Конкурс исследовательских работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурс исследовательских работ



Конкурс исследовательских работ

 V литературоведческие Петряевские чтения для детей и юношества

Художественный мир кировского писателя Александра Демышева

 

 

Автор: Горева Карина Сергеевна,

ученица 9 класса КОГОАУ ЛЕН

Руководители: Двинина Галина Геннадьевна,

Учитель КОГОАУ ЛЕН,

педагог доп. образования МОАУ ДО ЦРТДЮ г. Кирова

Архангельская Юлия Викторовна,

учитель русского языка и литературы КОГОАУ ЛЕН

 

 

Киров, 2020 г.

Содержание

  Введение 3
1 Обзор литературы 4
2 Методы и материалы 6
2.1 Методика проведения интервью 6
2.2 Методика анкетирования 6
2.3 Анализ литературных произведений 6
2.4 Редакционная подготовка и создание фильма 6
2.5 Методика проведения урока 6
3 Результаты изучения творчество кировского писателя Александра Демышева   6
3.1 Результат проведения интервью 6
3.2 Результаты анкетирования 7
3.3 Результат анализа литературных произведений 7
3.4 Результаты редакционной подготовки и создания фильма 7
3.5 Результаты проведения урока 7
  Выводы 8
  Библиографический список 8
  Приложение  

 

Введение

К сожалению, сейчас небольшое количество людей читает литературу. Но все же есть те, кто интересуется произведениями классиков или, что еще реже, современных авторов. Поэтому познакомить читателей с творчеством их современников, а особенно земляков, будет полезно и интересно. Этой проблеме я и решила посвятить свой проект.
Цель проекта – изучить творчество кировского писателя Александра Васильевича Демышева. Гипотеза: если цель будет достигнута, то люди познакомятся с еще одним кировским писателем и найдут для чтения новую литературу.

Объектом исследования является биография и творчество писателя Александра Васильевича Дёмышева, а предметом – сборник его рассказов и повестей «Тихий океан… лишь называется Тихим».

Актуальность проекта объясняется тем, что в произведениях Вятского автора часто фигурирует завод «Авитек», который был награжден орденом «Красной звезды» «за достижения в создании и освоении новых образцов вооружения для воздушного флота Красной Армии». 2020 год объявлен годом Победы, именно поэтому я решила связать тему своего проекта с таким важным для России историческим событием.
Для реализации поставленной цели работа над проектом пройдёт в несколько этапов (задач):

1) изучение литературы этого писателя с помощью обзора литературных источников, в частности произведения А.В.Демышева и «Тихий океан… лишь называется тихим»;

2) проведение интервью с автором посредством метода интервьюирования (вопросно-ответной формы)

3) организация опроса «Чтение кировских книг» (анкетирование: сколько человек читает/ не читает литературу кировских авторов) посредством анкетирования учащихся и учителей лицея;

4) анализ полученной информации и создание на его основе фильма в жанре буктрейлера через монтаж проанализированных материалов;

5) проведение урока у лицеистов с использованием конечного продукта реализованного проекта

Новизна проекта: знакомство с жизненным и творческим путём писателя-современника Александра Дёмышева расширит читательский кругозор всех участников проекта и обогатит их знания о современной литературе Вятского края, сведения о которой малочисленны как в печатных, так и в электронных изданиях.

Обзор литературы

Читая книгу, мы обычно не задумываемся о биографии ее автора и смысле. Каждый понимает для себя различную тему и идею. Чтобы узнать изначальный замысел произведений Александра Васильевича Демышева [3], я выполнила анализ созданных им произведений.

Александр Демышев родился 7 июля 1973 года в Кирове. Вырос, живет и работает на Филейке. Отслужив в армии, вернулся на завод «Авитек», на этот раз в группу сопровождения спецгрузов, где с 1993 года служит и сейчас. За годы командировок он побывал в отдалённых уголках страны и ближнего зарубежья.

Но в какой бы интересный и удивительный край ни забрасывала судьба, всегда с радостным чувством возвращается он на Вятскую землю. Изучая историю малой родины,писатель открыл для себя немало интереснейших фактов. Некоторые из них оказались настолько потрясающими, что заставили взяться за перо[4].

