На всероссийский конкурс исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура, этнос». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На всероссийский конкурс исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура, этнос».



На всероссийский конкурс исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура, этнос».

Исследовательская работа на тему:

«Исторические основатели моего села Новоникитино-мордва: природа, культура, этнос мордвы – эрзя»

Автор:

 Юмашева Софья, воспитанница кружка «Тештине», 12 лет

                               

Руководитель кружка мордовской национальной культуры эрзя «Тештине»:  Анисимова Ирина Николаевна.

  

 

 

Содержание

I. Введение.                                                              3 – 5                                   

1. Цель исследования.                                    5                                   

2. Задачи исследования.                                 5                                

3. Методы исследования.                               5                            

4. Объект исследования.                                5

5. Актуальность исследования.                     5

 

        II. Основная часть.                                                    6 – 16

 

2.2. История заселения мордвами с. Новоникитино.

2.3. Религиозная природоохранная культура мордвы эрзя……………4

 

2.4. Этнос мордвы эрзя……………………………………………9

 

 

2.5. Культура и быт мордвы эрзя………………………12

 

3. Заключение…………………………………………………………18

4. Список использованной литературы…………………………20

5. Приложения………………………………………………….21

 

Самая  главная и самая привлекательная особенность национальной культуры — это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость.

У каждой национальности есть свои духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое мировоззрение.

В наше время люди разных национальностей по разным причинам заброшены судьбой далеко от своих родных мест, но объединённые общим этническим происхождением, имеющие общее культурное наследие, связанные духовными интересами, сохраняют и поддерживают национальные традиции.

Уникальность отдельно взятого народа заключается именно в его культурных особенностях, которые присущи только ему.

В своей работе, я попытаюсь раскрыть уникальность и неповторимость мордовского эрзянского этноса.

 

Целью моей исследовательской работы является изучение истории заселения мордвами с. Новоникитино, природы, этноса и культуры мордовского эрзянского народа.

Для достижения поставленных целей, я ставлю следующие задачи:

Изучить историю заселения мордвами с. Новоникитино.

Изучить особенности мордовского этноса.

Рассмотреть значение природы в жизни мордовского народа.

Методы исследования

Мною использованы следующие методы исследования:

· анализ,

· анкетирование,

· эксперимент,

· наблюдение,

· сравнение,

· обобщение,

· сбор информации из книг и Интернет-источников.

Основные понятия и термины:

· Культура мордовского (эрзянского) народа, традиции, обычаи, обряды.

· Обоснование выбора темы: Представляется существенным вспомнить, что именно национальные отношения в современном мире представляют собой наиболее острую и актуальную тему. Для мордовского народа важно осознавать свое место по отношении к другим нациям, проживающим в Российской Федерации, взаимоотношения, связывающие эрзянский этнос с русским народом.

· Практическая значимость: Полученную информацию в результате проведенной работы сформировать в форме доклада и презентации и выступить с ней на научно - практической конференции, использовать  на занятиях кружка мордовской культуры «Тештине», внеклассных мероприятиях.

 

Кто такие мордва? Как попали люди этой национальности в Оренбургскую область и основали село Новоникитино в Октябрьском районе?

Что нам известно по данной проблеме из литературных источников, СМИ?

Мордва - один из коренных народов Российской Федерации - относится к финно - угорской языковой группе уральской языковой семьи. Мордва как этнос состоит из двух субэтносов - эрзя и мокша, каждый из которых имеет свой язык (мордовский - эрзя или и мордовский - мокша), особенности в антропологическом облике, расселении, быте, материальной и духовной культуре. Угро-финская народность, проживающая в бассейнах рек Мокшы и Суры, а также в междуречье Волги и Белой.

Мордва относится к так называемым бинарным этносам. Особыми этническими группами мордвы считаются терюхане и каратаи.
Название "мордва" - иранское по происхождению. Имеет аналогичные формы в древнеиндийском и авестийском языках, означает "человек", "мужчина". Название мордва мордвинами не употребляется. Они пользуются исключительно самоназваниями эрзя и мокша. Мордва широко расселена по всей территории РФ, по данным переписи СССР 1989 г. около трети общей численности ее проживало в Мордовской АССР (сейчас Республика Мордовия), широко она расселена в восточных районах европейской части РФ, а также за Уралом.
Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский – три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки.

Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники датируются 17-18 вв.

В Оренбургской области очень много мордовских эрзянских сёл – в Северном, Бугурусланском и многих других районах. В нашем Октябрьском районе исконно мордовским (эрзянским) селом является моё родное село Новоникитино. Из уст в уста передаётся история основания села Новоникитино.

Село Новоникитино было основано около 1830 года.  Люди приезжали сюда из Самарской, Нижегородской, Курской губерний и из Башкирии. По указу императора Николая Ⅰ, помещики продолжали заселять Оренбургские земли крепостными крестьянами. Таким образом было заселено и с. Новоникитино (по архивным данным помещиком Соколовым).

Местом расположения будущего населенного пункта была

выбрана территория, расположенная на востоке села

Октябрьского на расстоянии 5-6 километров от него. Раньше

состояло из Верхней и Нижней деревень. Название дано в

зависимости расположения к реке Юшатырь. А улица оторванная

от села - Оторвановка. Но селу проходила дорога на Оренбург и

самую длинную улицу - Верхнюю разделили на Каргалу

(расположена в стороне Татарской Каргалы), Середину и

Калтаевский конец расположен в сторону Башкирии). Жили в селе

в основном мордва. Язык мордовский звучный, простой, красивый.

Так «здравствуйте» звучит как «здоровти», заходи - «подика»,

идем кушать-«айдаярсамо» и.т.д. Жили в селе дружно. По

праздникам и воскресениям ходили в церковь. Друг другу помогали

или, как говорили «собирали помочь». На «помочь» звали строить

дома, делать кизяк (топливо, сделанное из навоза).  Дома крыли соломой или тесом (тонкими досками), редко - железом. Никаких производственных

предприятий не было, поэтому все сельчане работали только в

своем личном хозяйстве. И за счет этого и жили. По фамилиям крестьяне

мало знали друг друга, а чаще обращались друг к другу по

прозвищам. Прозвища давали по характеру, по приметам.

Например «Бука» - сердитый, «Баксор» - -жадный, «Фурсик» -

разбитый нос, «Куряк»- из Курской губернии. Село было названо в

честь первого поселенца Никиты. В отличие от деревни Никитина

Шарлыкской волости, назвали село Новоникитино Исаево-Дедовской волости Оренбургской губернии. Наше село существует около 190 лет.

Быт крестьян.

Дома в этих безлесных местах строили из самана или же глинобитные. Около домов стояли плетни из веток. Некоторые из зажиточных крестьян покупали в Башкирии деревянные срубы, привозили их в село, ставили дома и каменные амбары.

Верхней одеждой являлись шубы, тулупы, кафтаны. Платья, сарафаны, юбки, косоворотки шили из домотканых материалов. Ткань получали из конопли и льна. Коноплю мочили, подсушивали, а затем толкли сначала ногами, а потом в ступе деревянной палкой. Волокна расчёсывали щёткой, сделанной из свиной шерсти, затем гребнем. Пряли на прялке, а потом на ткацком станке ткали холст.

Стирали и мыли голову щелоком. Делали щелок из древесной золы. Золу заливали водой, отстаивали, сливали воду и в этой воде стирали.

Белили печки белой глиной, которуюпривозили с Белой горы башкиры и меняли на яйца, молоко, масло, картошку.

Те, у кого были колодцы, сажали во дворе перец, огурцы, лук, чеснок, редьку, тыкву, бобы. Солили в деревянных бочках.

Основной обувью были лапти, их носили все и зимой, и летом. Лапти плели сами. Привозили лыко из Башкирии. В праздники многие надевали сапоги.

Хлеб пекли в печках из муки, смолотой на водяной мельнице. Хлеб косили косами, серпами. Обмолачивали зерно каменными молотилками, цепами. Землю обрабатывали вручную, пахали сохой. Работали от зари до зари.

