Меры и методы борьбы международных организаций с феноменом гендерного насилия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меры и методы борьбы международных организаций с феноменом гендерного насилия



Совет Безопасности ООН, как главный гарант поддержания «мира во всем мире» активно борется с гендерным насилием. В рамках функционирования данного органа принято семь резолюций по гендерному вопросу в международных военных конфликтах.

• S/RES/1325 (2000)

• S/RES/1820 (2008)

• S/RES/1888 (2009)

• S/RES/1889 (2009)

• S/RES/1960 (2010)

• S/RES/2106 (2013)

• S/RES/2122 (2013)

Базисом является Резолюция СБ ООН 1325, в которой поднята проблема исключительного и несоразмерного влияния вооруженных конфликтов и их последствий на женщин и девочек. В резолюции 1325 (2000) Совета Безопасности подчеркивается важность “обеспечения равноправного, всестороннего и активного участия женщин в предотвращении и урегулировании конфликтов, миростроительстве и поддержании мира. Резолюция призывает государства-члены «обеспечить равноправное и всестороннее участие женщин во всех усилиях по поддержанию и укреплению мира и безопасности и настоятельно рекомендует всем сторонам расширить участие женщин и обеспечить учет гендерной проблематики во всех мероприятиях в области миростроительства».[48]

В целях развития идей, сформулированных в резолюции 1325, Совет Безопасности принял резолюцию 1889 (2009), в которой содержится призыв к расширению участия женщин в политических процессах и разработке показателей для оценки прогресса в осуществлении резолюции 1325 в перспективе.[49]

Признавая серьезные последствия сексуального насилия в условиях конфликтов для поддержания мира и безопасности, Совет Безопасности принял резолюцию 1820 (2008), в которой констатируется наличие прямой связи между сексуальным насилием как военной тактикой и проблемами женщин, мира и безопасности. Резолюция 1820 усиливает положения резолюции 1325 и акцентирует внимание на том, что «сексуальное насилие в условиях конфликта является военным преступлением», и требует от сторон-участниц вооруженного конфликта немедленного принятия надлежащих мер для защиты гражданских лиц от гендерного насилия, включая разъяснительную работу с военнослужащими и применение дисциплинарных мер.[50]

В резолюции 1888 (2009), принятой в развитие резолюции 1820, Совет поручает миротворческим миссиям обеспечивать защиту женщин и детей от гендерного насилия в условиях вооруженного конфликта и обращается с просьбой к Генеральному секретарю о назначиении Специального представителя по вопросу о сексуальном насилии в условиях вооруженного конфликта.[51]

Резолюция 1960, в которой развивается и углубляется тема борьбы с сексуальным насилием в контексте проблем женщин, мира и безопасности, принята в 2010 году.[52]

В качестве последующих мер в отношении сокращения и ликвидации насилия резолюции 1960 Совет Безопасности принял резолюцию 2106, которая подтверждает намерение всех государств-членов ООН активизировать свои действия по выполнению предыдущих мандатов по борьбе с безнаказанностью за насилие над женщинами в ходе конфликтов.[53] В резолюции 2106 также подтверждается центральная роль гендерного равенства, политических, социальных и экономических прав и возможностей женщин в усилиях по предотвращению сексуального насилия в вооруженных конфликтах и постконфликтных ситуациях.

В последней из рассматриваемых в работе резолюции 2122 сделан акцент на ответственности государств-членов ООН за выполнение резолюции 1325, а также подчеркнута важность “участия женщин на всех этапах предотвращения, урегулирования и восстановления”.[54]

Совет по правам человека и Управление Верховного комиссара ООН по правам человека выделяют отдельно насилие в отношении женщин с ограниченными возможностями. Так, лица с умственными и психосоциальными нарушениями, в особенности, проживающие в интернатах, могут подвергнуться изоляции чаще, чем не имеющих таких нарушений.[55] Кроме того, женщины переживают ограниченные возможности иначе, чем мужчины, и это различие в большой степени формируется и определяется гендерными установками.[56] Как следствие, женщины с ограниченными возможностями с большей вероятностью могут подвергаться насилию и (или) в меньшей степени способны обратиться за поддержкой и избежать насилия по сравнению как с мужчинами с ограниченными возможностями, так и с женщинами, чьи возможности не ограничены. Помимо этого, из-за стереотипов, неверно описывающих женщин и девушек с ограниченными возможностями как несексуальных, послушных и робких, по отношению к ним возможно не только совершение насилия, но и недоверие к их заявлениям о случаях насилия, что приводит к безнаказанности насильника. Тем не менее, качественный анализ опыта членов отдельных вооруженных групп дает весьма неоднозначную картину. Исследователи находят примеры, когда нестабильность государтсвенного устройства является значимым фактором влияния на эскалацию гендерного насилия, но также находят подтверждения гипотезы о приказывах военно-полевых командиров своим подчиненным изнасиловать гражданских лиц.[57] Другие формы насилия, которым подвергаются женщины с ограниченными возможностями – это отказ в медикаментозном лечении, коммуникации; отказ в помощи в ежедневном самообслуживании, контроль за распорядком дня потерпевших с ограниченными возможностями, включающий  запреты на доступ к друзьям и родственникам.[58]

