Законность и правопорядок в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законность и правопорядок в обществе



 

Вопрос о законности, ее роли в жизни общества имеет важное научное и практическое значение. Законность является необходимым условием для развития и укрепления демократического общества, правовой основой демократии.

Законность можно рассматривать как принцип права, как режим общественной жизни, как принцип организации и деятельности государственного аппарата, как метод реализации права.

Наиболее часто законность рассматривается именно как метод реализации права.

В этом смысле законность представляет собой строгое и неуклонное исполнение законов и основанных на них подзаконных актов всеми субъектами права - должностными лицами, гражданами, государственными органами, общественными организациями.

Законность играет важную роль в жизни общества. На основе законности обеспечивается подлинное народовластие, т.е. участие населения в осуществлении власти, управлении всеми делами государства и общества. Формирование органов государственной власти, их деятельность, отношения органов государственной власти между собой и с гражданами, охрана прав и свобод граждан могут успешно осуществляться только на основе соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов.

В экономической сфере жизни общества роль законности состоит в том, что совершенствование производительных сил общества, усложнение хозяйственных связей, развитие рыночных отношений, научно-технический прогресс, решение глобальных проблем, в том числе задачи охраны окружающей среды, объективно усиливают необходимость исполнения требований законов и подзаконных актов каждым членом общества.

Законность имеет существенное значение для всесторонней и эффективной деятельности правоохранительных органов, связанной с пресечением нарушений законов и подзаконных актов, их искажением или попытками обойти в угоду ведомственным или местническим интересам.

Основу законности составляет ряд ее важных принципов (требований).

1. Верховенство закона, т.е. приоритет закона, прежде всего конституции страны, над всеми остальными правовыми нормативными актами, субординация правовых нормативных актов в соответствии с их юридической силой.

2. Единство законности, т.е. всеобщность действия законов и подзаконных актов, единое их понимание и применение на всей территории страны.

3. Всеобщность законности, т.е. равенство всех лиц перед законом, недопустимость каких-либо необоснованных привилегий, исключений для отдельных граждан, социальных групп, государственных органов или общественных организаций.

4. Реальность законности, т.е. реальное (фактическое), а не формальное осуществление всеми субъектами права своих прав, свобод и обязанностей, установленных законами и подзаконными актами.

5. Неотвратимость юридической ответственности за правонарушение, т.е. ни одно правонарушение не должно оставаться без внимания государства, а виновные должны быть привлечены к юридической ответственности.

6. Сочетание законности и целесообразности, т.е. выбор наилучшего варианта осуществления требований закона, но исключительно в рамках закона. Отступление от требований закона по соображениям пользы, эффективности, гуманности и т.п. недопустимо.

7. Сочетание законности и справедливости, т.е. требования законов и подзаконных актов должны отражать идеалы справедливости - демократизм, равноправие, гуманизм, своевременность.

Законы и подзаконные акты не могут быть реализованы автоматически, без соответствующих условий и средств.

Гарантии законности - это комплекс общих и специальных условий, обеспечивающих соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов.

К общим условиям, обеспечивающим соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов, относятся политические, экономические, социальные и духовно-нравственные (идеологические) гарантии.

Политические гарантии представляют собой функционирование политической системы общества, ее политических институтов, обеспечивающих участие населения в управлении делами общества и государства, в том числе в нормотворческой и правоприменительной деятельности, т.е. развитие институтов непосредственной и представительной демократии.

Под экономическими гарантиями понимают способность экономической системы общества обеспечивать рост экономического потенциала страны, противостоять экономическим кризисам.

Социальные гарантии представляют собой способность общества обеспечивать материальной достаток населения, достойный уровень его жизни, заботиться о малообеспеченных членах общества.

К духовно-нравственным (идеологическим) гарантиям относится деятельность общества по правовому воспитанию своих членов, повышению правового сознания и правовой культуры населения, его правовой активности.

К специальным условиям, обеспечивающим законность, относятся юридические средства и юридические нормы, получившие наименование юридических гарантий.

В число юридических гарантий входят:

- средства предупреждения, выявления и пресечения правонарушений;

- средства защиты населения от правонарушений;

- право на обжалование действий должностных лиц, нарушающих закон;

- равноправие граждан перед законом и судом;

- презумпция невиновности и др.

