Эффекты испытуемого и экспериментатора: Эффект плацебо, Эффект пигмалиона, хоторнский Эффект, Эффект аудитории. Контроль эффектов экспериментатора и испытуемого. Двойной слепой метод. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффекты испытуемого и экспериментатора: Эффект плацебо, Эффект пигмалиона, хоторнский Эффект, Эффект аудитории. Контроль эффектов экспериментатора и испытуемого. Двойной слепой метод.



 

Влияние личностей испытуемого и экспериментатора

· Эффект плацебо

o Исследования со стимуляцией мозга (ТМС, tDCS…): условие sham

· Влияние предполагаемых требований: содействие, противодействие и бдительность

o «У узбеков нет иллюзий!» (с) А.Р. Лурия

o К. Коффка: наивные VS подозрительные испытуемые

· Хоторнский эффект – изменение в поведении участников, обусловленное только вниманием к ним экспериментатора, а не влиянием НП

o Исследование влияния освещённости на производительность труда на заводе Hawthorne Works 1924 – 1932 (Э. Мэйо)

· Эффект Пигмалиона (эффект Розенталя, эффект ожиданий) – субъект, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение

o Rosenthal & Fode, 1973: «смышлёные» крысы

o Bargh et al., 1996: прайминг словами, связанными со старостью, влияет на скорость, с которой испытуемые идут из лаборатории

o Репликация Doyen et al., 2012: эффект наблюдается, только когда экспериментатор знает, в каком условии участвовал испытуемый!

· Эффект аудитории

o Н. Триплетт, 1898: велосипедисты демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда «соревнуются с секундомером», а когда участвуют в коллективных заездах

o Социальная фасилитация

o Социальная ингибиция

o Присутствует как у людей, так и у животных

 

Контроль влияния личностей экспериментатора и испытуемого

· Слепой метод (эффект плацебо и хоторнский эффект): испытуемый не знает, какому воздействию НП он подвергается

· Двойной слепой метод (эффекты плацебо, хоторнский эффект и Пигмалиона): и испытуемый, и экспериментатор не знают, какое из условий (уровней) НП осуществляется

· Обман испытуемого (предполагаемые требования): истинная цель эксперимента скрывается от испытуемого или маскируется ложной инструкцией

· (А) Имитирующая или (Б) внеэкспериментальная контрольная группа (предполагаемые требования):

o А) испытуемых помещают в экспериментальную ситуацию, но без воздействия НП, а затем опрашивают, как бы они себя повели в ней, если бы действие НП было

o Б) испытуемым описывают эксперимент и спрашивают, как бы они себя повели

· Постэкспериментальный опрос (предполагаемые требования): после эксперимента испытуемых опрашивают об их мыслях и чувствах во время опыта, о его отношении к нему, о стратегиях его поведения и т.п.

· Множество экспериментаторов (эффект Пигмалиона): экспериментаторы случайным образом распределяются для работы с испытуемыми всех групп

· Автоматизация (эффект Пигмалиона): предъявление инструкции, воздействие и регистрация ЗП осуществляется аппаратурным способом

 

14. Проблема смешений во внутригрупповых экспериментальных планах. Эффект последовательности. Интраиндивидуальных схемы: регулярное чередование, позиционное уравнивание, случайная последовательность. Кроссиндивидуальные схемы: полное и реверсивное уравнивание, латинский квадрат.

 

Контроль ПП во внутригрупповых экспериментальных планах

· Основная проблема – последовательность предъявления условий

o Научение

o Перенос

o Утомление

· Линейные и нелинейные эффекты

 

Виды внутригрупповых планов

· Интраиндивидуальный план: все уровни НП предъявляются разным испытуемым в одной и той же последовательности

o Случайная последовательность

§ ABABBBBAAABABAA

o Квазислучайная последовательность

§ ABABBABBAABBABAA

o Регулярное чередование

§ ABABABABABABABAB

o Позиционное уравнивание – каждое условие появляется дважды: на симметричных позициях относительно начала и конца последовательности. При этом достигается одинаковая средняя позиция для всех условий

§ ABCDDCBA

· Кроссиндивидуальный план: разным испытуемым предъявляется разная последовательность уровней НП

o Полное уравнивание – из уровней НП составляются все возможные последовательности, и каждому испытуемому предъявляется только одна из таких последовательностей.

