Руководство для координатора игры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководство для координатора игры.



Это сборник инструкций по выполнению работ, связанных с подготовкой, организацией и проведением игры. В нем описываются основные мероприятия, необходимые для качественной подготовки условий проведения игры, ее участников, необходимая документация и прочее.

В разделе "Организация игры" содержится график подготовки и проведения игры, который предусматривает конкретные временные периоды, необходимые на каждый ее этап.

В разделе "Оснащение игры" содержатся инструкции, программы, алгоритмы обработки данных, различные бланки и прочее, то есть перечень используемого игрового материала, а в случае необходимости — методика его изготовления.

В разделе "Подбор и подготовка участников игры" излагаются требования к игрокам, экспертам, методы проведения тестирования, способы обучения или тренировки игроков, способы мотивации и организационные меры по их подготовке.

Раздел "Проведение игры" содержит сведения о функциях самого координатора и группы его помощников, их правах и обязанностях, указания по взаимодействию с игроками и экспертами в процессе проведения игры, а также перечень действий участников в ходе имитационного моделирования. Отдельно рассматриваются действия координатора на каждом этапе игры.

На вводном этапе координатор обеспечивает игроков определенными исходными данными и сведениями, дает общие установки, разъясняет правила и игровые роли. На этапе "Собственно игра" координатор обеспечивает непосредственное функционирование игроков как представителей тех или иных организаций. Здесь же указываются конкретные катализаторы, которые могут быть использованы в различные игровые периоды. Часть их может быть известна участникам, а часть не сообщается им заранее.

На итоговом этапе координатор фиксирует те результаты, достижение которых преследовалось игрой (получение новых знаний или повторение уже изученного), а также закрепление навыков, совершенствование способностей, которые в будущем могут быть полезны. Для координатора (преподавателя) — это накопленный опыт и материалы для проведения игры с другим составом участников или разработки новой игры.

Особое место занимают правила проведения заключительной дискуссии с указанием сбора и систематизации данных о ходе игры, ее окончательных итогах, рекомендации о порядке выступления участников игры во время заключительной дискуссии, о методах и формах подведения итогов игры. Во время заключительной дискуссии оцениваются результаты игры и определяется степень достижения поставленной цели.

Деятельность по поводу игры осуществляется как в процессе игры, так и за ее пределами. Деятельность по поводу игры имеет важное значение с педагогической точки зрения. Сама игровая деятельность служит как бы поводом для обсуждения, размышления, анализа совершенных ошибок и полученных результатов и т.д. Причем если в игровой деятельности принимают участие только игроки, то в деятельности по поводу игры — все, кто заинтересован в обсуждении ее хода и результатов, в планировании предстоящих игр.

В разделе "Приложения" помещаются эскизы игровых материалов, образцы игровых документов, расчетные и справочные материалы и т.д.

Руководство для экспертов.

В этом документе перечисляются все действия группы экспертов, которая создается для решения возможных конфликтных ситуаций и наиболее объективного решения возникающих проблем, для подведения итогов игры. Эта группа может носить название счетная группа.

Важное место в руководстве для экспертов занимают сведения об их функциях, правах и обязанностях, указания по взаимодействию с игроками и координатором в процессе проведения игры.

Словарь терминов.

Объяснение основных понятий, которые изучаются в процессе игры. Такой словарь также необходим для того, чтобы разработчики и организаторы игры могли понимать друг друга, а при проведении игры координатор и участники - использовать при общении одни и те же термины.

Итак, одной из задач разработки игры является оформление всех документов таким образом, чтобы можно было проводить ее без участия авторов-разработчиков. Только в этом случае можно говорить о грамотной разработке новой игровой технологии.

III. Деловая игра.

Систематизированное изложение характеристических признаков игровой технологии начинается с описания деловой игры. Деловая игра в данном случае рассматривается в качестве своеобразного эталона, с которым сравниваются остальные игровые технологии.

Что же такое "деловая игра"? Ю.С.Арутюнов предлагает следующее очень широкое определение деловой игры: "Деловую игру можно рассматривать как новую область деятельности и научно-технического знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения производственных задач". Я.М.Бельчиков и М.М.Бирштейн дают такое определение деловой игры: "Деловая игра в широко распространенном понимании — это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме".

