Тема: «развитие предпосылок логического мышления у детей дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша и развивающей игры В. В. Воскобовича «фонарики». » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «развитие предпосылок логического мышления у детей дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша и развивающей игры В. В. Воскобовича «фонарики». »



Заключение.

С помощью одного дидактического пособия («Логические блоки Дьенеша») можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают и запоминают цвет, форму, величину и толщину предмета, тренируют мелкую моторику рук, совершенствуют речь, мышление, внимание, память и воображение. Но если в эту работу добавить второе пособие («Фонарики» В.В.Воскобовича), то возможности заметно расширяются.

С одной и той же игрой могут заниматься дети трех - семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в «необыкновенный мир» возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям.

 


Приложение 1

 

 

Конспекты сюжетных ННОД.

 


Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

 

«Путешествие в волшебный лес»

Возрастная группа: 2 младшая (дети 3 – 4 лет).

Программные задачи:

· Развивать умение группировать предметы по одному признаку (по цвету, по размеру), в процессе игр «Букет для Ежика» (с использованием развивающей игры «Фонарики») и «Помоги Мишутке» (с использованием блоков Дьенеша).

· Развивать умение анализировать (выбирать из множества нужную фигуру по цвету, форме, размеру), в процессе игры «Подарки жителям леса» (с использованием блоков Дьенеша).

· Развивать эмоциональную отзывчивость (чувство взаимопомощи).

 

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебный лес. Но чтобы туда попасть, нам нужно произнести волшебные слова (произносят вместе с воспитателем):

 

Мы идем в волшебный лес,

Много он хранит чудес!

Вокруг себя ты повернись,

В лесу волшебном очутись!

 

- Ой, ребята, посмотрите, кто это? (ежик).

- Но ежик о чем-то задумался…

- Он хотел собрать для своих друзей букеты из осенних листьев, но не просто букеты. Один букет он хотел собрать из зеленых листьев, а второй – из красных, но запутался. Поможем ежику?

- В одну вазу мы соберем все красные листья, а во вторую – зеленые.

- Тимур, в эту вазу какого цвета листочки мы будем собирать? (красные).

- Маша, а в эту вазу какого цвета листочки соберем? (зеленые).

Игра «Букет для Ежика»

(дети раскладывают фигуры из игры «Фонарики» по обручам)

            

   В процессе выполнения упражнения проводится индивидуальная работа с каждым ребёнком (почему этот листик положим именно в эту вазу?)

 

- Вот какие молодцы! Ежик говорит нам спасибо за помощь.

- А мы пойдем дальше. До свидания, ежик!

 

- Ребята, посмотрите, кто это здесь сидит? (медвежонок).

- Посмотрите, он какой-то грустный…Что случилось?

 

Медвежонок: Меня угостили конфетами и сказали, что одни конфеты для меня, а другие – для папы. Но я запутался и не могу разобраться, какие конфеты для кого?

- Поможем Мишутке?

- Как вы думаете, какие конфеты для папы? Какого размера? (папа большой, для него большие конфеты).

- А для Мишутки какого размера конфеты? (он маленький и для него маленькие конфеты).

- Давайте в большую корзину соберем конфеты для папы, а в маленькую – для Мишутки.

- Соня, конфеты какого размера мы будем собирать в эту корзину? (большие, для папы).

- Леня, а в эту корзину мы какого размера конфеты будем собирать? (маленькие, для Мишутки).

 

Игра «Помоги Мишутке».

В процессе выполнения упражнения проводится индивидуальная работа (кого ты угостишь этой конфетой? почему?)

 

Медвежонок: Спасибо большое, ребята!

- До свидания, Мишутка! А нам пора отправляться дальше… Посмотрите, на какую красивую полянку мы попали!

Давайте мы с вами присядем на полянке и сделаем подарки для жителей волшебного леса, чтобы они нас всегда помнили и не забывали.

 

- Мы с вами подарим им вот такие фотографии (воспитатель раздаёт «фотографии» - картинки из альбома «Блоки Дьенеша для самых маленьких»)

- Но эти фотографии можно оживить… Как вы думаете, что нам для этого понадобится?

- Посмотрите, перед нами много разных фигурок. Рассмотрите их внимательно и выберите те, которые вам нужны для ваших фотографий, и соберите их.