В 2013 году А.В. Дёмышев вступил в ряды областного литературного объединения «Молодость». А в 2014-м рассказы, ставшие главами повести «ВИТЬКИНЫ НЕБЕСА», изданы отдельной книгой в серии «Народная библиотека. XXI век»[4].

Книга «Витькины небеса. Жить ради победы» получила следующие награды:

–  Областную премию имени поэта-фронтовика О.М. Любовикова;

– Диплом лауреата первого межрегионального фестиваля кино и литературы «Солдаты Отечества» в категории «Литература».

Осенью 2016 года вышла в свет вторая книга А.В. Дёмышева «Тихий океан… лишь называется тихим». Сборник повестей и рассказов издан на средства гранта Министерства культуры Российской Федерации при активном участии и поддержке членов СПР.[4]

Весной 2017-го вышли в свет и аудиоверсии книг «Витькины небеса» и «Тихий океан». Писатель продолжает активно публиковаться в литературных журналах. В данный момент работает над новой книгой. На творческом пути его поддерживают жена и дети.

В 2017 году Александр Дёмышев принят в Союз писателей России. Он уверен: всё только начинается!

В годы войны у каждого человека были свои проблемы и трудности, но общими являлись голод, холод и страх. «Истории о выживании в тылу, в нашем городе во время войны так потрясли меня, что я решил продолжить. Появился следующий рассказ – о начале войны. Ещё один и ещё… [1]В то время их печатали в газетах именно как отдельные рассказы. И только потом пришла идея сделать эти рассказы главами и составить из них повесть, именно её вы и держите в руках, первый же рассказ стал чем-то вроде пролога». На первый взгляд, обычная книга рассказывает о жизни практически каждого мальчика в то время, о том, как главный герой Витька с другом Мишей отправились на поезде воевать на фронт или как Витя начал работать на станке и ждал победы…

Но не только о войне пишет А.В.Демышев. Его сборник повестей и рассказов[2] пронизан личностными переживаниями, болью, альтернативой выбора и несправедливостью. Например, рассказ «Всем ли видно?» о непризнанном герое Григории Булатове, над которым смеялись абсолютно все. Никто даже не мог подумать, что все, что говорил Гришка-рейхстаг, окажется правдой…

Рассказ «Куда уходят дети» заставляет задуматься о многом. Он учит тому, что не часто долгожданное счастье остается навсегда. Нельзя отчаиваться, а нужно идти вперед! «Как же тяжело им в бессильном отчаянии сознавать, что смерть с каждым днём, с каждым часом всё крепче сжимает своими холодными щупальцами их чадушко, их малыша, которого они родили, растили, вкладывая в него душу и сердце. Как же тяжело им взирать с нежностью и болью на их обессиленного ребятёночка. О, эти некрасивые и святые родительские глаза, уставшие от бессонных ночей и слёз! О, эти люди, готовые пожертвовать всем, лишь бы хоть немного облегчить участь детей; люди, позабывшие о земных благах; люди, устремлённые к небу…», - пишет автор в этом произведении.

Рассказ «Выбраться из России» о нравственном выборе, который делает герой Фридрих. «Как поступить?» – этот вопрос мучил немца весь период жизни, описанный в книге. «Он поужинал в тишине (видно, стоматолог, обычно работавший под его номером допоздна, скучал на этот раз без клиентов). Колбаса и сыр, хлеб и молоко – жить можно. Фридрих созрел: он решил принять предложение Игоря, и сомнения – долой! Лёг в холодную постель. Просмотрев программу «Время», выключил телевизор и свет. Ночь далась нелегко. Фридрих ворочался в кровати, то засыпая, то встревоженно просыпаясь. Ему виделась война. И Брест, и Сталинград, и плен – всё перемешал калейдоскоп сновидений».

 

Методы и материалы проекта

Методика анкетирования

Метод анкетирования — психологический вербально – коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов в виде анкеты. Анкета используется для узнавания мнений участников анкетирования, популярности той или иной темы.

