 

3.1. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Предмет клинического психоанализа.
  2. Клинический психоанализ как технический метод лечения психопатологии.
  3. История развития клинического психоанализа от катарсического метода до базисной модели.
  4. Развитие психоаналитического метода в современный период.
  5. Отличия клинического психоанализа от непсиходинамических видов психотерапии.
  6. Клинический психоанализ и психодинамические психотерапии.
  7. Основные понятия психоанализа.
  8. Основное правило психоанализа.
  9. Основные процессы и процедуры, принятые в психоанализе.
  10. Классический психоанализ и психоаналитическая терапия.
  11. Показания к психоаналитическому лечению.
  12. Противопоказания к лечению психоанализом.
  13. Требования, предъявляемые к психоаналитику.
  14. Способы первичного интервью.
  15. Обследование пациента и начало лечения.
  16. Особенности заключения сеттинга.
  17. Источники получения информации от пациента во время лечения.
  18. Конфронтация.
  19. Прояснение.
  20. Интерпретация.
  21. Проработка.
  22. Виды отношений между пациентом и аналитиком.
  23. Реакции переноса. История термина.
  24. Причины возникновения реакций переноса.
  25. Техника, способствующая развитию реакций переноса.
  26. Наиболее типичные проявления переноса.
  27. Классификация реакций переноса.
  28. Невроз переноса.
  29. Анализирование переноса.
  30. Рабочий альянс.
  31. Техника, способствующая развитию рабочего альянса.
  32. Реальные отношения.
  33. Контрперенос, история развития термина.
  34. Причины возникновения контрпереноса.
  35. Наиболее типичные признаки присутствия контрпереноса.
  36. Классификация реакций контрпереноса.
  37. Сопротивление, история термина.
  38. Наиболее типичные проявления сопротивления.
  39. Понятие границ в психоанализе.
  40. Взаимосвязь и взаимозависимость между внешними и внутренними границами в психоаналитическом процессе.
  41. .Роль сновидений в психоаналитической технике.
  42. Работа со сновидениями в клиническом психоанализе.
  43. Критерии окончания лечения.
  44. Техника работы при завершении лечения.
  45. Различия в технике завершения терапии в классическом психоанализе и психоаналитической терапии.

46. Основные характеристики нормальной оральной фазы.

47. Проблемы, возникающие в отношениях Мать-Ребенок во время прохождения оральной фазы.

  1. Основные характеристики патологии психотического уровня.
  2. Техника работы и контрперенос при работе с психотической патологией.
  3. Основные характеристики нормальной анальной фазы.
  4. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях пары Мать-Ребенок при прохождении анальной фазы.
  5. Основные характеристики патологии пограничного уровня.
  6. Техника работы и контрперенос при работе с пограничной патологией.
  7. Основные характеристики прохождения нормальных фаллически-нарциссической и эдипальной фаз равития.
  8. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях ребенка с окружением во время прохождения фаллически-нарциссической и эдипальной фаз развития.
  9. Основные характеристики невротической патологии.
  10. Техника работы и контрперенос при работе с невротическим уровнем патологии.

 

3.2. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие клинического психоанализа и его место в среди других психотерапевтических методов.

2. История клинического психоанализа.

3. Базовые психотерапевтические техники.

4. Неаналитические виды психотерапий и их основные отличия от аналитических.

5. Классический психоанализ и психоаналитическая терапия.

6. Причины перехода от классического психоанализа к психоаналитической терапии.

7. Показания к психоанализу.

8. Противопоказания для лечения психоанализом.

9. Личность психоаналитика (умения, черты личности, мотивация).

10. Задачи и цели первого интервью.

11. Информация, получаемая в ходе обследования.

12. Способы проведения первого интервью.

13. Заключение договора. Сеттинг.

14. Продуцирование материала в клиническом психоанализе.

15. Анализирование материала: конфронтация.

16. Анализирование материала: прояснение.

17. Анализирование материала: интерпретация.

18. Анализирование материала: проработка.

19. Инсайт через прояснение и инсайт через интерпретацию.

20. Рабочий альянс.

21. Источники рабочего альянса.

22. Реальные отношения между пациентом и аналитиком.

23. Перенос. Общее понятие. История термина.

24. Клинические проявления переноса.

25. Невроз переноса.

26. Классификация реакций переноса.

27. Техника работы с переносом.

28. Сопротивление. Общее понятие. История термина.

29. Клинические проявления сопротивления.

30. Классификация сопротивления.

31. Техника работы с сопротивлением.

32. Контрперенос. Общее понятие. История термина.

33. Проявления контрпереноса в психотерапии.

34. Виды контрпереноса.

35. Полезный и препятствующий контрперенос.

36. Границы в психоанализе.

37. Нарушение границ в психоанализе.

38. Зависимость границ от уровня патологии.

39. Функции и роль сновидения в психоанализе.

40. Работа со сновидением.

41. Основные характеристики симбиотической стадии развития.

42. Основные характеристики стадии сепарации-индивидуации.

43. Основные характеристики эдипальной стадии развития.

44. Механизм возникновения психотической патологии с точки зрения психоанализа.

45. Механизм возникновения пограничной патологии с точки зрения психоанализа.

46. Механизм возникновения невротической патологии с точки зрения психоанализа.

47. Основные характеристики патологии психотического уровня.

48. Основные характеристики патологии пограничного уровня.

49. Основные характеристики патологии невротического уровня.