§ Количество последовательностей из N условий – N!, например, из 4 условий: 4! = 4×3×2×1 = 24

§ 2 уровня НП

· AB BA

§ 3 уровня НП

· ABC ACB BAC BCA CAB CBA

o Реверсивное уравнивание – последовательность предъявления уровней НП дается одной половине испытуемых в прямом порядке, а другой половине – в обратном.

§ Испытуемый 1: ABCDEF

§ Испытуемый 2: FEDCBA

o Латинский квадрат – набор последовательностей уровней НП, в котором каждый уровень встречается в каждой позиции только один раз.

§ Несбалансированный латинский квадрат

· Принцип «бесконечного конвейера»

· ABCD BCDA CDAB DABC

§ Сбалансированный латинский квадрат – каждому уровню НП равное количество раз предшествует любой из остальных уровней НП

· ABCD CADB BDAC DCBA

 

15. Проблема смешений в межгрупповых экспериментальных планах. Неэквивалентность групп. Схемы контроля: рандомизация, подбор пар, стратификация. Примеры межгрупповых планов. План Фишера. План Соломона.

 

Контроль ПП в межгрупповых экспериментальных планах

· Основная проблема – неэквивалентность групп (различие испытуемых в разных группах)

· Контроль:

o Рандомизация испытуемых

o Подбор пар (или других по численности групп, если эксперимент многоуровневый) по параметрам, коррелирующим с ЗП

o Выделение слоев (стратификация): пропорциональное уравнивание групп по параметрам, потенциально коррелирующим с ЗП (например, по полу)

 

Примеры межгрупповых планов

· План с контрольной группой с тестированием после воздействия

o R X O1

o R __ O2

· План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой (план Фишера)

o R O1 X O2

o R O3 __ O4

· План с двумя экспериментальными и контрольными группами, с предварительным тестированием и без него (план Соломона)

o R O1 X O2

o R O3 __ O4

o R __ X O5

o R _ _ _O6

· Многоуровневый межгрупповой эксперимент

o R X1 O1

o R X2 O2

o …

o R __ On

 

16. Особенности планирования и интерпретации результатов факторных экспериментов. Сходящиеся серии экспериментов и их назначение. Анализ результатов факторных экспериментов. Дисперсионный анализ. Основной эффект и взаимодействие факторов. Виды факторных взаимодействий: нулевое, пересекающееся, сходящееся и расходящееся. Графическое представление факторных экспериментов.

 

Факторные эксперименты

· План 2×2 (2 НП, каждая из которых имеет 2 уровня)

  К Э
К 1 2
Э 3 4

 

· План 4×3 (2 НП, одна НП имеет 4 уровня, вторая - 3)

  A B C D
α 1 2 3 4
β 5 6 7 8
γ 9 10 11 12

 

· План 3×3×2

 

Контроль смешений в факторных экспериментах

· Контроль за смешениями в факторном эксперименте осуществляется так же, как и в однофакторных, при этом в смешанных планах используются и межгрупповые, и внутригрупповые схемы.

· Например, если в плане 2×3 оба фактора межгрупповые, то их сочетания предъявляются 6 различным группам, а если внутригрупповые, то составляются 6 различных условий, которые предъявляются по схеме позиционного или реверсивного уравнивания

 

Факторные эксперименты

  A B C
α 1 2 3
β 4 5 6

· Внутригрупповой план

o 123456654321

· Межгрупповой план:

o R X1 O1

o R X2 O2

o R X3 O3

o R X4 O4

o R X5 O5

o R X6 O6

 

Сходящиеся серии экспериментов

· Сходящиеся серии – последовательность экспериментов с простой факторной структурой (обычно не более 2 НП, или факторов), заменяющих факторный эксперимент со сложной структурой

· Применяются:

o Для упрощения факторных исследований;

o В качестве критических экспериментов для «снятия» конкурирующих гипотез о связи НП и ЗП

 

Валидность эксперимента и валидность выводов

· Валидность эксперимента – адекватность планирования эксперимента → экспериментальный контроль

· Валидность выводов – адекватность рассуждений, начиная с этапа постановки проблемы и заканчивая обобщениями → контроль за выводом

 

Причины артефактных выводов

· Неверные статистические решения

· Проблема валидности эксперимента

· Проблема обобщений из-за отсутствия учёта ДП

· Проблема соотношения теоретической и экспериментальной гипотезы

· Применение необоснованных критериев при совершении каузального вывод

 

Необоснованные критерии для совершения каузального вывода

· «Недостающие звенья» в обобщениях

· Неправомерное выделение основной причины

· Подмена высказываний

· Ошибка ценностных суждений

· Неправомерные апелляции к авторитету

· Апелляции к факту

 

Редукционизм выводов

· Редукционизм – сведение сложных явлений к простым.