Посуда была глиняная, ложки - деревянные. Основными мордовскими блюдами считались пшённая каша, лапша, курники, толстые блины, чумарики (галушки с салом).

Управлял селом староста. А в роли милиционера был сотский, который избирался жителями села на два года. В селе была деревянная церковь, высокая, потолок расписан. В 30-ые годы церковь разорили, иконы рубили топором. Сначала в ней было зернохранилище, позднее из церковного леса построили школу, а потом дом.

Население было почти неграмотным.

История бунта.

До советской власти был в селе и помещик по фамилии Соколов. Жил он в 10 км от села, в своей усадьбе Ильичи. На него беднота и работала.

В 1905 году, когда крестьянские волнения участились, Соколов, добро которого растаскивали мужики окрестных деревень, обратился в губернское полицейское управление с просьбой прислать вооружённую охрану. Вскоре приехали черкесы. Получив самые широкие права, они начали бесчинствовать. Загоняли скот на усадьбу за потраву. Чтобы выручить свою скотину, нужно было платить штраф. За сбор ягод на помещичьих землях гнали девчат, завязав юбки на голову, нагайками. Это возмущало всё село. Но это ещё не было причиной бунта.

Никитинское стадо пасли два казаха: отец и сын Гумар. Однажды Гумар пас один, была жара, он сел в тень и уснул. Коровы разбрелись по помещичьему лугу. Черкесы угнали стадо, а Гумару отрубили пятку. Ни просьбы крестьян, ни визит к управляющему сельского старосты - ничего не помогло. Всем пришлось платить штраф или отрабатывать на полях помещика. В одну из пятниц, в базарный день, в Исаеве -Дедово мужики увидели одного черкеса. Рисуясь перед толпой, он не замечал полных ненависти взглядов мужиков. Вдруг толпа двинулась на черкеса. Его свалили с коня, но он вскочил на ноги и кинулся на людей с обнажённой шашкой, сзади кто-то успел его ударить оглоблей, и через минуту он лежал бездыханный.

- Черкесы! - крикнул кто —то. — И в миг базар разбежался кто - куда.

Вскоре состоялся суд. Главные зачинщики бунта угодили на

каторгу. Многие из них так и не вернулись.

В 1907 году в селе построили церковно - приходскую школу, где учились дети зажиточных крестьян. Коренным населением села были мордва-эрзя, они заложили фундамент не только главных построек, но и культурной жизни села, основанной на мордовских традициях и обрядах, стержнем которых являлось отношение человека к природе.

Отношение общества с природой складывались исстари. Древние люди, жившие за счет природы, уже осознавали, что от сохранения природы зависит благосостояние человеческой общины, племени. Эта заинтересованность людей в сохранении определённых территорий, животных и растений со временем закрепилась в различных традициях, культовых обрядах, суевериях, праздниках народов России.

Тема природы находит широкое отражение в обрядах, преданиях и обычаях мордовского народа. Они традиционно передавались из поколения в поколение и таким образом сохранились до настоящего времени. И нам, молодому поколению, интересно узнать о них.

Первобытные мордва очень почитали силы природы в виде разных злых и добрых духов, от которых якобы зависел урожай, приплод скота, охота, рыбная ловля и другие благополучия рода. Добрыми «покровителями» были: Норав - ава - богиня урожая, Ведь - ава - богиня воды, Вирь - ава - богиня лесов, Норов - ава – богиня полей. Для того, чтобы боги были добрыми и оказывали мордве всяческую помощь в хозяйстве и жизни, люди устраивали моления, которые совершались на берегу речки Б.Юшатырь, здесь же была искусственно посажена роща, которая впоследствии разрослась и стала местом активного отдыха сельчан. На этих молениях в жертву приносили скот и птицу, которых с надлежащими церемониями варили и съедали. Во главе всей природы стоял бог солнца – Чи - паз у эрзи. Большинство этих богов люди представляли себе в образе и подобии человека, наделенного сверхъестественными свойствами.

Особое место в повседневной жизни крестьян занимали семейно - бытовые праздники и обряды. И служили они упрочению семьи, традиций добрых. Связаны были также с природой и праздники, которые проводились на свежем воздухе.

