Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффекты испытуемого и экспериментатора: Эффект плацебо, Эффект пигмалиона, хоторнский Эффект, Эффект аудитории. Контроль эффектов экспериментатора и испытуемого. Двойной слепой метод.
Влияние личностей испытуемого и экспериментатора · Эффект плацебо o Исследования со стимуляцией мозга (ТМС, tDCS…): условие sham · Влияние предполагаемых требований: содействие, противодействие и бдительность o «У узбеков нет иллюзий!» (с) А.Р. Лурия o К. Коффка: наивные VS подозрительные испытуемые · Хоторнский эффект – изменение в поведении участников, обусловленное только вниманием к ним экспериментатора, а не влиянием НП o Исследование влияния освещённости на производительность труда на заводе Hawthorne Works 1924 – 1932 (Э. Мэйо) · Эффект Пигмалиона (эффект Розенталя, эффект ожиданий) – субъект, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение o Rosenthal & Fode, 1973: «смышлёные» крысы o Bargh et al., 1996: прайминг словами, связанными со старостью, влияет на скорость, с которой испытуемые идут из лаборатории o Репликация Doyen et al., 2012: эффект наблюдается, только когда экспериментатор знает, в каком условии участвовал испытуемый! · Эффект аудитории o Н. Триплетт, 1898: велосипедисты демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда «соревнуются с секундомером», а когда участвуют в коллективных заездах o Социальная фасилитация o Социальная ингибиция o Присутствует как у людей, так и у животных
Контроль влияния личностей экспериментатора и испытуемого · Слепой метод (эффект плацебо и хоторнский эффект): испытуемый не знает, какому воздействию НП он подвергается · Двойной слепой метод (эффекты плацебо, хоторнский эффект и Пигмалиона): и испытуемый, и экспериментатор не знают, какое из условий (уровней) НП осуществляется · Обман испытуемого (предполагаемые требования): истинная цель эксперимента скрывается от испытуемого или маскируется ложной инструкцией · (А) Имитирующая или (Б) внеэкспериментальная контрольная группа (предполагаемые требования): o А) испытуемых помещают в экспериментальную ситуацию, но без воздействия НП, а затем опрашивают, как бы они себя повели в ней, если бы действие НП было o Б) испытуемым описывают эксперимент и спрашивают, как бы они себя повели · Постэкспериментальный опрос (предполагаемые требования): после эксперимента испытуемых опрашивают об их мыслях и чувствах во время опыта, о его отношении к нему, о стратегиях его поведения и т.п.
· Множество экспериментаторов (эффект Пигмалиона): экспериментаторы случайным образом распределяются для работы с испытуемыми всех групп · Автоматизация (эффект Пигмалиона): предъявление инструкции, воздействие и регистрация ЗП осуществляется аппаратурным способом
14. Проблема смешений во внутригрупповых экспериментальных планах. Эффект последовательности. Интраиндивидуальных схемы: регулярное чередование, позиционное уравнивание, случайная последовательность. Кроссиндивидуальные схемы: полное и реверсивное уравнивание, латинский квадрат.
Контроль ПП во внутригрупповых экспериментальных планах · Основная проблема – последовательность предъявления условий o Научение o Перенос o Утомление · Линейные и нелинейные эффекты
Виды внутригрупповых планов · Интраиндивидуальный план: все уровни НП предъявляются разным испытуемым в одной и той же последовательности o Случайная последовательность § ABABBBBAAABABAA o Квазислучайная последовательность § ABABBABBAABBABAA o Регулярное чередование § ABABABABABABABAB o Позиционное уравнивание – каждое условие появляется дважды: на симметричных позициях относительно начала и конца последовательности. При этом достигается одинаковая средняя позиция для всех условий § ABCDDCBA · Кроссиндивидуальный план: разным испытуемым предъявляется разная последовательность уровней НП o Полное уравнивание – из уровней НП составляются все возможные последовательности, и каждому испытуемому предъявляется только одна из таких последовательностей. § Количество последовательностей из N условий – N!, например, из 4 условий: 4! = 4×3×2×1 = 24 § 2 уровня НП · AB BA § 3 уровня НП · ABC ACB BAC BCA CAB CBA o Реверсивное уравнивание – последовательность предъявления уровней НП дается одной половине испытуемых в прямом порядке, а другой половине – в обратном. § Испытуемый 1: ABCDEF § Испытуемый 2: FEDCBA o Латинский квадрат – набор последовательностей уровней НП, в котором каждый уровень встречается в каждой позиции только один раз. § Несбалансированный латинский квадрат
· Принцип «бесконечного конвейера» · ABCD BCDA CDAB DABC § Сбалансированный латинский квадрат – каждому уровню НП равное количество раз предшествует любой из остальных уровней НП · ABCD CADB BDAC DCBA
15. Проблема смешений в межгрупповых экспериментальных планах. Неэквивалентность групп. Схемы контроля: рандомизация, подбор пар, стратификация. Примеры межгрупповых планов. План Фишера. План Соломона.
