Крепость в селе Городищи (Борский район) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крепость в селе Городищи (Борский район)



 

Этой крепости хотелось бы уделить немного больше внимания по причине того, что о ней практически нет никаких сохранившихся летописей.

Что и от кого могла защищать эта крепость, коль находилась она на северном берегу реки Волга (противоположной от Нижнего Новгорода)?

Есть и еще одна интересная теория, утверждающая, что именно эта крепость могла стать прообразом легенды о граде Китеже, "скрывшемся" в глубинах озера Светлояр.

Приведу самые интересные выдержки, описания и доводы по поводу этой крепости из книги Кирьянова И.А. Старинные крепости Нижегородского Поволжья. Горький, 1961

--------------------------

До недавних времен было принято считать, что Горьковское (ныне Нижегородское) Заволжье (исключая район Городца) заселено и освоено русскими людьми очень поздно. Считалось также, что история военных столкновений Руси с ее врагами обходила стороной этот малолюдный лесной край. Поэтому трудно было даже предполагать, что здесь могут быть найдены остатки старинного русского крепостного сооружения.

В 1959 году на самом краю огромных керженских болот в верховьях речки Ватомы были найдены и исследованы остатки старинной русской крепости XIII—XIV веков.

Эта безымянная русская крепость находится на южной окраине села Городищи. Она занимает мыс, образованный рекой Ватомой и впадающим в нее ручьем Мосоловым. Среди местного населения доныне бытует предание, что крепость пала после жестокого боя ее защитников с татарами. Сообщая об этом, рассказчики ссылаются на большое количество человеческих костей, которые находят при земляных работах в этом районе. По их объяснению название ручья «Мосоловый» происходит от этих находок (от «мосол» — кость).

описание крепости:

 


На территории крепости, густо поросшей вековыми березами, раньше существовала часовня, а позднее - Церковь и кладбище. Ныне здесь расположена школа с ее хозяйственными постройками (по состоянию на 1959 г.)

Крепость имеет кольцеобразную форму и один вход. Ее периметр — 350—360 м. Высота вала, который сохранился на всем его протяжении, достигает 2—3 м. Никаких следов бывших башен, кроме проезда, не имеется—линия вала нигде не прерывается и не понижается. С трех сторон крепость окружена естественными косогорами, а четвертая сторона защищена только валом — следов рва здесь не обнаружено.

Проведенным исследованием установлено, что крепостная стена имела форму городни, т. е. состояла из двух параллельных бревенчатых стенок, засыпанных внутри землей. Бревна стены лежали горизонтально и крепились вертикальными стояками - Столбами. Толщина стены составляла около 1,5 м, а высота, судя по отвалам, — до 3,5—4 м.

ДоводыКирьянова И.А, утверждающие связь легенды о граде Китеже и крепости в селе Городищи (Борского района). Исторические предпосылки для строительства этой крепости:

В связи с тем, что крепость в селе Городищи является безымянной, прямых указаний о ее службе в исторических источниках не имеется. Однако факт ее существования находит отражение в народной легенде и документальных источниках.

Широко известна народная легенда о граде Китеже. Она повествует о городе-крепости, существовавшем в глухих заволжских лесах нашего края, разоренном татарами и исчезнувшем с лица земли. Эта легенда изложена в так называемом Заволжском, или Китежском летописце, созданном в конце XVII столетия старообрядцами из секты бегунов.

В летописце указывается, что великий владимирский князь Юрий Всеволодович, посетив ряд городов Руси, приехал в Волжский Городец — Малый Китеж. Оттуда он поехал сухим путем на восток и на берегу озера Светлояр «в месте вельми прекрасном и многолюдном» построил город-крепость Большой Китеж. Впоследствии, спасаясь от преследовавшего его по пятам царя Батыя, он скрылся в этом городе. Но татаро-монгольское войско, узнав дорогу от предателя, пришло к городу, взяло его и убило князя.

В конце летописца говорится, что взятый и разгромленный врагами Руси город стал невидимым благодаря покровительству Бога. Разоренная и опустевшая «страна заузольская лесом порасте», а Китеж скрылся от глаз людей под водами озера Светлояр и окружающими его холмами.

Изучение Китежского летописца показывает, что сведения, приведенные в нем, противоречат русским летописям. Русские летописи не знают ни Большого, ни Малого Китежа — они говорят о том, что в нашем крае были Городец и Нижний Новгород. По Китежскому летописцу, Китеж был заложен в 1165 году, а по летописям его основатель Юрий Всеволодович родился на 22- 23 года позже. Известно также, что этот князь погиб в битве с татаро-монголами на реке Сити, сражаясь во главе русского войска, а, по Китежскому летописцу он погиб в Китеже.

Однако несмотря на то, что попытка старообрядцев увязать Китежскую легенду с русской историей оказалась неудачной, отбрасывать целиком эту легенду нельзя.

Ученый В. Л. Комарович посвятил исследованию Китежской легенды большую монографию, в которой приходит к выводу, что в основе этого предания лежат исторические факты и события более поздние, чем татаро-монгольское завоевание, и не попавшие в «большую» русскую историю. По его мнению, крепость в заволжских лесах действительно могла существовать и ее следует искать.

Поиски Китежа велись многими исследователями. Неоднократно был обследован район озера Светлояра, а в 1959 году специальная экспедиция, снаряженная аппаратами для подводного плавания, обследовала и дно озера. Никаких признаков Китежа на Светлояре не было обнаружено.

Факт открытия безымянной русской крепости на Ватоме, расположенной всего в 45—50 км от Светлояра, проливает новый свет на Китежскую легенду. Он подтверждает основное положение народного предания: русская крепость в заволжских лесах действительно существовала. (Для наших предков слово город означало—крепость, укрепление).