В международном праве гендерное насилие классифицировано как международное уголовное преступление. Обратимся к Римскому Статуту Международного уголовного суда:

1) Как «преступление против человечности», согласно пунтам g и h Статьи 7 Статута:

g) «изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести»;

h) «преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным, как это определяется в пункте 3, или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву, в связи с любыми деяниями, указанными в данном пункте, или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда»;

2) Как «военное преступление», согласно Статье 8 Статута:

xxii) «изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, как она определена в пункте 2 "f" статьи 7, принудительная стерилизация и любые другие виды сексуального насилия, представляющие собой грубое нарушение Женевских конвенций»;[59]

Несмотря на принятие ряда международно-правовых документов и попытки мирового сообщества искоренить данную проблему статистика гендерного насилия демонстрирует не соответствующую ожиданиям положительную динамику.

В 2000-х годах интерес к гендерной проблематике в научных исследованиях возрастает в связи с увеличением миграционных потоков вследствие смещения фокуса войн с открытых столкновений между великими державами в региональную плоскость. Согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, 80% из них относятся к категории «женщины и дети», которые являются группой риска ввиду особой уязвимости к насилию и эксплуатации со стороны военного и иммиграционного персонала, мужчин-беженцев и соперничающих этнических групп. Вышеупомянутый сценарий свидетельствует о недостаточности мер, принятых на национальном и международном уровнях, в целях содействия укреплению защитного потенциала женщин. Равновесие власти для обеспечения гендерного равенства до сих пор не изменилось в пользу женщин, и они подвергаются дискриминации на всех уровнях – в семье, социальной группе и государстве.[60] Эти исследования обеспечивают базу научных данных для разработки законов и стратегий, направленных на борьбу с гендерным насилием (далее - ГН). В то же время, по-прежнему имеются пробелы в знаниях обо всех формах ГН. До сих пор во многих странах нет достоверных данных о ГН, а если они и существуют, то зачастую не позволяют проводить сравнения из-за различий в использованных методиках.[61] Помимо этого, лишь в немногих странах данные о ГН собираются регулярно, что позволило бы зафиксировать изменения, происходящие с течением времени. Существующие инициативы по сбору данных и проведению исследований до сих пор были преимущественно сосредоточены на изучении насилия со стороны интимного партнера, сексуального насилия, жестокого обращения с детьми и калечащих операций на женских половых органах, в то время как многие другие формы ГН недостаточно зафиксированы документально. В число последних включены убийства женщин, сексуальное насилие во время военных конфликтов, торговля женщинами и девочками, сексуальное преследование и насилие на рабочем месте, в школах и в местах пребывания/содержания, например, учреждениях здравоохранения, тюрьмах и пунктах задержания.[62]

В обзоре канадского политолога Луизы Резерфорд из Университета Оттавы достаточно подробно проанализировано влияние резолюции 1325 на изменения в международных программах демобилизации и разоружения.

В ее исследовании гендер рассматривается как социально-ролевой конструкт, который влияет на формирование неравенства в обращении с мужчинами и женщинами при ведении войн и военных действий. Организация Объединенных Наций считает своим долгом устранить это неравенство и обеспечить максимальную защиту “угнетаемому полу”, а также выражает заинтересованность в вовлечении женщин в процесс мирного урегулирования и поддержания мира и безопасности на всех уровнях.

Резерфорд указывает на преобладание в 21 веке гражданских и внутригосударственных военных конфликтов над межгосударственными, ввиду чего стирается граница между театром военных действий и зонами проживания мирного населения, что провоцирует всплеск насилия. Также она отмечает исключение женщин из переговорного процесса, невнимание к случаям, когда женщины выступают в качестве потерпевшей стороны, недостаточную представленность женщин на руководящих политических должностях и в сфере политической активности, что приводит к увеличению угрозы безопасности, обусловленной разделением по гендерному признаку. Миротворческая активность и мирные инициативы женщин воспринимаются серьезно на уровне международных неправительственных организаций и общественных объединений, в то время как массово игнорируются в “большой политике” или воспринимается как «данность гендера».[63] Осознание международным сообществом необходимости большего вовлечения женщин в процесс миротворчества и миростроительства важно не только для предотвращения возникновения новых угроз безопасности, но и играет значительную роль в процессе постконфликтного урегулирования и восстановления.