Контроль ПП в межгрупповых экспериментальных планах · Основная проблема – неэквивалентность групп (различие испытуемых в разных группах) · Контроль: o Рандомизация испытуемых o Подбор пар (или других по численности групп, если эксперимент многоуровневый) по параметрам, коррелирующим с ЗП o Выделение слоев (стратификация): пропорциональное уравнивание групп по параметрам, потенциально коррелирующим с ЗП (например, по полу)
Примеры межгрупповых планов · План с контрольной группой с тестированием после воздействия o R X O1 o R __ O2 · План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой (план Фишера) o R O1 X O2 o R O3 __ O4 · План с двумя экспериментальными и контрольными группами, с предварительным тестированием и без него (план Соломона) o R O1 X O2 o R O3 __ O4 o R __ X O5 o R _ _ _O6 · Многоуровневый межгрупповой эксперимент o R X1 O1 o R X2 O2 o … o R __ On
16. Особенности планирования и интерпретации результатов факторных экспериментов. Сходящиеся серии экспериментов и их назначение. Анализ результатов факторных экспериментов. Дисперсионный анализ. Основной эффект и взаимодействие факторов. Виды факторных взаимодействий: нулевое, пересекающееся, сходящееся и расходящееся. Графическое представление факторных экспериментов.
Факторные эксперименты · План 2×2 (2 НП, каждая из которых имеет 2 уровня)
· План 4×3 (2 НП, одна НП имеет 4 уровня, вторая - 3)
· План 3×3×2
Контроль смешений в факторных экспериментах · Контроль за смешениями в факторном эксперименте осуществляется так же, как и в однофакторных, при этом в смешанных планах используются и межгрупповые, и внутригрупповые схемы. · Например, если в плане 2×3 оба фактора межгрупповые, то их сочетания предъявляются 6 различным группам, а если внутригрупповые, то составляются 6 различных условий, которые предъявляются по схеме позиционного или реверсивного уравнивания
Факторные эксперименты
· Внутригрупповой план o 123456654321 · Межгрупповой план: o R X1 O1 o R X2 O2 o R X3 O3 o R X4 O4 o R X5 O5 o R X6 O6
Сходящиеся серии экспериментов · Сходящиеся серии – последовательность экспериментов с простой факторной структурой (обычно не более 2 НП, или факторов), заменяющих факторный эксперимент со сложной структурой · Применяются: o Для упрощения факторных исследований; o В качестве критических экспериментов для «снятия» конкурирующих гипотез о связи НП и ЗП
Валидность эксперимента и валидность выводов · Валидность эксперимента – адекватность планирования эксперимента → экспериментальный контроль · Валидность выводов – адекватность рассуждений, начиная с этапа постановки проблемы и заканчивая обобщениями → контроль за выводом
Причины артефактных выводов · Неверные статистические решения · Проблема валидности эксперимента · Проблема обобщений из-за отсутствия учёта ДП · Проблема соотношения теоретической и экспериментальной гипотезы · Применение необоснованных критериев при совершении каузального вывод
Необоснованные критерии для совершения каузального вывода · «Недостающие звенья» в обобщениях · Неправомерное выделение основной причины · Подмена высказываний · Ошибка ценностных суждений · Неправомерные апелляции к авторитету · Апелляции к факту
Редукционизм выводов · Редукционизм – сведение сложных явлений к простым. · В психологии – чаще всего, к физиологическим процессам.
