История экономических учений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История экономических учений



ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы

 

для студентов

факультета экономики и менеджмента

всех специальностей и направлений подготовки

и юридического факультета по специальности

036401.65 «Таможенное дело»

 

 

Киров

2014


УДК 330.8(07)

ББК 65.02

 

Допущено к изданию методическим советом факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «ВятГУ» в качестве учебно-методического пособия для самостоятельной работы студентов факультета экономики и менеджмента всех специальностей и направлений подготовки и юридического факультета специальности 036401.65 «Таможенное дело» всех форм обучения.

 

 

Рецензент:

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «ВятГУ»,

Фуфачева Людмила Анатольевна

 

Куклин, А.В.

 

К21 История экономических учений: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы / А.В. Куклин. – Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014.- 33 с.

 

 

УДК 330.8(07)

ББК 65.02

 

Учебно-методическое пособие включает в себя содержание тем дисциплины, задания для самостоятельной работы, темы рефератов (контрольных работ), тестовые задания для самоконтроля, список литературы и вопросы для зачета (экзамена). Пособие предназначено для студентов факультета экономики и менеджмента всех специальностей и направлений подготовки и юридического факультета специальности 036401.65 «Таможенное дело» всех форм обучения, изучающих дисциплину «История экономических учений».

 

 

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………….…………............................. 4
Общие сведения по изучению дисциплины …………………… 5
Тема 1. Возникновение экономической мысли и особенности экономических, воззрений в древних государствах и в средние века ………………………………………………………… 6
Тема 2. Первые теоретические системы в области экономических знаний ……………………………………………………. 8
Тема 3. Классическая политэкономия …………………………. 10
Тема 4. Политическая экономия К. Маркса …………………… 12
Тема 5. Историческая школа в Германии ……………………… 14
Тема 6. Экономические аспекты социалистических учений …. 16
Тема 7. Особенности экономической мысли в России в 18-19 вв. ……………………………………………………………….. 17
Тема 8. Маржинализм и формирование неоклассического направления ……………………………………………………. 19
Тема 9. Кейнсианство ……………………………………………. 21
Тема 10. Современные школы неоклассического направления 23
Тема 11. Институционализм …………………………………….. 25
Тема 12. Российская экономическая мысль в 20 веке …………. 27
Вопросы к зачету (экзамену) по истории экономических учений ……………………………………………………………… 30
Список литературы по истории экономических учений ………. 31
Список использованной литературы …………………………… 32

Введение

 

Одной из общетеоретических дисциплин, изучение которых предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки специалистов и бакалавров в учебных заведениях высшего профессионального образования, является история экономических учений. Эта дисциплина позволяет получить студентам систематизированные представления о становлении и развитии экономической науки, единстве и многообразии экономического знания.

Изучение истории экономических учений:

1. Позволяет студентам осмыслить закономерности эволюции, содержание мировой экономической мысли.

2. Помогает выработать отношение к различным школам, отдельным авторам экономической теории, уловить специфику их научных подходов, понять место и роль в истории экономических учений.

4. Способствует формированию их экономической культуры и культуры экономического мышления.

5. Содействует формированию навыков видения как рациональных, так и некорректных моментов в социально-экономической политике государств на протяжении экономической истории, предвидения вероятных результатов принимаемых экономических решений.

6. Позволяет сформировать представление о месте и роли отечественной экономической мысли в мировой экономической науке, её специфике.

Для освоения содержания дисциплины и подготовки к зачету или экзамену, студенту необходимо достаточно много работать самостоятельно. В этой связи данное учебно-методическое пособие будет способствовать организации самостоятельной работы. Оно включает в себя программу по дисциплине, темы рефератов (контрольных работ), тесты для самоконтроля, примерный перечень вопросов к зачету, список основной и дополнительной литературы.

 


Общие сведения по изучению дисциплины

Цель изучения дисциплины «История экономических учений» состоит в приобретении студентами знаний об исторической эволюции мировой экономической науки, о конкретных предпосылках формирования современной экономической мысли.

Задачи изучения дисциплины:

- формирование системы знаний о современной экономической мысли как результате многовекового развития науки;

- выработка системного подхода к анализу макроэкономических преобразований и оценке современной экономической политики государств и правительств;

- формирование представления о месте и роли отечественной экономической мысли в мировой экономической науке;

- закрепление и углубление знаний, полученных при изучении «Экономической теории».

Место дисциплины в структуре учебного плана.

Учебная дисциплина «История экономических учений» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (дисциплина по выбору).

Для успешного освоения курса дисциплины, студенты должны владеть материалами предшествующих дисциплин: «Экономическая теория», «Философия», «История экономики».

Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- структуру современной экономической мысли: основные на­правления и ведущие научные школы;

- принципы и критерии классификации этих школ и направлений;

- основные пути, по которым шло развитие мировой экономиче­ской мысли, и существующие в ней современные тенденции;

- крупнейших представителей отечественной науки, содержание и значение их вклада в мировую экономическую мысль;

- теоретические рекомендации и аргументацию представителей важнейших школ относительно решения основных проблем экономики.

уметь:

- отобрать из прошлых или ныне существующих теорий те, которые в большей мере повлияли или влияют на взгляды современных учёных-экономистов и политиков;

- дать оценку тем или иным элементам экономической политики и важным макроэкономическим преобразованиям.

владеть:

- методологией микро - и макроэкономического анализа.

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации организации выполнения поручений.

 


Тема 11. Институционализм

 

Предпосылки и основные направления американского институционализма. Содержание и значение работы Т. Веблена «Теория праздного класса». Социально-правовой институционализм Дж. Р. Коммонса. Ста­тистический институционализм У. К. Митчелла.

Послевоенный институционализм. Теория «доминирующей экономики» Ф. Перру. Технологический детерминизм Дж. К. Гэлбрейта. Теории трансформации Г. Минза, А. Берли, Дж. М. Кларка.

Методологические особенности и структура новой институцио­нальной теории. Трансакционная теория фирмы, теория прав собствен­ности и теорема Коуза. Институциональный анализ фирмы и рынка О. Уильямсона. Обоснование типов фирменной организации Г. Беккера. Тео­рия общественного выбора Дж. Бьюкенена. Новая экономическая история Д. Норта. Особенности современного институционализма.

Задания для самостоятельной работы

 

Вопросы:

 

1. Поясните смысл идеи, выдвинутой Т. Вебленом: «институты – основа экономического поведения».

2. В чем состоит основная идея труда У. Митчелла «Экономические циклы: Проблема и ее постановка»?

3. Поясните существо и концепцию «техноструктуры и индустриальной системы» Дж. К. Гэлбрейта

4. В чем существо теории общественного выбора Дж. Бьюкенена?

5. Постиндустриализм и общество «третьей волны» (Д. Белл и Э. Тоффлер).

6. Как предлагает решать проблему «внешних эффектов» Р. Коуз?

7. Г. Беккер: экономический подход к анализу неэкономических сфер деятельности.

 

Темы контрольных работ (рефератов):

 

1. Отличие институционального направления от неоклассического.

2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена.

3. Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса.

4. Конъюнктурно-статистический институционализм У.К. Митчелла.

5. Дж. К. Гэлбрейт и его вклад в экономическую науку.

6. Стокгольмская школа в истории экономических учений.

7. Р. Коуз как основоположник новой институциональной теории.

 

Тесты для самоконтроля:

 

1) В качестве предмета экономического анализа представителями институционализма выдвигается:

1. сфера обращения (потребления)

2. сфера производства (предложения)

3. сфера обращения и сфера производства одновременно

4. совокупность экономических и неэкономических факторов

2) У.К. Митчелл – родоначальник одного из течений институционализма, получившего название:

1. традиционное

2. конъюнктурно-статистическое

3. социально-психологическое

4. социально-правовое

3) Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию роста спроса со стороны потребителей в связи:

1) с возросшим уровнем цен

2) с появлением комплементарных товаров

3) со снизившимся уровнем цен

4) с появлением товаров-субститутов

4) Автором теории техноструктуры, уравновешивающих сил, конвергенции является:

1. А. Берли

2. Дж. К. Гэлбрейт

3. Дж. М. Кларк

4. Г. Минз

5) Основоположником неоинституционализма является:

1. Д. Норт

2. Г. Беккер

3. Р. Коуз

4. Дж. Бьюкенен

Литература:

1. История экономических учений (под. ред. А.С. Квасова) – раздел III главы 18, 19.

2. История экономических учений (А. Маркова, Ю. Федулов) – раздел III главы 18, 19.

3. Горяинова, Л.В. История экономических учений – глава 5.

4. Воронкова, О.В. История экономических учений – глава 11.

Вопросы к зачету (экзамену) по истории экономических учений

 

1. Предмет, метод, структура курса «История экономических учений».

2. Этапы развития и главные особенности экономической мысли древнего мира и средневековья.

3. Меркантилизм. Основные этапы его развития. Меркантилизм и современная экономическая политика.

4. Школа физиократов. Экономические представления П. Буагильбера, Ф. Кенэ, А. Тюрго.

5. Исторические условия становления, этапы и общая характеристика классической политической экономии.

