Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование факторов, влияющих на величину
Критических скоростей автомобиля Цель работы Цель работы – изучить влияние некоторых факторов на критическую скорость автомобилей. Провести расчет критической скорости по условиям буксования, критическую скорость заноса, критическую скорость по условиям опрокидывания автомобиля.
Теоретический материал Стремление максимально использовать скоростные качества автомобиля естественно. Производительность автотранспорта находится в прямой зависимости от скорости движения. Создание условий, при которых все автотранспортные средства страны могли бы двигаться с более высокой скорость, давало бы значительное улучшение показателей, характеризующих экономию материальных и трудовых ресурсов. Так, например, увеличение средней скорости движения грузовых автомобилей, равной 21,1 км/ч, на 3…4 км/ч равносильно увеличению парка грузовых автомобилей в стране на 250…300 тыс. единиц. Увеличение парка автомобилей – это увеличение нагрузки на дорожную одежду – главная причина деформации и разрушения дорог. Увеличение скорости приводит к снижению значения коэффициента сцепления и увеличению коэффициента сопротивления качению колес , тем самым сужается диапазон изменения управляемых водителем реакций и создаются предпосылки к пробуксовке, продольному и боковому скольжению колес автомобиля. Увеличение скорости влечет за собой рост тормозного пути, центробежной силы в квадратической зависимости, ухудшение устойчивости и управляемости автомобиля, ограничение всех видов его информативности. При большей скорости возрастает степень опасности при взаимодействии водителя с другими участниками движения (при обгоне, встречном разъезде, в плотных транспортных потоках, ночью и т.п.). Для предупреждения наезда на перекрестке, столкновения, заноса, опрокидывания и тому подобное водитель чаще всего вынужден снижать скорость вплоть до остановки или изменения направления движения автомобиля. Выполнение этих маневров потребует тем больше времени и протяженности пути, чем выше исходная скорость автомобиля. Таким образом, естественному стремлению водителей двигаться с возможно более высокой скоростью противостоит опасность совершения дорожно-транспортного происшествия. Водитель лишается возможности контролировать движение автомобиля и управлять им, если не сумеет или не пожелает двигаться со скоростью, при которой он будет располагать необходимым временем для оценки дорожной обстановки, принятия и реализации предупреждающего опасные последствия решения.
Технической причиной дорожно-транспортного происшествия может быть плохая устойчивость автомобиля. Управляя неустойчивым автомобилем, водитель вынужден сосредоточивать внимание на нем, постоянно корректируя его движение и отвлекаясь от наблюдения за окружающей обстановкой. Длительная работа на неустойчивом транспортном средстве приводит к нервному перенапряжению водителя и быстрому его утомлению, повышает вероятность ошибок при управлении автомобилем. Нарушения устойчивости автомобиля проявляются в произвольном изменении направления движения (рысканье), скольжении шин по дороге и опрокидывании. Выезд автомобиля в соседний ряд, на встречную сторону проезжей части или за пределы дороги – наиболее частые последствия недостаточной устойчивости. Анализируя дорожно-транспортного происшествия с подобными обстоятельствами, эксперты обычно определяют критическую скорость автомобиля, т. е. максимально возможную скорость, при которой еще сохраняется устойчивое движение транспортного средства. Потеря устойчивости наиболее вероятна на участках дороги со скользким неровным покрытием (укатанный снег, обледенелый асфальтобетон или булыжник) и крутыми подъемами. Если тяговая сила станет примерно равной силе сцепления, то даже небольшая поперечная сила может вызвать боковое скольжение ведущих колес по дороге. Такие возмущающие силы могут возникнуть от ударов о неровности дороги, порывов бокового ветра и других причин. Пробуксовка колес переднего моста не переходит в прогрессирующий занос и не представляет опасности. Гораздо опаснее буксование колес заднего моста. При прямолинейном движении автомобиля показателем устойчивости является критическая скорость по условиям буксования ведущих колес . Так, при движении по горизонтальной дороге автомобиля с задним ведущим мостом:
для автомобилей с передним ведущим мостом:
где - вес автомобиля, Н; - расстояние от центра тяжести до переднего моста, м; - база автомобиля, м; - расстояние от центра тяжести до заднего моста, м; – высота центра масс, м; - фактор обтекаемости, , равный произведению коэффициента сопротивления воздуха на площадь лобового стекла автомобиля S, ; - коэффициент сцепления шин с дорогой; - коэффициент сопротивления качению колес.
