Теоретические подходы к оказанию психологической помощи: сравнительный анализ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические подходы к оказанию психологической помощи: сравнительный анализ.



30. Краткий исторический очерк становления психологической службы за рубежом, в России и в Республике Беларусь.

Психологическая служба как организованная система работы существует во многих странах и имеет почти вековую историю. Исторически сложилось так, что в России и в Беларуси наибольшее развитие получила школьная психологическая служба, а в широком смысле – служба практической психологии в образовании. История психологической службы образования в России и Беларуси непродолжительна, тогда как мировая практика свидетельствует об ее интенсивном развитии во второй половине XX столетия в Великобритании, Франции, США, Канаде, Японии. Поэтому, прежде чем рассмотреть вопрос становления психологической службы в России и Беларуси, рассмотрим историю становления психологической службы за рубежом. Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала 1800-х годов. Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение и тестирование и главенствующей задачей – отбор детей для обучения по специальным программам. Широкая практика тестирования в американских школах, и прежде всего, тестов на определение коэффициента интеллекта (IQ), способствовала, в частности, возникновению и развитию службы «гайденс». С 1945 по 1960 гг. В практику специалистов-консультантов службы «гайденс» прочно вошли батареи тестов как основной инструмент деятельности. В 60-х гг. была создана профессиональная организация школьных психологов. В 80-х гг. в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов (NASP). Многие специалисты начали пересматривать измерение как то единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной психологии. Во время экономического кризиса конца 30-х гг. в Америке начали возникать первые частные психологические службы, и были в основном ориентированы на деятельность в сфере экономики, управления, политики и права. Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом французской школьной психологии называют А. Бине, начавшего свои исследования в этой области еще в 1894 г. В 1909 г. открылась первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба. В 1951 г. Министерство образовании Франции впервые представило описание функций школьных психологов. В 1985 г. была создана рабочая группа, состоящая из пяти различных организаций – членов Национальной ассоциации психологов (ANOP), которая провела специальную работу по определению функций педагогического психолога во Франции. В последующее время во Франции обсуждается проект реорганизации существующей практики работы школьных психологов и создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Россия Прообразом психологической службы являлись психотехнические и педологические лаборатории, существовавшие на предприятиях и в учреждениях в 20-х – начале 30-х годов XX столетия. Современный этап становления психологической службы в России ведет отчет с начала 70-х годов XX века. Появление психологической службы было обусловлено как потребностями общественной практики, так и определенным уровнем развития фундаментальных и прикладных исследований в области социальной, медицинской, педагогической, возрастной психологии, психологии труда. В организационном отношении психологические службы действуют либо как самостоятельные профессиональные учреждения, получившие названия «Психологическая консультация», «Служба семьи и брака», «Служба "Телефон доверия"», «Центр психологической помощи» и т.п., либо как специализированные психологические подразделения в структуре отдельных организаций, например школьная психологическая служба, психологическая служба промышленного предприятия. В настоящее время некоторые психологические службы в организациях, так называемые ведомственные психологические службы, входят как составная часть в службы социального развития или социальной помощи персоналу, которые включают, наряду с психологами, и других специалистов: социальных работников, педагогов, врачей, юристов, социологов. Деятельность ведомственной психологической службы подчиняется идее управления развитием персонала, профессионального потенциала кадров конкретного учреждения. Объектами деятельности ведомственной психологической службы являются организация как таковая, группы, ее составляющие, и отдельные личности. Другая форма психологической службы – региональная психологическая служба, которая обычно действует в системе социального обслуживания населения. В отличие от обычной психологической службы, которая не затрагивает социальных проблем своих клиентов, работа психосоциальной службы направлена на комплексное решение одновременно и психологических, и социальных проблем тех людей, которые попали в трудные жизненные ситуации и испытывают в связи с этим психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, и требует привлечения разных специалистов, не только психологов. Подобного рода службы часто существуют в виде отделений психолого-педагогической помощи центров социальной помощи семье и детям, а также как самостоятельные учреждения. Старт развитию психологической службы в системе образования России и Беларуси был дан одновременно. В 1988 г. вышло Постановление Государственного комитета СССР по народному образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, и с данного времени начинается собственно организация психологической службы образования. В этом же году был издан приказ Министерства образования СССР, в соответствии с которым была начата подготовка практических психологов для учреждений образования в двенадцати вузах страны. На сегодняшний день правомерно говорить о том, что в России, по сути дела, заложены основы психологической службы. Об этом свидетельствуют: наличие законодательной основы существования и образования службы; готовность отечественной психологии обеспечивать практику необходимыми теоретическими разработками и конкретным психологическим инструментарием; мощный кадровый потенциал (например, в системе образования России уже сейчас работают более 60 тыс. психологов); достаточно развитая система подготовки и переподготовки психологов-практиков; представительная сеть практических центров психологической помощи (например, на сегодняшний день только в системе образования действуют свыше 700 таких центров). В 90-е годы психологическая служба начала создаваться и в правоохранительных органах России, которая представляет собой централизованно управляемую систему специальных структурных подразделений и должностей специалистов (практических психологов), осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности конкретных ведомств.  