6. Английская школа классической политэкономии. Экономические представления У. Петти, А. Смита, Д. Риккардо.

7. Экономические взгляды Ж. Б. Сэя. Закон народонаселения Т. Р. Мальтуса. Особенности политэкономии Дж. С. Милля.

8. Экономическая теория К. Маркса.

9. Маржинализм и неоклассическое направление: методологические особенности, этапы развития.

10. Австрийская школа и научные достижения К. Менгера, Ф. Визера, Е. Бем-Баверка.

11. Теории благосостояния А. Пигу и В. Парето. Л. Вальрас и экономисты-математики.

12. Научные достижения А. Маршалла и Дж.Б. Кларка. Неоклассическое направление.

13. Ф. Лист и методология исторической школы. «Старая» историческая школа.

14. Основные идеи новой (молодой) исторической школы. «Юная» историческая школа.

15. Экономические аспекты социалистических учений. Главные черты социальных и экономических систем государств утопий у Т.Мора, Т. Кампанеллы.

16.  Экономический романтизм С. Сисмонди и П.-Ж. Прудона. Утопический (ранний) социализм А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

17. Классический институционализм: Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл.

18. Послевоенный институционализм и теории трансформации.

19. Методологические особенности экономического учения Дж.М. Кейнса.

20. Эволюция кейнсианства и неоклассический синтез.

21. Австрийская школа и неолиберализм в Германии.

22. Американский монетаризм М. Фридмена.

23. Теория экономики предложения и школа рациональных ожиданий.

24. Современный институционализм.

25. Экономическая мысль в России в 20 веке.


Список литературы по истории экономических учений

 

Основная литература

1. История экономических учений. Учебник [Электронный ресурс] / под. ред. А.С. Квасова. - Москва: Юнити-Дана, 2012. - 496 с.

2. История экономических учений. Учебник [Электронный ресурс] /: А. Маркова, Ю. Федулов. - Москва: Юнити-Дана, 2012. - 472 с.

 

Дополнительная литература

3. Горяинова, Л. В. История экономических учений: учебно-практическое пособие [Электронный ресурс] / Горяинова Л. В. - Москва: Евразийский открытый институт, 2011. - 247 с.

4. Воронкова, О. В. История экономических учений. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Воронкова О. В. - Новосибирск: НГТУ, 2011. - 164 с.

5. История экономики и экономических учений. Сборник студенческих работ [Электронный ресурс]  / под ред. Г. Чухнина. - М.: Студенческая наука, 2012. - 1116 с.

6. Розмаинский, И.В. История экономического анализа на Западе. Текст лекций [Электронный ресурс] / И.В. Розмаинский, К.А. Холодилин. - М.:Директ-Медиа, 2013. - 213 с.

Методическая литература

 

7. Почуева, В.Ф. Тренировочные тесты для самостоятельной работы по дисциплине "Экономическая теория" (разделы: 3 "Макроэкономика", 4 "Мировая экономика", 5 "История экономических учений") для студентов СЭФ [Электронный ресурс] / В. Ф. Почуева, Л. К. Прокопенко; ВятГУ, СЭФ, каф.ЭиП. - Киров: [б. и.], 2010.


Список использованной литературы

 

1. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. - М.: Юрист, 1998. – 113 с.

1. Гурова И.П., Сазанова С.Л. История экономических учений. Учебно-практическое пособие. - Ульяновск: УлГУ, 2001.- 100 с.

2. История экономических учений: Учебное пособие. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2006 – 143 с.

3. Чекалкина В.Я., Панич А.В. История экономических учений: Программа, методические рекомендации по выполнению и тематика контрольных работ, вопросы к зачету, тесты для самопроверки, список литературы для студентов заочной и очно-заочной форм обучения экономического факультета. – Киров: ВГСХА, 2008. – 44 с.

4. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 480 с.

 


Учебное издание

 

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы

 

Куклин Андрей Владимирович

 

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы

 

для студентов

факультета экономики и менеджмента

всех специальностей и направлений подготовки

и юридического факультета по специальности

036401.65 «Таможенное дело»

 

 

Киров

2014


УДК 330.8(07)

ББК 65.02

 

Допущено к изданию методическим советом факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «ВятГУ» в качестве учебно-методического пособия для самостоятельной работы студентов факультета экономики и менеджмента всех специальностей и направлений подготовки и юридического факультета специальности 036401.65 «Таможенное дело» всех форм обучения.

 

 

Рецензент:

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «ВятГУ»,

Фуфачева Людмила Анатольевна

 

Куклин, А.В.

 

К21 История экономических учений: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы / А.В. Куклин. – Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014.- 33 с.

