Окно в историю, которая не кончилась 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Окно в историю, которая не кончилась



"Мы делали выставку-впечатление", - сказала куратор одного проекта в ответ на вопрос, почему даже в каталоге нет никакой информации об авторах работ. Я опешила. Признаться, это был неожиданный поворот в разговорах об "экономике впечатлений", которые стали общим местом в дискуссиях о музеях.

"Мои города" Р.Б. Китая на выставке "Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа" в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: РИА Новости

Сегодня никого не надо убеждать, что музей в нынешнем мире соревнуется отнюдь не с соседним музеем, и даже не с театром, библиотекой, а с миром медиа, компьютерных игр и аутлетов. Дизайн и архитектура выставок по сложности, эффектности и количеству вложенных спонсорских денег могут соревноваться с театральными постановками. Оборотная сторона этого подхода - то, что музей начинают оценивать примерно как голливудский блокбастер: какую кассу собрал, сколько человек посмотрели, на каких телеканалах вышли интервью с приглашенными кураторами и т.д. Учитывая, сколько стоит страховка, логистика, обеспечение безопасности, сколько людей, договоренностей и обязательств стоит за каждым крупным проектом, это сравнение не выглядит совсем безосновательным. Но если его продолжить, то в перспективе крупные музеи будут восприниматься как своего рода студии-мейджоры, вроде Paramount, Fox или MGM, а успех выставок-блокбастеров будет напрямую зависеть от толщины кошелька спонсоров.

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

На Тверском бульваре открылась фотовыставка "Огни Москвы"

Я не к тому, что музейная экономика впечатлений - это плохо. Собственно, благодаря ей этот год стал одним из …впечатляющих. Достаточно вспомнить такие безусловные хиты этого года, как выставки "Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа" и показ волшебного Томаса Гейнсборо в ГМИИ им. А.С.Пушкина, как Эдвард Мунк в Третьяковской галере, как Лучо Фонтана и Аньес Варда в Мультимедиа Арт Музее Москвы или выставки Йоко Оно и Жауме Пленса в ММОМа, "Сокровища дворца Гугун" в Музеях Московского Кремля, только что привезенные в Эрмитаж из Британского музея сокровища ассирийского искусства или "Шагал между небом и землей" в музее "Новый Иерусалим"… Каждая из этих выставок расширяла горизонты.

Но событиями этого года все же стали проекты, рожденные "экономикой осмысления", если так можно выразиться. Да, она не самая эффективная. Потому требует сложных, порой многолетних исследований. Но именно она меняет оптику не только зрителей, но и специалистов. На мой взгляд, такими событиями стали "Авангард. Список N1" в Третьяковской галерее, "Щукин. Биография коллекции" в ГМИИ им. А.С.Пушкина, "Союз молодежи. Русский авангард 1909-1914" в Русском музее и Еврейском музее и центре толерантности, "Пора разобраться. Архива Александра Каменского" в ИРРИ (увы, ИРРИ закрыт не по воле владельцев как раз в тот момент, когда музей вышел на уровень исследовательских проектов), основной проект 5-й Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге, выставка "Промзона" Павла Отдельнова в ММОМА.

Все эти выставки открывают новые имена, позволяют увидеть огромный пласт неизвестного материала, а значит - расставляют новые акценты в истории отечественного искусства. Их отличает прежде всего честная, кропотливая, захватывающая работа с материалом архивов и коллекций. Прошлое в них предстает не в виде набора клише, а живыми голосами участников страстной полемики, в которой нет победителей. Архив - это не место, где закрываются дела. Здесь открывается окно в историю, которая не кончилась. В этом смысле показательно, что успех выставки "Щукин. Биография коллекция" дает возможность надеяться, что и особняк Сергея Ивановича на Знаменке из пространства "оборонного", министерского, перейдет под крыло музейщиков. По крайней мере, поручение президента России по этому поводу было.

