Тема 3. Классическая политэкономия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Классическая политэкономия



 

Исторические условия становления классической политической экономии. Предмет и метод классической политической экономии. Критика меркантилизма. Роль сферы производства. Трудовая теория стоимости. Развитие концепции экономического либерализма.

Классические идеи в работах У. Петти и П. Буагильбера. Систематизированное изложение классической политэкономии А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». «Начала политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо. Классическая политэкономия после основоположников. Особенности методологии Ж.-Б. Сея. Теория рынков. Т.Р. Мальтус и его «закон народонаселения». «Основы политической экономии» Дж.Ст. Милля. Синтез идей классической школы и их развитие. Распространение классических идей в России (С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков).

Задания для самостоятельной работы

 

Вопросы:

 

1. Прокомментируйте афоризм У. Петти «Труд есть отец богатства, а земля – его мать».

2. Общее и особенное в трактовке Петти и Буагильбера теории трудовой стоимости, их отношение к меркантилизму, деньгам, развитию промышленности и сельского хозяйства.

3. В чем вы видите основную заслугу А. Смита и Д. Рикардо – основоположников классической школы политической экономии?

4. На основе прочтения «Книги 1. Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между различными классами народа (главы I – V)» из произведения А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» ответьте на вопросы:

1) В чем состоят причины разделения труда? Каковы последствия разделения труда?

2) Чем отличаются сельское хозяйство и промышленность с точки зрения разделения труда и к чему это приводит в экономике?

3) Какова взаимосвязь между степенью разделения труда и уровнем развития экономики?

4) Найдите предложения, которыми Смит выражает сущность «человека экономического». Каким образом такое поведение человека способствует развитию экономики?

5) Какова роль денег в экономике по мнению Смита? Определяется ли ими богатство народа?

6) Что такое потребительная и меновая стоимости? Как они взаимосвязаны и каковы их отличия?

7) Найдите предложения, которыми Смит выразил трудовую теорию стоимости. В чем ее сущность?

5. На основе прочтения «Книги 2. Глава III. О накоплении капитала, или о труде производительном и непроизводительном» из произведения А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» ответьте на вопросы:

1) Какой труд является производительным и непроизводительным? На чем основано это деление по Смиту? Верно ли это для сегодняшнего дня? Почему? Был ли А. Смит полностью прав?

2) От чего зависит соотношение производительных и непроизводительных работников в экономике? Что нужно делать, чтобы часть непроизводительных рабочих была меньше?

3) Какова роль сбережений в экономике по Смиту? К чему приводят расточительные расходы?

4) Как уравновешиваются расточительность и бережливость? Почему расточительность не приводит к серьезным экономическим проблемам?

5) Когда расточительность может привести к экономическому спаду?

6) Потребление каких товаров увеличивает богатство человека и государства? Почему?

6. Прокомментируйте проблему, выдвинутую Т. Мальтусом в его известном труде. Как трактуется она в современных условиях?

7. «Закон рынков» Ж.Б. Сея: достоинства и недостатки идеи автора.

 

Темы контрольных работ (рефератов):

 

1. Экономическая теория У. Петти.

2. Экономическая теория П. Буагильбера.

3. «Исследование о природе и причинах богатства народов» - главный научный труд А. Смита.

4. Д. Рикардо и его роль в развитии классической политэкономии.

5. Т. Мальтус и его экономические взгляды. «Опыт о законе народонаселения».

6. Развитие классических идей Ж.Б. Сеем.

7. Дж.Ст. Милль, особенности и содержание его политической экономии, проект реформ.

 

Тесты для самоконтроля:

 

1) У. Петти и П. Буагильбер – родоначальники теории цены, определяемой:

1. производственными издержками (теория издержек)

2. затратами труда (трудовая теория стоимости)

3. предельной полезностью

4. колебаниями спроса и предложения на рынке

2) Принципы экономического либерализма первыми сформулировали:

1. меркантилисты

2. классики

3. физиократы

4. маржиналисты

3) Автором теории сравнительных преимуществ во внешней торговле является:

1. А. Маршалл

2. Т. Мальтус

3. Ф. Лист

4. Д. Риккардо

4) «Невидимая рука» А. Смита – это:

1. механизм государственного управления экономикой

2. действие объективных экономи­ческих законов

3. механизм хозяйствования, обусловленный божественным провиде­нием

4. взаимодействие законов природы и экономики

5) Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса, главной причиной бедности является:

1. несовершенство социального законодательства

2. неравномерное распределение имущества

3. всевозрастающие темпы роста населения

4. чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса

Литература:

1. История экономических учений (под. ред. А.С. Квасова) – раздел II главы 4, 5.

2. История экономических учений (А. Маркова, Ю. Федулов) – раздел II главы 4, 5.

3. Горяинова, Л.В. История экономических учений – глава 3.

4. Воронкова, О.В. История экономических учений – главы 5, 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.012 с.)