     (дети самостоятельно собирают картинки из блоков)

 

Игра «Подарки жителям леса»

(проводится работа с картинками из альбома «Блоки Дьенеша для самых маленьких»). Дети подбирают подходящую по цвету, форме, размеру фигуру.

 

- Вот какие молодцы! У вас все получилось! Теперь жители волшебного леса будут смотреть на наши подарки и вспоминать нас.

 

- Давайте оставим подарки на полянке, чтобы жители волшебного леса их нашли и порадовались. А нам пора возвращаться!

 


Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

«Дом для друзей»

 

Возрастная группа: средняя (дети 4 – 5 лет).

Программные задачи:

    Развивать умение анализировать в процессе поиска лишней фигуры через игру «Кодовый замок» (с использованием развивающей игры «Фонарики»). Развивать умение читать кодовые обозначения блоков в процессе игр «Найди нужный блок», «Построй теремок». Развивать умение называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

    Воспитывать чувство взаимопомощи; вызвать чувство радости при удавшейся постройке.

 

Ход занятия:

    - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли зверята. Как вы думаете, из какой сказки пришли к нам гости? (из сказки «Теремок»).

    - Правильно, узнали героев сказки «Теремок», но что-то гости пришли к нам грустные. Я спросила у них и узнала, что их теремок, в котором они жили, развалился. Решили звери построить новый теремок. Они купили строительные материалы и сложили их в сундук. Сундук закрыли на замок, а ключ потеряли.

    - Ребята, звери просят помочь им открыть сундук и достать строительные материалы. Поможем нашим гостям?

 

Игра «Кодовый замок».

(по карточке дети определяют лишнюю фигуру, чтобы открыть замок).

 

(Открываем сундук и смотрим, что внутри. Там лежат «Блоки Дьенеша».)

 

-А теперь, ребята, нам нужно весь строительный материал разобрать, а то он весь перепутан.

(дети делятся на три группы, и каждая выполняет свое задание).

 

Игра «Найди нужный блок».

    (Лежат обручи, в обручах карточки с признаками блоков (по два признака)).

 

    - Молодцы, ребята! Быстро справились с заданием. Теперь у нас на стройке порядок.

    - А теперь, ребята, из этого строительного материала давайте построим теремки. И у каждого зверя будет свой теремок, и они смогут ходить друг к другу в гости.

 

Игра «Построй теремок».

(У каждого ребенка план – схема теремков. Дети самостоятельно выполняют задание).

 

    - Вот какие замечательные теремки у нас получились! Зверята очень довольны, что у них теперь у каждого есть свой дом. Теперь они будут ходить друг к другу в гости.

    - В благодарность за помощь они тоже приготовили для нас подарки (дарят сундук с подарками).

    - Теперь скажем спасибо зверятам и до свидания! И мы будем рады им помочь, если им еще понадобится наша помощь.

  

 

 


Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

«Спасатели приходят на помощь»

Возрастная группа: старшая (дети 5 – 6 лет).

Программное содержание:

 

1. Развивать умение анализировать, самостоятельно находить существенный признак для классификации в процессе игры «Найди лишнюю фигуру» (с использованием развивающей игры «Фонарики»).

 

2. Развивать умение находить фигуры по кодовым обозначениям (декодирование), описывать их с помощью кода (кодирование) в процессе игр «Билеты на автобус» (с использованием блоков Дьенеша), «Подбери ключ к замку» (с использованием блоков Дьенеша), «Транспорт к выезду готов» (с использованием развивающей игры «Фонарики»), «Восстанавливаем разрушенный город» (с использованием блоков Дьенеша), «Засадим клумбу цветами» (с использованием блоков Дьенеша).

 

3. Воспитывать дружеские чувства в процессе выполнения заданий (работы группами), способность сопереживать героям, вызвать желание помочь им.

 

Ход занятия:

 

-Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от Королевы Математики. Давайте прочитаем, что она нам написала.

 

В письме написано, что Королеву Математики похитил злой волшебник и держит ее в замке под замком. Она просит спасти ее.

 

-Ребята, поможем Королеве Математики? (ответ)

-А на чем мы отправимся в путь? (ответы детей).