Суть реформирования системы безопасности в пользу защиты прав и интересов женщин в военных конфликтах и постконфликтном урегулировании отражена в справочном пособии Международного Научно-исследовательского и учебного института по положению женщин ООН, "Гендер и безопасность" от 2010 года.[64] Для целей данной работы важно отметить часть, посвященную "Выполнению резолюций о женщинах, мире и безопасности в ходе реформирования сектора безопасности". Авторы показывают, что процессы реформирования сектора безопасности оказывают наиболее сильное влияние на страны, находящиеся в условиях вооруженного конфликта или переживающие процесс постконфликтного урегулирования, однако, неизбежно протекают и в государствах, в которых в течение длительного времени не велось никаких боевых действий. Процессы реформирования неразрывно взаимосвязаны с такими процессами, как разоружение, демобилизация, реинтеграция, контроля над вооружениями, осуществление правосудия и правоохранительных процедур в переходный период. Резолюции Совета Безопасности ООН, по мнению авторов, включают в себя 4 этапа и основаны на уже упомянутых ранее резолюциях Совета Безопасности ООН - 1325, 1820, 1888 и 1889. Проблема заключается в том, что ни одна из этих 4-х резолюций не является обязательной для выполнения государствами-членами ООН, хотя данные резолюции формируют повестку дня в области защиты прав женщин в различных фазах конфликта. Резолюции апеллируют к ряду обязательных для исполнения документов, таких как:

- Женевские конценции 1949 года и дополнительный протокол 1977 года;

- Конвенция о статусе беженцев 1951 года и дополнительный протокол 1967 года;

- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года и Факультативный протокол 1999 года;

- Римский статут Международного уголовного суда, упомянутый ранее.

Также резолюции содержат отсылки к другим документам международного гуманитарного и уголовного права и признают, что "сексуальное насилие усугубляет конфликт и в значительной степени препятствует его урегулированию".

Дополнительные сложности создает контроль за выполнением резолюций. РСБ ООН № 1325 и 1820 в качестве механизмов мониторинга предлагают только отчеты Генерального секретаря и ежемесячные слушания Экспертной группы по проблемам насилия. Государства регулярно включают в свои отчеты комитету Комитету по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (далее – КЛДЖ) о выполнении резолюции № 1325, а Комитет обращается к государствам с просьбой принятия конкретизированного и детализированного тактического плана по выполнению резолюций 1325 и 1820, включая формирование Национального плана действий (НПД).

Договаривающиеся стороны попеременно "перекладывают взаимные обязательства друг на друга" и приравнивают обязательства в рамках резолюций СБ ООН к обязательствам, принятым в рамках КЛДЖ в 1979.

Реализация РСБ ООН на национальном и региональном уровне связана с разработкой нормативно-правовых документов, вовлечением большего количества женщин в процессы постконфликного урегулирования, в особенности, представленности их на руководящих политических и военных должностях, учетом гендерной специфики в период активной фазы конфликта. Выполнение резолюций рассматривается в 5 видах контекстов: при проведении военной реформы, при проведении реформы полицейских сил, в условиях системы правосудия переходного периода, в рамках системы правосудия, при проведении миротворческих операций, в период вооруженного столкновения.

При составлении нормативных документов для контроля за исполнением РСБ ООН на различных уровнях следует:

- Использовать в тексте регламентирующих политику нормативных документов гендерно-специализированного язык, так как это помогает избежать случаев, когда какой-либо пол упускается из виду или не проводятся различия между потребностями мужчин и женщин. В некоторых ситуациях допустимо использование «гендерно-нейтрального» языка (например, вместо «мужчины» или «женщины» употреблять термин «люди»), однако при этом можно упустить тот факт, что некоторые проблемы характерны исключительно для женщин или для мужчин.

- Включать в текст нормативного документа заявления по борьбе с дискриминацией: это может оказать положительное влияние на структуру и кадровый состав институтов сектора безопасности.

Одним из необходимых условий обеспечения необходимого уровня развития сектора безопасности и достаточных для ликвидации угрозы мер кризисного реагирования является признание гендерного насилия одной из угроз безопасности на уровне нормативных политических документов безопасности, наряду с терроризмом, кибератаками, гибридными войнами, экстремизмом. Аналогичным образом, сбор данных о масштабах распространения, геополитике и географии гендерного насилия может быть рассмотрен в качестве индикатора для анализа обстановки в области безопасности. Примеры проведения подобного политического курса приведены в "Белой книге" Южно-Африканской Республики.

РСБ ООН № 1888 признает необходимость привлечения религиозных, традиционных, общинных лидеров к участию в реализации инициатив национально-государственной политики (далее - НГП) по РСБ. Это способствует легитимации внедряемых «сверху» инициатив и позволяет потерпевшим получать компенсацию в судебном порядке.

К концу 2010 года 21 страна разработала и опубликовала свой Национальный план действий по выполнению базовой РСБ ООН № 1325. Такими странами стали: Австрия (2007 г.), Бельгия (2009 г.), Босния и Герцеговина (2010 г.), Чили (2009 г.), Котд-Ивуар (2008 г.), Демократическая Республика Конго (ДРК) (2009 г.), Дания (2005 г.), Финляндия (2008 г.), Исландия (2008 г.), Либерия (2009 г.), Нидерланды (2007 г.), Норвегия (2006 г.), Филиппины (2010 г.), Португалия (2009 г.), Сьерра-Леоне (2010 г.), Руанда (2009 г.), Испания (2008 г.), Швеция (2006 г.), Швейцария (2007 г.), Уганда (2008 г.) и Соединенное Королевство (2007 г.). Многие другие страны в настоящее время разрабатывают свои НПД. В следующей главе будет рассказано о мерах, предпринимаемым в этом отношении правительством Кубы.[65]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.02 с.)