Основных типов внутриличностных конфликтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основных типов внутриличностных конфликтов.



1. Мотивационный — это столкновение между 2 противоположными мотивами личности;

2. нереализованного желания — это столкновение влечения, желания с невозможностью его осуществления (как по моральным соображениям, так и в силу физической невозможности его реализовать);

3. адаптационный — связан с проблемой приспособления человека к условиям социальной, профессиональной сферы его жизнедеятельности;

4. неадекватной самооценки — конфликт между притязаниями человека и его оценкой своих возможностей;

5. нравственный — столкновение между желанием, поступками и нравственными нормами, долгом;

6. невротический — психическое расстройство в результате неудачной попытки личности самостоятельно разрешить свой внутриличностный конфликт. Воплощается в фобиях, раздвоении личности, ощущении неполно ценности;

7. ролевой — конфликт, связанный с невозможностью выполнения одной личностью нескольких ролей или несовместимостью требований, предъявляемых к о дной роли.

 

17) Конфликты уровня притязаний.

Уровень притязаний - характеризует:

1. уровень трудности, достижение к-рого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

2. выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный момент);

Уровень притязаний - степень трудности задач, которые человек ставит перед собой. Если человек хочет достичь высоких целей и ставит перед собой задачи, с которыми он справиться может, соответствующие его реальным возможностям, это говорит о его адекватности, а точнее, об адекватности уровня его притязаний. Как черта личности, это реалистичность.

Частный (ситуативный) и общий (личностный) уровень притязаний

Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т. п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний общий, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Эксперимент К. Хоппе.

Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение ур. притяз.), неудачи - наоборот, более легких (снижение ур. притяз.). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).

Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

 

18) Конфликты познавательных структур личности.

Когнитивный диссонанс (Фестингер) — состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение неполноты жизни.

Теория ставит своей целью объяснить и исследовать состояние когнитивного диссонанса, возникающее у человека как реакция на некую ситуацию, действия индивидов или целого коллектива, то есть его внутреннее состояние и переживания.

Фестингер формулирует две основные гипотезы своей теории:
1. В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса (соответствия). Это происходит вследствие того, что диссонанс рождает «психологический дискомфорт».
2. Вторая гипотеза, подчеркивая первую, говорит о том, что, стремясь снизить возникший дискомфорт, индивид будет стараться обходить стороной такие ситуации, в которых дискомфорт может усилиться.

Возникновение диссонанса.

Диссонанс может появиться по различным причинам:
- из-за логического несоответствия;
- «по причине культурных обычаев»;
- в том случае, если индивидуальное мнение входит в состав более широкого мнения;
- из-за несоответствия прошлого опыта настоящей ситуации.

Когнитивный диссонанс возникает из-за несоответствия двух «когниций» (или «знаний») индивида. Индивид, располагая информацией по какому-либо вопросу, бывает вынужден пренебречь ею при принятии некоторого решения. Как следствие, возникает несоответствие («диссонанс») между установками человека и его реальными поступками.
В результате такого поведения происходит смена определенных установок человека, а оправдать это изменение можно исходя из того, что человеку жизненно необходимо поддерживать согласованность своих знаний.
Степень диссонанса.
Так, степень будет минимальной, если человек подаст на улице деньги нищему, который (как видно) не сильно нуждается в подаянии. Наоборот, степень увеличится, если человеку предстоит серьёзный экзамен, а он не пытается к нему подготовиться.
Диссонанс может возникнуть (и возникает) в любой ситуации, когда человеку предстоит сделать выбор. Причем степень диссонанса будет расти в зависимости от того, насколько важен этот выбор для индивида.
Ослабление диссонанса.
Чтобы уменьшить диссонанс, человек может прибегнуть к четырем способам:
1. изменить свое поведение;
2. изменить «когницию», то есть убедить себя в обратном;
3. фильтровать поступающую информацию относительно данного вопроса или проблемы.
4. развитие первого способа: применить критерий истины к поступившей информации, признать свои ошибки и поступить в соответствии с новым, более полным и ясным пониманием проблемы.

Примеры когнитивного диссонанса: два авторитетных для меня человека высказывают об одном и том же противоположные мнения (по ТВ, в газетах и т.п.)

 

19) Кризисы возраста в теории Э. Эриксона.

Эриксон разработал эпигенетическую теорию (от греч. epi — поверх, genesis — происхождение), что каждый возрастной период имеет свою точку напряжения, порожденную конфликтом развития Я-личности. Он выделил семь стадий психосоциального развития Я. «Каждая последующая стадия есть потенциальный кризис вследствие потенциального изменения перспективы. Кризис— не угроза катастрофы, а момент изменения, критически повышенной уязвимости и возросших потенций, источник возможного формирования хорошей и плохой приспособляемости».

Суть замысла Эриксона в том, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, либо неблагоприятное. В первом случае личность крепнет, во втором, оказываясь в следующей стадии, отягощена нерешенными жизненными проблемами и, следовательно, более конфликтна.

Система Эриксона оказалась богатой и многоаспектной. Не случайно он использовал большинство методов анализа внутриличностного конфликта, которыми располагала культура психологического исследования — это и защитные механизмы, и чувство неполноценности Я.

 

20) Способы управления и разрешения внутрнлнчностных конфликтов

 

Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценкаситуации, в которой оказался индивид. Она включает самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем.

Рефлексия способность человека взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из конфликта.

Советы как решить личностные конфликты:

• создавать правильный образ собственного «Я». Знать о себе всю правду.