Для данного проекта было проведено анкетирование, вопросы которого вы можете увидеть в Приложении 2.

 

Методика проведения урока

Урок содержать должен части: вступление (знакомство с жизненным и творческим путём автора), основную часть (обзор произведений, соответствующих теме проекта «Три святыни Александра Дёмышева», и представление буктрейлера), заключение (рефлексия – беседа по вопросам на выявление восприятия произведений автора)

 

 

Результаты анкетирования

Благодаря анкете получены результаты, отображающие мнение людей различных возрастов по теме «Чтение произведений кировских авторов» в количестве 103 человек. Подробную информацию вы можете увидеть на диаграммах в Приложении 3.

 

Результаты проведения урока

Для данного проекта был составлен сценарий проведения урока (представлен в приложении 3) и кратко рассказан обзор произведений А.Демышева. При проведении урока ребятам был показан созданный буктрейлер, который подробно рассказал о жизни и творчестве писателя Александра Демышева. В итоге лицеисты узнали еще об одном современном вятском авторе, его произведениях, расширили читательский кругозор и сориентировались на дальнейшее знакомство с другими писателями-земляками

Выводы

  1. Благодаря интервью с писателем установлены интересные факты из его жизни писателя и истории создания произведений.
  2. В опросе участвовало 103 человека разных возрастных категорий. Установлено, что большинство лицеистов мало знакомы с произведениями кировских писателей.
  3. С помощью анализа литературных произведений был составлен текст для буктрейлера и информация о произведениях.
  4. Созданный фильм несет информацию для читателей, которые посмотрев фильм, захотят прочитать произведения А. Дёмышева.
  5. В результате проведённого урока лицеисты познакомились с кировским писателем А. Дёмышевым и его произведениями.

Цель проекта достигнута.

 

Библиографический список

1) Витькины небеса. Жить ради победы: повесть/Демышев Александр Васильевич; Прав.Киров.обл., Департамент культуры Киров.обл., Киров.обл.отд-ние Общерос.обществ.орг. Союз писателей России. – Киров, 2014.-160с.– (Народная библиотека)

2) Демышев, А.В. Тихий океан…лишь называется тихим: повести и рассказы/Демышев Александр Васильевич.– Киров,2016.-200с.

3) Личная страница А. Дёмышева. - [Электронный текст]. - URL: https://vk.com/aldemy(владелец страницы А.В.Демышев; дата обращения 01.10.2019)

4) Александр Дёмышев. - [Электронный текст]. - URL: https://союзписателейроссии–43.рф/writers/djomyshev-a-v.(автор статьи неизвестен, дата обращения 01.10.2019)

 

 

Приложение 1

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ КНИГА

Писатель - профессия или призвание? У каждого на этот вопрос ответ различный. Например, герой этого интервью, кировский писатель Александр Васильевич Демышев, считает, что это - призвание, которое со временем становится профессией. Я попросила рассказать, как начинался его творческий путь.

- Что заставило Вас начать писать такие замечательные произведения?

- Интерес был с детства. Все никак не мог приступить, откладывал из-за дел или других причин. Но настал день, когда я решил для себя: пора попробовать или начинать придётся мечтать о чем-то другом. И получилось. Моим дебютным рассказом стал «Пять минут до Победы», который вскоре превратился в первую главу повести «Витькины небеса. Жить ради Победы»

- Где был опубликован Ваш первый рассказ?

- В газете «Голос рабочего» завода «Авитек». Тогда мне попалась очень интересная книга, в которой были собраны воспоминания ветеранов о войне. Впечатления от этого произведения и приближение 9 мая заставили меня взяться за перо. После публикации в «Комсомольской правде» я решил писать второй рассказ, а дальше уже повесть.

- А потом литературный клуб «Молодость?

- Ну, да. На одном из мероприятий я встретил Ольгу Леонидовну Юрлову, руководителя клуба и председателя областной писательской организации. Потом принес ей свои работы и стал членом этого клуба.

