Тема 4. Формы государства в зарубежных странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Формы государства в зарубежных странах



Формы правления зарубежных стран. Одним из политико-правовых критериев, с помощью которого можно различать государства, является — форма правления, которая характеризует порядок (способ) образования и организацию высших органов государственной власти. Форма правления раскрывает: способ, используемый при образовании высших органов государственной власти; субъект, осуществляющий верховную власть, его ответственность перед населением; структуру высших органов государственной власти; порядок разграничения компетенции между высшими органами государственной власти; степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. И.А. Ильин считал, что форма правления в государстве определяется, прежде всего, монархическим или республиканским правосознанием народа. При этом еще античные мыслители подразделяли все известные формы правления на правильные и неправильные. По мнению нашего современника Б.А. Осипяна «все правомерные и неправомерные типы государства можно условно подразделить на монархии и парламентские республики, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие им разновидности». «Юридическое различие между монархией и республикой, — подчеркивал известный русский юрист Ф. Кистяковский, — нужно искать не в компетенции правительственной власти, а в ее организации, именно в юридическом положении носителя этой власти». В свою очередь Н.М. Коркунов рассматривал в качестве основного признака при классификации формы правления на монархии и республики политическую ответственность главы государства. На взгляд авторов, деление форм правления на две основные группы — монархии и республики является консервативным, устаревшим и такая классификация изжила себя. С учетом современного развития государства как такового назрела необходимость в разработке новых подходов к классификации форм правления, что позволит провести определенного рода их систематизацию. Республика (от лат. Res publica — «общественное дело») предполагает участие народа в управлении делами государства, начиная с формирования органов публичной власти и заканчивая ответственностью последних перед избирателями.  В литературе монархия (от лат. «monarchia — «единовластие») рассматривается как форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу. Основанием классификации форм правления могут служить разного рода критерии. Так, к числу ключевых, как правило, относят способ формирования главы государства — получение власти в результате выборов или же в порядке престолонаследия, срочность нахождения у власти и юридическая ответственность главы государства. Еще большую сложность и порой путаницу вызывают попытки классификации разновидностей республиканской и монархической форм правления. Так, республики, несмотря на наличие общих признаков, традиционно подразделяют на президентские и парламентские. самостоятельным видом республики считается смешанная. Классическими видами монархии являются абсолютные (неограниченные), дуалистические и конституционные (ограниченные). Граница между республикой и монархией стирается благодаря преобразованию признаков одного вида формы правления другим, в результате чего появляются так называемые нетипичные (гибридные) формы правления.  В частности, М.В. Баглай отдельно выделяет парламентско-президентскую, которая близка к смешанной, но отличается от нее более значительной ролью парламента, в том числе и при формировании правительства. В.Е. Чиркин, например, наряду с президентской и парламентской называет полупрезидентскую-полупарламентскую, президентско-монократическую, суперпрезидентскую, и милитарно-президентскую. Таким образом, заимствование признаков президентской и парламентской республики приводит к появлению новых их разновидностей (моделей), а это в свою очередь осложняет проблемы их систематизации и идентификации.

Новые виды форм правления синтезируют элементы различных основных форм правления, в связи с чем предлагается именовать их синтетическими.

       Формы государственного устройства зарубежных стран. По характеру территориального-административного устройства различают унитарные (простые) и федеративные (сложные) государства. Унитарное  государство в переводе с лат. Unitas, значит один, единственный, единство. Унитарное государство - это единое государство, разделенное на админ-территориальные единицы, включающие в состав области, провинции и т.д., не раздробленные на более мелкие гос. образования. В настоящее время существуют довольно разнообразные унитарные государства, отличающиеся разной степенью централизации - децентрализации власти, простые и сложные. Унитарным является такое государство, "где единая полит. Воля диктуется всем гражданам, которые, подчиняются одним и тем же законам во всех областях". В отличие от простых, сложные унитарные государства имеют в своем составе одно или несколько автономных образований. Админ-территориальное деление (в унитарном государстве - это деление государства, в федеративном - деление субъектов федерации) включает в себя разное количество уровней. Институт админ. Деления предполагает вертикальную подчиненность территориальных единиц, где создано единое поле компетенции и круга полномочий, подлежащих общему ведению государства в целом и его территориальных частей, образующих общие принципы и единую систему организации власти во всех территориальных частях страны. При админ. делении вся гос. Территория исходно представляет собой единый объект управления, а выделение территориальных единиц предназначено для создания единого хозяйства. При этом образующие государство территории и поселения характеризуются иерархией статусов. Тем самым админ. Деление означает привилегированное районирование пространства, при котором регионы образуют иерархию и соподчинены. Устройство унитарных государств, имеющих в своем составе автономии, может быть различным в зависимости от числа автономных образований, формы и деталей статуса автономий. В последнее время в унитарных государствах появилась новая форма - регионализм, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство. Считается, что региональное  государство - своеобразная промежуточная форма между унитарным и федеративными государствами. Говоря о роли унитарной формы государства, некоторые исследователи, отмечают, что, способствуя более полной концентрации власти в руках единого центра, она приводит к ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации.  В то же время, управление, исходящее из центра, имеет свои недостатки. Оно не может учитывать всех особенностей территорий и может принимать решения, которые не в полной мере соответствуют специфическим условиям отдельного региона, особенно если в нем проживают лица некоренной национальности. Таким образом, можно сделать вывод, что при демократических режимах унитарное государство целесообразно в тех случаях, когда его население относительно немногочисленно и отличается достаточно высоким этническим и культурным однообразием, отсутствует территория, отличающаяся своей спецификой. В ином случае целесообразно создание сложного (унитарного либо федеративного) государства с автономией. Проблема определения и обоснования прежде всего правовых отличий конфедеративного государственного устройства от федеративного была и остается в силу различных подходов к пониманию их правового статуса. В кратком политическом словаре под редакцией Л. А. Оникова, отмечается, что «Федерация (от позднелатинского foederatio – союз, объединение), представляющая форму государственного устройства, при которой несколько государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство». Федерация отличается от конфедерации тем, что федерация представляет единое государство, конфедерация же состоит из нескольких самостоятельных государственных образований, имеющих своей целью решение общих для всех членов федерации задач, проблем и вопросов, находящихся в поле их общих интересов, едиными органами власти. Для федерации характерны следующие отличительные признаки: территорию федерации совокупно составляют административные территории государств-субъектов; субъекты федерации обладают полнотой учредительной власти, позволяющей им принимать свои конституции и законы, являющиеся правовой основой их функциональной деятельности; правомочия субъектов разграничиваются союзной конституцией; в большинстве федераций каждый из субъектов имеет свою правовую, судебную систему и органы исполнительной власти; в большинстве федераций установлено единое гражданство и единый общегосударственный язык; правовые акты высших органов государственной власти федерации являются общеобязательными для всех ее субъектов и их должностных лиц. Конфедеративной связью можно назвать правовое отношение между несколькими равно суверенными (эквивалентными) государствами, в пределах их суверенных границ. В конфедерации, безусловно, ее субъекты обладают большими суверенными полномочиями, нежели сама конфедерация, но часть содержания этого суверенитета союзным договором может делегироваться от субъектов к конфедерации – «вверх». Вопрос о делимости суверенитета является одним из главных в споре о конфедерации, можно ли ее причислять к государству особого типа. В современной отечественной правовой науке принимается за основу точка зрения о неделимости суверенитета. Европейский институт политических исследований, представляющий организацию, финансируемую США, выражает иную точку зрения, которая предполагает возможность делимости суверенитета, который предполагается при этом неразрушенным. В теории права существует и иная точка зрения относительно неделимости суверенитета. Так, например, Князев Г. А. Считает, что «сочетание суверенитетов государств в конфедерации не противоречит неделимости ее суверенитета, в результате совпадения общих основ и целей, объединившихся в конфедерацию государств»