· В психологии – чаще всего, к физиологическим процессам.

 

Этапы экспериментального исследования

· Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотез

o Эмпирическое исследование проводится с целью проверки определённого следствия из теории, а не просто так

· Планирование исследования

o Определение НП и ЗП

o Определение уровней НП и ЗП

o Выбор экспериментального плана

o Подбор методик исследования

· Подготовка к проведению исследования

o Определение выборки

o Подготовка стимульного материала и оборудования

o Подготовка инструкций для испытуемых

o Стандартизация и оптимизация процедуры эксперимента

o Пилотное исследование

· Сбор эмпирических данных

· Обработка результатов

o Подсчёт показателей ЗП в разных условиях

o Применение статистических критериев, адекватных эмпирическим данным

o Принятие решения о принятии / опровержении гипотезы

· Анализ результатов

· Обсуждение результатов

o Обобщение результатов

o Значение для теории

o Обсуждение возможных ограничений и перспектив исследования

 

Виды факторных взаимодействий

· Нулевое взаимодействие – действие второй НП оказывает одинаковое по величине влияние на ЗП при всех условиях первой НП

· Пересекающееся взаимодействие

· Сходящееся / расходящееся взаимодействие

 

Графическое представление результатов:

· НП1 (сила удара током) – по оси ОХ

· НП2 (сложность задачи) – разные линии

 

17. Доэкспериментальные (неэкспериментальные) планы исследований: анализ единичного случая, предварительное и итоговое тестирование на одной группе, сравнение статистических групп. Проблема валидности в доэкспериментальных планах.

 

Доэкспериментальные (неэкспериментальные) планы исследований – исследования, организованные таким образом, что контроль за НП практически отсутствует. Возможная сфера применения: прикладные исследования/

 

Виды доэкспериментальных планов

· Исследование единичного случая – проведение однократного обследование на единственной группе, подвергшейся воздействию (X O)

· Предварительное и итоговое тестирование на одной группе – проведение тестирования до и после воздействия на единственной группе (O1 X O2)

· Сравнение статистических групп – группа, подвергающаяся какому-либо воздействию, сравнивается с группой, испытавшей другое воздействие (X O1 / X O2)

 

Исследование единичного случая

· В качестве «случая» может выступать как отдельный испытуемый, так и группа

· Пример: использование нового метода обучения без применения контрольной группы

 

Предварительное и итоговое тестирование на одной группе

· Производится измерение ЗП до и после воздействия на одной группе

· Основные угрозы валидности: эффект тестирования, факторы фона, естественного развития, регрессии, выбывания…

 

18. Понятие квазиэксперимента. Квазиэкспериментальный план с неэквивалентными группами: области применения, особенности планирования, угрозы внутренней валидности.

 

Сравнение статистических групп

· Проводится измерение ЗП после воздействия на двух группах, при этом группы потенциально являются неэквивалентными

· Пример: учебные группы

 

Квазиэкспериментальные планы

· Квазиэксперимент – метод исследования, предназначенный для проверки каузальных гипотез, при котором отсутствует полный контроль НП или ПП.

· Почему: не всеми НП можно управлять и не все ПП можно контролировать

· Зачем: проверка некоторых гипотез возможна только с помощью квазиэкспериментов

 

Виды квазиэкспериментальных планов

· План с неэквивалентными группами

· План с констатируемыми межгрупповыми различиями в качестве НП

· План временных серий

 

План с неэквивалентными группами

· Тестирование до и после воздействия O1 X O2 / O3 _ O4

· Основные области применения: педагогическая психология, психология труда

· Основная угроза валидности: различия в ЗП могут быть вызваны ПП (неэквивалентностью групп), а не НП

 

19. Понятие квазиэксперимента. Квазиэкспериментальный план с констатируемыми межгрупповыми различиями в качестве НП: области применения, особенности планирования, угрозы внутренней валидности. Стратегии распределения испытуемых в группы: медианный критерий, метод контрастных групп, контроль ex post facto. Метод срезов. Кросс-культурные исследования.