Самый любимый праздник, связанный с природой, - это Троица. В этот день дома и улицы украшались срезанными березовыми ветками, цветами. Проводились гулянья, игры, хороводы вокруг березки. Девушки бросали венки в реку: если пристанет к берегу, останется в девках, уплывет - выйдет замуж, утонет - умрет, или конец любви. Березку, наряженную в ленты и косынки, прославляли всю неделю, чтобы она отдала всю свою силу полю, принесла богатство и благополучие людям, а также здоровье и счастье мордовскому народу.

Расспрашивая моих односельчан о традициях и праздниках эрзянского народа, я узнала ещё об одном интересном празднике. Он, проводился на пятидесятый день после Пасхи в селе Новоникитино. Всем селом собирались в роще около речки. Из каждого дома приносили брагу и еду, необходимую для братчины. Здесь же варили яйца, лапшу, кашу. Затем собирались около иконы, она стояла у воды. Одна из пожилых крестьянок обращала слова благодарности к всевышнему, просила доброго урожая, избавления от града, болезней и других напастей. Окружающие, как молитву, повторяли ее слова. После этого довольно впечатляющего ритуала приступали всем миром к трапезе. Ну а затем разгоралось веселье, и до позднего вечера звучали песни, музыка, плясали.

Также с нетерпением ждали праздника, который называли «Чей луга» («Осотовый луг»). Собирались на зеленом лугу, становились в круг и в хороводе пели песни. Искусники состязались в игре на балалайке и гармошке. Парни молодецкую удаль свою показывали в игре в лапту.

Праздник «Игрище» проводили в первое воскресенье июня. Как раз заканчивались весенние работы в поле, а до сенокоса оставалось время, и наступала пора более или менее свободная от сельскохозяйственных работ - междупарье. В этот день провожали весну и встречали лето. Собирались на лугу, отсюда шли в рощу, на поляну, где у зажиточных крестьян стояли пасеки «Нешке пире» («Пасечная поляна»).

От односельчанки, исконной эрзянки Абросимовой В.Н. я узнала о празднике Раськень Озкс – родовое моление. 

Начинался праздник с поминовения усопших. Зажигалась большая свеча – Пазонь штатол. Потом каждый пришедший на Озкс высыпал принесённую с собой горстку земли, на которой он родился. Этот ритуал символизирует преемственность поколений, непрерывность связи со своей родной землёй. (Ритуалы мордвы-эрзя, найденные в библиографических источниках см. в приложении 1 и2)

Многие обряды древней мордвы связаны с объектами неживой природы: водой, огнём, ветром, с небесными телами и явлениями. Мордовские племена поклонялись силам и предметам внешней природы.

Особое предпочтение отдавала мордва земле. Ярко проявлялась забота мордвина - земледельца об урожае, о плодородии полей, от которых, по существу, зависела вся его жизнь.

Другим обычаем мордовского народа, связанным с сохранением природы, является облагораживание родников и ключей. Исстари принято в окрестностях таких мест убирать мусор, огораживать водяной источник деревянным срубом. К сожалению ни родники, ни срубы в современности не сохранились, но учащиеся нашей школы тщательно изучают сельскую местность, расспрашивают коренных жителей и всё же надеются найти и восстановить хотя бы один родник.

Хорошим обычаем доброго отношения к родной природе в с. Новоникитино является сохранение ценных в эстетическом отношении участков природы. Это, в первую очередь, касается естественных и искусственных растительных насаждений: рощ, лесопосадок. Но, к большому сожалению, этот обычай постепенно угасает.

В рамках исследования мною был проведен опрос среди населения. Им были предложены следующие вопросы:

· Знаете ли вы мордовские традиции?

· Какое место занимают традиции в вашей жизни?

· Используете ли Вы для своего лечения растения?

· Передадите ли вы свой опыт своим детям?

 

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что многие мои односельчане знают культуру своего народа и используют средства народной медицины. Мне бы очень хотелось, чтобы они не забывали, что мы часть природы, и сама природа для нас хороший учитель, а мы, в свою очередь, должны ее беречь - это наш долг.