Другой термин, который часто встречается в специальной литературе, — "игровое моделирование". Этим подчеркивается имитационный характер деловых игр по отношению к управленческой деятельности.

Значение роли человека в процессе деловой игры подчеркивает В.И.Рыбальский: "Деловые или имитационные игры отличаются от всех других тем, что в них рассматривается проблема социального управления, важная особенность которого — участие принимающих решение людей (субъекта управления). В деловой игре отражаются реальные взаимосвязи, на самом деле фигурирующие в системе управления, те ситуации, которые имели место в прошлом, наблюдаются сейчас или могут образоваться в будущем. Правила управленческой игры не придумываются, а являются результатом глубокого анализа функционирования реальных объектов". Последнее обстоятельство особенно важно для организации эффективного экономического образования и воспитания школьников, так как еще в школе они узнают реальные "правила" функционирования реальных экономических объектов, с которыми им предстоит иметь дело в ближайшем будущем.

Прагматическую сторону определения деловой игры подчеркивает И.М.Сыроежкин, который считает, что главное в этом типе игр — эффективное формирование способности к управленческой деятельности, навыков социального взаимодействия, руководства и подчинения, принятия коллективных и индивидуальных решений в постоянно меняющихся условия. Хорошо продуманную деловую игру отличают самообучение и самоорганизация — признаки саморегулирования. В ней нет никакого навязывания извне. Особенность деловой игры в том, что в ней воспроизводится не материально-техническая, а информационно-процедурная сторона реального экономического процесса.

Ситуации, возникающие в деловой игре, зачастую непредсказуемы, любое принимаемое решение основано на собственной трактовке происходящего и коррективах, вызванных участием и действиями других игроков.

Ю.Д.Красовский выделяет такое понятие, как "деловое поведение личности", которое он определяет как единство профессиональной деятельности и профессионального общения. С его точки зрения, "деловая игра является способом раскрытия таких социально-психологических закономерностей, которые объясняют, каким образом управленческий труд руководителя преобразуется в эффекты коллективно организованного труда". Любая деловая игра должна так или иначе "работать" на расшифровку этих закономерностей. Если же проигрывается только профессиональная деятельность и не обращается внимания на формы профессионального общения, то деловая игра воспроизводит лишь модели экономического поведения. Если же главное внимание обращается на профессиональное общение и недооценивается профессиональная деятельность, то в деловой игре воспроизводятся те или иные модели социального поведения. И в том, и в другом случае деловая игра оказывается методологически неполновесной: она разрывает единство делового поведения личности, либо превращая его в узкоэкономический феномен, либо излишне психологизируя его.

В.И.Матирко под деловой игрой понимает "процесс выработки и принятия решения в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры". Параметры ограничений от шага к шагу могут изменяться, в связи с чем создаются все новые и новые частные ситуации, решение которых должно подчиняться общей цели игры. Деловая игра позволяет более полно воспроизводить деятельность руководителей и специалистов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый вариант, принимать решение и определять механизм его реализации. Это дает возможность рассматривать проблему не вообще, а конкретно, как проблему, вытекающую из экономической ситуации, сложившейся на данном предприятии, в фирме, семье и т.п.

Е.Н.Смирнов и А.Д.Асиновский рассматривают деловую игру как "отладочный стенд" методов организации учебно-воспитательного процесса.

Я.С.Гинзбург и Н.М.Коряк в качестве основных выделяют такие признаки деловой игры:

1. Условность игры — ее участники полностью осознают, что они действуют в рамках условной реальности. Условность игры порождает не только двуплановость деятельности (ее расщепление на деятельность по поводу игры и собственно игровую деятельность), но и двуплановость возникающих в игре взаимоотношений: с одной стороны, отношений в рамках игровых ролей, а с другой — отношений, сложившихся вне игры, в повседневной жизни.

