Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Крепость в селе Городищи (Борский район)
Этой крепости хотелось бы уделить немного больше внимания по причине того, что о ней практически нет никаких сохранившихся летописей. Что и от кого могла защищать эта крепость, коль находилась она на северном берегу реки Волга (противоположной от Нижнего Новгорода)? Есть и еще одна интересная теория, утверждающая, что именно эта крепость могла стать прообразом легенды о граде Китеже, "скрывшемся" в глубинах озера Светлояр. Приведу самые интересные выдержки, описания и доводы по поводу этой крепости из книги Кирьянова И.А. Старинные крепости Нижегородского Поволжья. Горький, 1961 -------------------------- До недавних времен было принято считать, что Горьковское (ныне Нижегородское) Заволжье (исключая район Городца) заселено и освоено русскими людьми очень поздно. Считалось также, что история военных столкновений Руси с ее врагами обходила стороной этот малолюдный лесной край. Поэтому трудно было даже предполагать, что здесь могут быть найдены остатки старинного русского крепостного сооружения. В 1959 году на самом краю огромных керженских болот в верховьях речки Ватомы были найдены и исследованы остатки старинной русской крепости XIII—XIV веков. Эта безымянная русская крепость находится на южной окраине села Городищи. Она занимает мыс, образованный рекой Ватомой и впадающим в нее ручьем Мосоловым. Среди местного населения доныне бытует предание, что крепость пала после жестокого боя ее защитников с татарами. Сообщая об этом, рассказчики ссылаются на большое количество человеческих костей, которые находят при земляных работах в этом районе. По их объяснению название ручья «Мосоловый» происходит от этих находок (от «мосол» — кость). описание крепости:
Крепость имеет кольцеобразную форму и один вход. Ее периметр — 350—360 м. Высота вала, который сохранился на всем его протяжении, достигает 2—3 м. Никаких следов бывших башен, кроме проезда, не имеется—линия вала нигде не прерывается и не понижается. С трех сторон крепость окружена естественными косогорами, а четвертая сторона защищена только валом — следов рва здесь не обнаружено.
Проведенным исследованием установлено, что крепостная стена имела форму городни, т. е. состояла из двух параллельных бревенчатых стенок, засыпанных внутри землей. Бревна стены лежали горизонтально и крепились вертикальными стояками - Столбами. Толщина стены составляла около 1,5 м, а высота, судя по отвалам, — до 3,5—4 м. ДоводыКирьянова И.А, утверждающие связь легенды о граде Китеже и крепости в селе Городищи (Борского района). Исторические предпосылки для строительства этой крепости: В связи с тем, что крепость в селе Городищи является безымянной, прямых указаний о ее службе в исторических источниках не имеется. Однако факт ее существования находит отражение в народной легенде и документальных источниках. Широко известна народная легенда о граде Китеже. Она повествует о городе-крепости, существовавшем в глухих заволжских лесах нашего края, разоренном татарами и исчезнувшем с лица земли. Эта легенда изложена в так называемом Заволжском, или Китежском летописце, созданном в конце XVII столетия старообрядцами из секты бегунов. В летописце указывается, что великий владимирский князь Юрий Всеволодович, посетив ряд городов Руси, приехал в Волжский Городец — Малый Китеж. Оттуда он поехал сухим путем на восток и на берегу озера Светлояр «в месте вельми прекрасном и многолюдном» построил город-крепость Большой Китеж. Впоследствии, спасаясь от преследовавшего его по пятам царя Батыя, он скрылся в этом городе. Но татаро-монгольское войско, узнав дорогу от предателя, пришло к городу, взяло его и убило князя. В конце летописца говорится, что взятый и разгромленный врагами Руси город стал невидимым благодаря покровительству Бога. Разоренная и опустевшая «страна заузольская лесом порасте», а Китеж скрылся от глаз людей под водами озера Светлояр и окружающими его холмами. Изучение Китежского летописца показывает, что сведения, приведенные в нем, противоречат русским летописям. Русские летописи не знают ни Большого, ни Малого Китежа — они говорят о том, что в нашем крае были Городец и Нижний Новгород. По Китежскому летописцу, Китеж был заложен в 1165 году, а по летописям его основатель Юрий Всеволодович родился на 22- 23 года позже. Известно также, что этот князь погиб в битве с татаро-монголами на реке Сити, сражаясь во главе русского войска, а, по Китежскому летописцу он погиб в Китеже.
