Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В основу экзистенциального направления психологической помощи положены следующие базисные понятия:
· Диалог (Встреча), · Опыт, · Переживание, · Аутентичность (Подлинность), · Самоактуализация, · Ценность, · Бытие (В Мире), · Жизненный (Феноменологический) Мир, · Событие (Жизненная Ситуация). Рассмотрим их подробнее. Диалог(встреча) – понятие, выдвинутое и разработанное немецким экзистенциальным философом Мартином Бубером в начале 1920-х годов. Центральная идея философии М. Бубера – фундаментальная ситуация сосуществования Я с другой личностью (Я и Ты), существования, как «со-бытия» с другими людьми, т.е. не изолированный индивид, не «человек-одиночка» и не человек, растворившийся в массе, в коллективе, а человек, стремящийся к постоянному диалогу с Другим, к диалогу Я с вечным ТЫ. Относиться к другому, как к «Ты», и ни в коем случае, не как к объекту, – таково первое и основное условие буберовской диалогической философии. «Всякая подлинная жизнь есть встреча», – писал М. Бубер. Встреча (т.е. диалог «Я» и «Ты») и есть, по М. Буберу, подлинное, наполненное настоящее. Опыт – фундаментальное понятие в философии американского философа и педагога Джона Дьюи. Понятие опыта включает в себя все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное. Дж. Дьюи считал, что нужно помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Переживание – понятие, характеризующее особый способ или состояние бытия. Это понятие было предложено в 1961 г. американским философом, психологом и психотерапевтом Юджином Джендлином, и описывается автором следующим образом: 1) переживание скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; 2) переживание происходит в непосредственно сиюминутном настоящем. Особое значение в парадигме придается «пиковым переживаниям», сопровождающим «самоактуализацию», рост личности. «Пиковые переживания» – максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций. Аутентичность(подлинность) – понятие, введенное Мартином Хайдеггером и развитое Карлом Ясперсом в связи с центральной проблемой его философии человека, а именно: проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Впрочем, различение аутентичного и неаутентичного существования человека, противопоставление, в этой связи, «самости» и аутентичности конформистскому, безличному и безответственному существованию «как все», является общим для всего экзистенциального направления психологической помощи.
Самоактуализация, по мнению А. Маслоу, выступает в одном синонимичном ряду с такими, как рост, саморазвитие, индивидуация, и определяется двумя существенными признаками: а) принятием и выражением внутреннего ядра (самости) – актуализацией латентных способностей, потенциала; б) минимальным наличием нездоровья (неврозов, психозов и других потерь дееспособности). Самоактуализация выступает как предпосылка жизнедеятельности человека на уровне Бытия, что связанно с коренными изменениями, происходящими в его личности. Ценность – понятие, которое в экзистенциальной модели психологической помощи отражает содержание, относящееся к направленности, устремленности переживаний. М. Хайдеггер подчеркивал, что ценность – это «целостность жизни, которая придает ей направление». Можно сказать, что ценность – еще не смысл, но, по крайней мере, его условие. Реализация ценности зачастую составляет жизненный смысл. В. Франкл выделяет три группы вечных ценностей – смысловых универсалий: ценности творчества, позволяющие человеку осознать, что он дает обществу; ценности переживания, позволяющие человеку осознать, что он берет от общества; ценности отношения, позволяющие человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь. Ценности отношения, в свою очередь, делятся им на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти. Специфичность трактовки понятия ценности внес А. Маслоу, предложивший дихотомию, ставшую с 1960-х годов основной, и выделивший две основные группы ценностей: – Б-ценности (ценности бытия) – высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, полнота, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия и др.); – Д-ценности (дефициентные ценности) – низшие ценности, поскольку они ориентированы на удовлетворение какой-то фрустрированной потребности (мир, покой, сон, отдых, зависимость, безопасность и т.д.).
Занимающие подчиненное положение Д-ценности, или, как А. Маслоу их называет в другой своей работе, «регрессивные» ценности, выбираются людьми «ради выживания», достижения состояния гомеостаза. Их реализация является, по словам А. Маслоу, «абсолютной необходимостью» и выступает предпосылкой «ощущения и функционирования» высших «Б-ценностей», или «ценностей развития». Бытие(быть-в-мире) – понятие, введенное Мартином Хайдеггером, который настаивал, что человеческое существование должно анализироваться через его конкретные отношения с социально-историческим миром, в котором человек говорит, мыслит и действует, и объясняться исходя из контекста реальных и практических отношений человека с миром. Бытие – это своеобразный «пароль» экзистенциальной психологии, т.к. категория смещает акцент с воздействия на внешний мир (с инструментальности) на раскрытие и осуществление самого себя, в смысле осуществления себя как самоценности во всеобщем стремлении к самораскрытию и саморазвитию. Поэтому с категорией бытия тесно связана категория «становление», а сама категория бытия соизмерима с категорией «мир». Жизненный мир – понятие, введенное и разработанное Эдмундом Гуссерлем, создателем феноменологии. Характерными чертами жизненного мира Э. Гуссерль считал следующие: а) жизненный мир – субъективен, т.е. дан человеку в образе и контексте практики, – в виде целей; б) жизненный мир – культурно-исторический мир, или, точнее, образ мира, каким он выступает в сознании различных человеческих общностей на определенных этапах исторического развития; в) жизненный мир – относителен. Событие – скорее не предметно-отнесенное понятие, а принцип построения работы в экзистенциальном направлении психологической помощи. В литературе не существует сколько-нибудь развернутого описания этого понятия, хотя неоднократно и эклектически упоминался способ организации «значимых переживаний», событийности как приема психологической работы, в частности, в групповой психотерапии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.006 с.) |