Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «развитие предпосылок логического мышления у детей дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша и развивающей игры В. В. Воскобовича «фонарики». »Стр 1 из 3Следующая ⇒
Заключение. С помощью одного дидактического пособия («Логические блоки Дьенеша») можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают и запоминают цвет, форму, величину и толщину предмета, тренируют мелкую моторику рук, совершенствуют речь, мышление, внимание, память и воображение. Но если в эту работу добавить второе пособие («Фонарики» В.В.Воскобовича), то возможности заметно расширяются. С одной и той же игрой могут заниматься дети трех - семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в «необыкновенный мир» возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям.
Приложение 1
Конспекты сюжетных ННОД.
Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
«Путешествие в волшебный лес» Возрастная группа: 2 младшая (дети 3 – 4 лет). Программные задачи: · Развивать умение группировать предметы по одному признаку (по цвету, по размеру), в процессе игр «Букет для Ежика» (с использованием развивающей игры «Фонарики») и «Помоги Мишутке» (с использованием блоков Дьенеша). · Развивать умение анализировать (выбирать из множества нужную фигуру по цвету, форме, размеру), в процессе игры «Подарки жителям леса» (с использованием блоков Дьенеша). · Развивать эмоциональную отзывчивость (чувство взаимопомощи).
Ход занятия: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебный лес. Но чтобы туда попасть, нам нужно произнести волшебные слова (произносят вместе с воспитателем):
Мы идем в волшебный лес, Много он хранит чудес! Вокруг себя ты повернись, В лесу волшебном очутись!
- Ой, ребята, посмотрите, кто это? (ежик). - Но ежик о чем-то задумался… - Он хотел собрать для своих друзей букеты из осенних листьев, но не просто букеты. Один букет он хотел собрать из зеленых листьев, а второй – из красных, но запутался. Поможем ежику? - В одну вазу мы соберем все красные листья, а во вторую – зеленые.
- Тимур, в эту вазу какого цвета листочки мы будем собирать? (красные). - Маша, а в эту вазу какого цвета листочки соберем? (зеленые). Игра «Букет для Ежика» (дети раскладывают фигуры из игры «Фонарики» по обручам)
В процессе выполнения упражнения проводится индивидуальная работа с каждым ребёнком (почему этот листик положим именно в эту вазу?)
- Вот какие молодцы! Ежик говорит нам спасибо за помощь. - А мы пойдем дальше. До свидания, ежик!
- Ребята, посмотрите, кто это здесь сидит? (медвежонок). - Посмотрите, он какой-то грустный…Что случилось?
Медвежонок: Меня угостили конфетами и сказали, что одни конфеты для меня, а другие – для папы. Но я запутался и не могу разобраться, какие конфеты для кого? - Поможем Мишутке? - Как вы думаете, какие конфеты для папы? Какого размера? (папа большой, для него большие конфеты). - А для Мишутки какого размера конфеты? (он маленький и для него маленькие конфеты). - Давайте в большую корзину соберем конфеты для папы, а в маленькую – для Мишутки. - Соня, конфеты какого размера мы будем собирать в эту корзину? (большие, для папы). - Леня, а в эту корзину мы какого размера конфеты будем собирать? (маленькие, для Мишутки).
Игра «Помоги Мишутке». В процессе выполнения упражнения проводится индивидуальная работа (кого ты угостишь этой конфетой? почему?)
Медвежонок: Спасибо большое, ребята! - До свидания, Мишутка! А нам пора отправляться дальше… Посмотрите, на какую красивую полянку мы попали! Давайте мы с вами присядем на полянке и сделаем подарки для жителей волшебного леса, чтобы они нас всегда помнили и не забывали.
- Мы с вами подарим им вот такие фотографии (воспитатель раздаёт «фотографии» - картинки из альбома «Блоки Дьенеша для самых маленьких») - Но эти фотографии можно оживить… Как вы думаете, что нам для этого понадобится? - Посмотрите, перед нами много разных фигурок. Рассмотрите их внимательно и выберите те, которые вам нужны для ваших фотографий, и соберите их. (дети самостоятельно собирают картинки из блоков)
Игра «Подарки жителям леса» (проводится работа с картинками из альбома «Блоки Дьенеша для самых маленьких»). Дети подбирают подходящую по цвету, форме, размеру фигуру.
