Биопсихосоциодуховный подход в понимании химической зависимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биопсихосоциодуховный подход в понимании химической зависимости



Говоря простым языком, биопсихосоциодуховный подход в понимании какого-либо хронического заболевания означает следующее: есть 4 основные группы факторов, которые влияют на возникновение, развитие или обострение того или иного хронического заболевания.

Рассмотрим подробнее эти 4 группы факторов сначала на примере язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

1. Генетический фактор. Люди, имеющие в семейном анамнезе (отец, мать, братья-сёстры, дедушки-бабушки) случаи заболеваний язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки, астенического типа конституции (высокие и худые), с группой крови 0 (I), более предрасположены именно к этому хроническому заболеванию, чем другие люди из этой же популяции.

2. Психологический фактор. Хронический стресс, отрицательные эмоции (обида, гнев, чувство вины) опосредованное через гормональные нарушения повышают кислотность и, следовательно, агрессивность желудочного сока, ослабляют иммунитет человека, делают его менее защищённым перед бактериями Helycobacter pylory. Соответственно, риск развития язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки существенно повышается.

3. Социальный фактор и наш образ жизни. Неправильное питание, работа в ночное время, переутомление, курение (особенно натощак утром в сочетании с крепким кофе) также провоцируют развитие язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

4. Духовный фактор - центр нашей жизни, понимание смысла жизни, постановка долгосрочных целей. Безответственное отношение к себе, жизнь одним днём, игнорирование медицинских обследований и рекомендаций врачей, отсутствие адекватных физических нагрузок закрепляют депрессивные и саморазрушительные установки, что в свою очередь может проявиться возникновением или обострением язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

Химическая (никотиновая, алкогольная, наркотическая) зависимость - также является хроническим заболеванием, которое имеет свои особенности возникновения, развития и течения, включает в себя периоды обострения (активного употребления вещества) и ремиссии (воздержания). В данном случае факторы, предрасполагающие к развитию и прогрессированию химической зависимости, будут следующие:

1. Генетический. Наличие у кого-то из близких родственников психических расстройств, зависимостей, низкий уровень фермента алкогольдегидрогеназы, пониженный уровень нейромедиаторов, отвечающих за хорошее настроение и самочувствие (серотонина, эндорфинов (гормонов радости), дофамина), заболевания центральной нервной системы и т.д.

2. Психологический фактор. Проживание в дисфункциональной семье* и хронической психотравмирующей ситуации, психические травмы (особенно детского периода), негативный личный пример родителей и деструктивное программирование (само по себе несчастливое детство уже определяет дальнейшее дисгармоничное развитие человека).

*Словосочетание «дисфункциональная семья» произошло от лат. dis- «расстройство», «нарушение» и function- «деятельность». Это семья, порождающая неадаптивное или деструктивное поведение одного или нескольких её членов. Это семья, в которой существуют условия, препятствующие их гармоничному развитию. Постепенно дисфункциональная семья становится противоположностью счастливой семье, члены которой имеют между собой тёплые, искренние, доверительные, наполненные любовью отношения.

3. Социальный фактор. Провоцирующее влияние окружения, жизненные кризисы, нерешённые психологические проблемы (нелюбимая работа, несчастливый брак, изоляция и одиночество и т.д.).

4. Духовный фактор. Гедонистическое понимание смысла жизни или преодоление ощущения бессмысленности жизни путём саморазрушения (курение, употребление алкоголя и наркотиков, нестабильные личные отношения, поиск эмоциональных встрясок, острых ощущений и «адреналина»), безответственное отношение к своей жизни, различные формы ухода от реальности (в виртуальную реальность, работу, в острые ощущения, запредельные эмоции и т.д.)

Эффективное лечение химической зависимости должно подразумевать систематическое влияние на все 4 группы факторов. Влияние генетического фактора частично нивелируется медикаментозной терапией. Остальные 3 фактора (психологический, социальный и духовный) прорабатываются в процессе психотерапии (индивидуальной, семейной, групповой), медико-социальной реабилитации, посещения групп взаимопомощи («Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы», АлАнон).

Существуют 4 основные меры профилактики различных видов зависимостей:

1. Здоровое общество, в котором человек имеет возможность жить в соответствии со своим потенциалом, максимально развивать свои способности. Этот пункт включает ответственность каждого из нас за тот личный пример жизни, который мы демонстрируем подрастающим поколениям.

2. Психотерапия обоих родителей ещё до зачатия ребёнка.

Данный тезис основан на психоаналитической концепции, что человек не решённые проблемы своей жизни (в том числе из детства) бессознательно проецирует на отношения с другими людьми- супруга, детей, коллег, начальника и т.д.

По статистике 2/3 разводов приходится на первые 2 года брака. Чаще всего это происходит из-за того, что люди, не достигшие психологической зрелости и вступающие в брак, не могут быть опорой для самих себя, а тем более для семьи: вместо этого они пытаются компенсировать свои недостатки или решать собственные проблемы за счёт супруга. Семья для них становится непосильным бременем и рано или поздно распадается. Особенно драматично, если в этой семье успевают родиться дети, на которых отражается несостоятельность людей и как супругов, и как родителей.