С законностью тесным образом связано другое правовое явление - правовой порядок (правопорядок).

Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности, которое выражается в правомерном поведении участников этих отношений. Это непосредственный результат реализации (соблюдения и исполнения) требований норм права.

Выделяют три основных элемента правопорядка:

- право и законность, которые составляют нормативно-правовую основу правопорядка;

- правомерное поведение как содержание правопорядка, фактический результат действия права;

- субъекты права (участники правоотношений), наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями.

Правопорядок является следствием функционирования права и законности, юридически оформляет фактически сложившуюся упорядоченность общественных отношений и обеспечивает правомерное поведение его участников.

Реализация права во многом характеризуется законностью, которая может быть определена и как аспект общеобязательности права, и как соответствующая идея, и как особая политико-правовая реальность, относящаяся к глубинным элементам структуры права и существенно влияющая на эффективность правового регулирования.

В целом законность может быть охарактеризована как реальность права, такая реальность, когда его требования, гарантированные им возможности последовательно, полно и точно претворяются в жизнь.

Этот подход принципиально важен для теории права в нескольких отношениях.

Во-первых, понятие законности - одна из граней реалистического отношения к праву, к его общеобязательности, к его силе и ценности.

Во-вторых, существенное значение имеет принцип (идея) законности, который непосредственно выражает уровень гуманистического содержания господствующего мировоззрения, природу данной общественной системы, ее нацеленность на обеспечение и охрану прав личности, по исключению естественной жизни произвола и бесправия личности.

В-третьих, понятие законности позволяет еще раз - после рассмотрения собственно права и правосознания и ряда специальных правовых вопросов - обратиться в рамках общетеоретической проблематики к высокозначимым общественно-политическим вопросам. Анализ законности как особого самостоятельного общественно-политического явления позволяет определенным образом охарактеризовать данную правовую систему, увидеть связь законности с природой социального строя, с особенностями свойственного стране политического режима.

Сама по себе законность непосредственно связана с демократией.

А глубокое единство демократии и законности возникает лишь в условиях правового государства и правового гражданского общества.

Основные требования законности, проявляющиеся в условиях демократических политических режимов, это:

1) всеобщность права, т.е. необходимость развитого, совершенного законодательства - такого, при котором все общественные отношения, нуждающиеся в юридическом опосредовании, регулируются законом, а не произволом, или чьей-либо прихотью; в законодательстве не должно быть таких существенных пробелов и таких несовершенств, которые бы давали возможность для произвольных действий;

2) верховенство конституции и закона, т.е. подчиненность всех иных нормативных и индивидуальных актов действующим законам, а всех законов и других актов государственных органов - конституции;

3) равенство всех перед законом, предъявление всем участникам общественных отношений одинаковых требований, отсутствие у кого-либо привилегий;

4) наличие социальных и юридических механизмов, обеспечивающих реализацию прав (строжайшее соблюдение и исполнение обязанностей; беспрепятственные возможности для исполнения субъективных прав);

5) гарантированное качественное применение права, активная и решительная борьба с правонарушениями, неотвратимость юридической ответственности для всех, кто нарушил закон;

6) стабильность, устойчивость правопорядка, эффективная работа всего механизма правового регулирования. Эти требования и образуют законности и в конечном итоге должны привести, в соответствии с идеалами законности, к тому, чтобы все изложенное в юридических нормах могло стать реальностью, переключилось в фактическое поведение участников общественных отношений, в действительную правомерность этих отношений, в строгий правопорядок.

Непосредственным итогом правового регулирования, венцом действия права в условиях правового государства является правопорядок - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практические осуществление требований права и режима законности.

Понятия "законность" и "правопорядок" близки друг к другу, обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимно заменяемые). И все же правопорядок - результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований, причем так, что реализуются глубокие правовые начала, дух права. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок - это уже фактическое "правовое состояние" упорядоченности общественных отношений, та нормальная правовая жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности.

Будучи венцом, итогом действия права, правопорядок как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (право - законность - правопорядок).