- Вот какие молодцы! У вас все получилось! Теперь жители волшебного леса будут смотреть на наши подарки и вспоминать нас.
- Давайте оставим подарки на полянке, чтобы жители волшебного леса их нашли и порадовались. А нам пора возвращаться!
Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Дом для друзей»
Возрастная группа: средняя (дети 4 – 5 лет). Программные задачи: Развивать умение анализировать в процессе поиска лишней фигуры через игру «Кодовый замок» (с использованием развивающей игры «Фонарики»). Развивать умение читать кодовые обозначения блоков в процессе игр «Найди нужный блок», «Построй теремок». Развивать умение называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Воспитывать чувство взаимопомощи; вызвать чувство радости при удавшейся постройке.
Ход занятия: - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли зверята. Как вы думаете, из какой сказки пришли к нам гости? (из сказки «Теремок»). - Правильно, узнали героев сказки «Теремок», но что-то гости пришли к нам грустные. Я спросила у них и узнала, что их теремок, в котором они жили, развалился. Решили звери построить новый теремок. Они купили строительные материалы и сложили их в сундук. Сундук закрыли на замок, а ключ потеряли. - Ребята, звери просят помочь им открыть сундук и достать строительные материалы. Поможем нашим гостям?
Игра «Кодовый замок». (по карточке дети определяют лишнюю фигуру, чтобы открыть замок).
(Открываем сундук и смотрим, что внутри. Там лежат «Блоки Дьенеша».)
-А теперь, ребята, нам нужно весь строительный материал разобрать, а то он весь перепутан. (дети делятся на три группы, и каждая выполняет свое задание).
Игра «Найди нужный блок». (Лежат обручи, в обручах карточки с признаками блоков (по два признака)).
- Молодцы, ребята! Быстро справились с заданием. Теперь у нас на стройке порядок. - А теперь, ребята, из этого строительного материала давайте построим теремки. И у каждого зверя будет свой теремок, и они смогут ходить друг к другу в гости.
Игра «Построй теремок». (У каждого ребенка план – схема теремков. Дети самостоятельно выполняют задание).
- Вот какие замечательные теремки у нас получились! Зверята очень довольны, что у них теперь у каждого есть свой дом. Теперь они будут ходить друг к другу в гости. - В благодарность за помощь они тоже приготовили для нас подарки (дарят сундук с подарками). - Теперь скажем спасибо зверятам и до свидания! И мы будем рады им помочь, если им еще понадобится наша помощь.
Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений. «Спасатели приходят на помощь» Возрастная группа: старшая (дети 5 – 6 лет). Программное содержание:
1. Развивать умение анализировать, самостоятельно находить существенный признак для классификации в процессе игры «Найди лишнюю фигуру» (с использованием развивающей игры «Фонарики»).
2. Развивать умение находить фигуры по кодовым обозначениям (декодирование), описывать их с помощью кода (кодирование) в процессе игр «Билеты на автобус» (с использованием блоков Дьенеша), «Подбери ключ к замку» (с использованием блоков Дьенеша), «Транспорт к выезду готов» (с использованием развивающей игры «Фонарики»), «Восстанавливаем разрушенный город» (с использованием блоков Дьенеша), «Засадим клумбу цветами» (с использованием блоков Дьенеша).
3. Воспитывать дружеские чувства в процессе выполнения заданий (работы группами), способность сопереживать героям, вызвать желание помочь им.
Ход занятия:
-Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от Королевы Математики. Давайте прочитаем, что она нам написала.
В письме написано, что Королеву Математики похитил злой волшебник и держит ее в замке под замком. Она просит спасти ее.
-Ребята, поможем Королеве Математики? (ответ) -А на чем мы отправимся в путь? (ответы детей). -Ребята, я предлагаю отправиться в путь на автобусе. Но в автобус надо садиться строго по билетам.
