Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шелепов А. М. , кульнев С. В. , крючков О. А. , лемешкин Р. Н. , седов И. В. ,Стр 1 из 25Следующая ⇒
Шелепов А.М., Кульнев С.В., Крючков О.А., Лемешкин Р.Н., Седов И.В., «Действия медицинского взвода (пункта) мотострелкового (танкового) батальона в бою». СПб.: ВМедА, 2013. – 219 с. + 27 стр. цв.вкл.
Учебное пособие «Действия медицинского взвода (пункта) мотострелкового (танкового) батальона в бою» подготовлено на основе действующего боевого устава Сухопутных войск, опыта профессорско-преподавательского состава по развертыванию медицинского пункта батальона с использованием бронированных медицинских машин. В нем излагаются задачи, организационно-штатная структура и действия медицинского взвода мотострелкового (танкового) батальона в различных видах боя, а также излагаются тактико-технические и медико-тактические характеристики технических средств эвакуации раненых и больных с поля боя. Учебное пособие предназначено для курсантов факультетов подготовки врачей по учебной дисциплине «Организация и тактика медицинской службы» по специальностям «Лечебное дело в наземных войсках», «Медико-профилактическое дело», «Фармация», «Стоматология».
Об авторах: Шелепов Анатолий Михайлович – заведующий кафедрой организации и тактики медицинской службы Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, Заслуженный деятель науки РФ. Действительный член Академии военных наук. Академик РАЕН. Академик МАНЭБ, доктор медицинских наук, профессор, генерал-майор медицинской службы запаса. Кульнев Сергей Вадимович – заместитель начальника кафедры организации и тактики медицинской службы Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, кандидат медицинских наук, доцент, полковник медицинской службы. Крючков Олег Алексеевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры организации и тактики медицинской службы Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, полковник медицинской службы. Лемешкин Роман Николаевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры организации и тактики медицинской службы Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, подполковник медицинской службы. Седов Иван Владимирович – адъюнкт при кафедре организации и тактики медицинской службы Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, капитан медицинской службы.
Рецензент – кандидат медицинских наук, доцент С.И. Леоник © Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, 2013 СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ Существенные изменения в развитии средств вооруженной борьбы, взглядов на ведение боевых действий показывают, что возможности восполнения потерь личного состава войск в настоящее время весьма проблематичны. В современных условиях эффективная деятельность медицинской службы по возвращению в строй раненых и больных приобретает первостепенное значение.
В связи с этим медицинской службой совершенствуются организационные формы медицинского обеспечения боевых действий войск. С целью повышения эффективности ЛЭМ в штат общевойсковых частей введены медицинские взвода (пункты) мотострелковых (танковых) батальонов, медицинские роты бригад. Для вывоза раненых с поля боя на медицинские взвода (пункты) мотострелкового (танкового) батальона созданы бронированные медицинские машины. Все это ведет к изменению возможностей подразделений медицинской службы войскового звена по организации ЛЭМ. Совершенно очевидно, что изменение возможностей подразделений медицинской службы войскового звена по оказанию медицинской помощи раненым и больным ведет к изменению эффективности ЛЭМ, проводимых медицинской службой в войсковом звене, что в свою очередь требует пересмотра подготовки военно-медицинских специалистов, в частности по вопросу применения медицинского взвода батальона в современном общевойсковом бою. Авторы данного учебного пособия на основе существующих уставов и руководств, наглядных примеров, жизненного и войскового опыта попытались в краткой, сжатой форме познакомить обучающихся с вопросами применения, развертывания на местности медицинского взвода (пункта) мотострелкового (танкового) батальона. Рассмотрены вопросы применения сил и средств медицинского взвода (пункта) мотострелкового (танкового) батальона в оборонительном и наступательном бою, при форсировании водной преграды, во встречном бою и на марше (перевозках).