Таким образом, в ходе моего исследования было выявлено:

1. Мордовский народ, как и другие народы, был очень тесно связан с природой, поэтому его жизнь и занятия были зависимы от природы, которая играла серьёзную роль на историческом пути превращения человека в гуманиста, учёного, художника;

2. Обожествляя и поклоняясь природе на заре своего развития, изучая и используя её в последующие времена, мордовский народ научился восхищаться, любить и сохранять природу сегодня;

3. У мордовского народа есть много традиций и обычаев по сохранению природы, её живых и неживых объектов, которые сохранились до наших дней.

 

Хочется надеяться, что мордовский народ не утеряет своей культуры, возродит свои лучшие традиции. Только при этом условии жизнь будет интереснее, духовно богаче.

 

В ходе исследования проводилась работа с архивным материалом, краеведческой литературой, периодическими изданиями, сбор информации среди населения. Исследования проводились в 2019 г.

 

Часть 2.

Практическая работа.

 

Анкетирование. (Приложение 3.)

Этот вид работы я проводила среди обучающихся школы разных возрастов.

Вопросы  для 1 круга респондентов:

1. Какие народные праздники вы знаете?

2. Существуют ли традиции в вашей семье? Какие?

3. Читаете ли в вашей семье мордовские сказки? Как часто? Кто чаще всего читает?

4. Какие национальные подвижные игры вы знаете?

 

На первом этапе опрос был проведен среди обучающихся школы. Отрадно отметить, что эти простые вопросы не вызвали затруднений среди школьников. Почти на все были положительные ответы выше 50 % в старшем и среднем звене, а в начальной школе ниже 50%. Видимо, это благодаря  занятиям мордовского кружка «Тештине». Старшеклассников заинтересовали 1 и 2 вопросы. Они охотно рассказывали о традициях в своих семьях. К сожалению, большинство из них не относятся к национальным традициям.

 

Социологический опрос. (Приложение 3.)

Вопросы для 2 круга респондентов:

 

1. Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям родного края? Почему?

2. Считаете ли вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит? Почему?

3. Рассказываете ли вы своим детям(внукам) о своих предках и корнях семьи?

4. Укажите на Ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе?

5. Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в школе?

 

На втором этапе опрос проводился среди учителей школы и жителей с. Новоникитино.

Если обобщить их ответы, то можно отметить, что большинство современных людей не хотели бы, чтобы культура и традиции мордовского народа бесследно исчезли. Традиции и культуру мордвы, народы, живущие в нашем селе, развивают и хотят сохранить для потомков, как историческую и культурную ценность. Ведь история - это наше прошлое, хотя и далекое, но которое творит прекрасное будущее.

 

Заключение.

С. Новоникитино – моя малая родина, основанная мордвами-эрзя, оно является теперь любимым селом для всех народов, проживающих здесь. Если проанализировать все события, всю работу, проделанную за эти годы, то можно убедиться в том, что мордва – сильные люди, готовые на самоотверженные поступки ради блага всей страны и всего проживающего здесь населения, люди с большим трудолюбием, умеющие ставить цель и делать всё возможное для её реализации. У села Новоникитино и его коренных жителей - эрзян славная и богатая история, которую интересно и увлекательно изучать.

В последние годы сохранение народных традиций стало национальной политикой страны.

Культура, народные традиции, язык не забыты. Поддерживают их люди старшего и среднего поколения. Не отстает и молодежь. Учителя стремятся  сохранить и передать мордовскую культуру в кружке и на классных часах.

Мы, молодое поколение, не должны забывать традиции, культуру и язык народа, основавшего наше село, уважать его культурное наследие и учить этому своих детей.

 «Изучая предков, узнаем самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему мы должны стремиться»,-утверждал историк В.О. Ключевский, и с этим нельзя не согласиться. (См. фотоприложение № 4)

В связи с этим результаты моей исследовательской работы имеют практическую направленность. Они могут быть использованы не только на занятиях кружка, но и во внеклассной работе, на уроках литературы и мировой художественной культуры.

 

Список источников.