Этапы экспериментального исследования · Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотез o Эмпирическое исследование проводится с целью проверки определённого следствия из теории, а не просто так · Планирование исследования o Определение НП и ЗП o Определение уровней НП и ЗП o Выбор экспериментального плана o Подбор методик исследования · Подготовка к проведению исследования o Определение выборки o Подготовка стимульного материала и оборудования o Подготовка инструкций для испытуемых o Стандартизация и оптимизация процедуры эксперимента o Пилотное исследование · Сбор эмпирических данных · Обработка результатов o Подсчёт показателей ЗП в разных условиях o Применение статистических критериев, адекватных эмпирическим данным o Принятие решения о принятии / опровержении гипотезы · Анализ результатов · Обсуждение результатов o Обобщение результатов o Значение для теории o Обсуждение возможных ограничений и перспектив исследования
Виды факторных взаимодействий · Нулевое взаимодействие – действие второй НП оказывает одинаковое по величине влияние на ЗП при всех условиях первой НП · Пересекающееся взаимодействие · Сходящееся / расходящееся взаимодействие
Графическое представление результатов: · НП1 (сила удара током) – по оси ОХ · НП2 (сложность задачи) – разные линии
17. Доэкспериментальные (неэкспериментальные) планы исследований: анализ единичного случая, предварительное и итоговое тестирование на одной группе, сравнение статистических групп. Проблема валидности в доэкспериментальных планах.
Доэкспериментальные (неэкспериментальные) планы исследований – исследования, организованные таким образом, что контроль за НП практически отсутствует. Возможная сфера применения: прикладные исследования/
Виды доэкспериментальных планов · Исследование единичного случая – проведение однократного обследование на единственной группе, подвергшейся воздействию (X O) · Предварительное и итоговое тестирование на одной группе – проведение тестирования до и после воздействия на единственной группе (O1 X O2) · Сравнение статистических групп – группа, подвергающаяся какому-либо воздействию, сравнивается с группой, испытавшей другое воздействие (X O1 / X O2)
Исследование единичного случая · В качестве «случая» может выступать как отдельный испытуемый, так и группа · Пример: использование нового метода обучения без применения контрольной группы
Предварительное и итоговое тестирование на одной группе · Производится измерение ЗП до и после воздействия на одной группе · Основные угрозы валидности: эффект тестирования, факторы фона, естественного развития, регрессии, выбывания…
18. Понятие квазиэксперимента. Квазиэкспериментальный план с неэквивалентными группами: области применения, особенности планирования, угрозы внутренней валидности.
Сравнение статистических групп · Проводится измерение ЗП после воздействия на двух группах, при этом группы потенциально являются неэквивалентными · Пример: учебные группы
Квазиэкспериментальные планы · Квазиэксперимент – метод исследования, предназначенный для проверки каузальных гипотез, при котором отсутствует полный контроль НП или ПП. · Почему: не всеми НП можно управлять и не все ПП можно контролировать · Зачем: проверка некоторых гипотез возможна только с помощью квазиэкспериментов
Виды квазиэкспериментальных планов · План с неэквивалентными группами · План с констатируемыми межгрупповыми различиями в качестве НП · План временных серий
План с неэквивалентными группами · Тестирование до и после воздействия O1 X O2 / O3 _ O4 · Основные области применения: педагогическая психология, психология труда · Основная угроза валидности: различия в ЗП могут быть вызваны ПП (неэквивалентностью групп), а не НП
19. Понятие квазиэксперимента. Квазиэкспериментальный план с констатируемыми межгрупповыми различиями в качестве НП: области применения, особенности планирования, угрозы внутренней валидности. Стратегии распределения испытуемых в группы: медианный критерий, метод контрастных групп, контроль ex post facto. Метод срезов. Кросс-культурные исследования.