Экипаж, чел. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БММ-Д1 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БММ-Д2 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, кВт/т (л.с./т) | 22,3 (30,3) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная скорость движения, не менее: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По шоссе | 71 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На плаву | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге | 45-50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 500 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авиадесантирование: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
самолеты, тип | ИЛ-76 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вертолет, тип | МИ-26 (на внешней подвеске) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БММ-Д1 | БММ-Д2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бронированный санитарный транспортер предназначен для розыска, сбора и вывоза раненых с поля боя и очагов массовых санитарных потерь с оказанием им первой помощи. | Бронированная машина медицинского взвода батальона предназначена для проведения мероприятий по оказанию доврачебной или первой врачебной помощи по неотложным показаниям. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Состав экипажа:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Командир машины — санитар-инструктор. 2. Механик-водитель — санитар. 3. Санитар-носильщик — 2 чел. | 1. Врач батальона. 2. Командир машины — санитар-инструктор. 3. Механик-водитель — санитар. 4. Санитар-носильщик — 2 чел. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество мест для перевозки раненых: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
— в положении лежа (на носилках) 6+1; — только сидя 11+1 Время погрузки-выгрузки одного раненого на носилках не более 1 минуты. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время развертывания: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- | Время развертывания БММ-Д2 с каркасной палаткой не более 30 минут. Количество мест для размещения раненых в каркасной палатке — 6 чел |
Для эвакуации раненых и больных с поля боя и очагов массовых санитарных потерь разработаны варианты их размещения внутри БММ-Д (рис. 33 - 35).
Рис. 33 - Варианты размещения раненых для транспортировки бронированным санитарным транспортером БММ-Д1 в положении лежа
Рис. 34 - Варианты размещения раненых для транспортировки бронированным санитарным транспортером БММ-Д1 в положении сидя
Рис. 35 - Варианты размещения раненых для транспортировки бронированным санитарным транспортером БММ-Д1 в комбинированном варианте
С целью повышения качества и эффективности оказания доврачебной помощи в медицинском взводе предлагается иметь современные средства эвакуации раненых и больных с переднего края обороны батальона (с медицинского поста роты) и оснащения медицинского пункта батальона путем использования многоцелевого автомобиля ГАЗ 39371 – «Водник» в медицинской модификации «Айболит» (рис. 36).
Рис. 36 - Эвакуация раненого с поля боя на БММ «Водник»
Высокомобильный многоцелевой армейский автомобиль 39371-221 «Водник» предназначен для обеспечения действий личного состава, патрулирования районов и дорог, сопровождения колонн, ведения разведки. Машина способна нести тяжелое стрелковое и легкое артиллерийское вооружение. Автомобиль выполнен по модульной схеме, что позволяет оперативно производить смену модулей различного назначения: с башенно-пулеметной установкой; для перевозки личного состава; для установки ПТРК; для медицинской службы; для технической службы.
Ходовая часть «Водника» обеспечивает ему уникальную проходимость по сильнопересеченной местности и высокую плавность хода и позволяют совершать марши в условиях полного бездорожья с высокими средними скоростями и преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 м. Сварной корпус имеет два съемных модуля - передний и задний. Передний модуль включает в себя силовое отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой.
Благодаря большой удельной мощности автомобиль может развивать максимальную скорость по шоссе от 112 до 140 км/ч в зависимости от установленного двигателя. Автомобиль может самостоятельно перемещаться с высокой скоростью на расстояния до 1000 км без дозаправки, их конструкция обеспечивает возможность транспортирования водным, железнодорожным и воздушным транспортом. В том числе самолетами Ил-76, Ан-22, Ан-124 и вертолетом Ми-26.
|
Тактико-техническая характеристика бронированной медицинской машины на базе ГАЗ-3937 «Водник» представлена в таблице 7.
Таблица 7 - Тактико-техническая характеристика бронированной медицинской машины на базе ГАЗ-3937 «Водник»
Характеристики | ГАЗ-3937 | ГАЗ-39371 | ГАЗ-3934 |
Экипаж, чел | 10 | 11 | 3-8 |
Максимальная скорость, км/ч | 110 | 95 | |
Расход топлива при полной массе автомобиля, л/100 км | 15,4 | 15,5 | |
Запас хода, км | 1000 | 700 |
Средства связи: переговорное устройство Р-174, предусмотрена установка радиостанции Р-163-50У.
Медицинская модификация семейства «Водник» разработана двух модификациях — БСТ-ПК и БММ МПБ и носит название «Айболит». Внешний вид БММ и вариант размещения раненых представлен на рисунке 37.
Рис. 37 - Компоновочная схема БММ «Айболит»
В войсковом звене могут использоваться и не бронированные медицинские подразделения, которые предназначены для эвакуации раненых и больных из подразделений ведущих боевые действия во втором эшелоне построения войск и (или) не на правлении главного удара.
Санитарный автомобиль УАЗ-3962 (УАЗ-452А) предназначен для перевозки раненых и больных в войсковом районе. Обладает улучшенной рессорной подвеской и высокой проходимостью (обе оси ведущие), Кузов его герметичен, имеет фильтровентиляционную установку, отопительное устройство и специальное санитарное оборудование для транспортирования пострадавших и ухода за ними. Автомобиль может преодолевать броды глубиной до 0,6 м и подъёмы крутизной 30° (рис. 38).