Беларусь Первым организатором психологической службы в Республике Беларусь по праву можно назвать Л.С. Выготского (1896–1934). В мае 1923г. Л.С. Выготский организовывает психологический школьный кабинет при педагогическом техникуме в Гомеле. В перспективе работа кабинета предполагала: широкое повседневное обслуживание различного рода занятий, проводимых в техникуме со студентами; психологическое обследование воспитанников детских домов; анкетирование и обследование учащихся школ; консультации и ведение научной работы сотрудниками кабинета. Можно сказать, что практическая направленность деятельности Л.С. Выготского, создание им психологического кабинета в педагогическом техникуме в период его работы в Гомеле во многом определили время. И его идеи стали определяющим маяком в развитии психологической службы Беларуси. В 1974 г. начала работать «Служба знакомств», где прием вел психолог Я.Л. Коломинский. В марте 1986 года в г. Минске открылась городская хозрасчетная консультация «Брак и семья», психологические услуги в которой обеспечивались А.Н. Сизановым. В журнале «Рабочая змена» появились статьи-консультации психологов, проявившим интерес к практической психологии. Начал работать «Телефон доверия». Успешному началу развития психологической службы и подготовки для нее практических психологов способствовали научно-практические разработки преподавателей-психологов высшей школы (Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломенский, Л.Н. Рожина, М.С. Клевченя, Л.А. Кандыбович, И.А. Фурманов, Л.А. Пергаменщик и др.). Постепенно сложилась потребность в психологических услугах у населения, особенно когда в школах и педагогических вузах был введен с 1983 г. курс «Этики и психологии семейной жизни». Реальные же условия для массового внедрения психологии в жизнь возникли только в 1988 г., когда началась подготовка практических психологов для учреждений образования. Минский государственный педагогический институт им. М.Горького (в настоящее время Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка) один из первых в бывшем СССР осуществил набор 23 учителей школ-интернатов для получения новой специальности «практический психолог учреждений образования». С 1 ноября 1988 г. решением коллегии Министерства просвещения СССР МГПИ им. М.Горького было поручено открыть специальный факультет переподготовки практических психологов для учреждений образования. А в 1994 г. в БГПУ был открыт факультет психологии, который ежегодно готовит 700 специалистов-психологов. С конца 80-х годов в Беларуси активно начала развиваться психологическая служба. Так, история развития психологической службы в Витебской области началась в сентябре 1989 г., когда впервые в республике в г. Орша (Витебская область) был организован методический центр школьной психологической службы, на базе которого в 1991 г. открыта лаборатория перспективных проблем развития школьной психологической службы. За основополагающую программу была принята московская, составленная в НИИ общей и педагогической психологии под редакцией И.В. Дубровиной. В Витебской области в настоящее время создана и функционирует психологическая служба во всех сферах образования. С 1994 г. при Брестском педагогическом университете начала функционировать психолого-педагогическая служба, в организацию которой большой вклад внесла Г.С. Абрамова. В это же время впервые в Могилевской области на базе Могилевского государственного педагогического института открывается «Центр психологической помощи». С начала 90-х годов активно создается нормативно-правовая база деятельности психологов. Значительную помощь в ее создании оказали временные научные коллективы, созданные по инициативе Министерства образования (руководители Ю.Н. Карандашев, О.С. Попова, Н.А. Цыркун). Их наработки легли в основу многих документов, регламентирующих деятельность психологов. Разработан образовательный стандарт по практической психологии (руководитель С.И. Коптева). В результате психологическая служба стала реальностью, получила широкое распространение, поэтому возникла необходимость в принятии Закона "О психологической службе в Республике Беларусь", который был принят в 2010 году. В настоящее время в стране имеется широкая сеть психологических услуг: психологическую помощь детям и родителям в системе образования оказывают 110 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), социально-педагогические центры (СПЦ), детские социальны приюты, 8 территориальных центров социального обслуживания семьи и детей; социально-психологические реабилитационные центры для населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС. Определенные виды социально-психолого-педагогической помощи, в том числе и профильно-ориентированные, детям, молодежи и семье оказывают также 3 реабилитационных центра для детей с психофизическими заболеваниями системы здравоохранения, 2 центра службы социально-психологической реабилитации в детских реабилитационно-оздоровительных учреждениях Комитета по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, более 20 многопрофильных центров по работе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, региональных служб социальной помощи молодежи Департамента по делам молодежи Министерства образования. Сеть учреждений по оказанию помощи тем или иным категориям детей и взрослых целенаправленно создается также общественными организациями. При Союзе женщин работают 2 кризисных центра для женщин и детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации, в том числе связанной с насилием. В 2001 году в рамках проекта ТАСИС в Минске начал работать Кризисный центр для женщин и детей, пострадавших от насилия. А в 2002г. был официально зарегистрирован как общественное объединение «Радислава». В 2007 году ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Минска» и ОО «Радислава» приняли решение о сотрудничестве в социальной сфере для противодействия насилию в отношении граждан. Одним из ключевых моментов данного решения являлось понимание того, что усилиями одной организации невозможно организовать эффективную систему мер по противодействию насилию в отношении граждан. Поэтому Администрация Первомайского р-на г. Минска, ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Минска» и ОО «Радислава» объединили свои усилия и ресурсы для решения этой сложной проблемы – создали Службу помощи гражданам, пострадавшим от насилия. Также при общественном объединении "Дети не для насилия" работает центр помощи детям-жертвам насилия, при общественном объединении "Понимание" – центр помощи детям с девиантным поведением и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.004 с.)