Игра «Билеты на автобус» Детям раздаются зашифрованные карточки (закодированные с помощью кодов к логическим блокам Дьенеша). По ним дети ищут место с нужным блоком. Например: не маленький, красный, не толстый, круглый; не большой, синий, не тонкий, квадратный и т.д. -Все нашли свои места? Давайте проверим, покажите свои билеты и блоки. Молодцы! Дети убирают блоки под стулья.
-Итак, в путь! (звучит музыка). Стоп, приехали!
-Ребята, посмотрите, перед нами старинный город. Что он в себе таит? Хотите узнать? Тогда вперед!!! Дети подходят к импровизированным воротам. -Посмотрите, какие необычные ворота. А что в них необычного? Какие геометрические фигуры вы видите на воротах? -Пройти через эти ворота и попасть в город может только тот, кто найдёт лишнюю фигуру.
Игра «Найди лишнюю фигуру» (с использованием игры В.В.Воскобовича «Фонарики») На «воротах» (арке) прикреплены карточки с фигурами. Нужно найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя. Например: лишний квадрат, потому что все другие фигуры треугольные; лишний зеленый круг, потому что все остальные фигуры красные. На одной и той же карточке могут быть правильными несколько вариантов.
-Молодцы!!! Смело проходим через ворота города. -Ребята, посмотрите, в городе случилась беда. Здесь похозяйничал злой волшебник и все разрушил. Как же быть? Мы поможем жителям города? (ответ).
- А чтобы перевозить тяжелые грузы для строительства, нам нужны грузовики. Давайте и их тоже построим.
Игра «Подбери ключ к замку» (выбираем нужный ключ и открываем замок). Королева Математики: -Спасибо вам, ребята! Вы спасли меня. А за вашу помощь я отблагодарю вас подарками (угощает детей).
Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
«Поможем Незнайке». Возрастная группа: старшая (дети 5-6 лет) Программные задачи: Развивать умение декодировать в процессе игры «Починим Ковер-самолет», «Построим ракету», используя четыре признака. Развивать логическую операцию анализа в процессе декодирования по четырем признакам через игру «Помоги Знайке разложить метеориты» и упражнения «Открой замок». Развивать умение описывать блок по четырем признакам. Воспитывать умение работать в командах, желание помочь, чувство товарищества.
Ход занятия:
- Ребята, я сегодня шла в детский сад и мне вручили письмо. Посмотрим от кого оно? - Читаем письмо: Дорогие ребята! Я очень давно хочу со своими друзьями отправиться на Луну, но Знайка отказывается меня брать с собой, потому что считает, что я ничего не знаю. Чтобы выяснить так это или нет, Знайка дал мне задания. Если я их выполню, то он возьмет меня с собой на Луну. Но у меня ничего не выходит, и я совсем запутался. Мне очень нужна ваша помощь. Помогите мне, пожалуйста. Ваш Незнайка. - Ребята, поможем Незнайке? (да) -Цветочный город- это сказочный город, поэтому и отправимся мы туда на сказочном транспорте. -Какие виды сказочного транспорта вы знаете? (ответы детей) - А мы с вами отправимся в путь на Ковре-самолете (разворачиваем ковер). - Ребята, а ковер –то уже совсем старый, много лет служит в сказках и на нем образовались дыры. Надо его починить. Тут есть какие-то обозначения. Они помогут нам починить Ковер-самолет.
Игра «Разложи метеориты» (дети раскладывают блоки в соответствии с условными обозначениями). - Посмотрите, какой у нас теперь порядок в отсеках Знайки. А теперь мальчики пусть проверят девочек, не допустили ли они ошибок, а девочки проверят мальчиков. - Ну что, все справились с заданием, все у нас верно? Тогда пойдем дальше. - Ребята, посмотрите, а здесь сундук, но его просто так не открыть. На нем замок с шифром – это закодированный ключ. Нам надо его разгадать, чтобы узнать какой нам нужен ключ.
Игра «Подбери ключ к замку» (следуя по указателям на карточке, дети определяют, какой же ключ должен получиться) - Ребята, мы и с этим заданием справились. Давайте проверим, не ошиблись ли мы (открываем замок). - Посмотрите, что здесь лежит? - Здесь какие-то карточки. И они тоже зашифрованы. Но чтобы узнать, что же на них зашифровано, нам надо построить в соответствии со схемой и условными обозначениями.