 

 

УДК 330.8(07)

ББК 65.02

 

Учебно-методическое пособие включает в себя содержание тем дисциплины, задания для самостоятельной работы, темы рефератов (контрольных работ), тестовые задания для самоконтроля, список литературы и вопросы для зачета (экзамена). Пособие предназначено для студентов факультета экономики и менеджмента всех специальностей и направлений подготовки и юридического факультета специальности 036401.65 «Таможенное дело» всех форм обучения, изучающих дисциплину «История экономических учений».

 

 

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………….…………............................. 4
Общие сведения по изучению дисциплины …………………… 5
Тема 1. Возникновение экономической мысли и особенности экономических, воззрений в древних государствах и в средние века ………………………………………………………… 6
Тема 2. Первые теоретические системы в области экономических знаний ……………………………………………………. 8
Тема 3. Классическая политэкономия …………………………. 10
Тема 4. Политическая экономия К. Маркса …………………… 12
Тема 5. Историческая школа в Германии ……………………… 14
Тема 6. Экономические аспекты социалистических учений …. 16
Тема 7. Особенности экономической мысли в России в 18-19 вв. ……………………………………………………………….. 17
Тема 8. Маржинализм и формирование неоклассического направления ……………………………………………………. 19
Тема 9. Кейнсианство ……………………………………………. 21
Тема 10. Современные школы неоклассического направления 23
Тема 11. Институционализм …………………………………….. 25
Тема 12. Российская экономическая мысль в 20 веке …………. 27
Вопросы к зачету (экзамену) по истории экономических учений ……………………………………………………………… 30
Список литературы по истории экономических учений ………. 31
Список использованной литературы …………………………… 32

Введение

 

Одной из общетеоретических дисциплин, изучение которых предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки специалистов и бакалавров в учебных заведениях высшего профессионального образования, является история экономических учений. Эта дисциплина позволяет получить студентам систематизированные представления о становлении и развитии экономической науки, единстве и многообразии экономического знания.

Изучение истории экономических учений:

1. Позволяет студентам осмыслить закономерности эволюции, содержание мировой экономической мысли.

2. Помогает выработать отношение к различным школам, отдельным авторам экономической теории, уловить специфику их научных подходов, понять место и роль в истории экономических учений.

4. Способствует формированию их экономической культуры и культуры экономического мышления.

5. Содействует формированию навыков видения как рациональных, так и некорректных моментов в социально-экономической политике государств на протяжении экономической истории, предвидения вероятных результатов принимаемых экономических решений.

6. Позволяет сформировать представление о месте и роли отечественной экономической мысли в мировой экономической науке, её специфике.

Для освоения содержания дисциплины и подготовки к зачету или экзамену, студенту необходимо достаточно много работать самостоятельно. В этой связи данное учебно-методическое пособие будет способствовать организации самостоятельной работы. Оно включает в себя программу по дисциплине, темы рефератов (контрольных работ), тесты для самоконтроля, примерный перечень вопросов к зачету, список основной и дополнительной литературы.

 


Общие сведения по изучению дисциплины

Цель изучения дисциплины «История экономических учений» состоит в приобретении студентами знаний об исторической эволюции мировой экономической науки, о конкретных предпосылках формирования современной экономической мысли.

Задачи изучения дисциплины:

- формирование системы знаний о современной экономической мысли как результате многовекового развития науки;

- выработка системного подхода к анализу макроэкономических преобразований и оценке современной экономической политики государств и правительств;

- формирование представления о месте и роли отечественной экономической мысли в мировой экономической науке;

- закрепление и углубление знаний, полученных при изучении «Экономической теории».

Место дисциплины в структуре учебного плана.

Учебная дисциплина «История экономических учений» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (дисциплина по выбору).

Для успешного освоения курса дисциплины, студенты должны владеть материалами предшествующих дисциплин: «Экономическая теория», «Философия», «История экономики».

Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- структуру современной экономической мысли: основные на­правления и ведущие научные школы;

- принципы и критерии классификации этих школ и направлений;

- основные пути, по которым шло развитие мировой экономиче­ской мысли, и существующие в ней современные тенденции;

- крупнейших представителей отечественной науки, содержание и значение их вклада в мировую экономическую мысль;

- теоретические рекомендации и аргументацию представителей важнейших школ относительно решения основных проблем экономики.

уметь:

- отобрать из прошлых или ныне существующих теорий те, которые в большей мере повлияли или влияют на взгляды современных учёных-экономистов и политиков;

- дать оценку тем или иным элементам экономической политики и важным макроэкономическим преобразованиям.

владеть:

- методологией микро - и макроэкономического анализа.

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации организации выполнения поручений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.142 с.)