 

1. Юрченков В.А. Хронограф. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.- Саранск: «Мордовское книжное издательство», 1991г.

2. Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторически, культурные. - 2-е издание, Саранск: «Мордовское книжное издательство»,  1982 г.

3. Мокшин Н.Ф. Этническая история Мордвы. – Саранск: ««Мордовское книжное издательство», 1977г.

4. Филатов Л.Г., Юрченков В.А. Мифы и реальность. Критика немарксистских концепций истории мордовского народа. -«Мордовское книжное издательство», 1989г.

5. Майнов В.Н. Очерк юридического быта мордвы. – СПб, 1885 г.

 

 

Интернет-источники.

1. https://studfiles.net/

2. https://yandex.ru/

3. http://tanat.info/

4. http://nn.mk.ru/

5. http://nnov.ec/

6. http://annales.info/

7. http://gadanie-lenorman.ru/

8. http://www.mordovia.info/

9. http://www.nn.ru/

10. http://ru.wikipedia.org/

11. http://www.nevmenandr.net/

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мордва

13. http://mordvapnz.ru/

14. https://4stor.ru/

15. http://saransk.sd-magazine.ru/

16. https://nsportal.ru/

17. https://infourok.ru/

18. http://открытыйурок.рф/статьи/664611/

 

 

Приложение 1.

Образ Великого Дерева - и поклонение деревьям, существовали у мордвы, и были неотъемлемой частью мордовской мифологии. Дерево (Великое Дерево, Мировое дерево) было воплощением мироздания. Оно соединяло небо и землю. Оно было символом плодородия. На его ветвях собирались боги, чтобы решать важные вопросы жизни людей и вселенной. Первый человек, согласно мордовским мифам, произошел из древесного пня... Великому дереву - священному дереву, которое узнавали по пышной кроне, могучему стволу и глубоким корням, молились и приносили жертвы.

Описывая моления пензенской мордвы, исследователь Б.Т. Евсеев отмечает большое значение культа священных деревьев у мордвы еще в 19 в. Крещеный лишь в конце 17 в., этот народ оставался в значительной степени языческим. Древний культ был так силен, что христианское духовенство было вынуждено с ним мириться и нередко строить церковь в непосредственной близости от священного дерева. Помолившись в церкви новому богу, мордва выходила и начинала молиться у какой-нибудь своей священной липы, принося ей жертвы. И православный священник вынужден был освящать эти моления у липы или ручья своих прихожан.

До сих пор, перед смертью, в некоторых деревнях, умирающие просят отвезти их в лес, чтобы попросить прощения у богов за то, что иногда без надобности ломали деревья.

Здесь надо вот что упомянуть, в тему углубляясь... Самих подвешенных к деревьям гробов в Самарской и Саратовской областях, давно никто не видел. НО ЕСТЬ ПОДОЗРЕНИЯ, что они встречались здесь раньше. Подозрения эти, к слову - не на пустом месте родились - а из изучения во-первых, местного фольклерного наследия, а во-вторых - археологических данных. Правда, данные эти относятся к тому периоду, когда самих нынешних финно -угорских народов - мордвы и марийцев, как таковых, еще не существовало. А проживали в этих местах их предки, относящиеся к так называемой городецкой археологической культуре. Культура эта, помимо прочего интересна тем, что городищ, к ней принадлежащих, найдено десятки, а могильников - ни одного. Что ведет к закономерному выводу: в земле своих покойников представители этой культуры не хоронили..

В более поздний период - в 10 веке, арабский путешественник Ибн Фадлан, посетивший Поволжье, оставил первое письменное описание воздушного способа погребения, бытовавшего у местных народов (принято считать, что речь идет о мордве):«Делают для него (покойного) ящик из дерева хаданга (белый тополь), кладут его внутрь него, заколачивают его над ним и кладут вместе с ним три лепешки и кружку с водой. Они ставят для него три куска дерева наподобие дышел, подвешивают его между ними и говорят: «Мы помещаем его между небом и землей, его постигнет дождь и солнце… И он остается подвешенным, пока не износит его время и не развеют ветры»...

