Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Становление и развитие общественного контроля в Российской Федерации
Общественный контроль - важный элемент жизнедеятельности всякого подлинно «культурного государства», «политика которого состоит из максимально обдуманных действий и которое использует все имеющиеся ресурсы на благо общества» [3; С. 48]. В правовой литературе много внимания уделяется принципам, способам осуществления, субъектам общественного контроля [4]. 1. Истоки общественного контроля: история и современность. Прообразом общественного контроля в советской России выступал народный контроль (см.: Закон СССР от 30.11.1979 г. «О народном контроле в СССР»). Согласно закону, этот контроль сочетал госконтроль с общественным контролем трудящихся. Однако органы такого контроля, составляющие определённую вертикаль, являлись государственными органами. Этот закон утратил силу в 1991 г. После прекращения Советского Союза как геополитической реальности в России были приняты нормативно-правовые акты, регулирующие общественный контроль: ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации», ФЗ от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и ряд других, большинство из которых действует и в настоящее время. Так, нормы об общественном контроле содержатся в Земельном кодексе РФ (ст. 72.1. «Общественный земельный контроль»), Жилищном кодексе РФ (ч. 8 ст. 20 об общественном жилищном контроле) и др. Но законодательно не было закреплено определение общественного контроля, не были сформулированы его цели, задачи, методы, не определены субъекты. В литературе отмечалось, что: «отсутствие единого закона об общественном контроле не позволяет говорить о нём как об эффективном способе выявления нарушений законодательства публичными субъектами» [1]. В 2014 г. был принят ФЗ от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», закрепивший правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных организаций и иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Общественный контроль определён как «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений».
Определены субъекты общественного контроля: 1) Общественная палата Российской Федерации; 2) общественные палаты субъектов Российской Федерации; 3) общественные палаты (советы) муниципальных образований; 4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством России, могут создаваться: общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля, иные организационные структуры общественного контроля. Граждане тоже имеют возможность участвовать в осуществлении общественного контроля в качестве общественных контролёров, общественных инспекторов и общественных экспертов, которые будут привлекаться субъектами общественного контроля. Негосударственные некоммерческие организации имеют право участвовать в осуществлении общественного контроля и быть организаторами таких его форм, как общественный мониторинг, общественное обсуждение. 2. Общественный контроль в сфере труда. В настоящее время правовое регулирование общественного контроля в сфере труда находится в зачаточном состоянии. В ФЗ от 17.07.1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», утратившем силу в 2006 г., была ст. 22 об общественном контроле за охраной труда. Действующий в настоящее время Трудовой кодекс не содержит норм, регламентирующих общественный контроль. С 2013 г. действует Общественный совет при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. Данный совет принимает участие в общественных обсуждениях ключевых вопросов и проектов нормативных актов в сфере труда - одной из форм общественного контроля, установленной ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Однако активность в данном направлении незначительна и носит спорадический характер, а информация о его деятельности крайне ограничена, что не позволяет сделать заключение об эффективности данного совета.
Вывод. Во-первых, правовое регулирование общественного контроля в современной республиканской истории России прошло два периода: до принятия Федерального закона 2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и после его принятия, когда были конкретизированы порядок, субъекты и иные вопросы его осуществления. Во-вторых, помимо ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» действуют и иные нормативные правовые акты, которые закрепляют реализацию общественного контроля в определённых сферах (выборы, земельные отношения, ЖКХ) и в отношении отдельных субъектов (лица, находящиеся в местах принудительного содержания, несовершеннолетние).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.005 с.) |