Игра «Построим ракету». (дети самостоятельно работают за столами каждый со своей схемой-шифром). - Ребята, что же у нас получилось? - Верно, у нас получились разные ракеты. - А для чего же они нужны? Конечно, именно на них жители Цветочного города и отправятся на Луну. - Ребята, а теперь поменяйтесь со своим партнером местами и проверьте друг друга, не допустил ли кто ошибок (дети проверяют друг друга).
-Ребята, мы справились со всеми заданиями Знайки и помогли Незнайке. -Теперь мечта Незнайки сбудется, и он со своими друзьями полетит на Луну. -А нам пора возвращаться в группу.
(все вместе встаем на Ковер-самолет и летим в группу (играет музыка)) -Ну вот, ребята, мы и вернулись в группу. -Вам понравилось наше путешествие? -Что вам больше всего понравилось? (ответы детей) -А что показалось сложным? (ответы детей). Что помогло нам со всем справиться? -Если кто-окажется в сложной ситуации, мы с удовольствием придем на помощь!
«Путешествие в страну Мультландию»
Возрастная группа: подготовительная (дети 6 – 7 лет). Программные задачи: - развивать умение читать кодовые обозначения блоков в процессе игр «Починим ковер-самолет», «Расселим жителей», умение анализировать в процессе поиска лишней фигуры через игру «Кодовый замок»; - развивать умение выбирать из множества нужную фигуру по цвету, форме, размеру, в процессе игры «Засадим клумбу цветами»; -воспитывать чувство взаимопомощи, способность сопереживать героям, вызвать желание помочь им.
Ход занятия. - Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Посмотрим, что в ней? (открываем посылку, в ней лежит ковер-самолет). - Смотрите, здесь что-то интересное. А тут еще и письмо. Давайте прочитаем и узнаем, от кого оно. Читаем письмо: Дорогие ребята! Мы - жители волшебной страны Мультландия. У нас приключилась беда. Мы просим вас о помощи. А чтобы вы смогли быстро добраться до нас, мы посылаем вам ковер-самолет. Но чтобы он взлетел, надо всем встать на него и сказать волшебные слова.
- Ну что, ребята, отправимся на помощь жителям волшебной страны Мультландия? (разворачиваем ковер-самолет, а в нем дырки в виде геометрических фигур) - Ой, ребята, его прогрызли мыши. Нам надо починить ковер, чтобы мы смогли отправиться на нем на помощь жителям страны Мультландия. (дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра, ориентируясь на кодовые обозначения блоков).
Игра «Кодовый замок». (2 карточки: 3 желтых маленьких круга и один маленький красный прямоугольник, 3 маленьких синих прямоугольника и один большой синий квадрат). - Полина, какая фигура здесь лишняя? Почему? - Соня, а здесь какая фигура лишняя? Почему? -Молодцы, мы открыли замок! Смело проходим через ворота. (Обратить внимание на то, что в каждом коде может быть два правильных ответа) - Ребята, а вот и жители страны Мультландия. И они просили у нас помощи. Что же у них случилось? - Они пошли гулять и заблудились, и теперь не могут разобраться, кто же в каком доме живет. У каждого жителя есть свой ключ, а нам надо помочь дом с замком, к которому он подойдет. Игра «Рассели жителей». (4 улицы (по форме), каждая улица расходится на 2 переулка (по толщине или по цвету), а переулки на 2 проулка (по размеру)). - Маша, на какой улице живет твой герой? В каком доме? Почему? - Кира, а у твоего героя какой ключ? На какой улице он живет? В каком доме? Почему? - Маша, помоги Кире. Мы ведь дружные ребята и только вместе сможем помочь жителям. - Молодцы, ребята! Мы помогли жителям страны. Теперь они знают, где чей дом. - Посмотрите, а рядом с домами есть клумбы, но они почему-то пустые. Надо засадить их цветами. Клумбы у нас трех цветов. -Давайте разделимся с вами на команды (на двоих детей разделен один блок (по цвету и форме), дети объединяются в пары, а потом определяют по цвету где их клумба, в которой они будут сажать цветы).