Как фольклорный пример, можно привести известную мордовскую сказку Дуболго Пичай. Описываются там следующие леденящие душу подробности:
...Извели Дуболго Пичай невестки и велели своим мужьям, ее братьям, похоронить ее. Сделали они из какого-то негниющего дерева гроб, положили в него сестрицу свою Дуболго Пичай. Отвезли ее в какой-то большой лес, где три дороги сходятся. Подставили подставки, на них положили гроб. На подставки возле гроба поставили наполненные пшеницей лукошки...

Другой пример - народная песня Луша - Лушенька, в которой имеются такие слова, произнесенные дувушкой перед смертью - явно не по причине болезненно развитой фантазии:
...Не хороните меня, матушка, на кладбище,
Похороните меня, матушка, около большой дороги.
Около большой дороги, на старом дубе.

В целом, способов захоронения в воздухе, если опираться на местные предания, было несколько:
- размещение покойника в развилке дерева,
- подвешивание его к ветвям дерева,
- использование специальных деревянных помостов, на которых размещали останки,
- не исключается, что младенцев, в какой-то период древности, могли хоронить в дуплах деревьев, как это принято и у некоторых других народов с аналогичными обычаями.

Помимо данных археологии и фольклера - и сохранившиеся местами обычаи вполне убедительно свидетельствуют о реальности существования у мордвы воздушных захоронений.

К примеру, в 19 веке был зафиксирован учеными обряд у эрзи сел Сабаево и Давыдово в Кочкуровском районе Мордовии. Там умерших зимой или ранней весной хоронили в лесу, однако вместо традиционного погребения в землю, гробы с покойными, изготовленные из двух выдолбленных колод, крестьяне подвешивали на деревья. Подобное явление можно объяснить нежеланием селян долбить примитивными орудиями труда мерзлую почву. Когда же весной земля достаточно прогревалась, они снимали гробы с деревьев и закапывали в могилы.
Нечто подобное было отмечено и в селе Налитово Дубенского района Мордовии, а также у мокшан села Лебежайка Саратовской губернии. В последнем «зимних» покойников вообще не носили на кладбище, а зарывали по весне вместе с гробами под теми березами, на которых они висели зимой.

Однако есть упоминания очевидцев, что мертвые тела покоились на деревьях, помостах или в так называемых «домиках мертвых» до полного истлевания. Так, в деревнях Саратовской губернии, умерших зимой не хоронили в традиционные могилы, а относили на так называемую «гору плача», подвешивая там, на ветви деревьев.

У мокшан села Подгорное, Темниковского района Мордовии сохранилось предание о священных липах, росших в поле у большака, на которые в больших корзинах якобы некогда подвешивали древних стариков, которые никак не могли скончаться естественной смертью. Для помина предков к деревьям традиционно подъезжали свадебные поезда. Погребальные липы росли вплоть до начала ХХ века.

 

Приложение 2.

Знания русского народа об этносах: эрзе, мокше и полностью исчезнувших мордве-терюханах, - издревле проживавших на территории Нижегородского края, достаточно ограничены. В частности, интересен самый древний из ритуалов – мордовский погребальный обряд. И хотя в настоящее время точная семантика и смысл его по больше мере утрачены навсегда, о нем наш сегодняшний рассказ.

Катались с курганов

Говорят, что примерно раз в 50 лет у нижегородской мордвы-эрзи существовал обряд магического восстановления обрушившихся и оплывших могильных курганных насыпей – маров. В этот день мордовское население не занималось сельскохозяйственными работами, а совершало ритуальные языческие моления и резало жертвенный скот.

Собранные экспедицией музея истфака нижегородского госуниверситета им. Лобачевского данные из частично мордовских сел Большой Макателем и Хозино Первомайского района нашей области свидетельствуют еще об одной загадке. Оказывается, вплоть до XX века, нижегородская мордва-эрзя чтила своих столетия назад усопших предков, захороненных под марами (курганами). В Семик женщины в национальной одежде взбирались на вершины этих насыпей, ложились на бок и скатывались вниз. Якобы, это устанавливало контакты между мирами живых и мертвых, а также помогало исцелиться или предохраниться от всевозможных болезней.