-Ребята, я предлагаю отправиться в путь на автобусе. Но в автобус надо садиться строго по билетам. 

 

Игра «Билеты на автобус»

Детям раздаются зашифрованные карточки (закодированные с помощью кодов к логическим блокам Дьенеша). По ним дети ищут место с нужным блоком.

Например: не маленький, красный, не толстый, круглый; не большой, синий, не тонкий, квадратный и т.д.

-Все нашли свои места? Давайте проверим, покажите свои билеты и блоки. Молодцы!

Дети убирают блоки под стулья.

 

-Итак, в путь! (звучит музыка). Стоп, приехали!

 

-Ребята, посмотрите, перед нами старинный город. Что он в себе таит? Хотите узнать? Тогда вперед!!!

Дети подходят к импровизированным воротам.

-Посмотрите, какие необычные ворота. А что в них необычного? Какие геометрические фигуры вы видите на воротах?

-Пройти через эти ворота и попасть в город может только тот, кто найдёт лишнюю фигуру.

 

Игра «Найди лишнюю фигуру»

(с использованием игры В.В.Воскобовича «Фонарики»)

На «воротах» (арке) прикреплены карточки с фигурами. Нужно найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.

Например: лишний квадрат, потому что все другие фигуры треугольные; лишний зеленый круг, потому что все остальные фигуры красные.

На одной и той же карточке могут быть правильными несколько вариантов.

 

-Молодцы!!! Смело проходим через ворота города.

-Ребята, посмотрите, в городе случилась беда. Здесь похозяйничал злой волшебник и все разрушил. Как же быть? Мы поможем жителям города? (ответ).

- А чтобы перевозить тяжелые грузы для строительства, нам нужны грузовики. Давайте и их тоже построим.

 

Игра «Подбери ключ к замку»

(выбираем нужный ключ и открываем замок).

Королева Математики: -Спасибо вам, ребята! Вы спасли меня. А за вашу помощь я отблагодарю вас подарками (угощает детей).

 


Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

 

«Поможем Незнайке».

Возрастная группа: старшая (дети 5-6 лет)

Программные задачи: Развивать умение декодировать в процессе игры «Починим Ковер-самолет», «Построим ракету», используя четыре признака.

Развивать логическую операцию анализа в процессе декодирования по четырем признакам через игру «Помоги Знайке разложить метеориты» и упражнения «Открой замок».

Развивать умение описывать блок по четырем признакам.

Воспитывать умение работать в командах, желание помочь, чувство товарищества.

 

Ход занятия:

 

- Ребята, я сегодня шла в детский сад и мне вручили письмо. Посмотрим от кого оно?

- Читаем письмо: Дорогие ребята!

Я очень давно хочу со своими друзьями отправиться на Луну, но Знайка отказывается меня брать с собой, потому что считает, что я ничего не знаю. Чтобы выяснить так это или нет, Знайка дал мне задания. Если я их выполню, то он возьмет меня с собой на Луну. Но у меня ничего не выходит, и я совсем запутался. Мне очень нужна ваша помощь. Помогите мне, пожалуйста.

                                                                                  Ваш Незнайка.

- Ребята, поможем Незнайке? (да)

-Цветочный город- это сказочный город, поэтому и отправимся мы туда на сказочном транспорте.

-Какие виды сказочного транспорта вы знаете? (ответы детей)

- А мы с вами отправимся в путь на Ковре-самолете (разворачиваем ковер).

- Ребята, а ковер –то уже совсем старый, много лет служит в сказках и на нем образовались дыры. Надо его починить. Тут есть какие-то обозначения. Они помогут нам починить Ковер-самолет.

 

Игра «Разложи метеориты»

(дети раскладывают блоки в соответствии с условными обозначениями).

- Посмотрите, какой у нас теперь порядок в отсеках Знайки. А теперь мальчики пусть проверят девочек, не допустили ли они ошибок, а девочки проверят мальчиков.

- Ну что, все справились с заданием, все у нас верно? Тогда пойдем дальше.

- Ребята, посмотрите, а здесь сундук, но его просто так не открыть. На нем замок с шифром – это закодированный ключ. Нам надо его разгадать, чтобы узнать какой нам нужен ключ.