- Скажите, а герой повести мальчик Витька, это выдуманный персонаж?

- Он смешанный. Выдуманных моментов очень мало. В основном, образ героя соткан из воспоминаний ветеранов.

- Членство в «Союзе писателей» - это уже признание творчества. Длинён ли был ваш путь в него?

- После выхода первой книжки меня пригласили участвовать в межрегиональном конкурсе «Солдаты Отечества». На этом мероприятии присутствовала руководитель Союза российских писателей Светлана Владимировна Василенко, которая, посмотрев мои работы, предложила гранд, благодаря которому вышла моя вторая книга. Потом подал заявку, мне написали рекомендации, и вот я уже член Союза писателей. Это, конечно, ко многому обязывает.

- Сюжеты Ваших произведений приходят спонтанно или они - плод долгих раздумий?

- Любое прозаическое произведение нужно обдумывать. Да, идея может прийти в голову почти ниоткуда, но сюжет нет. Иногда бывает, сядешь писать одно произведение, а напишешь совсем другое.

- Какую литературу больше всего любите читать Вы? - Люблю разные книги, вот некоторые навскидку: «Несвятые святые» (Т. Шевкунов), «Пролетая над гнездом кукушки» (К. Кизи). «Зелёная миля;» Мизери; «Побег из Шоушенка»; (С. Кинг). «Последний солдат третьего рейха» (Г. Сайер). «Записки снайпера» (В. Зайцев) и многие другие.

- Как Вы считаете, лучше написать больше, или меньше, но качественнее?

- Конечно важнее качество. Да, можно написать 50 некачественных книг и с 51 придет опыт. Но таким способом твоя аудитория будет набираться намного медленнее. Да у меня и не получается сидеть и писать пятьдесят одну книгу (улыбается).

- Почему книга «Тихий океан…лишь называется Тихим» так озаглавлена?

- На мой взгляд, могучий океан можно сравнить с Господом Богом, а люди - как щепки, которые океан несёт куда хочет. Тихим океан является до поры до времени, иногда случаются ураганы, цунами, бури. Ведь Тихий океан... лишь называется Тихим.

- Ваши творческие планы?

- Закончена третья книга, сейчас она редактируется. Её рабочее название «ERIKA». Сразу скажу: на первые две она совсем непохожа, это современная остросюжетная проза. Пока дорабатывается третья книга, я начал писать четвёртую. Но до пятьдесят первой ещё далеко (смеётся).

- Чему отдаёте предпочтение: Интернет (Ютуб) или телевидение?

- Все-таки, Ютуб смотрю гораздо чаще телевизора, новости в том числе.

- Филейка - это родной район Кирова для вас. Как вы относитесь к небылицам и страшилкам насчет этой части города, прожив там достаточное количество времени?

- Смеюсь над этим. Конечно, может, я просто живу на Филейке с рождения и, поэтому, не замечаю ничего такого уж негативного

Несколько слов о ваших наградах…

- Их не так много. Диплом лауреата областной литературной премии имени поэта-фронтовика О.М.Любовикова, присуждаемой совместно Кировскими отделениями Союза писателей и Союза журналистов России за лучшее патриотическое произведение года., Диплом областного конкурса «Вятская книга года» за книгу «Витькины небеса..», Диплом за 1 место в конкурсе заводских прозаиков «Этих дней не смолкнет слава» и другие. Для меня главное - не дипломы и отзывы критиков, а признание читателей; и с этим делом, вроде бы, всё в порядке.

- Спасибо за интервью и новых удач на литературном поприще.

Беседовала Карина Горева, 9 класс, КОГОАУ ЛЕН

 

 

Приложение 2

Всего в анкетирование приняли участие 103 человека разных возрастных групп.

 

А) Да                                 Б) Нет

Количество 6-классников, участвовавших в анкетировании, - 43.

 

Рис.1. Ответы лицеистов 6-класса на 1вопрос.

 

Количество лицеистов, 9 классов и старше, - 57человек.

Рис.2. Ответы лицеистов 9 классов и старше на 1 вопрос.