План с констатируемыми межгрупповыми различиями в качестве НП · Констатируемые межгрупповые различия – физиологические, психофизиологические или психологические особенности испытуемых, которыми нельзя управлять, но можно на основании них распределять испытуемых по группам. · Примеры: пол, личностные особенности
· НП должна обязательно предшествовать ЗП и быть объективно измеренной
Области применения · Психология личности и дифференциальная психология · Возрастная психология – метод срезов · Социальная психология – кросс-культурные исследования · Клиническая психология – сравнение нормы и патологии
Пример исследования · Шиф и Выготский: исследование формирования понятий
Распределение испытуемых в группы · Медианный критерий – с предварительным тестированием и разбиением выборки пополам · Метод контрастных групп – с предварительным тестированием и распределением в группы испытуемых с полярными значениями по тесту · Контроль ex-post facto – испытуемые отбираются в группы по целевому факту их автобиографии (снижена возможность рандомизации при подборе)
20. Понятие квазиэксперимента. План временных серий: области применения, особенности планирования, угрозы внутренней валидности. Эксперименты с исходным уровнем. Понятие обратимости. Исследования научения. Лонгитюдные исследования.
План временных серий · Многократное тестирование ЗП на одной группе испытуемых · Варианты: o Эксперименты с исходным уровнем: многократное тестирование до и после воздействия o Лонгитюдные исследования: в качестве НП выступает время
Области применения · Когнитивная психология: исследования научения · Возрастная психология: лонгитюдные исследования; формирующий эксперимент · Социальная психология: изучение групповой динамики · Клиническая психология и психиатрия: оценка эффективности воздействия
Эксперименты с исходным уровнем · O1 O2 O3 O4 X O5 O6 O7 · Цель многократных предварительных тестирований – достижение устойчивого состояния ЗП (исходного уровня), мало подверженного действию факторов фона, тестирования, естественного развития и т.п. · Чаще всего используются на малых выборках, а также при исследовании единичного случая
Варианты экспериментов с исходным уровнем · Количество воздействий НП – Единичное или многократное действие НП · Обратимость действия НП – Обратимые (ЗП возвращается к исходному уровню после прекращения действия активного уровня НП) и необратимые действия НП
Однократное необратимое действие НП
Однократное обратимое действие НП
Многократное обратимое действие НП
Частный случай: исследование научения · ЗП: успешность выполнения задачи · НП: количество повторений
Частный случай: формирующий эксперимент · «Экспериментальногенетический метод»: в искусственных и относительно контролируемых условиях создаётся процесс психического развития · Метод планомерного поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин)
ППФ УД · Ориентировочная и исполнительная часть действия · Ориентировочная основа действия (ООД) – система ориентиров, обеспечивающая правильное и безошибочное выполнение действия · Этапы формирования умственных действий: o Составление ООД o Материальное действие o Громкая социализированная речь o Внешняя речь про себя
Формирующий эксперимент · План временных серий, в котором гипотезы о механизмах исследуемых явлений проверяются с помощью искусственного внедрения гипотетического механизма (средства) в деятельность испытуемого. · Предполагается, что изменения необратимы
Лонгитюдные исследования · Квазиэксперименты с одной группой с многократным тестированием, где в качестве НП выступает время. · Многократная фиксация психологических показателей в длительный период на одной и той же группе испытуемых · O1 O2 O3 O4 O5 O6 O7 · Противопоставление методу срезов, где психологические показатели сравниваются у людей разных групп
Основные угрозы валидности в лонгитюдных исследованиях · Проблема отбора · Проблема выбывания · Эффект тестирования
21. «Гибридные» планы квазиэкспериментов. Метод временного запаздывания. Продольно-поперечный метод. «Лоскутные» планы.
Гибридные квазиэкспериментальные планы · Временные серии с неэквивалентными группами o Экспериментальная группа: O1 O2 O3 X O4 O5 O6 o Контрольная группа: O`1 O`2 O`3 O`4 O`5 O`6 · План с чередованием воздействий на группы o O1 X O2 O3 O4 o O1 O2 X O3 O4 o O1 O2 O3 X O4 o Пример: чередование воздействий на группы § Эксперименты Толмена · Метод временного запаздывания (лонгитюд + метод срезов): несколько когорт тестируются один раз при достижении одного и того же возраста. · Продольно-поперечный метод (лонгитюд + метод срезов): все когорты тестируются несколько раз по схеме лонгитюда.