Санитарное оборудование автомобиля УАЗ-3962 (УАЗ-452А) состоит из кронштейнов и ремней для размещения раненых на носилках, откидных сидений для легкораненых, медицинского имущества и предметов ухода.
Рис. 38 - Автомобиль санитарный УАЗ-3962
Тактико-техническая характеристика представлена в таблице 8.
Таблица 8 - Тактико-техническая характеристика УАЗ-3962 (УАЗ-452А)
Характеристики | УАЗ-3962 (УАЗ-452А) |
Эваковместимость, чел. (на носилках) | 4 |
Сидя (дополнительно) | 1 |
Только сидя | 7 |
Максимальная скорость, км/ч | 95 |
Перед размещением раненых в автомобиле санитарном УАЗ-3962 (452А) водитель-санитар открывает задние двери машины, стопорит их фиксаторами, раскладывает подножку, освобождает кузов от носилок, убирает и пристегивает боковые и передние сиденья, устанавливает в рабочее положение бортовые кронштейны и закрепляет ремни подвески в потолочных гнездах и на полу. После этого он подает команду к погрузке. Два санитара-носильщика, приблизившись с носилками к автомобилю, по команде старшего осторожно ставят их на землю. Затем они становятся по обеим их сторонам, берутся за брусья (одной рукой – в области плеча раненого, другой – у середины бедра), поднимают носилки и устанавливают их ножками на пол кузова. В это же время водитель-санитар (он находится в кузове) берется за головные ручки косилок и вместе с одним из санитаров-носильщиков вносит раненого в машину. Другой санитар-носильщик помогает водителю-санитару укрепить носилки на кронштейнах и подвесных ремнях. Вначале загружается верхний ярус, затем нижний. Варианты размещения пострадавших указаны на (рис. 39).
Рис. 39 - Варианты размещения раненых на автомобиле санитарном УАЗ-3962 (452А): а – 1-й вариант: лежа – 4, сидя – 1, в кабине –1; б– 2-й вариант: сидя – 8, в кабине –1; в – 3-й вариант: лежа – 1, сидя – 4, в кабине – 1.
В условиях дефицита времени погрузку раненых осуществляют «с ходу». Для этого передний санитар, подойдя к задней дверце автомобиля, поочередно передает рукоятки носилок водителю-санитару.
Санитарный автомобиль АС-66 предназначен для эвакуации раненых и больных в войсковом районе, как правило из медицинского взвода батальона в медицинскую роту воинской части, с последующей их эвакуацией в госпитальную базу фронта (рис. 40).
АС-66 оборудован герметизированным кузовом и оснащен фильтровентиляционной установкой. Имеет две системы отопления – от двигателя и автономную. В самом кузове смонтированы приспособления для установки и крепления девяти санитарных носилок, съёмный раскладной столик, два боковых четырехместных откидных и два боковых двухместных сиденья. Последние одновременно являются и багажниками. В левом из них должны находиться сумка медицинская войсковая, транспортные (проволочные) шины, кислородные ингаляторы КИ-4М, в правом – мочеприёмник и подкладное судно. Максимальный угол подъёма автомобиля 30°, глубина преодолеваемого брода 0,8 м. Возможность изменять давление в шинах на ходу автомобиля обеспечивает ему достаточно высокую проходимость и улучшает плавность хода.
Санитарное оборудование размещено в унифицированном многоцелевом кузове-фургоне и состоит из кронштейнов, привязных ремней, откидных сидений, медицинского имущества и предметов ухода.
Рис. 40 - Автомобиль санитарный АС-66
Тактико-техническая характеристика представлена в таблице 9.
Таблица 9 - Тактико-техническая характеристика АС - 66
Характеристики | АС - 66 |
Базовое шасси | ГАЗ - 66 |
Масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг | 4500 |
Эваковместимость, чел. (на носилках) | 9 |
Сидя (дополнительно) | 4 |
Количество посадочных мест | 15 |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Запас хода по топливу, км | 650 |
Для перевозки раненых на автомобиле санитарном АС-66 на носилках поднимают боковые сиденья и закрепляют их запорами к стенам. Решетки, защищающие окна, опускают, замки пристеночных кронштейнов открывают, среднюю складную скамейку убирают под потолок и фиксируют чекой. Средние опорные стойки вынимают из гнезд пола, поднимают к потолочным связям опорных стоек и закрепляют ремнями.
