Методика выявления уровня нервно-психического развития детей раннего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика выявления уровня нервно-психического развития детей раннего возраста



Возраст 1 г. 3 мес.

Понимание речи и активная речь

А. Понимание ребенком названий окружающих предметов

1.

Материал. 3-4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игрушек (машина, часы, мячик, собака).

Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где …», - ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти.

Поведение ребенка. По просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.

Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3 предметов.

2.

Материал. Предметы одежды, обуви.

Методика выявления. Ситуация естественная, при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Поведение ребенка. По слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой.

Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3 предметов.

Б. Понимание ребенком действий

Материал. Сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.

Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку».

Поведение ребенка. Выполняет действия по просьбе взрослого; подносит тарелку ко рту, кладет куклу в кроватку.

В. Ребенок ориентируется в группе

Методика выявления. Ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается выполнить следующие действия: «Покажи где у нас рыбки», «Найди где часы».

Поведение ребенка. Выполняет не менее трех поручений взрослого. Задание считается выполненным, если ребенок решает все три задачи.

Активная речь.

/Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости./

Методика выявления. Ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 30 минут.

Поведение ребенка. Разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах», «ав-ав» и др.)   

  Сенсорное развитие и развитие игры и действий с предметами

 /Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов, разницей в 3 см.)/

Материал. Кубы – вкладыши. Размер большого куба - 10 см, малого -7см.

Методика выявления. Ситуация специально подготовленная. Ребенок сидит за столом. Перед ним выкладывается маленький куб из большого. Ребенку предлагается вложить куб обратно (вложить маленький в большой).

Поведение ребенка. Вкладывает маленький кб в большой. При этом он может несколько раз пробовать, вкладывая один кубик в другой (не более трех раз).

Игра, действия с предметами.

/Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень)./

1.

Материал. Кукла, тарелочка.

Методика выявления. Ситуация специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются перечисленные предметы и предлагается задание – покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать.

Поведение ребенка. Подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого.

Примечание. Данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.

2.

Материал.   2 кирпича, 2 кубика.

Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать.

Поведение ребенка. Самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпича и кубика «машину», двигает ее, воспроизводит движение машины, или кладет один кубик на другой и строит дом.

3.

Материал. Стержень с 4-5 кольцами (одной величины).

Методика выявления. Ребенку предлагается надеть кольца на стержень.

Поведение ребенка. Надевает кольца на стержень.

Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого.   

Движения

/Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)./

Методика выявления. Ситуация естественная (наблюдение за движением ребенка во время самостоятельной деятельности).

Поведение ребенка. Выполняет указанные движения.  

  Навыки

/Самостоятельно ест густую пищу ложкой./

Методика выявления. Ситуация естественная (процесс кормления).

Поведение ребенка. Самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.

 

Возраст 1 г. 6 мес.

Понимание речи

/Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»)./

1.

Материал. 2 однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одной из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет – кукла.

Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком кладется - кошка белая, черная, собака, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку предлагается найти еще раз.

2.

Материал. Ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по величине и цвету сходных по одной из ложек), кукла.

Методика выявления. Та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребенка. Находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).   

  Активная речь

/Словами, облегченными (например, «би-би») и произнесенными правильно «машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности./

Материал. 4 предмета (например, кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.

Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вытаскивает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто там?», «Кто это?», «Что это?».

Поведение ребенка. Называет предметы правильно (например, «ляля»), облегченными словами.    

Сенсорное развитие

 /Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)./

Материал. 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпича, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).

Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал в разнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлается взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить так же.

Поведение ребенка. По образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предмет нужной формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).    

Игра и действия с предметами

/Отображать в игре отдельные, часто наблюдаемые действия./

1.

Материал. Кукла, носовой платок.

Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит «У ляли грязный носик. Вот платок».

Поведение ребенка. Прикладывает носовой платок к носу куклы.

2.

Материал. Кукла с волосами, расческа.

Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «Кукла-ляля растрепанная, вот расческа».

Поведение ребенка. Прикладывает расческу к волосам куклы и водит ее по волосам.

Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.

Движения

/Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом./

Материал. 4 брусочка.

Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная (может быть выявлено на занятии по гимнастике). На пол на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать, затем встать перед ребенком и подозвать его к себе.

Поведение ребенка. Перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.  

   Навыки

 /Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой./

Материал. Глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.

Методика выявления. Ситуация естественная (во время обеда).

Поведение ребенка. Самостоятельно съедает ¾ жидкой пищи ложкой, держа черенок одной рукой сверху (в кулачке).

 

Возраст 1 г. 9 мес.

Понимание речи

/Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого./

Материал. Изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослым:

1. Мальчик поит лошадку.

2. Дети умываются.

3. Дети поливают цветы.

4. Дядя чинит машину.

Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет перед ребенком картинки, предлагает посмотреть на них и спрашивает: «Кто это на картинке?», «Что они делают?». Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины: «Что мальчик делает?», «Что лошадка делает» и т.п.

Поведение ребенка. Отвечает на вопросы взрослого сразу, либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и двусловными предложениями.

  Активная речь

/Во время игры обозначает свои действия словами и двусловными предложениями./

Методика выявления. Ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, режимных моментов, занятиях.

Поведение ребенка. Во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двусловными предложениями.

 

  Сенсорное развитие

/Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см./

1.

Материал.   3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого – 10 см, второго – 7 см, третьего – 4 см.

Методика выявления. Взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их в разнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.

Поведение ребенка. Собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).

2.

Материал. Трехместная матрешка (разница в величине 3-4 см).

Методика выявления. Ситуация, специально подготовленная. На глазах у ребенка выкладывается одна матрешка из другой таким образом, чтобы каждая половина стояла против другой. После этого ребенку предлагается закрыть половинки матрешек. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать.

Поведение ребенка. Самостоятельно или после показа взрослого закрывает все три матрешки. При этом может пробовать несколько раз (не более трех). Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.023 с.)