При криволинейном движении под воздействием центробежной силы может возникнуть боковое скольжение (занос) с возможным переходом его в опрокидывание. Критическая скорость заноса можно определить по формуле:
где - радиус поворота, м.
Для практического определения радиуса поворота дороги (рис. 1) обычно используют метод хорды. Измеряют расстояние АС, находят стреднюю точку D. Принимают AD = х, затем измеряют расстояние DB = у от точки до кромки дороги.
Рис. 1. Определние величины радиуса поворота
Радиус поворота определяется по формуле:
При движении автомобиля под действием тяговых или тормозных сил в контактах шин с дорогой действуют значительные продольные реакции и для поперечной устойчивости может быть использована только часть сцепления. Соответственно снижается и критическая скорость заноса, которая определяется по формуле:
где - коэффициент тормозной (или тяговой) силы, равной отношению тормозной или тяговой силы к весу, приходящемуся на колеса. При полной блокировке колеса и опасность возникновения заноса становится реальной. Максимально допустимая скорость по условиям опрокидывания автомобиля будет:
где - колея автомобиля, м; – высота центра масс, м; - коэффициент, учитывающий поперечный крен подрессорных масс автомобиля, для легковых автомобилей , для грузовых . Пример. Определить максимальную скорость, с которой порожний автомобиль РАФ-2203 «Латвия» может устойчиво двигаться по прямолинейному обледенелому участку дороги, если вес автомобиля 17500 Н, фактор обтекаемости 2,4, а дорога характеризуется коэффициентами , =0,05. База автомобиля =2,6 м, расстояние от центра тяжести до переднего моста составляет =1,1 м. Высота центра тяжести автомобиля 0, 7 м. Решение. Согласно формуле (1):
Пример. Определения критической скорости по условиям заноса. Критическую скорость по заносу определим следующим образом: где - коэффициент поперечного сцепления колес с дорогой ; - радиус поворота, .
Тогда:
Пример. Расчёта критической скорости по условию опрокидывания автомобиля. По формуле (6) имеем:
где – ширина колеи автомобиля, ; - радиус поворота, - высота центра тяжести, м.
Аналогично проводим расчёт для значений = 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900, 1000 м для автомобиля в порожнем и груженом состоянии и результаты расчётов сводим в табл. 1. Таблица 1 Критическая скорость по условию опрокидывания
На основании табл. строим график зависимости критической скорости по условию опрокидывания от радиуса поворота
Рис. 2. График зависимости критической скорости по условию опрокидывания от радиуса поворота
Варианты заданий Таблица 1 Таблица исходных данных Параметр |
Варианты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование | Ед. изм. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, | мм | 1800 | 2160 | 2450 | 2500 | 2650 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, | мм | 1325 | 1220 | 1360 | 1390 | 1450 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Радиус поворота, | м | 5 | 5,5 | 5 | 5,2 | 5,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса, | кг | 1350 | 1100 | 1340 | 1420 | 1580 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фактор обтекаемости, | 3,3 | 2.5 | 2,2 | 2,7 | 3,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент сцепления шин с дорогой, | 0,7 | 0,5 | 0,2 | 0,2 | 0,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент сопротивления качению колес, | 0,05 | 0,015 | 0,02 | 0,025 | 0,1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Собственная масса, | кг | 950 | 790 | 930 | 1000 | 1150 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В т.