 

План с констатируемыми межгрупповыми различиями в качестве НП

· Констатируемые межгрупповые различия – физиологические, психофизиологические или психологические особенности испытуемых, которыми нельзя управлять, но можно на основании них распределять испытуемых по группам.

· Примеры: пол, личностные особенности

· НП должна обязательно предшествовать ЗП и быть объективно измеренной

 

Области применения

· Психология личности и дифференциальная психология

· Возрастная психология – метод срезов

· Социальная психология – кросс-культурные исследования

· Клиническая психология – сравнение нормы и патологии

 

Пример исследования

· Шиф и Выготский: исследование формирования понятий

 

Распределение испытуемых в группы

· Медианный критерий – с предварительным тестированием и разбиением выборки пополам

· Метод контрастных групп – с предварительным тестированием и распределением в группы испытуемых с полярными значениями по тесту

· Контроль ex-post facto – испытуемые отбираются в группы по целевому факту их автобиографии (снижена возможность рандомизации при подборе)

 

20. Понятие квазиэксперимента. План временных серий: области применения, особенности планирования, угрозы внутренней валидности. Эксперименты с исходным уровнем. Понятие обратимости. Исследования научения. Лонгитюдные исследования.

 

План временных серий

· Многократное тестирование ЗП на одной группе испытуемых

· Варианты:

o Эксперименты с исходным уровнем: многократное тестирование до и после воздействия

o Лонгитюдные исследования: в качестве НП выступает время

 

 

Области применения

· Когнитивная психология: исследования научения

· Возрастная психология: лонгитюдные исследования; формирующий эксперимент

· Социальная психология: изучение групповой динамики

· Клиническая психология и психиатрия: оценка эффективности воздействия

 

Эксперименты с исходным уровнем

· O1 O2 O3 O4 X O5 O6 O7

· Цель многократных предварительных тестирований – достижение устойчивого состояния ЗП (исходного уровня), мало подверженного действию факторов фона, тестирования, естественного развития и т.п.

· Чаще всего используются на малых выборках, а также при исследовании единичного случая

 

Варианты экспериментов с исходным уровнем

· Количество воздействий НП – Единичное или многократное действие НП

· Обратимость действия НП – Обратимые (ЗП возвращается к исходному уровню после прекращения действия активного уровня НП) и необратимые действия НП

 

Однократное необратимое действие НП

 

Однократное обратимое действие НП

 

Многократное обратимое действие НП

 

Частный случай: исследование научения

· ЗП: успешность выполнения задачи

· НП: количество повторений

 

Частный случай: формирующий эксперимент

· «Экспериментальногенетический метод»: в искусственных и относительно контролируемых условиях создаётся процесс психического развития

· Метод планомерного поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин)

 

ППФ УД

· Ориентировочная и исполнительная часть действия

· Ориентировочная основа действия (ООД) – система ориентиров, обеспечивающая правильное и безошибочное выполнение действия

· Этапы формирования умственных действий:

o Составление ООД

o Материальное действие

o Громкая социализированная речь

o Внешняя речь про себя

 

Формирующий эксперимент

· План временных серий, в котором гипотезы о механизмах исследуемых явлений проверяются с помощью искусственного внедрения гипотетического механизма (средства) в деятельность испытуемого.

· Предполагается, что изменения необратимы

 

Лонгитюдные исследования

· Квазиэксперименты с одной группой с многократным тестированием, где в качестве НП выступает время.

· Многократная фиксация психологических показателей в длительный период на одной и той же группе испытуемых

· O1 O2 O3 O4 O5 O6 O7

· Противопоставление методу срезов, где психологические показатели сравниваются у людей разных групп

 

Основные угрозы валидности в лонгитюдных исследованиях

· Проблема отбора

· Проблема выбывания

· Эффект тестирования

 

21. «Гибридные» планы квазиэкспериментов. Метод временного запаздывания. Продольно-поперечный метод. «Лоскутные» планы.

 

Гибридные квазиэкспериментальные планы

· Временные серии с неэквивалентными группами

o Экспериментальная группа: O1 O2 O3 X O4 O5 O6

o Контрольная группа: O`1 O`2 O`3 O`4 O`5 O`6

· План с чередованием воздействий на группы

o O1 X O2 O3 O4

o O1 O2 X O3 O4

o O1 O2 O3 X O4

o Пример: чередование воздействий на группы

§ Эксперименты Толмена

· Метод временного запаздывания (лонгитюд + метод срезов): несколько когорт тестируются один раз при достижении одного и того же возраста.

