Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Конституционное право Франции
Национальное собрание Франции. Президент Франции. Правительство. Система органов власти Франции основана на принципе разделения властей. Франция сегодня — это республика с сильной исполнительной властью, носителями которой выступают Президент и Правительство (Совет министров). Вместе они образуют центральную исполнительную власть. Институт сильного Президента, венчающий иерархию органов государственной власти, был создан Конституцией 1958 г. Полномочия Президента могут прекратиться досрочно в случае: признания его виновным в совершении государственной измены, или любого тяжкого преступления, а также добровольной отставки. Президент наделен так называемыми «собственными единоличными полномочиями», которые может осуществлять самостоятельно. Президент является: главой Республики, верховным главнокомандующим, гарантом национальной независимости и территориальной целостности страны, велика его роль в решении вопросов безопасности и внешней политики. Как высшее должностное лицо, он осуществляет ряд полномочий в дискреционном порядке, другие полномочия требуют контрасигнатуры Премьер-министра либо ответственных министров. Президент издает важнейшие акты — ордонансы, имеющие силу закона, и декреты для текущего регулирования. Президент имеет широкие полномочия в сфере управления: он назначает Премьер-министра и по его предложению других членов правительства, принимает отставку этих высших должностных лиц. Правительство является коллегиальным органом. К исполнительной власти относятся: государственная администрация, полиция, органы национальной безопасности, вооруженные силы. Правительство в полном составе именуется Советом министров, его председателем является Президент. Правительство, несмотря на определенную зависимость от главы государства, обладает обширными полномочиями: определяет и проводит политику нации, в его распоряжении находятся администрация и Вооруженные Силы. Высшим представительным и законодательным органом Франции является бикамеральный Парламент. Нижняя палата - Национальное Собрание - рассматривается как орган общенационального представительства. Оно включает 577 депутатов, избираемых сроком на 5 лет на основе всеобщего и прямого голосования. Верхняя палата - Сенат - представляет интересы территориальных коллективов. Члены сената избираются сроком на 9 лет путем косвенных выборов создаваемыми в департаментах коллегиями. Палаты фактически обладают одинаковой компетенцией, различия в основном касаются лишь законодательного процесса, а также сферы парламентского контроля. Внутреннее устройство Сената и Национального Собрания, процедуры их деятельности устанавливаются самими палатами в собственных регламентах на основе конституционных норм и положений органических законов. Парламент принимает три вида законов: конституционные (по изменению Конституции), органические (по указанным в конституционных нормах вопросам),обычные.
Судебная система Франции. Современная судебная система регламентируется в разделе VIII «О судебной власти» Конституции Франции. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а судьи несменяемы. Французское правосудие основывается на принципах: коллегиальности, профессионализма, независимости. Судебная система Франции многоступенчатая, и ее можно разделить на три ветви: суд первой инстанции, апелляционный суд, кассационный суд. Гражданские дела и уголовно наказуемые преступления рассматриваются, в зависимости от их важности, судами: большой инстанции, малой инстанции (определенная часть дел), исправительными судами (правонарушения), полицейскими судами (нарушения административных правил). Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоят несколько магистров. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. Наряду с судами общей юрисдикции, во Франции действует довольно большое количество судов, которые можно назвать специализированными. Они действуют в сфере как гражданского, так и уголовного права. В литературе можно встретить их иное название — трибуналы. К специальной юрисдикции относятся: советы (трудовые споры), различные суды в уголовной области (например, по делам несовершеннолетних), морские, военные, административные, торговые суды. Уголовные дела рассматриваются в суде присяжных. Эти суды состоят из председателя, двух асессоров — профессиональных судей и девяти присяжных заседателей — обычных граждан, выбранных по жребию из избирательных списков. Особенностью судов присяжных является то, что их решения не могут быть обжалованы в апелляционных инстанциях. Это может быть сделано лишь в Кассационном суде. Вторая инстанция — это апелляционный суд. В настоящее время во Франции существуют 35 апелляционных судов, в том числе 5 вне территории Франции и 2 высших апелляционных суда. Каждый суд обладает юрисдикцией в отношении нескольких департаментов (обычно от двух до четырех). Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским делам, по социальным делам, имеется также палата по торговым делам, есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения — торговые суды и военные суды. Кассационный суд рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов (во Франции их 27), которые фактически и по праву пересматривают приговоры и решения, вынесенные судами первой инстанции. Последние делятся в свою очередь на суды по гражданским и уголовным делам. Современная структура Кассационного суда выглядит так: три палаты по гражданским делам, одна — по торговым и административным, одна — по социальным спорам, одна — по уголовным делам. Кассационный суд — это Верховный суд Франции и ее заморских территорий. Он был создан в 1790 г. и остается «промежуточным звеном» между законом и практикой его применения, имея целью охрану закона от неоправданных толкований и иных «посягательств». Несмотря на название, этот суд не рассматривается как инстанция, главной целью которой является проверка решений нижестоящих судов. Его задача — обеспечить соблюдение ими закона.
Основаниями для его деятельности являются: нарушение закона, превышение власти, ошибка в компетенции, несоблюдение формы решения, противоречивость решения. Престиж и роль Кассационного суда значительны. В его состав входят первый председатель и шесть председателей палат. Пленум Кассационного суда, куда дела передаются немотивированными определениями первого председателя суда или постановлением палаты, а также по требованию генерального прокурора, решает вопросы принципиального характера.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.004 с.) |