Лоскутный план · «Лоскутный» план – квазиэксперимент, построенный по типу факторного эксперимента, но с пропущенными сочетаниями уровней отдельных факторов · Причина пропуска сочетаний уровней – невозможность реализации полного плана · Пример лоскутного плана: эффект Матфея в науке o 2 переменные: § Время проявления способностей § Успешность научной деятельности o Проблема: нет популяции с успешной последующей деятельностью при позднем поступлении в высшую школу
22. Понятие корреляционного исследования. Область применения корреляционных исследований. Основные планы корреляционных исследований: план с одной группой испытуемых, с несколькими группами (сравнительное корреляционное исследование), структурный план.
Понятие корреляционного исследования · Корреляционное исследование – вид эмпирического исследования, в котором производится измерение двух и более переменных с целью проверки гипотез о связи между этими переменными. · В большинстве случаев КИ не позволяет делать выводов причинно-следственного характера! · В КИ не варьируется НП, все переменные рассматриваются как ЗП.
Корреляционное исследование и коэффициент корреляции · Корреляция – статистическая взаимосвязь двух величин: изменение одной величины сопутствует систематическому изменению другой величины. · Коэффициент корреляции – математическая мера корреляции. · В корреляционных исследованиях при обработке данных не обязательно используется коэффициент корреляции!
Зачем нужны корреляционные исследования? · Разведочные (эксплораторные) исследования: изучение новой области, где еще не может возникнуть каузальных гипотез; · Затрудненность, невозможность или недопустимость экспериментального вмешательства с активным контролем НП. · «Зашумленность» исследуемой реальности многочисленными ПП. · Сложность изучаемой реальности. Например: многомерная структура интеллекта.
Пример корреляционного исследования · McLeod, Atkin & Chaffe, 1972: измерение у детей показателей агрессии и времени, которое они проводят за просмотром телепередач агрессивного содержания o Есть связь! o (НО: неизвестна её направленность) · Порядок рождения и IQ o 1973 г. – обследованы 400000 молодых людей из Нидерландов o Ось ординат: оценки по тесту Равена, ось абсцисс: а – количество детей, б и в – порядок рождения Что означает наличие связи между X и Y? · X влияет на Y · Y влияет на X · Существует третья переменная Z, которая влияет и на X, и на Y · Влияние X на Y (или Y на X) опосредовано Z, о которой нам неизвестно · Влияние X на Y (или Y на X) проявляется только совместно с Z · Причинной связи нет, корреляция отражает случайные или регулярные совпадения.
Анализ перекрёстно-отсроченных корреляций · ЗП измеряются несколько раз · Кения, 1979: агрессия (A) и просмотр передач с агрессивным содержанием (B), измерение в 8-9 и в 18-19 лет · Корреляция А1 и В2 VS корреляция А2 и В1
Виды корреляционных исследований · Планы с одной группой испытуемых o Измерение одной ЗП в разных условиях (например, в разное время) – аутохонные корреляции o Измерение двух и более ЗП и установление связи между ними – синхронные корреляции o Основные угрозы валидности: § Диапазон изменения ЗП охвачен не полностью § Эффект последовательности, тестирование, фон… · Планы с несколькими группами испытуемых (сравнительное корреляционное исследование) o Одна из переменных становится критерием для разбиения на группы o Стратегии: § Стабилизация ПП, т.е. ПП пропорционально представлена несколькими уровнями § Подбор однородных групп, т.е. значения ПП эквивалентны § Подбор пар § Контрастные группы o Основные угрозы валидности: те же, что и в межгрупповых экспериментальных планах · Структурные планы o Сравнение корреляций разных ЗП между собой; o Сравнение корреляций одних и тех же ЗП для разных групп (например, психогенетические исследования)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.162 с.) |