Мотивы учебной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивы учебной деятельности.



Инструкция: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни только те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям. Помни, что можешь подчеркнуть не более 3 пунктов».

1. Учусь потому, что на уроках интересно.

2. Учусь потому, что ругают за плохие отметки.

3. Учусь потому, что хочу больше знать.

4. Учусь потому, чтобы потом было легко работать.

5. Учусь потому, чтобы доставить радость родителям.

6. Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей.

7. Учусь потому, что нравится учиться.

8. Учусь потому, что хвалит учительница за хорошие успехи.

9. Учусь потому, что родители наказывают за двойки.

10. Учусь потому, что за хорошую учёбу ставят в пример другим.

11. Учусь потому, что узнаю много нового.

Вопросы анкеты выявляют следующие мотивы:

Познавательные (1, 7, 11 вопросы).

Социальные:

- широкие социальные (3, 4)

- узкие социальные (6, 10)

- избегание неприятностей (2, 9)

- ориентация на одобрение (5, 8)

Анализируется доминирование познавательных или социальных мотивов.

Общий вывод о сформированности учебной мотивации делается на основе анализа взаимосвязи общего отношения к школе и сформированности учебных мотивов.

Высокому уровню соответствует высокий уровень общего отношения к школе и преобладание познавательных мотивов учения.

Среднему уровню - средний уровень общего отношения к школе и преобладание социальных мотивов учения.

Низкому уровню - низкий уровень общего отношения к школе и преобладание социальных мотивов учения (в основном преобладает мотив «избегание неприятностей».

Общий вывод по результатам диагностики.

На основании анализа сформированности всех психологических новообразований делается общее заключение о готовности 10 -11- летнего ребёнка к переходу в среднее звено обучения.

Высокая готовность - ученик выполнил все предложенные задания на высоком уровне;

Средняя - ученик выявил либо средний уровень сформированности всех новообразований возраста; либо низкий уровень сформированности одного-двух

новообразований при высокой сформированности остальных;

Низкая - ученик выявил низкий уровень сформированности всех новообразований возраста.

Выявление уровня сформированности психологических новообразований у младшего школьника позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения в средней школе и оказать учащемуся необходимую психолого-педагогическую поддержку.

 

Методика в.М. Когана (методика совмещения признаков)

Цель -Диагностика устойчивости, переключения, распределения и объема внимания.

Возрастной диапазон применения методики 7 – 14 лет.

Оборудование

Набор карточек размером 4х4 см с нарисованными или выполненными аппликационным способом из цветной бумаги фигурами разной геометрической формы и разного цвета (цвета: синий, красный, желтый, коричневый, зеленый, фиолетовый, оранжевый; формы: овал, шестиугольник, треугольник, трапеция, квадрат, круг, ромб); таблица для совмещения карточек по форме и цвету (верхний ряд - изображение форм, левый - аппликация цве­тов); секундомер, бланк протокола по форме.

Образец протокола

Этапы работы

Время (по десяткам)

ошибки

1 2 3 4 49
Прямая реакция            
Сорт. по цвету            
Сорт. по форме            
Совмещение            

Показатели: общее время _____; общее кол-во ошибок_________

коэффициент «Д»____________; коэффициент «К» ___________

кривая ошибок: ______________; тип кривой ошибок _________

Процедура эксперимента

Исследование индивидуальное. На каждом из этапов экспери­ментатором регистрируется время за каждый десяток карточек (для изучения особенностей работоспособности) или только за весь этап в столбце - «на 49 карточек». Обязательно отмечается ко­личество ошибок и их характер.

Данная методика в литературе носит ряд названий: «совмеще­ние признаков», «усложненной дифференцировки», методика В.М. Кога­на. Методика предложена В.М. Коганом в 1967 году. В отличие от клас­сических приемов, предусматривающих использование испытуемым только самых элементарных навыков, автоматизированных операций, метод усложненной дифференцировки В.М. Когана предполагает поэтапную рационализацию способа действия, интериоризацию его, что является одним из важных условий и признаков сформированности произвольного внимания. Применение данной методики позво­ляет экспериментатору увеличить количество предъявляемых приз­наков и тем самым усложнить деятельность испытуемого. Методикой исследуются такие компоненты произвольного внимания, как переключаемость, распределяемость, устойчивость и объем внимания. Ре­зультаты исследования позволяют дать общую характеристику объема восприятия. В процессе выполнения ребенком задания выявля­ется зависимость между сложностью работы и темпом деятельнос­ти.