Размещение раненых и больных в автомобиле АС-66 возможно по четырем вариантам (рис. 41).
Рис. 41 - Варианты размещения раненых на автомобиле санитарном АС-66: а – 1-й вариант: лежа – 3, сидя – 12, в кабине – 1; б – 2-й вариант: лежа – 9, сидя – 4, в кабине – 1; в – 3-й вариант: сидя – 16, в кабине – 1; г – 4-й вариант: лежа – 6, сидя – 8, в кабине – 1.
Для их погрузки требуется 3–5 санитаров. Если работают 3 человека, то двое подносят носилки с раненым и переходят в кузов для их установки в места крепления, а третий остается на грунте. При погрузке впятером два санитара размещаются вне кузова (подготавливают все погрузочные устройства, подносят и перемещают носилочных раненых в салон автомобиля, помогают пострадавшим при посадке), а трое работают в кузове. Правила погрузки такие же, как и в УАЗ-452А.
Носилки вначале устанавливают на верхний, затем на средний и нижний ярусы с правой и левой сторон. После этого опускаются опорные стойки и на них размещают средний ряд носилок. Ручки носилок фиксируют замками кронштейнов и подвесными ремнями.
Для эвакуации раненых из войскового звена в настоящее время широко используется авиационный транспорт: вертолёты Ка-60, Ми-24Д, Ми-26, Ми-8МТВ-5; реанимационно-операционный самолет АН-26 М «Спасатель», операционно-реанимационный эвакуационный самолет ИЛ-76 МД «Скальпель») и др. Кроме того для эвакуации может использоваться железнодорожный и морской санитарный транспорт.
Функциональной основой медицинского обеспечения является система этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению, сущность которой состоит в проведении последовательных и преемственных лечебных мероприятий на этапах медицинской эвакуации в сочетании с эвакуацией раненых и больных в специализированные лечебные организации по назначению и в соответствии с конкретными условиями обстановки.
III. Медицинская защита личного состава подразделений от поражающих факторов ядерного и других видов оружия, радиоактивного, химического и биологического заражения и неблагоприятных факторов внешней среды включает:
1) обеспечение личного состава медицинскими средствами профилактики;
2) оказание первой помощи и контроль за военнослужащими, подвергшимися воздействию ядерного и других видов оружия, но сохранившими боеспособность, а также за санитарной обработкой личного состава;
3) медицинскую экспертизу продовольствия и воды на зараженность радиоактивными, отравляющими веществами и биологическими средствами;
4) проведение лечебно-эвакуационных мероприятий и участие в проведении ограничительных и других мероприятий при ликвидации последствий применения противником ядерного и других видов оружия и разрушения предприятий атомной энергетики и химической промышленности.
Главным условием сохранения жизни, здоровья и боеспособности личного состава в условиях радиационного воздействия является недопущение сверхнормативного облучения военнослужащих. Это достигается техническими и организационными мероприятиями, направленными на реализацию трёх принципов физической защиты от ионизирующих излучений: «защиты временем», «защиты расстоянием» и «защиты экранированием». Медицинские средства играют в противолучевой защите личного состава вспомогательную роль: они необходимы при невозможности избежать сверхнормативного облучения.
Медицинские средства противорадиационной защиты п рименяются в дополнение к техническим средствам противорадиационной защиты личного состава. Решение об их применении принимается при наличии показаний на основе комплексной оценки решаемой боевой задачи, радиационной обстановки, сопутствующих облучению условий боевой деятельности и данных дозиметрического (радиометрического) контроля. Наибольшая эффективность медицинских мероприятий противорадиационной защиты достигается при условии их комплексного и своевременного применения. В условиях радиационных воздействий защитные эффекты медицинских и технических средств противорадиационной защиты, как правило, взаимонезависимы и суммируются.
Медицинские средства противорадиационной защиты применяют с профилактической или лечебной целью.
Профилактика последствий внешнего облучения обеспечивается применением до облучения радиопротектора – препарата Б-190, средств профилактики первичной реакции на облучение (латран) и средств профилактики накопления в организме радиоактивного йода (калия йодид).
Если по условиям боевой задачи личный состав будет подвергаться кратковременному облучению в дозах более 1 Гр, то за 10-15 минут до начала радиационного воздействия необходимо принять находящиеся в аптечке первой помощи индивидуальной (АППИ) препараты: 3 таблетки препарата Б-190. Повторное применение препарата Б-190 возможно через 1 час после первого использования, а в течение суток препарата Б-190 можно применять до 3 раз.
