Упражнения, развивающие на память. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения, развивающие на память.



Игра “Каскад слов” – на развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Заранее подготовьте список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположите их, как показано ниже.

1. Огонь

2. Дом, молоко

3. Конь, гриб, игла

4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь

5. Крыша, пень, вода, свеча, школа

6. Карандаш, малина, брат, мел, птица, хлеб

7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын

8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед

9. Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки

10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начните с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет именно в этой же последовательности. (Интервал между словами 1 секунда). После того, как ребенок справился без ошибок, переходите к следующему ряду.

Заключение.

В ходе проведенного исследования по теме: “Условия развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста” были сделаны следующие выводы.

Проанализирована психолого–педагогическая и методическая литература по данной проблеме, изучены предпосылки развития произвольной памяти в дошкольном возрасте, выявлены педагогические условия для развития памяти старших дошкольников в ДОУ № 2417. Опытным путем была исследована возможность и эффективность применения специальных игр и упражнений на развитие произвольной памяти у детей подготовительной группы. По результатам формирующего эксперимента были разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

После проведенного исследования нам удалось доказать, что заявленная гипотеза подтвердилась, а именно: занятия по развитию произвольной памяти детей эффективны при выполнении следующих условий:

· необходимо учитывать возрастные особенности старшего дошкольного возраста;

· подбирать интересную и доступную для конкретного возраста систему игр и занятий.

Кроме того, в процессе работы с детьми также выявилась необходимость:

· обязательно соблюдать принципы постепенности, доброжелательности, ненавязчивости воспитателя для достижения ребенком желаемого результата;

· учитывать особенности психического развития каждого конкретного ребенка. В этом мы убедились на практике – с некоторыми детьми приходилось заниматься индивидуально и дополнительно.

Поставленные задачи исследования решены. Опытным путем была исследована возможность и эффективность применения специальных игр и упражнений на развитие произвольной памяти у детей подготовительной группы. По результатам формирующего эксперимента были разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста. Был предложен комплекс игр и упражнений на развитие памяти. Также рекомендована специально подобранная литература по развитию памяти. Возможно, что наличие в экспериментальной группе детей, у которых по результатам занятий уровень развития памяти не повысился, свидетельствует о том, что именно эти дети недостаточно подготовлены в общем, психическом плане и что психические процессы лучше развивать в комплексе. Но так как в рамках данной работы перед нами ставилась иная задача, достигнутый результат можно считать положительным, цель, поставленная в данной работе, достигнута.

Но, в перспективе, мы планируем продолжать работу с детьми, подбирая разнообразные игры и упражнения, направленные не только на развитие памяти, но и на развитие всех психических процессов.

Список литературы.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: “Питер”, 2001,– 339с.

2. Аткинсон Р., Шиффрин Р. Управление кратковременной памятью. // Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения (пер. с англ.). — М.: Прогресс, 1980а. — 528с.

3. Блонский П.П. Память и мышление/ СПб.: “Питер”, 2001,– 288с.

4. Бьюзен Т. Супер память. – МН.: Попури, 2004. –208с

5. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. - М.: Л., 1935,– 324с.

6. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008с.

7. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого–педагогические основы. 2–е изд.– М.: Академический Проект, 2005г. –256с.

8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е изд. – М.: 2001, – 276с.

9. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю память – СПб: “Питер”, 2000. – 160с.

10. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: Словарный запас, грамотная речь, память. – М.: Айрис–пресс, 2004.–160с.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. – М.: 1988, 156с

12. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. – М.: мир, 1992, – 496с.

13. Даниэль Лапп “Улучшаем память – в любом возрасте”, 1987

14. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995, – 167с.

15. Ермолаева М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе) / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – 2–е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЕК”, 2003.– 64с.

16. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). Графический материал.– М.: Издательство Московского психолого–социального института;, 2006.–96с.

17. Зинченко П.И. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979, 243с.

18. Зяблицева М. Развитие памяти и воображения у детей: игры и упражнения М.: 2005г.–189 стр., “Феникс”, Серия: Школа развития.

19. Зяблицева М.А. Рпазвитие памяти и воображения удетей. Игры и упражнения. Ростов н/Д.: Феникс, 2005г. –189с.

20. Ильина Н.Н. Сто психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. – М.: ООО Аквуриум” – Принт”, К.: ОАО “Дом печати – Зятка”, 2005. – 160с.

21. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М.: 1981, 176с.

22. Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – СПб.: Питер, 2000, – 289с.

23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.

24. Курланд М. Как улучшить память. –М., 2003. – 400с.

25. Ларцева Е.А. Первый экзамен: Подготовка ребенка к конкурсному тестированию. – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС,2000.–48с.

26. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – 521с.

27. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: 1994.– 132с.

28. Макселон Юзеф. Психология. – М.: Просвещение, 1998, – 425с.

29. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр Академия, 1997.– 251-261с.

30. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. – М.: Просвещение,1994, – 534с.

31. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М.: Просвещение, “ВЛАДОС”, 1995,–606с.

32. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. Общие основы психологии. — 3-е изд. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 651 с.

33. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. – М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА””, 2005.–192с.

34. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, – 448с.

35. Особенности психического развития детей 6–7летнего возраста./Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А.Веннгер. М., 1988.– 216с.

36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.:ПИТЕР, 2000.– 344с.

37. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: 1995.- 245с.

38. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1966, – 219с.

39. Урунтаева Т.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995. – 223с.

40. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) -М., 1960.–138с.

https://studme.org/113477/psihologiya/razvitie_pamyati_raznyh_vozrastah

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.011 с.)