Ход занятия. - Ребята, сегодня к нам в детский сад снова пришло письмо. Давайте прочитаем и узнаем, от кого оно. Читаем письмо: Дорогие ребята! У нас в стране сказок приключилась беда. Злой Волшебник навел у нас беспорядок в стране и все испортил. Помогите нам, пожалуйста, навести порядок, а то у нас ничего не выходит. Нам очень нужна ваша помощь. Василиса Прекрасная.
- Ну что, ребята, отправимся на помощь жителям Страны сказок? - Посмотрите, ребята, у нас здесь какой-то сказочный предмет. Как вы думаете, что это? - Верно, это скатерть – самобранка. (разворачиваем скатерть - самобранку, а в ней дырки в виде геометрических фигур) - Ой, ребята, злой Волшебник ее испортил. Нам надо починить скатерть, чтобы она дальше могла служить жителям страны Сказок. (дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта скатерти, ориентируясь на кодовые обозначения блоков).
Игра «Опиши фигуру». (дети по очереди достают блоки и подробно описывают их по всем признакам). - Ребята, а что же общего в ваших фигурах? (выясняем общий признак – все фигуры толстые). (на мольберте выставляем карточку с признаком толщины) - Ребята, а в следующем задании мы узнаем сразу 2 признака.
Игра «Угадай цвет». (на карточке изображены символы синего и желтого цвета с признаком отрицания) - Ребята, какого же цвета наш ключ? Верно, красного. (на мольберте выставляется карточка с признаком цвета) - А теперь посмотрите, какой же у нас ключ получился? (по получившейся схеме находим нужный ключ). - Открываем скрытый шифр. На карточке изображена схема замены ключа. - Ребята, а как же нам все-таки найти нужный нам ключ, чтобы открыть замок на сундуке?
Упражнение «Открой замок». (следуя по указателям на карточке, дети определяют, какой же ключ должен получиться) - Ребята, мы и с этим заданием справились. Давайте проверим, не ошиблись ли мы (открываем замок). - Посмотрите, что здесь лежит? - Здесь какие-то карточки. И они тоже зашифрованы. Но чтобы узнать, что же на них зашифровано, нам надо построить в соответствии со схемой и условными обозначениями.
Игра «Построим дворец». (дети самостоятельно работают за столами каждый со своей схемой-шифром). - Ребята, что же у нас получилось? - Верно, у нас получились разные дворцы. Ведь злой Волшебник все разрушил в стране Сказок, и мы смогли построить для жителей много новых разных дворцов. - Ребята, а теперь поменяйтесь со своим партнером местами и проверьте друг друга, не допустил ли кто ошибок (дети проверяют друг друга).
Наше путешествие подходит к концу. Теперь в стране сказок полный порядок.
- Что же вам сегодня больше всего понравилось? - А что показалось сложным? Почему? - Мы сегодня с вами большие молодцы, помогли жителям сказочной страны исправить все проделки злого Волшебника.
Тема: «Развитие предпосылок логического мышления у детей дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша и развивающей игры В.В.Воскобовича «Фонарики».»
Выполнила: Гончаренко Наталья Сергеевна
г. Комсомольск-на-Амуре 2019
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В. А. Сухомлинский.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности к математике, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей. Эффективным средством развития предпосылок логического мышления у дошкольников являются логические блоки Дьенеша. Игры с блоками Дьенеша помогают эффективно решить задачи по развитию у детей операции сравнения, синтеза, классификации, развитию пространственных представлений, способностей кодировать и декодировать информацию. Игры с «Блоками Дьенеша» я включаю в непосредственно образовательную деятельность по формированию математических представлений, совместную деятельность с подгруппами детей, индивидуальную работу. В ходе изучения приемов работы с развивающими играми В.Воскобовича я заметила, что возможности логических блоков Дьенеша сходны с возможностями развивающей игры «Фонарики», а именно: - развитие умения классифицировать по форме, цвету, размеру (игры с обручами, игры с карточками); - развитие умения кодировать, декодировать информацию по схемам; - развитие умения чередовать фигуры по цвету, форме и размеру; - развитие пространственных представлений; - развитие логической операции анализа (игра «Найди недостающую фигуру») - выполнение действий по алгоритму создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений.