Однако несмотря на то, что попытка старообрядцев увязать Китежскую легенду с русской историей оказалась неудачной, отбрасывать целиком эту легенду нельзя. Ученый В. Л. Комарович посвятил исследованию Китежской легенды большую монографию, в которой приходит к выводу, что в основе этого предания лежат исторические факты и события более поздние, чем татаро-монгольское завоевание, и не попавшие в «большую» русскую историю. По его мнению, крепость в заволжских лесах действительно могла существовать и ее следует искать. Поиски Китежа велись многими исследователями. Неоднократно был обследован район озера Светлояра, а в 1959 году специальная экспедиция, снаряженная аппаратами для подводного плавания, обследовала и дно озера. Никаких признаков Китежа на Светлояре не было обнаружено. Факт открытия безымянной русской крепости на Ватоме, расположенной всего в 45—50 км от Светлояра, проливает новый свет на Китежскую легенду. Он подтверждает основное положение народного предания: русская крепость в заволжских лесах действительно существовала. (Для наших предков слово город означало—крепость, укрепление). Рассказ местных жителей о бое с татарами, происходившем у ее стен, также полностью увязывается с легендой о Китеже. В Китежском летописце определенно указывается на то, что град Китеж находился в «стране Заузольской», т. е. в районе, недалеком от Уэолы. Положение крепости на Ватоме больше соответствует этому указанию, чем положение Светлояра, расположенного за рекой Керженец, более значительной, чем Узола. Это указание свидетельствует об административном тяготении Китежа к Городцу, что вполне увязывается с. имеющимися сведениями о Городецком удельном княжестве. С 20-х годов XV века сведения об этом центре и административной единице прекращаются. В конце XVI столетия р. Ватома с ее притоками переходит во владение нижегородского Печерского монастыря без всякого упоминания о находившейся там крепости. Для чего же понадобилось строить крепость на Ватоме? Ответ на это дает Писцовая книга Балахнинского уезда 1591 года. «Заузольские и веэломские волости пустоши, что были деревни и починки, и запустели от черемисские войны». «В Везломской же волости на устье речки Веэломы, что против Новаграда Нижняго у Волги на берегу селище, что была слободка... а та слободка запустела от казанские войны, дворы выжгли и людей в полон вывели и высекли» (речь идет о городе Бор). Целям защиты русского населения района устья Оки от налетов враждебных соседей-отрядов грабителей, организуемых марийской феодальной знатью и враждебными ханами Казани, служила крепость на Ватоме.
------------------- Приведенные Кирьяновым И. А. доводы о причинах основания крепости в Борских Городищах первоначально для защиты от набегов отрядов Марийской знати (а не от татар) и связи ее с легендой о граде Китеже мне кажутся довольно убедительными. Озеро Светлояр - удивительное и притягательное «место силы», настоящая достопримечательность Нижегородской области. Именно это озеро вдохновило Н.А. Римского-Корсакова на написание оперы "Сказание о невидимом граде Китеже". Его рисовали и Рерих, и Нестеров, и Апполинарий Васнецов, и Билибин. К нему специально ездили Горький, Шаляпин и многие другие. Обязательно надо побывать на этом озере всем, кто на нем еще ни разу не был.
Живописное озеро идеально круглой формы, красивая Казанская церковь, удивительно гармонично вписанная в окружающую природу. Рядом с церковью лежит святой камень-следовик со «Стопочкой Богородицы»
Приезжающие сюда многочисленные паломники и туристы не только ходят с молитвами вокруг озера, но и отправляются в сторону от озера в лес, чтобы посетить тоже овеянные легендами могилы «Трех Старцев» и святой источник «Кибелёк»
Интересен музей «Китеж» в селе Владимирском, стоящем у этого удивительного озера. В этом музее помимо собранных здесь старинных предметов быта можно посмотреть и на все то, что связано с озером Светлояр. Остановившись у стенда, можно прочитать и легенду об этом озере: В самый критический момент для Китежа, когда Батыевы войска совсем близко подошли к городу, старцы праведные обратились с молитвой к Самой Царице Небесной, взывая о помощи. Вдруг Божественный Свет озарил страждующих и сама пречистая Сияющая Матерь Божья спустилась с небес. В руках она держала чудодейственную вуаль. "Радуйтесь православные. Господь пребудет с вами от сего дня до скончания времен". И свершилось чудо. Белое покрывало сокрыло Китеж-Град со всем его праведным людом и стал город невидим для врагов. Земля же вокруг города с шумом разверзлась и в одно мгновение поглотила испуганных подступивших татар. И по сей день приходящие поклониться Святыне, поднимаясь на Святую гору, где крест животворящий стоит, могут увидеть камень древний. А на камне том след, что оставила сама Царица Небесная, заступница и покровительница Земли Русской".
Верить или не верить в эту легенду пусть каждый решает сам для себя. Лично я не очень верю и в легенды о невидимом граде Китеже, легенде об оставленной на камне стопочки Богородицы и легендам о могиле «Трех старцев» («Трех погибших в бою Богатырей»). Но что снова и снова заставляет меня приезжать на это озеро, на котором я был не менее двадцати раз (во все времена года) – НЕПОНЯТНО!! Что касается крепости в селе Городищи (Борского района), ставшей (по утверждению Кирьянова И.А.) прообразом града Китежа то в настоящее время ее состояние таково: Валы на ней просматриваются очень хорошо и почти по всему периметру (кроме въезда в нее). Особенно хорошо они сохранились со стороны Мосолова ручья и асфальтовой дороги на въезде в село Городищи.
Чуть хуже валы сохранились со стороны реки Ватома, где по части вала сейчас проходит небольшая асфальтовая дорожка к соседнему с крепостью зданию.
В самой крепости в здании бывшей Троицкой церкви в настоящее время расположилось детское учреждение «Ёлочка», часть хозяйственных построек которой находятся у восточных валов.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.016 с.) |