2. Символический, неутилитарный характер игровой деятельности и ее продукта. В результате действия этого принципа участников игры не связывает боязнь нанести своими действиями практический ущерб себе и своим партнерам. В игре снимается такое важное ограничение свободы, как ответственность за совершенную ошибку. Каждый участник игры получает возможность экспериментировать со своим поведением, исследовать альтернативные варианты решений. Но игра не только разрушает субъективные барьеры (страх перед ответственностью за совершенную работу) для проявления творческих способностей и инициативы, но и позволяет всем подняться до уровня полно- и равноправных участников диалога. Группа в целом и каждый ее член становятся активными субъектами процесса обучения. Следствия этого:

а) у участников игры не возникает чувства протеста и, соответственно, негативной реакции на процесс обучения;

б) активизируется познавательная деятельность участников игры;

в) развивается их способность к самостоятельному обучению;

г) создается стойкая познавательная ориентация, сохраняющаяся до конца игры.

       Психологический эффект, возникающий благодаря групповому, деятельностному характеру деловой игры, — личностная вовлеченность в процесс обучения.

3. Неопределенность игры выражается в том, что она не имеет однозначно предсказуемого развития или результата. Тем самым участники игры почти лишены возможности использовать для принятия решений готовые алгоритмы и вынуждены проявлять находчивость, инициативу, активность. Здесь кроется механизм воздействия игры на мотивационную сферу ее участников. Вступая в игру по самым разнообразным мотивам - из любопытства, по необходимости (если участие в деловой игре является необходимым компонентом учебного процесса), из желания проявить себя, укрепить свой авторитет в группе и т.д., участники игры, начав активно принимать решения, влиять на ход событий игры, все больше и больше втягиваются в логику игровой деятельности. В результате на первый план постепённо выходят собственно деятельностные мотивы.

4. Пространственно-временная обособленность игры. В ходе игры пространство и время как бы сжимаются, обнажая узловые точки имитируемого процесса. Это делает игровую деятельность динамичной и насыщенной событиями. Хорошая деловая игра - диалог, но диалог особого рода - не только словесный, но и диалог действий, репертуар которых отражает игра. Каждый шаг игрока - своего рода реплика в этом диалоге.

Основываясь на теоретическом анализе изучаемой проблемы, С.А.Шмаков выделяет в структуре деловой игры два вида целей: игровые и педагогические, а педагогические, в свою очередь, подразделяет на дидактические — цели усвоения учебного материала и воспитательные - цели социального развития личности. Сущность двуплановости деловой игры, по мнению автора, заключается в том, что в ней "серьезная" деятельность по развитию личности осуществляется в "несерьезных" игровых условиях.

Многие авторы подчеркивают такую особенность деловой игры, как ее проблемность, то есть отсутствие заранее написанной роли, которую ребенок должен выучить, как стихи для утренника, но наличие нескольких вариантов выбора, который предстоит сделать самому участнику и потом нести ответственность за этот выбор, за самостоятельно принятое решение.

Игровая технология предназначена для повышения эффективности образования и личностной мотивации воспитательного процесса. С точки зрения большинства авторов, изучающих Игровые методы, можно выделить четыре основные сферы использования деловых игр:

1) для принятия решений в определенной сфере деятельности, особенно при необходимости учета многочисленных факторов, не все из которых могут быть однозначно количественно определены;

2) в научных исследованиях, когда определенные проблемы, гипотезы и теоретические положения изучаются и анализируются методом игрового моделирования;

3) при отборе рациональных вариантов проектных решений, уточнении подлежащих разработке организационных проблем (проектные игры);

4) при обучении студентов, а также при отборе и повышении квалификации работников различных отраслей.

Расширяя последнюю сферу использования деловой игры, мы включаем в число обучаемых и школьников, особенно старшеклассников, которые активно "вживаются" в предлагаемые им роли и взаимодействуют в соответствии с разработанными правилами, стремясь решить поставленные игровые цели.

Таким образом, любое развернутое определение деловой игры должно включать в себя ряд характерных моментов: это средство развития творческого мышления, в том числе и профессионального; это имитация конкретных экономических объектов и процессов; это имитация деятельности руководителей и специалистов, работников и потребителей; это достижение игровой и познавательной цели; это выполнение правил и взаимодействие в рамках отведенной игровой роли.