Основные черты правопорядка рельефно и ярко выражают особенности соответствующей правовой системы в целом.

 

 

 

Конституционное право России является важной составной частью национального права, представляет совокупность правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Конституционное право определяет структуру, принципы организации, порядок деятельности, общую компетенцию органов государственной власти, отношения с ней человека и гражданина.

Предметом конституционного права России также являются наиболее значимые общественные отношения в политической, экономической, социальной, духовной сферах жизнедеятельности общества, регулируемые нормами конституционного права. М.В. Баглай сводит эти отношения в два блока: по поводу устройства государства и организации государственной власти (властеотношения) и по поводу охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством).

 

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путем установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. К ним относятся народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства, а также определение субъектов государственной власти и способов ее реализации. Этим объясняется основополагающий характер данной отрасли права.

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (напр., правовой статус личности), в других - предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, систематизирующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

Однако есть и такие сферы общественных отношений, где конституционное право работает постоянно и непосредственно, восполняя проблемы отраслевого законодательства или разрешая противоречия отраслевых норм конституционным.

Применительно к отрасли права конституционное право можно определить как ведущую, центральную отрасль национального права, представляющую собой систему правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения, механизм осуществления народовластия, характеризующуюся особым юридическим режимом и предметом регулирования.

 

Как и любая отрасль права, конституционное право воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми методами, под которыми понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Традиционно в конституционном праве существуют такие методы воздействия на общественные отношения, как установление прав, возложение обязанностей и ответственности, дозволение и запрет.

Основными методами являются метод регулирующего воздействия, предписывающий участникам общественных отношений вести себя определенным образом, и охранительный метод, особенностями которого являются его учредительный, императивный, универсальный характер.

 

Источники конституционного права являются формой, в которой существуют нормы конституционного права. Посредством источников создаются, изменяются, отменяются нормы конституционного права.

Источники конституционного права отличаются множественностью и разнообразием. Это обусловлено тем, что многие государственные органы осуществляют правотворческие функции в конституционно-правовой сфере. Для источников конституционного права характерна иерархичность, обусловленная иерархией самих государственных органов.

 

Большое количество источников конституционного права обусловливает их классификацию. Учитывая федеративный характер Российского государства, все источники могут быть разделены на федеральные, федерально-региональные, региональные и местные.

Федеральные источники конституционного права. К федеральным источникам конституционного права относятся:

- Конституция РФ,

- законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ,

- общепризнанные принципы и нормы международного права,

- международные договоры Российской Федерации,

- федеральные конституционные законы,

- федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы,

- акты Президента РФ,

- акты Правительства РФ,

- нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ,

- отдельные законодательные акты Союза ССР.

 

Источники конституционного права на уровне субъекта Российской Федерации. К данным источникам конституционного права относятся:

- конституции республик в составе Российской Федерации;

- уставы других субъектов РФ;

- законы субъектов РФ, содержащие конституционно-правовые нормы;

- правовые акты органов власти субъектов РФ;

- договоры и соглашения, заключенные между субъектами РФ.

Иные источники конституционного права. Отдельные нормы конституционного права могут содержаться:

- в уставах муниципальных образований;

- в соглашениях, заключенных между муниципальными образованиями.

 

В правоведении под конституцией принято понимать универсальный нормативно-правовой акт, имеющий, как правило, форму основного закона, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения в рамках "треугольника": личность - общество - государство.

Сущность конституции традиционно раскрывается через рассмотрение ее в качестве политического, юридического и идеологического документа. Если первое выражает основные принципы и правила поведения участников политических отношений, то второе предельно отражает сущность конституции как правового акта, обладающего высшей юридической силой. Идеологический характер выражается в провозглашении в конституции определенных идеологических установок или идеологического приоритета. Такое свойство конституции присутствует даже в тех странах, где конституция закрепляет идеологическое многообразие.

Сосредоточим внимание на правовой природе конституции. Конституция - правовой акт, определяющий основы устройства общества и государства, учреждающий систему органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающий основы правового статуса личности.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, внесения поправок, особые формы охраны и др.;

5) стабильность и реальность.