 

Игра «Подбери ключ к замку»

(следуя по указателям на карточке, дети определяют, какой же ключ должен получиться)

- Ребята, мы и с этим заданием справились. Давайте проверим, не ошиблись ли мы (открываем замок).

- Посмотрите, что здесь лежит?

- Здесь какие-то карточки. И они тоже зашифрованы. Но чтобы узнать, что же на них зашифровано, нам надо построить в соответствии со схемой и условными обозначениями.

 

Игра «Построим ракету».

(дети самостоятельно работают за столами каждый со своей схемой-шифром).

- Ребята, что же у нас получилось?

- Верно, у нас получились разные ракеты.

- А для чего же они нужны? Конечно, именно на них жители Цветочного города и отправятся на Луну.

- Ребята, а теперь поменяйтесь со своим партнером местами и проверьте друг друга, не допустил ли кто ошибок (дети проверяют друг друга).

 

-Ребята, мы справились со всеми заданиями Знайки и помогли Незнайке.

-Теперь мечта Незнайки сбудется, и он со своими друзьями полетит на Луну.

-А нам пора возвращаться в группу.

 

(все вместе встаем на Ковер-самолет и летим в группу (играет музыка))

-Ну вот, ребята, мы и вернулись в группу.

-Вам понравилось наше путешествие?

-Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

-А что показалось сложным? (ответы детей). Что помогло нам со всем справиться?

-Если кто-окажется в сложной ситуации, мы с удовольствием придем на помощь!
Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

 

«Путешествие в страну Мультландию»

 

Возрастная группа: подготовительная (дети 6 – 7 лет).

Программные задачи:

 - развивать умение читать кодовые обозначения блоков в процессе игр «Починим ковер-самолет», «Расселим жителей», умение анализировать в процессе поиска лишней фигуры через игру «Кодовый замок»;

 - развивать умение выбирать из множества нужную фигуру по цвету, форме, размеру, в процессе игры «Засадим клумбу цветами»;

-воспитывать чувство взаимопомощи, способность сопереживать героям, вызвать желание помочь им.

 

Ход занятия.

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Посмотрим, что в ней? (открываем посылку, в ней лежит ковер-самолет).

- Смотрите, здесь что-то интересное. А тут еще и письмо. Давайте прочитаем и узнаем, от кого оно.

Читаем письмо: Дорогие ребята! Мы - жители волшебной страны   Мультландия. У нас приключилась беда. Мы просим вас о помощи. А чтобы вы смогли быстро добраться до нас, мы посылаем вам ковер-самолет. Но чтобы он взлетел, надо всем встать на него и сказать волшебные слова.

 

- Ну что, ребята, отправимся на помощь жителям волшебной страны Мультландия?

(разворачиваем ковер-самолет, а в нем дырки в виде геометрических фигур)

- Ой, ребята, его прогрызли мыши. Нам надо починить ковер, чтобы мы смогли отправиться на нем на помощь жителям страны Мультландия.

(дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра, ориентируясь на кодовые обозначения блоков).

 

Игра «Кодовый замок».

(2 карточки: 3 желтых маленьких круга и один маленький красный прямоугольник, 3 маленьких синих прямоугольника и один большой синий квадрат).

- Полина, какая фигура здесь лишняя? Почему?

- Соня, а здесь какая фигура лишняя? Почему?

-Молодцы, мы открыли замок! Смело проходим через ворота.

(Обратить внимание на то, что в каждом коде может быть два правильных ответа)

- Ребята, а вот и жители страны Мультландия. И они просили у нас помощи. Что же у них случилось?

- Они пошли гулять и заблудились, и теперь не могут разобраться, кто же в каком доме живет. У каждого жителя есть свой ключ, а нам надо помочь дом с замком, к которому он подойдет.

Игра «Рассели жителей».

(4 улицы (по форме), каждая улица расходится на 2 переулка (по толщине или по цвету), а переулки на 2 проулка (по размеру)).

- Маша, на какой улице живет твой герой? В каком доме? Почему?

- Кира, а у твоего героя какой ключ? На какой улице он живет? В каком доме? Почему?

- Маша, помоги Кире. Мы ведь дружные ребята и только вместе сможем помочь жителям.

- Молодцы, ребята! Мы помогли жителям страны. Теперь они знают, где чей дом.