В группе я создала предметно-развивающую среду, которая включила в себя: · дидактические средства, · наглядный материал (игры и упражнения, схемы, карты) с блоками Дьенеша и «Фонариками», · схемы-модели. На основе логических блоков и игры «Фонарики» изготовила игровой материал. Я старалась, чтобы игровые упражнения и игры были занимательными, позволяли работать с детьми с разным уровнем сформированности элементарных математических представлений. Дидактический материал «Логические блоки Дьенеша» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине, а развивающая игра В.В.Воскобовича «Фонарики» - из 15 плоских геометрических фигур, различающихся по форме, цвету и размеру. В процессе разнообразных действий с логическими блоками и «Фонариками» (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками и «Фонариками» у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков и «Фонариков» дети тренируют внимание, память, восприятие. «Блоки Дьенеша» и игра «Фонарики» эффективны при изучении основных свойств геометрических фигур и формировании представлений детей о множестве, поэтому я решила, что эти две игры можно использовать в комплексе. Например, в игру «Рассели жителей» можно играть как с блоками, так и с «Фонариками». Отличие будет заключаться в наличии признака толщины в «Блоках Дьенеша», наличием пятой фигуры – овала в игре «Фонарики». Кроме того, «Фонарики» дают возможность классификации только по 2 цветам (красный и зеленый), а «Блоки Дьенеша» - с тремя цветами (красный, синий, желтый). Таким образом, при комплексной работе с двумя пособиями одновременно, можно захватить наибольшее количество признаков (4 цвета, 5 фигур, 2 размера, толщина), расширить вариативность заданий (часть группы работает с «Фонариками», часть с «Блоками Дьенеша»), предусмотреть задания различной степени сложности.
Введение специальных кодов, графически изображающих свойства, позволяет развивать способность у детей к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать. Игры на кодирование/декодирование информации («Транспорт», «Город», «Цветы на клумбе» и т.п.) тоже представлены для пособий «Блоки Дьенеша» и «Фонарики» (по 2 признакам - формы и цвета; по 3 признакам - формы, цвета и размера). Способность к анализу можно развивать с помощью игры «Превращения», где детям необходимо изменить фигуру по одному признаку (форме или размеру). Данную игру можно организовать как с «Блоками Дьенеша», так и с игрой «Фонарики». Усложнить задачу можно выкладыванием полученной фигуры на «Геоконте». Это способствует закреплению представлений о форме и размере, умением преобразовать фигуру по одному из признаков в практической деятельности. Иными словами, ребенок видит результат деятельности. В соответствии с тематическим принципом организации ННОД (темы недели), появилась необходимость дополнения развивающей среды пособиями в соответствии с лексическими темами. Например, в сюжетном занятии «Спасатели приходят на помощь» появились карточки «Транспорт» и «Дома» для восстановления разрушенного города, в занятии «Поможем Василисе Прекрасной» - «Дворцы», а также скатерть-самобранка. Скатерть-самобранка представляет собой тканевое полотно с заплатками определенной формы, цвета и размера. В другом НОД она выполняет функцию ковра-самолета.
С целью повышения интереса детей к занятиям математикой, мною разработаны конспекты сюжетных ННОД (Приложение 1).
Практика моей работы подтверждает, что обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Полученные ранее знания становятся детям необходимыми, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Логическое мышление дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которое можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, если соблюдать следующие условия: 1. создание специально подобранной системы занятий, игр-упражнений, игровых заданий с дидактическим содержанием; 2. целенаправленное развитие математических способностей должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода; 3. работа по формированию элементарных математических представлений должна проводиться в системе, при условии взаимодействия всех участников образовательных отношений; 4. игры, направленные на формирование математических способностей должны быть разнообразны по содержанию, сложности, использованию наглядности; необходимо продумать вариативность игр и заданий; 5. систему игровых заданий следует включать во все виды детской деятельности.
