III. По сфере деятельности: внутренние и внешние. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. По сфере деятельности: внутренние и внешние.



2019

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ЛЭТИ» им.В.И.Ульянова (Ленина)1

 

Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (Ж. Маритен и др.), неотомисты (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.) Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (она может укладываться в любую из последующих концепций).

Достоинства теории. Теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Недостатки. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это в конечном счете вопрос веры.

Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Р. Фильмер, Н.К. Михайловский и др.). Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных.

Достоинства теории. Из патриархальной теории (как и из теологической), естественно, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

Недостатки. Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса Прейса и др. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV - III вв. до н. э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Достоинства теории. Теория утверждает, что отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности неправильно, так как люди - биосоциальные существа.

Недостатки. Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно и распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опираются на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

Достоинства теории. Оценивая эту теорию, следует отметить следующее: исторический опыт подтверждает, что насилие сопровождало процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского).

Недостатки. Насилие надо рассматривать только лишь как одну из многих причин. Для того, чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

Достоинства теории. Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность и их нельзя игнорировать.

Недостатки. Однако роль психологических факторов нельзя преувеличивать, так как, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других, т.е. в XVII - XVIII вв. По этой теории до появления государства люди находились в "естественном состоянии", которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - "золотой век" и т.п.). В большинство концепций входит идея "естественного права", т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: "Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это свое отражение и в Декларации независимости США.

Достоинства теории. Необходимо отметить прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, порывала с религиозными представлениями о происхождении государства, имела демократическое содержание.

Недостатки. Кроме чисто умозрительных построений, преувеличения в процессе возникновения субъективных начал, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Трудно представить, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур. Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его "общие дела". Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Достоинства теории. Объясняет возникновение государственности материальными, прежде всего социально-экономическими причинами.

Недостатки. Чрезмерное внимание к экономической детерминированности и классовому антагонизму, при недооценке иных социокультурных факторов - религиозных, психологических, этнических.

 

Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

 

 

При традиционном в отечественной юридической литературе подходе авторы обычно выделяют следующие основные признаки государства.

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Осуществление государственной власти по административно-государственному принципу позволяет четко определить ее пространственные пределы и выявить основания для формирования ее центральных и местных органов. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна (это находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства других

государств в дела государства на данной территории), исключительна

(на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает

быть государством).

2. Наличие публичной (государственной) власти.

3. Государственный суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешних сношениях.

Функции государства – особый механизм воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления

деятельности государства по управлению обществом.

Классификация функций.

I. По механизму реализации государственной власти: законодательная, управленческие, судебные.

II. По времени действия: постоянные, временные.

Смешанная.

Президентская республика – это республика, в которой исполнительную власть возглавляет глава государства – президент, избираемый народом государства, а правительство как самостоятельный коллегиальный орган не формируется (США, Аргентина Бразилия). Президент получает власть непосредственно от народа при выборах, и поэтому должность президента является политически самостоятельной, позволяет главе государства под свою ответственность принимать решения

 

Парламентарная республика – это республика, в которой правительство как высший орган исполнительной власти формируется парламентом

и несет перед ним ответственность (Германия, Италия, Венгрия, Индия,

Чехия, Эстония и др.). Облик этой формы правления определяет принцип

политического верховенства парламента. Парламент считается высшим

государственным органом, он обладает преимущественным правом представлять интересы народа.

 

 

В смешанной республике глава государства (президент) и парламент

формируются путем прямых выборов всем населением страны. Но в отличие от президентской республики в этой республике формируется правительство как самостоятельный высший орган исполнительной власти. В формировании правительства принимают участие президент, и парламент.

Смешанная республика – это республика, в которой правительство формируется и главой государства, и парламентом и несет перед ними ответственность (Франция, Россия, Португалия, Польша, Болгария и др.)

 

 

 

Форма государственного устройства – способ деления территории государства на составные части или территориальные образования по виду их управления. Территориальное образование – часть территории государства с постоянно проживающим населением, которая управляется органами публичной власти.

 

В зависимости от степени преобладания в государстве административного или политического типа территориального устройства выделяют

две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство.

Унитарное государство – государство, состоящее из административных территориальных образований, не обладающих, как правило, территориальной автономией.

Можно выделить следующие признаки унитарного государства:

 одноуровневая система органов государственной власти (единый

центр государственной власти для всей страны, в том числе единая система высших органов государственной власти. В федерации – двухуровневая система);

 единая система законодательства (в федерации – двухуровневая

система);

 единое гражданство;

 одноканальная система налогов (единые налоги собираются по

стране и аккумулируются в центре);

 административно-территориальные образования не обладают автономией, но наделяются компетенцией решать вопросы местного значения в экономической, социальной и культурной сферах.