2) Если Вы читали, то напишите, кого именно (если не читали, то поставьте прочерк):

Рис.3. Ответы 6-классников, которые читали кировских авторов.

 

Рис.4. Ответы 9-классников и старше, которые читали кировских авторов.

Приложение 3

Сценарий проведения урока

1. Оргмомент: приветствие, цель занятия.

2.  Фронтальная беседа: любите ли вы читать? Каких авторов предпочитаете? Знаете ли литераторов нашего края? Чем, на ваш взгляд, ценно и интересно их творчество?

3.  Слово учителя: сегодня мы познакомимся с жизненным и творческим путём...

4. Представление проекта и рассказ его содержания

5. Показ буктрейлера.

6. Опрос, что нового узнали из урока/понравился или нет.

                       

Приложение 4

                                                     Рассказ «Всем ли видно?»

Всегда ли настоящие герои получают заслуженные награды и остаются в памяти благодарных потомков? Этим вопросом задается Александр Демышев в своем произведении «Всем ли видно» из сборника «Тихий океан…лишь называется Тихим». Автор рассказывает историю Григория Булатова - непризнанного героя, который первым водрузил знамя Победы над рейхстагом. Однако судьба была несправедлива по отношению к нему. Журналист Егор Наумович, приехав в Слободской, расследует судьбу, на первый взгляд, обычного местного хвастуна. И правда, которая ему открывается, поражает! Григорий Булатов – человек, первый водрузивший знамя Победы над рейхстагом. Но Сталин просил отсрочить награждение истинного героя на 20 лет. И он соглашается. Вскоре о нем забывают, ведь этот подвиг был приписан совершенно другому человеку.

Отправляя читателя в героическое прошлое страны, Дёмышев использует приём ретроспекции, что создаёт эффект правдоподобия и присутствия читателя в прошлом и настоящем персонажа. Автору было важно, чтобы читатель никогда не забывал ужасы и подвиги тех времен, максимально погрузился в атмосферу военного времени, проникся уважением к тем людям, благодаря которым победа оказалась возможной.
Кроме того, в этом произведении на примере трагической судьбы нашего земляка Александр Дёмышев поднимает проблему исторической несправедливости по отношению к истинным героям. Так, рассказчик узнает историю Григория Булатова благодаря журналисту, который попал в Слободской, не зная, о чем написать. И благодаря его упорству, нужный материал был найден.

Мотив одиночества и трагического мироощущения пронзает все произведение, придаёт ему особое звучание и заставляет задуматься читателя над вопросом: “А что чувствовал тогда этот униженный и ни в чем не виноватый герой? За что жизнь поступила с ним так жестоко?». Писатель как будто вступает в немой диалог с персонажем и читателем, давая второму возможность самому попасть в место действия и ощутить то напряжение, какое чувствовал Егор Наумович. Используя в произведении традиционные для литературы приёмы, такие как ретроспекция, интрига, внутренний монолог, он с сожалением рассказывает о судьбе молодого бойца: «Получил лишь за рассказы свои обидное прозвище «Гришка-Рейхстаг».

Дёмышев глубоко убеждён: Григорий Булатов, безусловно, был одним из самых выдающихся людей нашей истории, который должен был запомниться народу как человек, совершивший подвиг, но, к сожалению, чаще всего о нем незаслуженно упоминали как о местном хвастуне и лжеце по прозвищу «Гришка Рейхстаг», выражая презрение и неуважение к истинному герою.

Так какова же идея, положенная в основу данного произведения? Она раскрывается через образ повествователя, который, ощущая вину перед непризнанным героем, рассказывает всем своим современникам о непризнанном подвиге Булатова: «Мерзлые губы шепчут над могилой:- да, Гриша, теперь всем видно!»

Александр Демышев призывает читателей сохранять историческую память о людях, несправедливо осужденных и незаслуженно забытых, вопреки тому героизму, который они проявили, сражаясь за Родину и великую Победу.

                                                        

Приложение 5

Конкурс исследовательских работ

 V литературоведческие Петряевские чтения для детей и юношества



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.077 с.)