Если выставка "Щукин…." возвращает историю коллекционеров, "Союз молодежи…." - историю художественного объединения, "Авангард. Список N1" - историю Музея живописной культуры, то выставка "Пора разобраться. Архив Александра Каменского" - историю критика и драматических споров вокруг выставки в Манеже 1962 года, борьбы за возвращение имен Татлина, Фалька, Фаворского, Шагала, открытия художников сурового стиля и "новых реалистов" 1970-1980-х. Сделанная на основе частного архива, где сохранились машинописные рукописи и правка верстки, письма художников и их картины, сатирические стихи критика и карикатуры на него друзей эта выставка была замечательна еще и тем, что показывала грамотную, умную работу с архивом.

Музеи приготовили для москвичей особое новогоднее шоу

Очевидно, что сегодня выигрывают те музеи и те проекты, которые учитывают уровень "новой осознанности" потребителей. Это может касаться экологии, может - охраны труда, может - защиты животных… Да чего угодно! Художники открывают новые темы, как Павел Отдельнов, сделавший выставку "Промзона", о городе, жители которого работали на заводах, выпускавших химическое оружие. А музеи - открывают новые пространства. Встреча с музеем и искусством, там, где ты его не ждешь, - новая стратегия. Она, например, отлично сработала в проекте "На районе", организованном Австрийским культурным форумом. Скажем, придя в Музей индустриальной культуры в Люблино и бродя в огромном ангаре среди старых велосипедов, автоматов для газировки, торшеров и коллекции пишущих машинок, ты вдруг встречаешься с выставкой "Где живут вещи?", привезенной из Музея города Вены. А в новостройках Ново-Молоково за кольцевой дорогой - обнаруживаешь арт-резиденцию, где работали художники из России и Австрии. Результатом работы "арт-резидентов" стал конкурс арт-проектов для общественного пространства, лучший из которых должны выбрать голосованием жители района.

Если музей двинулся "на район", то в музей пришел театр. Фестиваль музейно-театральных проектов Theatrum 2019, придуманный в рамках "Золотой маски", равно как и фестиваль памяти актера, режиссера, педагога Дмитрия Брусникина "Брусфест", площадкой которого стал Образовательный центр ММОМА в Ермолаевском переулке, - среди сильнейших впечатлений года. Равно, как и проект "ГЭС-2 Опера", показанный в Лабораторном корпусе НИУ "МЭИ".

Опера поставлена режиссером Всеволодом Лисовским на музыку Дмитрия Власика по либретто Андрея Родионова, оформлена Ириной Кориной. Опера, соединив традиции производственного искусства и обэриутов, выглядела нашим ответом Малевичу, Крученых, Матюшину с их "Победой над Солнцем". Здесь Солнце не гасло, наоборот лампочки зажигались. А если лампы зажигаются, это кому-нибудь нужно… Современному искусству и современному зрителю - точно нужно.

 

Худруком "Современника" назначен Виктор Рыжаков

Виктор Рыжаков, ныне возглавляющий Центр им. Всеволода Мейерхольда, с 4 января 2020 года займет пост художественного руководителя театра "Современник".

Рыжаков заменит Галину Волчек, возглавлявшую театр на протяжении 30 лет и ушедшую из жизни 26 декабря, пишет ТАСС со ссылкой на пресс-службу московского департамента культуры. Ранее Виктор Рыжаков руководил Театром драмы и комедии на Камчатке, работал в Школе-студии им. В. И. Немировича-Данченко и в МХТ им. Чехова. Становился обладателем гран-при международного театрального фестиваля "Контакт", который по традиции проходит в Польше, и дважды - лауреатом "Золотой маски". Кроме того, в 2014 году Рыжаков удостоился звания заслуженного деятеля искусств РФ.

Должность Виктора Рыжакова в Центре им. Всеволода Мейерхольда займет его арт-директор Елена Ковальская.

 

 

"Спокойно доживать я не умею, не хочу"

Ушла из жизни Галина Волчек. Только на посту художественного руководителя легендарного "Современника" она прослужила 30 лет, а благодарные зрители помнят ее по множеству киноролей и спектаклей... "Российская газета" вспоминает несколько цитат из интервью Галины Борисовны, которые многое рассказывают о ней самой и ее отношении к жизни.

«Я, слава богу, не депрессивный человек по натуре. Не скажу, что я такой солнечный и розовый оптимист, но если брать два этих понятия - "пессимист" и "оптимист", то я скорее оптимист. Я верю в то, что Господь всё сделает так, как надо. Конечно, бывают моменты, когда я расстраиваюсь. Но в последние годы заплакать для меня - дело очень тяжелое".

