Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивы учебной деятельности. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Инструкция: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни только те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям. Помни, что можешь подчеркнуть не более 3 пунктов». 1. Учусь потому, что на уроках интересно. 2. Учусь потому, что ругают за плохие отметки. 3. Учусь потому, что хочу больше знать. 4. Учусь потому, чтобы потом было легко работать. 5. Учусь потому, чтобы доставить радость родителям. 6. Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей. 7. Учусь потому, что нравится учиться. 8. Учусь потому, что хвалит учительница за хорошие успехи. 9. Учусь потому, что родители наказывают за двойки. 10. Учусь потому, что за хорошую учёбу ставят в пример другим. 11. Учусь потому, что узнаю много нового. Вопросы анкеты выявляют следующие мотивы: Познавательные (1, 7, 11 вопросы). Социальные: - широкие социальные (3, 4) - узкие социальные (6, 10) - избегание неприятностей (2, 9) - ориентация на одобрение (5, 8) Анализируется доминирование познавательных или социальных мотивов. Общий вывод о сформированности учебной мотивации делается на основе анализа взаимосвязи общего отношения к школе и сформированности учебных мотивов. Высокому уровню соответствует высокий уровень общего отношения к школе и преобладание познавательных мотивов учения. Среднему уровню - средний уровень общего отношения к школе и преобладание социальных мотивов учения. Низкому уровню - низкий уровень общего отношения к школе и преобладание социальных мотивов учения (в основном преобладает мотив «избегание неприятностей». Общий вывод по результатам диагностики. На основании анализа сформированности всех психологических новообразований делается общее заключение о готовности 10 -11- летнего ребёнка к переходу в среднее звено обучения. Высокая готовность - ученик выполнил все предложенные задания на высоком уровне; Средняя - ученик выявил либо средний уровень сформированности всех новообразований возраста; либо низкий уровень сформированности одного-двух новообразований при высокой сформированности остальных; Низкая - ученик выявил низкий уровень сформированности всех новообразований возраста. Выявление уровня сформированности психологических новообразований у младшего школьника позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения в средней школе и оказать учащемуся необходимую психолого-педагогическую поддержку.
Методика в.М. Когана (методика совмещения признаков) Цель -Диагностика устойчивости, переключения, распределения и объема внимания. Возрастной диапазон применения методики 7 – 14 лет. Оборудование Набор карточек размером 4х4 см с нарисованными или выполненными аппликационным способом из цветной бумаги фигурами разной геометрической формы и разного цвета (цвета: синий, красный, желтый, коричневый, зеленый, фиолетовый, оранжевый; формы: овал, шестиугольник, треугольник, трапеция, квадрат, круг, ромб); таблица для совмещения карточек по форме и цвету (верхний ряд - изображение форм, левый - аппликация цветов); секундомер, бланк протокола по форме. Образец протокола
Показатели: общее время _____; общее кол-во ошибок_________ коэффициент «Д»____________; коэффициент «К» ___________ кривая ошибок: ______________; тип кривой ошибок _________ Процедура эксперимента Исследование индивидуальное. На каждом из этапов экспериментатором регистрируется время за каждый десяток карточек (для изучения особенностей работоспособности) или только за весь этап в столбце - «на 49 карточек». Обязательно отмечается количество ошибок и их характер. Данная методика в литературе носит ряд названий: «совмещение признаков», «усложненной дифференцировки», методика В.М. Когана. Методика предложена В.М. Коганом в 1967 году. В отличие от классических приемов, предусматривающих использование испытуемым только самых элементарных навыков, автоматизированных операций, метод усложненной дифференцировки В.М. Когана предполагает поэтапную рационализацию способа действия, интериоризацию его, что является одним из важных условий и признаков сформированности произвольного внимания. Применение данной методики позволяет экспериментатору увеличить количество предъявляемых признаков и тем самым усложнить деятельность испытуемого. Методикой исследуются такие компоненты произвольного внимания, как переключаемость, распределяемость, устойчивость и объем внимания. Результаты исследования позволяют дать общую характеристику объема восприятия. В процессе выполнения ребенком задания выявляется зависимость между сложностью работы и темпом деятельности.
Задание состоит из четырех этапов. На каждом из них испытуемый должен пересчитать вслух 49 карточек с разноцветными фигурами разной формы. 1-й этап - простой пересчет карточек (простая реакция). Испытуемый считает вслух, а экспериментатор фиксирует ошибки в счете, пересчитывании, время. 2-й этап - сортировка по цвету с одновременным пересчетом (трудности этого этапа свидетельствуют о нарушении концентрации внимания). Испытуемый сортирует по кучкам карточки и одновременно считает вслух. Экспериментатор фиксирует на бланке протокола ошибки в порядковом счете, пересчитывании и ошибки по сортировке карточек, время. 3-й этап - сортировка карточек по форме с одновременным пересчетом (отвлечение от нерелевантного признака – цвета). Возникающие трудности на этом этапе; увеличение времени и ошибки свидетельствуют о недостатках переключения внимания). Испытуемый сортирует карточки на семь разных групп, одновременно пересчитывая карточки. Экспериментатор фиксирует ошибки в пересчете, ошибки в сортировке, время. 4-й этап - совмещение признаков, т.е. раскладка карточек по таблице в соответствии с ее местом с одновременным пересчетом (трудности на этом этапе свидетельствуют о недостаточности распределяемости произвольного внимания). Ошибки также фиксируются раздельно, фиксируется время. Время, затраченное на этап, обозначается как B1, В2, ВЗ, В4,например B1=52 с. По временным показателям рассчитываются коэффициент «Д» (показатель «Д») и коэффициент «К» (показатель «К»). Показатель «Д» — дефицит внимания, определяется как разница между временем, затраченным на четвертом этапе работы, и суммой временных затрат второго и третьего этапов. Он определяется по формуле: Д=В4 - (В2 +ВЗ). Показатель «Д» указывает на способность к совмещению признаков, дефицит произвольного внимания и, в частности, свидетельствует о трудностях распределения, указывает на способность к совмещению признаков. Показатель введен Б.М. Коганом. Показатель «К», определяемый формулой К = Д / В4, предложен для совершенствования статистических расчетов Т.Д. Молодецких и А.Я. Ивановой в 1982 году и назван ими «коэффициент врабатываемости испытуемого». Чем лучше врабатываемость испытуемого, тем легче он усваивает принцип работы. Этими же авторами введен анализ кривых распределения ошибок по методике B.M. Koгана: а) «истощающийся» тип, при котором кривые распределения ошибок носят характер неуклонно нарастающей вверх линии от минимального числа ошибок на втором этапе до максимального на четвертом этапе, что свидетельствует об истощаемости, повышенной утомляемости и плохой способности сохранять устойчивое внимание; б) «ригидно-возбудимый» тип - кривая, обращенная вершиной вверх, свидетельствует о значительном колебании внимания, о трудностях переключения: работоспособность снижается на втором этапе, затем к концу задания (четвертый этап) работоспособность вновь повышается, но не достигает первоначального уровня;
в) «заторможенный» тип - количество ошибок, максимальное на первом этапе методики, достигает минимума в конце работы, что говорит о значительном затруднении в организации целенаправленного внимания; г) «нормальный тип» - кривая с малым количеством ошибок на втором, третьем, четвертом этапах (не более 1 - 2), характерная для детей без нарушения. Стандартизация методики проведена на учащихся школ г. Кирова в 1999 – 2000 годах. Объем выборки 326 человек. Временные показатели (в сек) выполнения заданий по методике В.М. Когана
М – среднее значение
Литература:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.011 с.) |