       Политические режимы в зарубежных странах. Проблемы наилучшего политического режима, политического устройства и формы правления – одни из самых обсуждаемых в истории политической мысли. В Новое время многие мыслители стали связывать цель государства с обеспечением свободы для граждан.  Б. Спиноза одним из первых доказывал преимущество демократического устройства, отмечая, что оно «наиболее естественно и наиболее приближается к свободе. Люди, создавая государство, во имя самосохранения добровольно отказываются от части своей естественной свободы и своих естественных прав. Следовательно, в любой форме правления есть, прежде всего, ограничение свободы, а преимущество демократии заключается в том, что с этим вынужденным ограничением согласилось большинство. Одно из определений политического режима звучит так: политический режим – это совокупность явных или неявных моделей, которые определяют формы и каналы осуществления управленческой деятельности, характеристики субъектов управления, имеющие или не имеющие доступа к управлению, и наличие доступных стратегий борьбы за власть. Понятие «демократия» имеет греческие корни и означает народовластие. Под демократическим режимом понимается такой способ функционирования политической системы общества, который основан на признании народа единственным источником власти, на праве участия народа в решении государственных и общественных вопросов, а также наделяет граждан большим количеством прав и свобод. Демократический режим характеризуется следующими чертами: выбор представительных органов государственной власти и местного самоуправления, основанный на всеобщих, равных, прямых выборах и тайном голосовании; наличие исключительного права издания законов у парламента; разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, существование механизма сдержек и противовесов между ними; многопартийность; партийная система включает как партии, разделяющие политику государства, так и оппозиционные партии, отрицающие ее, но в соответствии с Конституцией; политическое решение большинства не задевает интересы и права меньшинства; отсутствие у политических партий публично-властных отношений. Под авторитарным режимом понимается такое политическое устройство государства, при котором политическая власть принадлежит отдельному лицу или группе лиц при минимальном участии граждан в управлении государством. Данный режим характеризуется следующими чертами: концентрация власти в руках одного лица или группы; права и свободы граждан в основном ограничиваются в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не отдельного гражданина; в обществе, где царит официальная идеология, терпимо относятся к другим идеологическим течениям; политическая власть в руках правящей политической партии, оппозиция запрещена или ограничена. Профсоюзы контролируются властями; государственный контроль не распространяется на неполитическую сферу – экономику, культуру, религию, конфиденциальность; средства массовой информации подвергаются цензуре, если имеют определенные недостатки обзора государственной политики; традиционный режим был присущ всем государствам мира в определенные периоды их истории. Особенности традиционных режимов заключаются в следующем: закрытый характер власти (передается по наследству либо завоевывается силой); наличие феномена «власти-собственности»; легитимность власти подкрепляется религиозной санкцией. К характерным чертам соревновательной олигархии можно отнести следующие: основой является пассивная социальная база; власть принадлежит конкурирующим экономическим элитам. Популистский режим характеризуется следующими особенностями: наличие у народа иллюзорной власти; власть принадлежит правящей партии; иллюзорное наличие гражданских прав; культ личности главы государства. Тоталитарный режим – крайнее проявление авторитарного режима, в котором государство стремится абсолютно (полно) контролировать различные аспекты жизни каждого человека и общества в целом, достигая своей цели посредством принуждения населения. Существуют следующие типы тоталитарного режима: социалистический и коммунистический тип; фашистский, или национал-социалистский, тип; идея религиозного фундамента, или фанатизм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.007 с.)