 

Федерация – это сложное (иногда союзное) государство, состоящее

из государствоподобных образований – субъектов федерации (штатов,

провинций, земель, эмиратов, кантонов и т. п.), обладающих государственной автономией, т. е. определённой политической и правовой самостоятельностью. В настоящее время в мире насчитывается более 20 федеративных государств. Среди них есть и мощные, высокоразвитые в экономическом и политическом отношении страны (США, Канада, ФРГ) и

страны со средним уровнем развития (Бразилия, Венесуэла, Индия), и развивающиеся страны с традиционным укладом хозяйства (Папуа – Новая

Гвинея, Коморские острова). Число субъектов в федерациях различное: в

США – 50 штатов, в Швейцарии – 23 кантона, в России – 85 субъектов, в

Индии – 25 штатов, в ФРГ – 16 земель.

Можно выделить следующие признаки федерации.

1. Два уровня органов государственной власти (наряду с федеральными имеются органы власти субъектов федерации: законодательные, исполнительные, судебные).

2. Два уровня законодательства – федеральное законодательство и

законодательство субъектов федерации (субъекты могут иметь свои конституции).

204

3. Двухпалатный парламент федерации (нижняя палата представляет интересы всего населения страны, а верхняя палата – интересы субъектов федерации).

4. Разграничение предметов ведения и полномочий собственно федерации и ее субъектов.

5. Двухканальная система налогов (федеральные налоги и налоги

субъектов федерации).

6. Наличие двойного гражданства (не во всех федерациях).

7. Высокая политическая и юридическая самостоятельность субъекта федерации вплоть до права иметь свою конституцию и права выхода из

состава федерации

 

Принципы права

Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

 

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

 

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым – принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

 

Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.

 

В ст. 6 ГК РФ говорится о возможности применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.

 

К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

 

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

 

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

 

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.

 

Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

 

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие:

 

• закон обратной силы не имеет;

 

• все, что законом не запрещено, дозволено;

 

• никто не может быть судьей в собственном деле;

 

• нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение.

 

Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

 

 

Формы (источники) права.

Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте, который и становится обязательным для исполнения.

Источник (форма) права - это внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

Различают следующие основные виды источников права:

 

Наименование вида Его сущность
Правовой обычай (обычное право) Нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства в качестве источника права
Судебный (юридический) прецедент (от лат. praecedens - предшествующий) Правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел
Правовая доктрина (лат. doctrina - учение, теория) Изложение правовых принципов, правоположений представителями власти, юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение
Священные книги Сакральные (лат. sacer (sacri) - священный) тексты, излагающие религиозные нормы, которым государством придан общеобязательный статус
Нормативный правовой акт <1> Официальный письменный документ, который содержит нормы права
Нормативный правовой договор (договор нормативного содержания) Юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей
Международно-правовые акты Официальные письменные документы, заключенные государствами или иными субъектами международного права

 

--------------------------------

<1> Его полное название звучит так: нормативный правовой акт государственных органов. Для краткости обычно употребляют термин нормативный акт.

 

 

 

 

Нормативный правовой акт - это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

Нормативный правовой акт характеризуется следующими основными признаками:

- издается компетентными органами государства;

- обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;

- имеет вид письменного документа;

- носит легитимный (от лат. legitimus - законный) характер;

- содержит нормы права;

- характеризуется неконкретностью адресата, т.е. отсутствием индивидуально-определенного адресата.

 

Правовой обычай – общеобязательное правило поведения, соблюдаемое в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственной защиты. Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше

писаных источников права. Первые изданные законы представляли собой

санкционированные государством обычаи. Правовые обычаи не потеряли

своего значения и в современных условиях. Так, в ст. 5 ГК РФ дается

определение обычаев делового оборота: это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не

предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано

ли оно в каком-либо документе.

Судебный прецедент – решение судебных органов по конкретному

делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при

рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, данное решение суда

начинает играть роль модели для последующих решений, т. е. играет роль

источника права.

Отечественная правовая система официально не признает прецедент

в качестве источника права. Согласно ст. 120 Конституции РФ, судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В силу этого суд должен выступать правоприменителем, а не творить, не создавать право.