Для предупреждения развития постлучевой тошноты и рвоты за 20-30 минут необходимо применять латран – противорвотное средство (ондансетрон («латран») 0,004 в таблетке, 10 штук в упаковке). Относится к медицинскому имуществу военного назначения. Предназначен для профилактики первичной реакции при угрозе облучения или же сразу после него, а также при появлении тошноты в результате контузии или травмы. Обеспечивает сохранение боеспособности при воздействии ионизирующего излучения. Принимается по команде внутрь по 2 таблетки за 20–30 мин – 1 ч до входа в очаг радиационного поражения, если ожидаемая доза составит 1 Гр и выше, или сразу после облучения, а так же при появлении первых признаков тошноты в результате контузии или травмы.
При угрозе разрушения ядерной энергетической установки личный состав, который находится или может оказаться в зоне поражения, независимо от ожидаемых доз внешнего облучения должен в течение 7 - 10 суток принимать по 1 таблетке калия йодида.
Оказание медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется с помощью средств купирования проявлений первичной реакции на облучение (латран, метоклопрамид, метацин), средств ранней патогенетической терапии (беталейкин.) и средств профилактики внутреннего облучения (калия йодид, ферроцин, пентацин).
Лечение местных лучевых поражений осуществляется с помощью аэрозоля лиоксазоль: нужно обильно оросить место ожога как можно раньше от момента поражения, а затем разбрызгивать на пораженную поверхность не менее четырех раз в сутки. Для этих же целей можно использовать мази левомеколь, левосин, диоксиколь.
Профилактика внутреннего радиоактивного заражения осуществляется путем применения индивидуальных средств защиты органов дыхания (респираторов), запрета употребления непроверенной пищи и воды, удаления радиоактивных веществ с одежды и кожных покровов, а также элиминации радионуклидов, попавших в организм. В частности, при угрозе инкорпорации радиоактивных веществ проводят промывание желудка, дают солевые слабительные, а также назначают препараты, сорбирующие радионуклиды, затрудняющие их связывание тканями, или ускоряющие их выведение из организма. Препараты, предназначенные для профилактики внутреннего облучения радиоактивными веществами, представлены в таблице 14.
Таблица 14 - Препараты, предназначенные для профилактики внутреннего облучения радиоактивными веществами
Радионуклид | Препарат | Порядок применения |
120-139 I | Калия йодид | По 1 таблетке 1 раз в сутки после еды в течение 7-10 суток |
134Cs, 137Cs | Ферроцин | По 2 таблетки внутрь 3 раза в сутки в течение 14-21 суток |
90Sr | Адсобар | Внутрь в дозе 25 г порошка, предварительно размешав в стакане воды |
Полисурьмин | Внутрь по 4 г в 0,5 стакана воды во время приема пищи 3 раза в день в течение 7 суток | |
239Pu, 241Am, 144Ce | Пентацин | Ингаляция 10 мл 5 % раствора в первые 30 минут поступления радионуклида в последующем внутривенно медленно 5 мл 5 % раствора |
210Po | Унитиол | Внутримышечно 5 мл 5 % раствора 2 – 3 раза в сутки |
Профилактика контактного поражения радиоактивными веществами осуществляется с помощью средств индивидуальной защиты кожных покровов. Удаление попавших на кожные покровы радионуклидов проводят в ходе частичной санитарной обработки, включающей промывание полости рта, конъюнктивы и слизистой оболочки носа 1-2 % раствором гидрокарбоната натрия или просто водой, а отдельных наиболее загрязненных участков кожи обработкой средствами «Защита», «Радез», «Авакс-72», 5 % раствором унитиола.
Профилактика химических поражений осуществляется с помощью средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогазов) и кожных покровов, запрета употребления непроверенной пищи и воды, проведением мероприятий частичной санитарной обработки, а также путем использования профилактических антидотов.
Для проведения частичной санитарной обработки используется индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 (рис. 54).
Рис. 54 ‑ Индивидуальный противохимический пакет ИПП-11
Наиболее эффективной является дегазация, проведенная в течение первых 1-2 мин после заражения. В случае предварительной обработки кожных покровов рецептурой ИПП-11 время эффективной дегазации отравляющих и высокотоксичных веществ при повторном применении пакета увеличивается до 20 мин.
Профилактический антидот П-10М личный состав принимает по приказу командира в количестве 2 таблеток за 30-40 мин до возможного контакта с фосфорорганическими отравляющими веществами (перед входом в зону химического заражения, при необходимости контакта с военнослужащими, выходящим из зоны химического заражения и т.д.).