Система работы по развитию предпосылок логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша и игры В.В.Воскобовича «Фонарики» способствует более успешному формированию у детей основных приёмов логического мышления и позволяет добиться высоких результатов: • овладение детьми приемов выявления и абстрагирования свойств, сравнения, классификации, обобщения, логическими действиями и операциями, появление способности к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них; • формирование представлений о цвете, величине, форме и пространственных ориентировках. В каждом возрасте необходима своя оптимальная система работы. Как показывает практика, наиболее эффективными методами работы с детьми 3-5 лет является организация игровой деятельности, а именно включение в совместную и самостоятельную деятельность тематических, дидактических, подвижных, настольно-печатных игр. Для детей 5-7 лет целесообразно включать метод проблемных ситуаций с целью формирования умений самостоятельно выбирать способы решения проблемы. Положительный результат дает организация данной работы в системе. Мной была поставлена цель и задачи. Цель: систематизация методов, приемов и форм работы с детьми по развитию предпосылок логического мышления детей дошкольного возраста путем использования блоков Дьенеша и развивающей игры В.В.Воскобовича «Фонарики» на занятиях математического цикла.
Задачи: 1. знакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размерами, цветом, развивать умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину); 2. развивать мыслительные операции: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать предметы: по одному из этих свойств; по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине); по трем свойствам (цвету, форме и размеру; размеру, форме и толщине); 3. способствовать овладению приемами замещения и моделирования свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них, используя слова: «и», «или», «не», «все», «любой», «каждый»; 4. развивать умение усваивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления: счету и счетным операциям при помощи чисел, измерения, вычисления; 5. развивать умение оперировать знаниями о цвете, величине, форме, развивать умение ориентироваться в пространстве; 6. развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение; умение составлять различные воображаемые предметы, фантастические образы из блоков Дьенеша и фигур игры «Фонарики». В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов, однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, в частности математического развития, мыслительные умения дают немногие. Основные особенности блоков Дьенеша и игры В.В.Воскобовича «Фонарики» - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Этот дидактический материал помогает осваивать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренирует тактильно-осязательные анализаторы, способствует максимальному развитию мелкой моторики рук, речи, что немаловажно для совершенствования математических способностей.
Для решения поставленных задач была продумана система работы, которая включает в себя: • создание определенной предметно-развивающей среды в группе; • разработку конспектов тематических занятий по математике для детей с использованием блоков Дьенеша и развивающей игры «Фонарики»; • систематизацию игр с блоками Дьенеша и «Фонариками»; • изготовление картотеки дидактических игр математического содержания с использованием данного дидактического материала.
Для успешного решения задач и достижения цели, в своей работе я руководствуюсь следующими принципами: 1. Создание непринужденной обстановки – на занятиях настраиваю детей на их значимость для кого либо, вызываю желание помочь, дети чувствуют себя комфортно, раскрепощенно, свободно общаются, высказывают свои мнения. 2. Принцип систематичности и последовательности – для полноценного усвоения материала необходима система, непрерывность работы и повторение материала, постепенное усложнение заданий от простого к сложному. 3. Принцип доступности – в группе был оформлен центр развивающих игр, где в постоянном доступе (наряду с другими играми) располагались блоки Дьенеша и комплекты развивающей игры В.В.Воскобовича «Фонарики», периодически лишь варьировались и усложнялись игровые задания. 4. Принцип наглядности – используется как взаимодействие слуховых и наглядно-зрительных образов детей (дети выполняют задания как на слух, так и опираясь на наглядный материал).
Все занятия планировались в игровой форме: это и путешествие в сказочную страну, и полет на космическом корабле и путешествие в город геометрических фигур. Детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показала, увлеченные игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость. Планируя педагогическую деятельность на неделю, необходимо проследить взаимосвязь учебных занятий и других видов детской деятельности. Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую. Вызывают интерес у детей и логические игры с кругами. В таких играх формируется четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Например: имеется один круг. У каждого ребенка в руках один блок. Дет
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.179 с.) |