Акты органов судебной власти. В последние годы в России меняется отношение к прецеденту. Ученые и практики все больше склоняются

к необходимости признания некоторых прецедентов в качестве источников права. В частности, предлагается придать форму прецедента постановлениям пленумов Верховного суда Российской Федерации. Все большую роль в правовой системе нашей страны играет судебная практика,

которая все больше утверждается в качестве источников права. В актах

органов судебной власти:

1) восполняются пробелы в законодательстве при рассмотрении судом конкретных дел. Тем самым суды в известной мере выполняют работу

правотворческих органов;

2) осуществляется функция нормоконтроля, т. е. контроля за содержанием федеральных законов на их соответствие Конституции РФ, а иных

нормативных правовых актов – Конституции РФ и федеральным законам;

3) вырабатываются Верховным Судом РФ правоположения, которые

имеют нормативное содержание и выступают общеобязательными регуляторами общественных отношений. В них обобщается опыт применения конкретных норм права. В результате решения Верховного Суда РФ служат образцом правильного разрешения дел для нижестоящих судов.

Книги Священного Писания играют важнейшую роль как источники права в странах религиозной правовой семьи: Иране, Судане, Пакистане, Саудовской Аравии, Сомали и некоторых других странах. Принимаемые государством законы не могут противоречить религиозным нормам. Например, в мусульманских странах важнейшими источниками права считаются: Коран – священная книга мусульман, служащая основой

мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского;

Сунна – сборник преданий о жизни пророка Мухаммеда, его образе мыслей и действий.

Правовая доктрина – руководящее теоретическое положение, выраженное в трудах выдающегося ученого-юриста и используемое в качестве

источника права. Правовая доктрина признается источником права во

многих правовых системах. В качестве источника права правовая доктрина известна уже в Древнем Риме. В 426 г. н. э. в Риме был принят специальный закон, согласно которому положения работ корифеев римского

права – Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина – признавались

обязательными для судей. Это означало, что решение по делу судья мог

выносить не только на основании действовавших в то время законов, но и

ссылаясь на высказывания указанных юристов. Правовая доктрина применяется и в настоящее время. В частности, действующий гражданский

кодекс Швейцарии содержит норму, предоставляющую правоприменительным органам право в случаях пробела в законодательстве решать рассматриваемый спор, основываясь на положениях работ наиболее известных специалистов в области гражданского права. В английских судах при создании судебного прецедента возможны ссылки на труды известных

юристов, например Блэкстона («Комментарии законов Англии», 1765),

Коука («Правовые институты Англии», 1628), Фостера («Решения коро-

левских судов», 1763), а также различные труды Дж. Локка, Дж. Милля,

Э. Берка, А. Дайси.

Нормативные правовые акты – главный источник права в нашей стране, в странах романо-германской правовой семьи.

Нормативно-правовой акт – правовой акт, состоящий из норм права, принятый правотворческим органом в установленном порядке, имеющий определенную письменную форму и находящийся в иерархическом отношении с другими актами. Совокупность нормативно-правовых актов образует систему законодательства государства. Законодательство обычно определяют как структурно упорядоченную совокупность (систему) нормативных правовых актов, находящихся между собой в определенных устойчивых отношениях, форму выражения объективного права (М. Ю. Тихомиров). Законодательство строится как пирамида по юридической силе нормативных актов. Конституция страны обладает высшей юридической силой и располагается в вершине пирамиды, а

далее располагаются акты все меньшей и меньшей юридической силы.

Закон Российской Федерации - это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

По своей юридической силе законы подразделяются на следующие виды:

 

Наименование видов Их сущность Примеры
Конституция Основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственное устройство, учреждающий органы государственной власти Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., конституции республик в составе РФ
Федеральные конституционные законы Принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией Федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.
Федеральные законы (текущие или обычные) Акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и т.п.
Законы субъектов Федерации Издаются представительными органами субъектов Федерации и распространяются только на соответствующую территорию Закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.

 

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Подзаконные акты имеют важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

 

Наименование видов Их сущность
Указы Президента РФ Обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место
Постановления Правительства РФ Обязательны к исполнению на территории РФ. Могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ
Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти Принимаются на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ; регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры
Решения и постановления местных органов государственной власти Принимаются, например, областными представительными, законодательными структурами
Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления Принимаются, например, главами областных администраций, губернаторами и др.
Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов Принимаются в пределах компетенции муниципальных органов власти и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
Локальные нормативные акты Нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка)

 

 

Норма права - это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.115 с.)