Ч.1. Теоретические основы радиосвязи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ч.1. Теоретические основы радиосвязи



 

1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина относится к профессиональному циклу С.3 (базовая

часть). Дисциплина изучается на 4 курсе по заочной форме обучения.

Изучение всего курса дисциплины «Радиосвязь и телекоммуникации»

базируется на знаниях, предварительно полученных обучаемыми в дисциплинах «Математика», «Физика», «Информатика», «Общая электротехника и электроника», начальных разделах дисциплины «Безопасность судоходства».

Последующими дисциплинами являются «Технические средства

судовождения», «Морской английский язык», «Организация службы на морских судах», производственная практика.

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основы радиотехники, основы обеспечения радиосвязи на водном транспорте, организации подвижной радиослужбы, порядок предоставления телекоммуникационных услуг судам; основы обеспечения безопасности мореплавания с использованием средств радиосвязи на водном транспорте.

Уметь: использовать судовые средства радиосвязи и

телекоммуникаций; использовать судовые средства радиосвязи и

 телекоммуникаций в аварийных ситуациях.

Владеть: навыками эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем связи; навыками передачи сигналов особой важности различными способами.

           Дисциплина предусматривает выполнение минимального стандарта компетентности для радиооператоров ГМССБ (раздел IV/2 Кодекса ПДНВ78 с поправками).

3. Объем дисциплины по видам учебных занятий

Объем дисциплины составляет 4 зачетные единицы, всего 144 часа, из которых по заочной форме 24 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (12 часов – занятия лекционного типа, 12 часов – практические и лабораторные занятия).

 

              ГЛОССАРИЙ

Антенна устройство, предназначенное для излучения или приёма радиоволн. Антенны в зависимости от назначения подразделяются на приёмные, передающие и приёмопередающие
Ватт единица измерения мощности сигнала  
Герц единица измерения частоты периодических процессов в Международной системе единиц. 1Гц – одно колебание в секунду. В радиосвязи частоты обозначаются, в МГц (МегаГерц), кГц (килоГерц), ГГц (ГигаГерц)
Модуляция изменение амплитуды, частоты или фазы колебаний по определённому закону. Соответственно различаются амплитудная модуляция, частотная модуляция и фазовая модуляция
Подвижная радиосвязь  радиосвязь между стационарной и подвижными радиостанциями либо только между подвижными радиостанциями. К подвижной радиосвязи относятся транкинговая и сотовая радиосвязь, связь подвижных станций через ретрансляторы, связь любых подвижных радиостанций между собой
Радиоволны электромагнитные волны с частотой от 3∙103 Гц до от 3∙1012 Гц
Радиопередатчик   устройство для передачи информации на расстояние с помощью радиоволн. В радиопередатчике осуществляется генерация, усиление и модуляция высокочастотных колебаний низкочастотным передаваемым сигналам
Радиоприемник устройство, в котором происходит прием, преобразование и регистрация информации, переносимой в помощью радиоволн 
Радиосвязь род электрической связи, осуществляемой между двумя или - род электрической связи, осуществляемой между двумя или несколькими пунктами путем излучения и приема электромагнитных волн с помощью радиостанций

 

               

 

                                Введение

           Электронное учебное пособие по дисциплине «Радиосвязь и телекоммуникации.Ч.1. Теоретические основы радиосвязи» направлено на формирование  профессиональных  компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО 3++) по уровню специалитета:

- ПК-44 Способен обеспечить радиосвязь при авариях;

- ПК-47 Способен обеспечить передачу и прием информации, используя подсистемы и оборудование ГМССБ, а также выполнение функциональных требований ГМССБ.

Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по специальности 26.05.05 Судовождение, может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование профессиональных компетенций.

Приведены сведения по основам навигационных радиоэлектронных систем, необходимые для морских специалистов, занимающихся изучением и использованием современной морской радиоэлектронной аппаратуры с учетом положений Международной морской организации (IMO) и национальных требований к подготовке радиоспециалистов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания.

Предназначено в качестве основной литературы для студентов 4-го курса заочной формы обучения судоводительского факультета по дисциплине «Радиосвязь и коммуникации», а также может быть рекомендовано в качестве дополнительной литературы ар смежным дисциплинам.