 

Особые юридические свойства - это те качества, которые отличают конституцию от других правовых актов. Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 года:

1. В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федерации. В признании верховенства Конституции РФ заложена не свойственная прежним, советским, конституциям идея подчинения государства конституции, праву. Иными словами, юридическое верховенство Конституции РФ состоит в установлении идеи конституционализма и подчинении государства Конституции РФ, организации общественных отношений сообразно ее положениям и смыслу.

2. В статье 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции РФ имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства. Высшая юридическая сила Конституции РФ показывает ее наивысшее место в системе правовых актов и означает, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей, иначе они будут недействительны.

3. Конституция Российской Федерации является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства России.

4. К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Конституционный Суд РФ играет важную роль в охране Конституции РФ. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Конституцию Российской Федерации отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок.

 

 

 

 

Понятие "конституционный строй" тесно связано с конституционализмом как политико-правовой доктриной и одновременно с системой правления, основанной на идеалах демократии: верховенстве права в жизни общества и государства; верховенстве и определяющей роли конституции в правовой системе, ее прямом действии; признании прав и свобод чел

В гл. 1 действующей российской Конституции "Основы конституционного строя" юридически закрепляют конституционный статус государства, его основные сущностные характеристики, устои и принципы, в соответствии с которыми организованы и функционируют все основные государственные и общественные институты.

Основы конституционного строя, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, составляют нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, развивающие, конкретизирующие исходные принципы, в частности, устанавливающие компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных нормативных правовых и индивидуальных решений, права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляющие юридические и другие гарантии реализации основ конституционного строя.

Принципиальная новизна основ, на которых с принятием новой Российской Конституции базируется устройство государства и общества (конституционного строя) Российской Федерации, состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Отныне центральное место в системе отношений, охватываемых понятием "конституционный строй", занимает человек, его конституционно-правовой статус, его жизнь, честь, достоинство и свобода, личная неприкосновенность, естественное и неотчуждаемое право быть собственником.

 

Основы конституционного строя обычно подразделяют на группы в зависимости от сферы устанавливаемых ими общественных отношений.

Первую группу составляют принципы, определяющие конституционный статус Российской Федерации, основы организации государственной власти. К ним можно отнести конституционные характеристики государства, закрепленные в ст. 1 Конституции РФ: демократический, федеративный, правовой характер государства, республиканскую форму правления. К этой же группе относятся государственный суверенитет и разделение властей как основополагающий принцип организации деятельности органов государства.

Во вторую группу входят принципы, определяющие конституционный статус человека и гражданина, основы взаимоотношений личности, общества и государства. Это признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, установление обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, а также право на гражданство, его неотъемлемость, принципы единого и равного гражданства, равноправия граждан.

В третью группу обычно включают основы конституционного строя, устанавливающие общие принципы гражданского общества и его основные институты: социальный характер государства, свободу экономической деятельности, многообразие и равную защиту различных форм собственности, местное самоуправление, идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, светский характер государства.

Основы конституционного строя иногда определяют и как наиболее общие принципы конституционного права. Они составляют каркас конституционного права и определяют его творческое воздействие на все отрасли права.

 

Человек, его права и свободы занимают центральное место в Конституции РФ. Их признание, соблюдение и защита - цель и задача существования государства.

 

Глава 2 Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина, некоторые из них являются новыми в нашем законодательстве, а также впервые закрепляется прямая обязанность государства защищать права человека (ст. 2).

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. Мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для их реализации (ст. 19).

Перечень прав и свобод, закрепленный в глава 2 Конституции РФ, состоит из 48 статей и учитывает в полном объеме требования международного права в отношении прав и свобод человека и гражданина.

 

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на личные (гражданские), социально-экономические, политические, культурные.

 

Перечень прав и свобод в Конституции РФ открывается личными (гражданскими) правами: право на жизнь (ст. 20), достоинство личности (ст. 21), свобода и неприкосновенность личности (ст. 22), тайна частной жизни и коммуникаций (ст. ст. 23, 24), неприкосновенность жилища (ст. 25), право на культурную самоидентификацию (ст. 26), свобода передвижения и поселения (ст. 27), свобода совести и вероисповедания (ст. 28), свобода мысли и слова (ст. 29).