- Посмотрите, а рядом с домами есть клумбы, но они почему-то пустые. Надо засадить их цветами. Клумбы у нас трех цветов.

-Давайте разделимся с вами на команды (на двоих детей разделен один блок (по цвету и форме), дети объединяются в пары, а потом определяют по цвету где их клумба, в которой они будут сажать цветы).

 

Ход занятия.

- Ребята, сегодня к нам в детский сад снова пришло письмо. Давайте прочитаем и узнаем, от кого оно.

Читаем письмо: Дорогие ребята! У нас в стране сказок приключилась беда. Злой Волшебник навел у нас беспорядок в стране и все испортил. Помогите нам, пожалуйста, навести порядок, а то у нас ничего не выходит. Нам очень нужна ваша помощь.

                                                                            Василиса Прекрасная.

 

- Ну что, ребята, отправимся на помощь жителям Страны сказок?

- Посмотрите, ребята, у нас здесь какой-то сказочный предмет. Как вы думаете, что это?

- Верно, это скатерть – самобранка. (разворачиваем скатерть - самобранку, а в ней дырки в виде геометрических фигур)

- Ой, ребята, злой Волшебник ее испортил. Нам надо починить скатерть, чтобы она дальше могла служить жителям страны Сказок.

(дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта скатерти, ориентируясь на кодовые обозначения блоков).

 

Игра «Опиши фигуру».

(дети по очереди достают блоки и подробно описывают их по всем признакам).

- Ребята, а что же общего в ваших фигурах? (выясняем общий признак – все фигуры толстые).

(на мольберте выставляем карточку с признаком толщины)

- Ребята, а в следующем задании мы узнаем сразу 2 признака.

 

Игра «Угадай цвет».

(на карточке изображены символы синего и желтого цвета с признаком отрицания)

- Ребята, какого же цвета наш ключ? Верно, красного.

(на мольберте выставляется карточка с признаком цвета)

- А теперь посмотрите, какой же у нас ключ получился? (по получившейся схеме находим нужный ключ).

- Открываем скрытый шифр. На карточке изображена схема замены ключа.

- Ребята, а как же нам все-таки найти нужный нам ключ, чтобы открыть замок на сундуке?

 

Упражнение «Открой замок».

(следуя по указателям на карточке, дети определяют, какой же ключ должен получиться)

- Ребята, мы и с этим заданием справились. Давайте проверим, не ошиблись ли мы (открываем замок).

- Посмотрите, что здесь лежит?

- Здесь какие-то карточки. И они тоже зашифрованы. Но чтобы узнать, что же на них зашифровано, нам надо построить в соответствии со схемой и условными обозначениями.

 

Игра «Построим дворец».

(дети самостоятельно работают за столами каждый со своей схемой-шифром).

- Ребята, что же у нас получилось?

- Верно, у нас получились разные дворцы. Ведь злой Волшебник все разрушил в стране Сказок, и мы смогли построить для жителей много новых разных дворцов.

- Ребята, а теперь поменяйтесь со своим партнером местами и проверьте друг друга, не допустил ли кто ошибок (дети проверяют друг друга).

 

Наше путешествие подходит к концу. Теперь в стране сказок полный порядок.

 

- Что же вам сегодня больше всего понравилось?

- А что показалось сложным? Почему?

- Мы сегодня с вами большие молодцы, помогли жителям сказочной страны исправить все проделки злого Волшебника.

 

 

Тема: «Развитие предпосылок логического мышления у детей дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша и развивающей игры В.В.Воскобовича «Фонарики».»

 

 

Выполнила: Гончаренко Наталья Сергеевна

 

г. Комсомольск-на-Амуре

2019


 

 

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.»

В. А. Сухомлинский.

 

 


Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности к математике, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.

Эффективным средством развития предпосылок логического мышления у дошкольников являются логические блоки Дьенеша. Игры с блоками Дьенеша помогают эффективно решить задачи по развитию у детей операции сравнения, синтеза, классификации, развитию пространственных представлений, способностей кодировать и декодировать информацию.

Игры с «Блоками Дьенеша» я включаю в непосредственно образовательную деятельность по формированию математических представлений, совместную деятельность с подгруппами детей, индивидуальную работу.