Рассказ местных жителей о бое с татарами, происходившем у ее стен, также полностью увязывается с легендой о Китеже.

В Китежском летописце определенно указывается на то, что град Китеж находился в «стране Заузольской», т. е. в районе, недалеком от Уэолы. Положение крепости на Ватоме больше соответствует этому указанию, чем положение Светлояра, расположенного за рекой Керженец, более значительной, чем Узола.

Это указание свидетельствует об административном тяготении Китежа к Городцу, что вполне увязывается с. имеющимися сведениями о Городецком удельном княжестве.
Исходя из приведенного, можно установить, что в Заволжье и, в частности, в районе Керженца в начале XV столетия существовал административный район, центром которого могла быть крепость, обнаруженная в 1959 году. Из нее организовывалась эксплуатация богатств Заволжья и, в первую очередь, бобровых гонов и бортных угодий, которыми еще до XVII столетия славились Керженец и Ватома с их притоками.

С 20-х годов XV века сведения об этом центре и административной единице прекращаются. В конце XVI столетия р. Ватома с ее притоками переходит во владение нижегородского Печерского монастыря без всякого упоминания о находившейся там крепости.

Для чего же понадобилось строить крепость на Ватоме? Ответ на это дает Писцовая книга Балахнинского уезда 1591 года.

«Заузольские и веэломские волости пустоши, что были деревни и починки, и запустели от черемисские войны».

«В Везломской же волости на устье речки Веэломы, что против Новаграда Нижняго у Волги на берегу селище, что была слободка... а та слободка запустела от казанские войны, дворы выжгли и людей в полон вывели и высекли» (речь идет о городе Бор).

Целям защиты русского населения района устья Оки от налетов враждебных соседей-отрядов грабителей, организуемых марийской феодальной знатью и враждебными ханами Казани, служила крепость на Ватоме.
Но Горьковское
(ныне Нижегородское) Заволжье заселялось новыми и новыми поселенцами. И в ходе этого заселения была забыта народом русская крепость в Заволжье. Глухая память о ней стала легендой, ловко использованной старообрядцами для своих целей.

-------------------

Приведенные Кирьяновым И. А. доводы о причинах основания крепости в Борских Городищах первоначально для защиты от набегов отрядов Марийской знати (а не от татар) и связи ее с легендой о граде Китеже мне кажутся довольно убедительными.

Озеро Светлояр - удивительное и притягательное «место силы», настоящая достопримечательность Нижегородской области. Именно это озеро вдохновило Н.А. Римского-Корсакова на написание оперы "Сказание о невидимом граде Китеже". Его рисовали и Рерих, и Нестеров, и Апполинарий Васнецов, и Билибин. К нему специально ездили Горький, Шаляпин и многие другие.

Обязательно надо побывать на этом озере всем, кто на нем еще ни разу не был.

 

 

Живописное озеро идеально круглой формы, красивая Казанская церковь, удивительно гармонично вписанная в окружающую природу. Рядом с церковью лежит святой камень-следовик со «Стопочкой Богородицы»

 

 

Приезжающие сюда многочисленные паломники и туристы не только ходят с молитвами вокруг озера, но и отправляются в сторону от озера в лес, чтобы посетить тоже овеянные легендами могилы «Трех Старцев» и святой источник «Кибелёк»

 

 

Интересен музей «Китеж» в селе Владимирском, стоящем у этого удивительного озера. В этом музее помимо собранных здесь старинных предметов быта можно посмотреть и на все то, что связано с озером Светлояр. Остановившись у стенда, можно прочитать и легенду об этом озере:

В самый критический момент для Китежа, когда Батыевы войска совсем близко подошли к городу, старцы праведные обратились с молитвой к Самой Царице Небесной, взывая о помощи. Вдруг Божественный Свет озарил страждующих и сама пречистая Сияющая Матерь Божья спустилась с небес. В руках она держала чудодейственную вуаль. "Радуйтесь православные. Господь пребудет с вами от сего дня до скончания времен".

И свершилось чудо. Белое покрывало сокрыло Китеж-Град со всем его праведным людом и стал город невидим для врагов. Земля же вокруг города с шумом разверзлась и в одно мгновение поглотила испуганных подступивших татар. И по сей день приходящие поклониться Святыне, поднимаясь на Святую гору, где крест животворящий стоит, могут увидеть камень древний. А на камне том след, что оставила сама Царица Небесная, заступница и покровительница Земли Русской".

Верить или не верить в эту легенду пусть каждый решает сам для себя.

Лично я не очень верю и в легенды о невидимом граде Китеже, легенде об оставленной на камне стопочки Богородицы и легендам о могиле «Трех старцев» («Трех погибших в бою Богатырей»).

Но что снова и снова заставляет меня приезжать на это озеро, на котором я был не менее двадцати раз (во все времена года) – НЕПОНЯТНО!!

Что касается крепости в селе Городищи (Борского района), ставшей (по утверждению Кирьянова И.А.) прообразом града Китежа то в настоящее время ее состояние таково:

Валы на ней просматриваются очень хорошо и почти по всему периметру (кроме въезда в нее). Особенно хорошо они сохранились со стороны Мосолова ручья и асфальтовой дороги на въезде в село Городищи.

 

 

Чуть хуже валы сохранились со стороны реки Ватома, где по части вала сейчас проходит небольшая асфальтовая дорожка к соседнему с крепостью зданию.

 

 

В самой крепости в здании бывшей Троицкой церкви в настоящее время расположилось детское учреждение «Ёлочка», часть хозяйственных построек которой находятся у восточных валов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.016 с.)