Личные права и свободы являются неотчуждаемыми, присущими каждому от рождения, не зависящими от наличия или отсутствия гражданства.

 

Социально-экономические и культурные права и свободы закреплены в большом количестве статей Конституции РФ, преимущественно в ст. ст. 34 - 44. Перечисленные в этих статьях права, свободы и обязанности можно условно разделить на три группы:

1) права и свободы в сфере экономической деятельности (право частной собственности (ст. 35); право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность (ст. 34); право на землю (ст. 36); право на жилище (ч. 1 ст. 40), обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57));

2) права и свободы в социальной области (право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст. 37); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42); обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58));

3) права и свободы в области культуры и просвещения (право на образование (ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44); обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44)).

 

Политические права и свободы - это права и свободы, служащие в качестве гарантий реализации возможность на воздействие на государство со стороны граждан и гражданского общества в целом.

 

Виды политических прав и свобод:

 

- Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры (часть 5 статья 29 Конституции РФ).

 

- Право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (часть 1 статьи 30 Конституции РФ).

 

- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции РФ).

 

- Право на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции РФ).

 

- Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

 

- Право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

 

- Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (статья 33 Конституции РФ).

 

- Право на участие в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32 Конституции РФ).

 

 

Конституционные обязанности человека и гражданина

 

В Конституции РФ правовой статус личности закреплен совокупностью не только прав и свобод, но и обязанностей.

Обязанности, закрепленные в Конституции РФ, являются лишь частью обязанностей, которые закон возлагает на человека, личность. Содержание и объем этих обязанностей конкретизируются в соответствующих актах.

Конституционные обязанности требуют от государства и его органов создавать условия, предпринимать меры, которые должны обеспечить неуклонное исполнение предписаний. Основные обязанности закреплены в Конституции РФ в форме требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого.

Конституционные обязанности не обладают присущим правам и свободам свойствами непосредственного действия. Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно либо вообще невозможно.

Важнейшей обязанностью человека и гражданина является соблюдение Конституции и законов (ст. 15 Конституции РФ).

Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений, требует от лица не только правомерного поведения во всех сферах жизни и деятельности, но и призывает его содействовать практической реализации принципов Конституции, положений законодательства.

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц) в качестве безусловного требования государства. Налоговые правоотношения предполагают субординацию сторон. Принцип всеобщности налогообложения распространяется только на обязательные платежи, прямо установленные в Налоговом кодексе РФ.

В ст. 58 Конституции РФ закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Важность сохранения среды обитания человека для настоящего и будущих поколений не подлежит сомнению. Поэтому обязанность охраны природы отнесена к разряду основных, конституционных. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый должен руководствоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности положениями закона о приоритете обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, сочетании экологических и экономических интересов, рациональном использовании природных ресурсов, соблюдении требований природоохранного законодательства.

 

Необходимость повышения эффективности борьбы с экологическими преступлениями обусловила включение соответствующей главы в Уголовный кодекс РФ (гл. 26). Уголовная ответственность предусматривается за такие преступления, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов и др.

В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

 

Конституция РФ (ч. 3 ст. 59) предусматривает, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой - особым видом трудовой деятельности в интересах общества и государства. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" <1> на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", принято соответствующее решение.

 

 

 

Важнейшее значение имеет ст. 1 Конституции РФ, поскольку она дает определение Российской Федерации, перечисляя ее важнейшие признаки, которые затем конкретизируются в Основном Законе. Российская Федерация определяется как демократическое, федеративное, правовое государство.

Определение России как федеративного государства конкретизируется далее в конституционных положениях о суверенитете Российской Федерации, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д. (ст. 4), о составе равноправных субъектов Российской Федерации и основах федеративного устройства (ст. 5), о единстве гражданства Российской Федерации (ст. 6), органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации (ст. 11).

 

К принципам федеративного устройства Российской Федерации относятся:

- государственная целостность;

- равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;

- равноправие субъектов Федерации;

- единство системы государственной власти.

 

Важнейшими для понимания основ конституционного строя являются нормы, сформулированные в ст. 5 Конституции РФ:

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои уставы и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.158 с.)