Поэтому профилактика проблем различного характера у потенциальных детей возможна путём достижения собственной зрелости, своевременного решения личностных проблем. Психологическое консультирование и психотерапия помогают справиться с этими задачами.

Любое событие в семье (сепарация от родителей, совместный быт, рождение детей, финансовые проблемы, болезнь кого-то из членов семьи) является кризисом, который проверяет союз супругов на прочность: для кого-то это возможность преодолевать эгоцентризм, меняться и развиваться, созидать счастливую жизнь, для кого-то- очередной веский повод для развода. Поэтому личностная зрелость или не зрелость изначально определяют курс будущих отношений.

3. Семья, основанная на взаимной любви и уважении. Если концепция «здорового общества» представляется труднодостижимой и даже утопичной, то здоровое общество в масштабе семьи всё-таки претендует на реалистичность.

Мы уже читали выше, что семьи бывают разные- функциональные и дисфункциональные. Функциональные- это семьи, члены которых счастливы и развиваются. В таких семьях присутствуют любовь и такие базовые элементы для её развития, как взаимопонимание, ответственность, взаимоуважение и забота. Функциональная семья является необходимым условием для гармоничного развития детей.

Дисфункциональные семьи- это союз людей, которым психологически (и даже физически) тяжело жить вместе, но и без друг друга они обходиться не могут. В таких семьях манипуляции и различные психологические игры заменяют искреннее и доверительное общение, члены семьи не развиваются, а болеют (в том числе психосоматическими расстройствами), страдают неврозами и зависимостями, находят опору не в себе и самой семье, а в стереотипах ухода от реальности (употребление психоактивных веществ, трудоголизм, интернет-зависимость, сериалы, отношения на стороне и т.д.) Психологический груз прошлого, отсутствие модели счастливой семьи и гармоничных отношений, конструктивных способов преодоления стресса, системы нравственных ценностей определяют дисгармоничное развитие ребёнка, закладывают установки не любви к себе и саморазрушения, что в будущем закрепляется в патологических способах адаптации к жизни. Курение, употребление алкоголя и наркотиков в таком случае будет лишь одним из аспектов саморазрушающего стиля жизни.

Своевременно начатая семейная психотерапия даёт шанс на улучшение семейных отношений.

4. Непрерывный личностный рост

С точки зрения психологии, главная задача подросткового периода- из подростка превратиться во взрослого человека не только физически, но и психологически, то есть стать зрелым, ответственным, самодостаточным. В упрощённом понимании, это означает, что подросток от опоры на родителей должен перейти к опоре для самого себя (то, что мы писали выше,- стать для себя и мамой и папой).

Наблюдаемый в этом возрасте «подростковый бунт» отражает внутреннюю психологическую борьбу вчерашнего ребёнка, столкнувшегося с новыми требованиями жизни, необходимостью решать серьёзные взрослые проблемы (выбор профессионального будущего, взаимодействие с противоположным полом, утверждение себя в кругу сверстников) и экзистенциальные вопросы («Кто Я есть на самом деле? Куда я направляюсь? Что я хочу от жизни? Зачем я нужен людям и миру (вопрос миссии и предназначения)? Зачем мне нужны люди и мир (вопрос смысла жизни?»), является закономерным явлением, демонстрирующим стремление подростка разрешить внутренние противоречия, обрести свою самостоятельность и целостность. Кто-то из ребят реализует эту задачу конструктивно- определяется с профессиональным будущим, принимает под свою ответственность учёбу, ищет и познаёт себя через различные позитивные виды деятельности, общение в социальных группах, направленных на развитие личности. А кто-то именно бунтует- конфликтует с родителями и другими авторитетами (чаще всего- с учителями), нарушает моральные нормы и нравственные запреты, ищет опору в психоактивных веществах, пустом общении, виртуальном мире.

Жизненный опыт родителей и эмоциональная поддержка являются важным условием для эффективного преодоления подросткового кризиса, поэтому родителям необходимо сохранять и укреплять доверительный контакт с ребёнком, помогать ему внутренние монологи превращать в конструктивный диалог, прививать конструктивные способы преодоления стресса и совладания с эмоциями, поддерживать положительный психологический климат в семье, демонстрировать личный пример гармоничных отношений с супругом. В случае необходимости целесообразно обращаться к помощи психологов-педагогов, психологов-дефектологов, а иногда и врача-психотерапевта.

6 мая 2020 г. Врач психиатр, нарколог, психотерапевт Повасарис С.В.

Список литературы по статье «Мотивы употребления ПАВ»:

1. Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости- М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.- 521 с.

2. Ковалёв С.В. Мы родом из Страшного детства или как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего. Книга вторая цикла «Коды вашей судьбы». Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

3. Брэдбери Рэй. 451° по Фаренгейту: роман/ Рэй Брэдбери; [пер. с англ. Т. Шинкарь].- Москва: Эксмо, 2015.- 240 с.

4. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Екатеринбург: ЛИТУР, 1997

5. Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

6. Психотерапия/ Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000. С.544.

7. Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Т.В.Егорушкина, В.А.Хмара.- М.: АСТ: Астрель, 2012.- 350, [2] с.: ил.

9. Джон Грэй «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»

10. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности/ Стивен Р. Кови; Пер. с англ.- 12-е изд., доп.- М.: Альпина Паблишер, 2017.- 396 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.011 с.)