· Продольно-поперечный метод (лонгитюд + метод срезов): все когорты тестируются несколько раз по схеме лонгитюда.

 

Лоскутный план

· «Лоскутный» план – квазиэксперимент, построенный по типу факторного эксперимента, но с пропущенными сочетаниями уровней отдельных факторов

· Причина пропуска сочетаний уровней – невозможность реализации полного плана

· Пример лоскутного плана: эффект Матфея в науке

o 2 переменные:

§ Время проявления способностей

§ Успешность научной деятельности

o Проблема: нет популяции с успешной последующей деятельностью при позднем поступлении в высшую школу

 

22. Понятие корреляционного исследования. Область применения корреляционных исследований. Основные планы корреляционных исследований: план с одной группой испытуемых, с несколькими группами (сравнительное корреляционное исследование), структурный план.

 

Понятие корреляционного исследования

· Корреляционное исследование – вид эмпирического исследования, в котором производится измерение двух и более переменных с целью проверки гипотез о связи между этими переменными.

· В большинстве случаев КИ не позволяет делать выводов причинно-следственного характера!

· В КИ не варьируется НП, все переменные рассматриваются как ЗП.

 

Корреляционное исследование и коэффициент корреляции

· Корреляция – статистическая взаимосвязь двух величин: изменение одной величины сопутствует систематическому изменению другой величины.

· Коэффициент корреляции – математическая мера корреляции.

· В корреляционных исследованиях при обработке данных не обязательно используется коэффициент корреляции!

 

Зачем нужны корреляционные исследования?

· Разведочные (эксплораторные) исследования: изучение новой области, где еще не может возникнуть каузальных гипотез;

· Затрудненность, невозможность или недопустимость экспериментального вмешательства с активным контролем НП.

· «Зашумленность» исследуемой реальности многочисленными ПП.

· Сложность изучаемой реальности. Например: многомерная структура интеллекта.

 

Пример корреляционного исследования

· McLeod, Atkin & Chaffe, 1972: измерение у детей показателей агрессии и времени, которое они проводят за просмотром телепередач агрессивного содержания

o Есть связь!

o (НО: неизвестна её направленность)

· Порядок рождения и IQ

o 1973 г. – обследованы 400000 молодых людей из Нидерландов

o Ось ординат: оценки по тесту Равена, ось абсцисс: а – количество детей, б и в – порядок рождения

Что означает наличие связи между X и Y?

· X влияет на Y

· Y влияет на X

· Существует третья переменная Z, которая влияет и на X, и на Y

· Влияние X на Y (или Y на X) опосредовано Z, о которой нам неизвестно

· Влияние X на Y (или Y на X) проявляется только совместно с Z

· Причинной связи нет, корреляция отражает случайные или регулярные совпадения.

 

Анализ перекрёстно-отсроченных корреляций

· ЗП измеряются несколько раз

· Кения, 1979: агрессия (A) и просмотр передач с агрессивным содержанием (B), измерение в 8-9 и в 18-19 лет

· Корреляция А1 и В2 VS корреляция А2 и В1

 

Виды корреляционных исследований

· Планы с одной группой испытуемых

o Измерение одной ЗП в разных условиях (например, в разное время) – аутохонные корреляции

o Измерение двух и более ЗП и установление связи между ними – синхронные корреляции

o Основные угрозы валидности:

§ Диапазон изменения ЗП охвачен не полностью

§ Эффект последовательности, тестирование, фон…

· Планы с несколькими группами испытуемых (сравнительное корреляционное исследование)

o Одна из переменных становится критерием для разбиения на группы

o Стратегии:

§ Стабилизация ПП, т.е. ПП пропорционально представлена несколькими уровнями

§ Подбор однородных групп, т.е. значения ПП эквивалентны

§ Подбор пар

§ Контрастные группы

o Основные угрозы валидности: те же, что и в межгрупповых экспериментальных планах

· Структурные планы

o Сравнение корреляций разных ЗП между собой;

o Сравнение корреляций одних и тех же ЗП для разных групп (например, психогенетические исследования)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.162 с.)