Задание состоит из четырех этапов. На каждом из них испытуемый должен пересчитать вслух 49 карточек с разноцветными фигурами разной формы.

1-й этап - простой пересчет карточек (простая реакция).

Испытуемый считает вслух, а экспериментатор фикси­рует ошибки в счете, пересчитывании, время.

2-й этап - сортировка по цвету с одновременным пересчетом (трудности этого этапа свидетельствуют о наруше­нии концентрации внимания). Испытуемый сортирует по кучкам карточки и одновременно считает вслух. Экспериментатор фиксирует на бланке протокола ошиб­ки в порядковом счете, пересчитывании и ошибки по сортировке карточек, время.

3-й этап - сортировка карточек по форме с одновременным перес­четом (отвлечение от нерелевантного признака – цвета). Возникающие трудности на этом этапе; увеличение времени и ошибки свидетельствуют о недостатках переключения внимания). Испытуемый сортирует карточки на семь разных групп, одновременно пересчитывая карточки. Экспериментатор фиксирует ошибки в пере­счете, ошибки в сортировке, время.

4-й этап - совмещение признаков, т.е. раскладка карточек по таблице в соответствии с ее местом с одновременным пересчетом (трудности на этом этапе свидетельствуют о недостаточности распределяемости произвольного внима­ния). Ошибки также фиксируются раздельно, фиксируется время.

Время, затраченное на этап, обозначается как B1, В2, ВЗ, В4,напри­мер B1=52 с.

По временным показателям рассчитываются коэффициент «Д» (показа­тель «Д») и коэффициент «К» (показатель «К»). Показатель «Д» — дефицит внимания, определяется как разница между временем, затраченным на четвертом этапе работы, и суммой временных затрат второго и третьего этапов. Он определяется по формуле:

Д=В4 - (В2 +ВЗ).

Показатель «Д» указывает на способность к совмещению приз­наков, дефицит произвольного внимания и, в частности, свидетельствует о трудностях распределения, указывает на способность к совмещению признаков. Показатель введен Б.М. Коганом.

Показатель «К», определяемый формулой К = Д / В4, предложен для совершенствования статистических расчетов Т.Д. Молодецких и А.Я. Ивановой в 1982 году и назван ими «коэффициент врабатываемости испытуемого». Чем лучше врабатываемость испытуемого, тем легче он усваивает принцип работы. Этими же авторами введен анализ кривых распределения ошибок по методике B.M. Koгана:

а) «истощающийся» тип, при котором кривые распределения оши­бок носят характер неуклонно нарастающей вверх линии от мини­мального числа ошибок на втором этапе до максимального на четвертом эта­пе, что свидетельствует об истощаемости, повышенной утомля­емости и плохой способности сохранять устойчивое внимание;

б) «ригидно-возбудимый» тип - кривая, обращенная вершиной вверх, свидетельствует о значительном колебании внимания, о трудностях пе­реключения: работоспособность снижается на втором этапе, затем к концу зада­ния (четвертый этап) работоспособность вновь повышается, но не достигает перво­начального уровня;

в) «заторможенный» тип - количество ошибок, максимальное на первом этапе ме­тодики, достигает минимума в конце работы, что говорит о значительном затруднении в организации целенаправленного внимания;

г) «нормальный тип» - кривая с малым количеством ошибок на втором, третьем, четвертом эта­пах (не более 1 - 2), характерная для детей без нарушения.

Стандартизация методики проведена на учащихся школ г. Кирова в 1999 – 2000 годах. Объем выборки 326 человек.

Временные показатели (в сек) выполнения заданий

по методике В.М. Когана

Возраст

детей

В 1

В 2

В 3

В 4

Д К О
М d М d М d М d М М М
7-8 (n=91) 58 25 100 41 152 48 278 96 45 0.13 3.8
9-10(n=78) 39 12 61 18 92 26 186 47 39 0.19 1.8
11-12(n=75) 36 8 57 17 80 22 159 40 26 0.13 1.8
13-14(n=82) 32 7 51 11 73 22 141 34 32 0.11 1.7

М – среднее значение

 

Литература:
1. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. Вопросы психологии, № 5, 2001, с. 19—34

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.011 с.)