ч. на переднюю ось, | кг | 680 | 660 | 690 | 730 | 810 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, | мм | 1790 | 1400 | 1350 | 1350 | 1420 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование | Ед. изм. | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, | мм | 2700 | 2630 | 2300 | 3700 | 3600 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, | мм | 1410 | 1420 | 1442 | 1630 | 1940 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Радиус поворота, | м | 6,5 | 5,9 | 6 | 8 | 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса, | кг | 2545 | 2630 | 2690 | 6545 | 7825 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фактор обтекаемости, | 3,1 | 3,4 | 3,.7 | 3,8 | 3,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент сцепления шин с дорогой, | 0,7 | 0,5 | 0,2 | 0,7 | 0,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент сопротивления качению колес, | 0,01 | 0,015 | 0,02 | 0,025 | 0,05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Собственная масса, | кг | 1675 | 1670 | 1870 | 4080 | 4535 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В т.ч. на переднюю ось, | кг | 920 | 970 | 1030 | 1550 | 2035 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, | мм | 2140 | 1970 | 2090 | 2835 | 2950 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование | Ед. изм. | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, | мм | 2300 | 3300 | 3700 | 3800 | 3950 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, | мм | 1440 | 1585 | 1630 | 1800 | 1970 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Радиус поворота, | м | 6 | 7,6 | 8 | 8 | 8,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса, | кг | 2660 | 5150 | 7400 | 9525 | 14825 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фактор обтекаемости, | 3,7 | 3,8 | 3,6 | 3,5 | 3,7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент сцепления шин с дорогой, | 0,8 | 0,5 | 0,25 | 0,2 | 0,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент сопротивления качению колес, | 0,01 | 0,015 | 0,02 | 0,025 | 0,05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Собственная масса, | кг | 1510 | 2500 | 3250 | 4300 | 6600 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В т.ч. на переднюю ось, | кг | 850 | 1200 | 1460 | 2120 | 3350 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, | мм | 2070 | 2130 | 2220 | 2400 | 2640 |
Для расчетов показателей устойчивости необходимо определить координаты центра тяжести для автомобиля. Например: мм, собственная масса автомобиля 900 кг, в т.ч. на переднюю ось 560 кг, высота автомобиля мм.
Нагрузка на заднюю ось:
координаты центра тяжести:
Высоту центра тяжести принимаем на основании визуального анализа габаритной схемы автомобиля:
Рис. 3. Габаритная схема автомобиля
Задание:
1. В соответствии с указанным преподавателем номером варианта исходных данных (табл. 1) и габаритной схемы автомобиля (рис. 3) рассчитать критические скорости , , .
2. Изменяя последовательно один из факторов при неизменных остальных, взятых в соответствии с табл. 1, построить зависимости величин критических скоростей от названных факторов:
|
- радиус поворота в пределах от 20 до 60 с интервалом 10 м;
- высоту центра масс в пределах от 0,8 до 1,6 с интервалом 0,2 м;
- коэффициент сцепления в пределах от 0,1 до 0,7 с интервалом 0,2;
- колею автомобиля в пределах 1,6 до 2,4 с интервалом 0,2 м.
3. Построить зависимость от действия тормозной (или тяговой) силы, приняв равным 0,2; 0,4; 0,6; 0,8 в соответствии с .
4. Провести анализ полученных зависимостей, сделать выводы по практической работе.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Опасности, вызываемые увеличением скорости движения.
2. Факторы, вызывающие потерю устойчивости автомобиля при прямолинейном и криволинейном движении.
3. Как определяется критические скорости автомобиля?
4. Влияние тяговой и тормозной сил на величину критической скорости.
5. Влияние уклона дороги на критические скорости.
Оформление и защита отчета
Порядок оформления:
1. Цель работы.
2. Теоретическая часть.
3. Задание.
4. Расчетные схемы (построить необходимые графики и таблицы).
5. Выводы.
Защита практической работы производится при полностью оформленном отчете.
Практическая работа №5
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.071 с.)