Для оказания неотложной медицинской помощи пораженным используют этиотропные (антидоты), патогенетические и симптоматические средства. Поводом для введения антидотов является знание непосредственной причины отравления, симптоматические и патогенетические вещества назначают, ориентируясь на общие проявления интоксикации.
Лекарственные формы и схемы применения лечебных антидотов, представлены в таблице 15.
В частности, в аптечке индивидуальной АППИ в шприц-тюбике с красным колпачком находится 1 мл антидота пеликсим, предназначенного для оказания первой помощи при поражении фосфорорганическими отравляющими веществами. Пеликсим применяют в дозе 1 мл внутримышечно однократно. В случае недостаточной эффективности проведенного лечения допускается повторное введение препарата через 1 час. Пораженным фосфорорганическими отравляющими веществами (ФОВ) с выраженным судорожным синдромом пеликсим вводится внутримышечно в количестве 2–х лечебных доз.
Препарат вводится подкожно или внутримышечно при первых признаках поражения: нарушении зрения, затрудненном дыхании, появлении судорог.
Таблица 15 - Лекарственные формы и схемы применения антидотов к отравляющим и высокотоксичным веществам
Антидоты | Лекарственная форма. Способ и показания к применению |
Атропина сульфат | Ампулы по 1 мл 0,1 % раствора. Вводить внутривенно или внутримышечно. Первоначальная доза 2-8 мг, затем по 2 мг через каждые 15 мин до явлений переатропинизации. Отравления фосфорорганическими соединениями, карбаматами |
Ацизол | Раствор для внутримышечного введения 60 мг/мл по 1 мл в ампуле и капсулы по 120 мг. Вводить внутримышечно 1 мл после извлечения пострадавшего из зоны пожара, далее внутримышечно по 1 мл 2-4 раза в сутки. Профилактически внутрь по 1 капсуле за 20-30 минут до вхождения в зону задымления (загазованности). Отравления угарным газом и другими продуктами горения |
Карбоксим | Ампулы по 1 мл 15 % раствора. Вводить внутримышечно или внутривенно по 1 мл. Можно повторять введение каждые 3-4 ч, либо обеспечить постоянную внутривенную инфузию из расчета 250-400 мг/ч. Отравления фосфорорганическими соединениями |
Димеркапрол (унитиол) | Ампулы по 5 мл 5 % раствора. Вводить внутримышечно по 1 мл на 10 кг массы тела каждые 4 ч в течение первых 2 сут, затем каждые 6 ч – последующие 7 сут. Отравления люизитом, мышьяком, ртутью |
Натрия тиосульфат | Ампулы по 10-20 мл 30 % раствора. Вводить внутривенно. Отравления цианидами, соединениями ртути, мышьяка, ароматическими нитро- и аминосоединениями |
Пеликсим | Раствор для инъекций в шприц-тюбике по 1 мл вводить внутримышечно при первых признаках поражения. В случае недостаточной эффективности проведенного лечения допускается повторное введение препарата через 1 час. Пораженным ФОВ с выраженным судорожным синдромом пеликсим вводится внутримышечно в количестве 2–х лечебных доз. Отравления фосфорорганическими соединениями |
Пиридоксин гидрохлорид | Ампулы по 3-5 мл 5 % раствора. Вводить внутримышечно или внутривенно. Отравления гидразином |
На догоспитальном этапе антидотная терапия отравлений фосфорорганическими отравляющими веществами продолжается с помощью карбоксима. Карбоксим вводится внутримышечно в лечебной дозе 1 мл 15% раствора. Суммарная доза карбоксима, используемая при оказании помощи, зависит от тяжести поражения. При поражениях ФОВ легкой степени (беспокойство, миоз, слюнотечение, потливость) после введения препаратов холинолитического типа действия карбоксим применяется в одной лечебной дозе. При поражениях ФОВ средней тяжести (возбуждение, миофибрилляции, бронхоспазм, цианоз, брадикардия), как правило, потребуется двухкратное применение карбоксима в одной лечебной дозе с интервалом в 2-3 часа. При поражениях ФОВ тяжелой степени (судороги, коматозное состояние, дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность) доза карбоксима может быть увеличена до 3-4 мл. Эта доза вводится по 1 мл препарата с интервалами 1-2 часа. Лечение пораженных ФОВ с применением карбоксима во всех случаях проводится с систематическим контролем активности холинэстеразы.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.076 с.)