"Если надо быть жесткой, тоже могу. Не могу простить предательства. Никому. И мужу не смогла. И артистам. Однажды руководство театра вынуждено было отменить спектакль: артист взял бюллетень, а замены на эту роль не было. Зрители, сдавая билеты, очень возмущались. Потом мы узнали, что в этот же вечер актер на соседней улице играл в антрепризе. Наутро его в труппе театра уже не было".

"Театр становится сегодня модным местом, и это печально. Слепое подражание любой моде - в одежде, в прическах, в желании посмотреть тот или иной фильм - меня не увлекает и не заражает. Мне кажется, что моде надо не подражать, а приспосабливать ее под себя".

На 87-м году жизни скончалась Галина Борисовна Волчек

"Слова "режиссер" нет в женском роде, что вполне естественно. Это занятие требует нечеловеческого терпения, которым редко обладает женщина....Режиссер соединяет в себе и психолога, и психотерапевта, и экстрасенса, и гипнотизера."

"Я [в детстве] была зажатая, некрасивая, толстая, стеснялась своей фигуры. Я просто знала, что хочу быть актрисой, умираю",

"Помню, как родители посадили меня напротив себя на круглый стульчик от рояля и сказали: "Выбирай, с кем ты будешь жить. Мы расходимся". И когда напротив тебя сидят два родных человека, которые тебя сделали, родили, ты им отвечаешь: "Вот - папа"… Нет, для мамы это не было шоком. Она… как сказать… была человеком общества, говоря сегодняшним языком, тусовщицей, и еще какой. И в этом ее прелесть. Тусовщицей, несмотря на два высших образования, которые она получила в Петербурге и Москве".

"Никогда не забуду, как выпускала "Эшелон", один из своих, я сказала бы, очень знаковых спектаклей, и повела его, 13-летнего [сына], на прогон. Думала, не поймет всего, а он понял и смотрел с таким неподдельным интересом. А потом мы вместе обсуждали спектакль. Короче говоря, для меня Денис всегда был и остается главным и первым, и мнение его - самое важное, и на первый прогон я его всегда приглашаю".

"На театральную зарплату дом не купишь. И за кино, когда снималась, не платили таких денег, как сейчас, - я получала копейки. К тому же вот уже 25 лет я почти в кино не работала. Поймите правильно, я вовсе не жалуюсь. Жила всегда нормально, средств на все хватало, но тем не менее больших финансовых возможностей у меня никогда не было. Несмотря на то что много спектаклей ставила за границей и за это платили вполне прилично. Но ведь тогда львиную долю отнимали..."

Самые известные роли Галины Волчек

"Я работаю в театре сестрой-хозяйкой, директором столовой, кухаркой… Все должности, которые есть, занимает один человек - это я. Причем этому человеку не надо платить, не надо выслушивать от него криков, возмущений, угроз. Его можно обмануть, и ему не обязательно доказывать каждый раз свою боеспособность. А главное - с ним можно жить не по его правилам, а по своим".

"Без вливания молодых талантов театр не мог бы жить, он превратился бы в музей. Живой организм не может существовать без обмена энергиями, кровью. Наверное, эту мысль Бог продиктовал мне с первых шагов моей работы в должности худрука - ведь я сразу же привела в "Современник" целую группу артистов во главе с молодым тогда режиссером Валерой Фокиным и дала им спектакль. И дальше на протяжении всей моей жизни поступала аналогичным образом. Говорю же, я очень хорошо понимаю молодых".

"Нет, конечно, так не бывает, чтобы человек, пройдя длинную жизнь, чувствовал себя на 18 лет. Но моя внутренняя энергия пока, как мне кажется, дает мне возможность оставаться современной сегодня и думать о завтра. Я не о своем завтра говорю, а о завтрашнем дне нашего театра..."

"Всем врачам я отвечаю: "Если вы думаете, что я мечтаю так спокойно доживать, сразу говорю - не будет этого". Спокойно доживать я не сумею, не умею, не хочу".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.197.25 (0.019 с.)