Известный нижегородский филолог и этнолог Николай Морохин приводит данные о следующем обряде из той же местности, который проводился до 1930 годов. В середине лета местные эрзянки устраивали праздник "бабан-каша" (бабья каша) в урочище Калмазырь у древних курганов – месте захоронения мордовских воинов. Старые женщины варили кашу, которой кормили своих внуков. После этого мальчики ползали по траве, «чтобы скорее стали мужчинами и быть сильными». Считалось что при контакте со сдобренной плотью предков землей, дети и подростки магическим образом перенимали силу древних воинов. Когда в 1930 годы курганы распахали тракторами, этот обычай пресекся сам собой.

Во время экспедиции все в то же эрзянское село Акузово Сергачского района Нижегородской области, на кладбище, мы обнаружили более десятка различных мет в виде сложных геометрических фигур. Меты эти оказались с угловыми соединениями черт, что свидетельствует о том, что первоначально они предназначались для высечения топором, которым затруднительно производить плавные линии, а значит, эти меты берут свое начало от бортных знамен. Меты на кладбищенских крестах архаичнее, чем на бытовых предметах – они могли быть родовыми, фамильными или семейными идентификационными знаками – нечто вроде доморощенных геральдических фигур. Полностью отсутствуют меты в виде кириллических букв, ведь в глубокую старину мордва была поголовно неграмотной.

В колодах или в срубе

Есть сведения, что могилы у мордвы в глубокую старину делали наподобие погреба со срубом и крышей. Внутрь клали палочку – мерку от гроба – и некоторые хозяйственные принадлежности. Подобные наземные захоронения существовали у старообрядческих начетчиков и отшельников в лесах Заволжья: «могилы эти не подземные, т.е. не врыты в землю, но гроб ставится сверх земли, обкладывается по сторонам четырьмя толстыми кряжами и вместе с ними засыпается землёю». Срубы-домовины (домики мёртвых) наблюдатели позапрошлого века отмечали у костромских и нижегородских старообрядцев. В конце XIX – начале XX века вместо насыпей могилки иногда обустраивали деревянным обрубом из брёвен, сделанным по длине могилы. Такой в виде удлиненного колодца сруб был сверху открытым, изображая из себя ограду могилы. В иных случаях его покрывала плоская или двускатная кровля, на которую также ставили крестик.

Достаточно рано на могилах мордва вместо языческих срубов стала ставить православные кресты. Этнографы 19 века сообщали, что на кресты нередко приколачивали обрубки слег с изображением все той же родовой меты, или снабжали крест развилкой на вершине.

Что же касается гробов, то до XVIII века мордва делала их из двух половинок расколотого древесного ствола, то есть в колодах. Следы их археологи часто прослеживают в виде древесного тлена. В более далекие времена покойников клали на подстилку из луба или заворачивали в бересту. Исследователи отмечали, что хоронить в гробах мордва начала под влиянием православных соседей лишь в начале XIX века. Мордовские гробы повторяли собою форму колод – и делались с окошечком в крышке или же с символическим обозначением окошечка зарубками или надрезами на плоскости гробовой крышки.

В настоящее время в мордовских населенных пунктах могилы копают гораздо глубже, чем у их соседей-русских. А сельское население в Лукояновском, Сергачском и Пильнинском районах с готовностью подтверждает этот тезис, подшучивая, что, дескать «у горожан в городе прикапывают по колено». До сих пор в мордовских селах юга Нижегородской области захоронение осуществляется исключительно заинтересованными лицами – родственниками и близкими усопшего, и никаких штатных могильщиков. Огромные, тяжелые деревянные кресты тоже сооружают своими силами.

 

Фото приложение № 3

Родовое моление

Празднование троицы

Уборка урожая

Уборка хлеба и обмолот

Фотоприложение № 4.

На всероссийский конкурс исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура, этнос».

Исследовательская работа на тему:

«Исторические основатели моего села Новоникитино-мордва: природа, культура, этнос мордвы – эрзя»

Автор:

 Юмашева Софья, воспитанница кружка «Тештине», 12 лет

                               



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.135 с.)