На морском флоте широко используются различные радиоэлектронные системы, предназначенные для решения задач навигации. В настоящее время существует большое многообразие судового оборудования однотипных навигационных радиоэлектронных систем (НРЭС) различных производителей, поэтому подробное изучение конкретных видов этих устройств может осуществляться только самостоятельно по их эксплуатационной документации. При этом работа с такой документацией, как правило, существенно осложняется ввиду отсутствия разъяснений используемой в ней специальной радиоэлектронной терминологии, а также объяснения приемов правильной эксплуатации оборудования на базе рассмотрения принципов его функционирования. В связи с этим раздел курса «Основы радиоэлектроники» направлен на изучение следующих вопросов:

– специальной радиоэлектронной терминологии, применяемой в специальной литературе и эксплуатационной документации оборудования НРЭС;

– принципов функционирования применяемых на флоте НРЭС;

– основных характеристик оборудования НРЭС.

Для определения специфики подготовки инженера-судоводителя и радиоинженера к решению задач по технической эксплуатации (ТЭ) оборудования НРЭС следует более подробно рассмотреть их содержание.

ТЭ представляет собой совокупность операций (действий), направленных на использование устройства по назначению и поддержание его в исправном состоянии. При этом э ксплуатационником называют человека, осуществляющего ТЭ.

ТЭ разделяют на три части:

техническое использование (ТИ);

техническое обслуживание (ТО);

текущий ремонт (ТР).

ТИпредставляет собой совокупность операций:

пользовательское включение (ВКЛ-П);

использование по назначению (ИН);

выключение (ВЫКЛ).

ВКЛ-П означает введение устройства в готовое к использованию состояние, т. е. для пользователя,осуществляющего решение задач ТИ, «включил» означает, что устройство готово к ИН. В связи с этим ВКЛ-П в общем случае должно состоять из приведенной далее последовательности операций (задач):

1) подготовка к использованию — извлечение оборудования из мест хранения, расчехление, проверка выключенного состояния и подключение к внешней сети питания (если предусмотрено);

2) техническое включение (ВКЛ-Т) подача всех необходимых питающих напряжений;

3) проверка работоспособности (исправности) — выявление наличия внешних признаков исправности (не путать с диагностикой, являющейся элементом производственного процесса, представляющей собой определение на специальном диагностическом стенде значений параметров изделия, характеризующих его состояние);

4) настройка (при необходимости, если предусмотрена).

ИН заключается в получении от устройства предусмотренной информации, поэтому формулировка назначения НРЭС представляет собой перечень видов информации, которую можно от нее получить. Следует обратить внимание, что, термины ИН и навигационное использование (НИ) состоят из одинаковых слов, но подразумевают совершенно разные задачи: ИН относится к ТЭ и обозначает действия по получению информации от НРЭС, а НИ относится к навигации (судовождению) и содержит приемы применения полученной от НРЭС и других источников информации в процессе решения навигационных задач.

Выключение (ВЫКЛ) представляет собой операцию, обратную ВКЛ-Т, т. е. при выключении достаточно обесточить аппаратуру. Нередко в эксплуатационной документации встречается рекомендация устанавливать все органы управления устройством в исходное положение в конце выполнения операции ВЫКЛ или в перед ВКЛ-Т. Такая рекомендация является совершенно нерациональной, поскольку сбивает ранее выполненные регулировки и ускоряет выработку ресурса органов управления.

ТО составляют следующие операции:

– регламентные (планово-предупредительные) работы;

– периодическая проверка работоспособности.

ТР составляют операции:

– поиск обнаруженной при ТИ или ТО неисправности;

– замена неисправного элемента.

Из содержания операций ТЭ следует, что на судах морского и речного флота инженеры-судоводители как пользователи оборудования НРЭС решают вопросы его ТИ, а операции ТО и ТР возлагаются на судовых и береговых радиоспециалистов. При этом важно обеспечить быстрый переход от ТИ к ТР путем организации тесного взаимодействия и взаимопонимания между судоводителем и радиоинженером, что можно осуществить путем использования ими общей методики ВКЛ-П: судоводителем — в рамках ТИ, радиоинженером — в рамках ТО.

Одной из главных задач данного пособия является ознакомление студентов с основной радиоэлектронной терминологией, встречающейся в специальной технической литературе и эксплуатационной документации оборудования НРЭС. Учитывая большой объем специальной терминологии и применяемых аббревиатур (сокращений и обозначений), для удобства  использования в конце учебного пособия приведен алфавитный указатель, содержащий радиоэлектронные термины и их обозначения, а также указан номер страницы учебного пособия, где приведено их определение (толкование). В связи с подробными пояснениями применяемых в существующей специальной литературе по радиоэлектронике терминов и множеством их толкований настоящее издание может оказать также существенную помощь при самостоятельном изучении студентами специальных учебных дисциплин, оборудования НРЭС и вопросов их технической эксплуатации.

Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации.

Каждый раздел электронного учебного пособия включает контрольные вопросы, приведены  тестовые задания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.015 с.)