В ходе изучения приемов работы с развивающими играми В.Воскобовича я заметила, что возможности логических блоков Дьенеша сходны с возможностями развивающей игры «Фонарики», а именно:

 - развитие умения классифицировать по форме, цвету, размеру (игры с обручами, игры с карточками);

 - развитие умения кодировать, декодировать информацию по схемам;

 - развитие умения чередовать фигуры по цвету, форме и размеру;

 - развитие пространственных представлений;

 - развитие логической операции анализа (игра «Найди недостающую фигуру»)

 - выполнение действий по алгоритму создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений. 

 

В группе я создала предметно-развивающую среду, которая включила в себя:

· дидактические средства,

· наглядный материал (игры и упражнения, схемы, карты) с блоками Дьенеша и «Фонариками»,

·  схемы-модели.

На основе логических блоков и игры «Фонарики» изготовила игровой материал. Я старалась, чтобы игровые упражнения и игры были занимательными, позволяли работать с детьми с разным уровнем сформированности элементарных математических представлений.

Дидактический материал «Логические блоки Дьенеша» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине, а развивающая игра В.В.Воскобовича «Фонарики» - из 15 плоских геометрических фигур, различающихся по форме, цвету и размеру. В процессе разнообразных действий с логическими блоками и «Фонариками» (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками и «Фонариками» у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков и «Фонариков» дети тренируют внимание, память, восприятие. «Блоки Дьенеша» и игра «Фонарики» эффективны при изучении основных свойств геометрических фигур и формировании представлений детей о множестве, поэтому я решила, что эти две игры можно использовать в комплексе.

Например, в игру «Рассели жителей» можно играть как с блоками, так и с «Фонариками». Отличие будет заключаться в наличии признака толщины в «Блоках Дьенеша», наличием пятой фигуры – овала в игре «Фонарики». Кроме того, «Фонарики» дают возможность классификации только по 2 цветам (красный и зеленый), а «Блоки Дьенеша» - с тремя цветами (красный, синий, желтый). Таким образом, при комплексной работе с двумя пособиями одновременно, можно захватить наибольшее количество признаков (4 цвета, 5 фигур, 2 размера, толщина), расширить вариативность заданий (часть группы работает с «Фонариками», часть с «Блоками Дьенеша»), предусмотреть задания различной степени сложности.

 

Введение специальных кодов, графически изображающих свойства, позволяет развивать способность у детей к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать.

Игры на кодирование/декодирование информации («Транспорт», «Город», «Цветы на клумбе» и т.п.) тоже представлены для пособий «Блоки Дьенеша» и «Фонарики» (по 2 признакам - формы и цвета; по 3 признакам - формы, цвета и размера).

 Способность к анализу можно развивать с помощью игры «Превращения», где детям необходимо изменить фигуру по одному признаку (форме или размеру). Данную игру можно организовать как с «Блоками Дьенеша», так и с игрой «Фонарики». Усложнить задачу можно выкладыванием полученной фигуры на «Геоконте». Это способствует закреплению представлений о форме и размере, умением преобразовать фигуру по одному из признаков в практической деятельности. Иными словами, ребенок видит результат деятельности.

 В соответствии с тематическим принципом организации ННОД (темы недели), появилась необходимость дополнения развивающей среды пособиями в соответствии с лексическими темами. Например, в сюжетном занятии «Спасатели приходят на помощь» появились карточки «Транспорт» и «Дома» для восстановления разрушенного города, в занятии «Поможем Василисе Прекрасной» - «Дворцы», а также скатерть-самобранка. Скатерть-самобранка представляет собой тканевое полотно с заплатками определенной формы, цвета и размера. В другом НОД она выполняет функцию ковра-самолета.

 

      С целью повышения интереса детей к занятиям математикой, мною разработаны конспекты сюжетных ННОД (Приложение 1).

 

Практика моей работы подтверждает, что обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Полученные ранее знания становятся детям необходимыми, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Логическое мышление дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которое можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, если соблюдать следующие условия:

1. создание специально подобранной системы занятий, игр-упражнений, игровых заданий с дидактическим содержанием;

2. целенаправленное развитие математических способностей должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода;

3. работа по формированию элементарных математических представлений должна проводиться в системе, при условии взаимодействия всех участников образовательных отношений;

4. игры, направленные на формирование математических способностей должны быть разнообразны по содержанию, сложности, использованию наглядности; необходимо продумать вариативность игр и заданий;

5. систему игровых заданий следует включать во все виды детской деятельности.