50. Техника работы и контрперенос при лечении психотических расстройств.

51. Техника работы и контрперенос при лечении пограничных расстройств.

52. Техника работы и контрперенос при лечении невротических расстройств.

 


Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контрля

4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

знать:

- предмет клинического психоанализа;

- основные ключевые понятия клинического психоанализа;

- принципы и процедуры психоаналитической техники;

- отличия клинического психоанализа от других видов психотерапии;

- методику работы по созданию и поддержанию рабочего альянса

- методику анализирования материала пациента

- методику работы с сопротивлением и переносом в различных терапевтических

случаях;

- причины возникновения различного рода психопатологий с точки зрения психоана-

литической теории;

- психоаналитические техники работы с психопатологией различного уровня.

уметь:

- ориентироваться в различных теоретических концепциях и практических методах

  клинического психоанализа;

- аналитически подходить к решению проблем постановки диагностической катего-

   рии и выбора соответствующей техники лечения;

- творчески применять на практике полученные теоретические знания;

иметь представление:

- о психотерапевтическом психоаналитическом процессе;

- об особенностях психоаналитической терапии в разных конкретных случаях;

- о возможностях и ограничениях метода клинического психоанализа.

 

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний

 

  Форма промежуточного контроля знаний  —  обучающий тестовый контроль, самостоятельная творческая работа.

  Форма итогового контроля знаний — экзамен.

 

Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Промежуточная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы (теста промежуточной аттестации — смотри в приложении 2).

К итоговой аттестации студент должен выполнить самостоятельную творческую работу, требования к которой изложены в приложении 1.

Итоговая аттестация (экзамен) проводится в виде письменных ответов на тестовые вопросы по всему курсу (список тестовых вопросов смотри в приложении 3.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Требования и методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов

 

В процессе изучения учебной дисциплины «Клинический психоанализ» студенты должны выполнить самостоятельную работу. При написании этой работы следует руководствоваться методическими рекомендациями, изложенными в методическом пособии «Методические указания к оформлению контрольных, курсовых проектов (работ) и рефератов», имеющемся в библиотеке института. Однако следует учесть, что самостоятельная работа по «Клиническому психоанализу» не является аналитическим реферативным обзором, а должна представлять собой творческую работу. Поэтому ее структура несколько изменяется.

Особенность самостоятельной творческой работы по клиническому психоанализу заключается в следующем. Студентам предлагается описание какого-либо клинического случая, в котором указываются следующие данные: причина обращения за лечением, история жизни пациента, содержание первичного интервью, динамика терапевтического процесса и ее особенности, материал сновидений пациента, содержание последней на момент лечения сессии. Используя полученную информацию и имеющиеся теоретические знания студенты должны изложить свое профессиональное видение данного случая.

Самостоятельная творческая работа состоит из следующих заданий:

1. Используя полученную информацию оценить уровень патологии пациента и его особенности.  

2. Определить особенности переносных процессов в терапии данного случая:

- с точки зрения структуры психики,

- с точки зрения теории объектных отношений,

- с точки зрения теории драйвов.

3. Определить особенности проявления сопротивления описанного клинического случая:

- с точки зрения структуры психики,

- с точки зрения теории драйвов.

4. Проанализировать имеющееся в описании случая сновидение.

5. Описать возникающие контртрансферные реакции.

6. Оценить динамику психотерапии.

7. Дать предложения по продолжению лечения.

Методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов

Цель выполнения самостоятельной творческой работы — приобретение опыта постановки психоаналитического диагноза, оценки процессов, происходящих при терапии в данном конкретном случае и собственных контрпереносных реакций, прогнозирования процнесса терапии и его результатов.

В процессе написания творческой работы студентам даются следующие рекомендации.

Прежде всего необходимо внимательно ознакомиться с материалом предложенного клинического случая. На основании чего требуется:

- точно определить запрос пациента, его жалобы,

- оценить ожидания пациента относительно длительности лечения и его результа-

тов,

- составить наиболее полное представление о личности пациента и его жизни (воз-

раст, образовательный и профессиональный уровень, наличие предыдущих обращений за психотерапией, ее результаты и причины прекращения, наличие травматических событий, их давность и последствия, соматические заболевания, наличие и состав семьи, качество объектных отношений, способы проявления агрессии, детские воспоминания, сновидения и т.д.),

- оценить адекватность используемого сеттинга,

- дать описание трансферных реакций пациента и обосновать свое мнение,

- указать виды сопротивлений и защит, которые использует данный пациент,

- дать развернутый анализ предложенного сновидения,

- описать собственные контртрансферные реакции и предполагаемый контрперенос

аналитика, ведущего случай,

- оценить в целом динамику психоаналитического лечения, указать стадию, на

которой находится процесс,

- оценить диагностическую категорию, к которой принадлежит пациент,

- представить свои соображения по дальнейшему ходу лечения.

 

Данная работа в окончательном варианте, который предоставляется преподавателю, должна быть иметь следующую структуру:

1. Социально-демографические характеристики обследуемого человека.

2. Психодиагностический запрос.

3. Анамнестические данные.

4. Сеттинг.

5. Трансферные реакции.

6. Сопротивление

7. Анализ сновидения.

8. Контрперенос.

9. Динамика терапии.

10. Диагноз пациента.

11. Дальнейший ход терапии.

12. Использованная литература.

 

Образец титульного листа самостоятельной творческой работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.088 с.)