IV. Ролевая игра.

Второй тип игровой технологии экономического воспитания школьников — ролевая игра. Сразу подчеркнем, что в ролевой игре принципиальным является обязательное наличие модели управляющей системы. Следовательно, основное внимание при ее разработке уделяется именно управленческим аспектам деятельности. Эффективность труда руководителя любого ранга в большей степени зависит от умения руководить людьми, чем от умения решать профессиональные задачи. Соотношение между двумя этими сторонами деятельности составляет 2:1. До 40% всех вопросов, решаемых руководителем, относится к управлению коллективом, а эффективность его работы в среднем на три четверти зависит от способности взаимодействовать с другими людьми. Американские специалисты выделяют восемь основных групп качеств (умений) специалиста, составляющих мастерство управления:

  • формально и неформально общаться и эффективно взаимодействовать с коллегами, равными по должности;
  • проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;
  • ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать;
  • получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;
  • принимать решения в неопределенных ситуациях;
  • распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения;
  • проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия;
  • критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.

Исходя из этого комплекса качеств специалиста-управленца рассмотрим основные характеристические признаки ролевой игры. Итак, характеристические признаки ролевой игры:

1. Обязательное наличие модели управляющей системы, которая включена в конкретную социально-экономическую систему (моделирование процесса выработки управленческих решений). В ролевой игре необходимо моделировать именно управляющие системы. Модели подсистем общения и совместной деятельности образуют структуру игрового комплекса, элементами которой становятся роли, а связями — взаимоотношения между ними, определяемые ролевыми целями, предписываемыми в игре. Для ролевой игры принципиально важно наличие именно модели управляющей системы. Без этой модели нет ролевой игры. Ее невозможно сконструировать только на модели объекта управления. Это первое отличие ролевых игр от всех остальных игровых технологий.

2. Наличие и распределение ролей. Каждый участник ролевой игры имеет определенную, заданную роль. При этом, как и в деловой игре, допускаются любые роли, в содержании которых есть управленческие аспекты: от главы семьи или бригадира, руководителя фирмы до министра и президента. Возможно групповое исполнение ролей, как правило, малыми группами в три - пять человек.

3. Различие ролевых целей при выработке решений. Участники ролевой игры принимают решения также в конфликтной ситуации, что сопровождается возникновением эмоционального напряжения, благодаря которому и обеспечивается вынужденная активность игроков. В игре "Рыночная цена" участники могут реализовать свои игровые цели путем взаимных уступок в цене продаваемых или покупаемых товаров, но для этого нужно найти компромисс между своими личными интересами и интересами делового партнера. Но различие ролевых целей — продавец заинтересован продать свой товар по максимально возможной цене, а покупатель купить по минимальной цене — приводит к естественному столкновению игровых интересов и обостряет игру, придает ей нужный эмоциональный фон.

4. Взаимодействие игроков, исполняющих те или иные роли. В ролевой игре предусматривается активное взаимодействие игроков как по "горизонтали", так и по "вертикали". В целом характер взаимодействия остается тем же, что и в деловой игре.

5. Наличие общей цели у всего коллектива. Общей целью в ролевой игре является приобретение новых знаний и отработка навыков принятия осознанных ответственных решений в процессе совместной деятельности и межличностного общения.

6. Коллективная выработка решений участниками игры. Коллективная выработка решений в ролевой игре — один из ее характеристических признаков. Особенностью описываемой и моделируемой в игре управляющей системы является то, что управленческие решения в ней представляют собой плод коллективного труда. Кроме того, управляющая система является динамичной, то есть изменяемой вследствие получения новой управленческой информации.

7. Многоальтернативность решений. Как правило, в ролевой игре игрокам приходится принимать управленческое решение после анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуации. Причем направленность решений в ролевой игре имеет свою специфику — эти решения воздействуют только на управляющую систему, так как объект управления в модели ролевой игры отсутствует.

8. Наличие управляемого эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение в ролевой игре имеет не меньшее значение, чем в деловой игре. Оно помогает активизировать участников и добиться поставленных целей силами самих игроков.

9. Система индивидуального и/или группового оценивания деятельности участников мало чем отличается от того, что используется при проведении деловой игры.

Существенным отличием ролевой игры является отсутствие реализации "цепочки решений", так как в моделируемой социально-экономической системе нет объекта управления. Именно этот характеристический признак деловой игры отличает ее от ролевой и делает эти в принципе сходные игровые технологии различными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.026 с.)