 

Система работы по развитию предпосылок логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша и игры В.В.Воскобовича «Фонарики» способствует более успешному формированию у детей основных приёмов логического мышления и позволяет добиться высоких результатов:

•   овладение детьми приемов выявления и абстрагирования свойств, сравнения, классификации, обобщения, логическими действиями и операциями, появление способности к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них;


•   формирование представлений о цвете, величине, форме и пространственных ориентировках.

В каждом возрасте необходима своя оптимальная система работы. Как показывает практика, наиболее эффективными методами работы с детьми 3-5 лет является организация игровой деятельности, а именно включение в совместную и самостоятельную деятельность тематических, дидактических, подвижных, настольно-печатных игр. Для детей 5-7 лет целесообразно включать метод проблемных ситуаций с целью формирования умений самостоятельно выбирать способы решения проблемы. Положительный результат дает организация данной работы в системе.

Мной была поставлена цель и задачи.

Цель: систематизация методов, приемов и форм работы с детьми по развитию предпосылок логического мышления детей дошкольного возраста путем использования блоков Дьенеша и развивающей игры В.В.Воскобовича «Фонарики» на занятиях математического цикла.

 

Задачи:

1. знакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размерами, цветом, развивать умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину);

2. развивать мыслительные операции: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать предметы: по одному из этих свойств; по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине); по трем свойствам (цвету, форме и размеру; размеру, форме и толщине);

3. способствовать овладению приемами замещения и моделирования свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них, используя слова: «и», «или», «не», «все», «любой», «каждый»;

4. развивать умение усваивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления: счету и счетным операциям при помощи чисел, измерения, вычисления;

5. развивать умение оперировать знаниями о цвете, величине, форме, развивать умение ориентироваться в пространстве;

6. развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение; умение составлять различные воображаемые предметы, фантастические образы из блоков Дьенеша и фигур игры «Фонарики».

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов, однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, в частности математического развития, мыслительные умения дают немногие. Основные особенности блоков Дьенеша и игры В.В.Воскобовича «Фонарики» - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Этот дидактический материал помогает осваивать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренирует тактильно-осязательные анализаторы, способствует максимальному развитию мелкой моторики рук, речи, что немаловажно для совершенствования математических способностей.

 

Для решения поставленных задач была продумана система работы, которая включает в себя:

•   создание определенной предметно-развивающей среды в группе;

•   разработку конспектов тематических занятий по математике для детей с использованием блоков Дьенеша и развивающей игры «Фонарики»;

•   систематизацию игр с блоками Дьенеша и «Фонариками»;

•   изготовление картотеки дидактических игр математического содержания с использованием данного дидактического материала.

 

Для успешного решения задач и достижения цели, в своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

1. Создание непринужденной обстановки – на занятиях настраиваю детей на их значимость для кого либо, вызываю желание помочь, дети чувствуют себя комфортно, раскрепощенно, свободно общаются, высказывают свои мнения.

2. Принцип систематичности и последовательности – для полноценного усвоения материала необходима система, непрерывность работы и повторение материала, постепенное усложнение заданий от простого к сложному.

3. Принцип доступности – в группе был оформлен центр развивающих игр, где в постоянном доступе (наряду с другими играми) располагались блоки Дьенеша и комплекты развивающей игры В.В.Воскобовича «Фонарики», периодически лишь варьировались и усложнялись игровые задания.

4. Принцип наглядности – используется как взаимодействие слуховых и наглядно-зрительных образов детей (дети выполняют задания как на слух, так и опираясь на наглядный материал).

 

 Все занятия планировались в игровой форме: это и путешествие в сказочную страну, и полет на космическом корабле и путешествие в город геометрических фигур.  Детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показала, увлеченные игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость.

Планируя педагогическую деятельность на неделю, необходимо проследить взаимосвязь учебных занятий и других видов детской деятельности. Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую.

Вызывают интерес у детей и логические игры с кругами. В таких играх  формируется четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Например: имеется один круг. У каждого ребенка в руках один блок. Дет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.179 с.)