• реагировать на факты, а не на представления о них;

• не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас, как они вас оценивают;

• не реагировать слишком эмоционально на внешние раздражители, уметь отсрочить свою реакцию на них («я буду волноваться только завтра»);

• не культивировать в себе чувство обиды, жалости к себе;

• уметь прощать себя и других, прощение действует исцеляюще;

• уметь направлять свою агрессию в нужное русло.

Во время конфликта эмоции переполняют человека и мешают ему действовать рационально.

 

Необходимо научиться управлять своими эмоциями и периодически «очищаться» от избытка таких чувств, как обида, гнев и др.  Для этого можно использовать самые разнообразные способы и приемы, например: высказаться в кругу друзей, устроить истерику наедине, разорвать в клочья старые журналы, поколотить кулаками матрац и т. д. Освободившись от груза эмоций, человек получает дополнительные ресурсы для решения своих проблем.

Преодоление беспокойства с помощью следующих принципов:

1. Точное описание волнующей меня ситуации.

2. Запись возможных действий, которые я могу предпринять.

3. Принятие решения.

4. Немедленное осуществление этого решения.

 

Если препятствие, вызывавшее внутриличностный конфликт, преодолеть не удается, то фрустрирующий индивид может найти другие выходы:

• заменить средства достижения цели (найти новый путь);

• заменить цели (найти альтернативные цели, удовлетворяющие потребностям и желаниям);

• оценить ситуацию по новому (потеря интереса к цели в результате получения новой информации, аргументированный отказ от цели и др.).

 

Внутриличностные конфликты и стрессы активизируют процессы расходования физических и духовных сил человека. Для их восстановления и мобилизации, а также для сбрасывания повышенного внутреннего напряжения существуют различные способы: например, йога, медитация, аутотренинг и др.

 

21) Последствия внутриличностных конфликтов и их роль в формировании и развитии личности.

Последствия могут быть двух видов:

1. Конструктивные – это максимальное развитие конфликтующих структур и минимальные личностные затраты на его разрешение, один из механизмов гармонизации личностного развития (это развитие морального чувства, осознание себя личностью в результате разрешения конфликта, закаляется характер, формируется решительность, устойчивость поведения, стабильная направленность личности, формируется адекватная самооценка).

2. Деструктивные – наступает усугубление раздвоения личности, перерастание в жизненные кризисы, развитие невротических реакций (например, утрата уверенности в своих силах, формирование устойчивого комплекса неполноценности, деструкция существующих межличностных отношений в виде повышенной агрессивности, тревожности и раздражительности;).

Тип, сфера и напряженность конфликтов во многом зависят от среды, в которой живет человек. Если она стабильна и имеются прочные установленные традиции, тогда варианты выборов возможностей ограничены, диапазон потенциальных конфликтов узок. Но даже в этих случаях в них нет недостатка. Но если цивилизация находится в состоянии быстрого изменения, где бок о бок сосуществуют крайне противоречивые ценности, а образ жизни разных людей расходится все сильнее, то выборы, которые приходится делать человеку многообразны и трудны.

 

22) Причины возникновения межличностных конфликтов, их типологизяция.

Межличностный конфликт — противоборство двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов.

 

Существуют пять основных способов разрешения межличностных конфликтов:

1. Избегание, уклонение. При этой стратегии поведения действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации, не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции. Он не берет на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, не придает значения разногласиям, отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.

2. Принуждение. Действия направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения.

3. Сглаживание. Действия направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремиться поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его интересы.

4. Компромисс, сотрудничество. В этом случае действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого обмена мнениями о проблеме. Он пытается урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, в процессе переговоров ищет промежуточные средние решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.

5. Решение проблемы предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и разрешить его приемлемым для всех сторон способом. Тот, кто пользуется этой стратегией, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.


Существуют и другие способы разрешения межличностных конфликтов:

1. Координация — согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решения общей задачи. Если согласование удается, то конфликты разрешаются с меньшими затратами и усилиями.

2. Интегративное решение проблемы. Разрешение конфликта основывается на предположении о том, что может существовать такое решение проблемы, которое устраняет все конфликтные элементы и приемлемо для обеих сторон.

3. Конфронтация - вынесение проблемы на всеобщее обозрение. Это дает возможность свободно обсуждать ее с привлечением максимального количества участников конфликта, вступать в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом, чтобы выявить и устранить все недостатки.

 

23) Взаимодействие и взаимозависимость людей: транзактный анализ, межличностная перцепция, идентификация, децеитрация. межличностная манипуляция.

 

Трансактный анализ общения

Три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня — или одна из них может преобладать в поведении человека.

С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, начальника, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Ребенка — роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста — любимца публики. С позиции Взрослого — роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

В позиции «Родителя» могут быть две разновидности: 1) «карающий Родитель» — указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» — советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: «послушного ребенка» и «бунтующего ребенка» («Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т. п.).

Трансакция — единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого (изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения).

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную «взрослую» позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный характер («бунтующий Ребенок»).

Социальная перцепция - восприятие и оценка индивидом различных социальных объектов, например, отношения к нему со стороны других людей. В клинической практике встречается достаточно часто, это, например, идеи отношения.

Децентрация — преодоление центрации (эгоцентризма), т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы. Идентификация — отождествление, как правило неосознанное, себя со значимым другим человеком (реальным или вымышленным) или группой как образцом; с помощью этого механизма у ребенка формируются личностные черты и поведенческие стереотипы.

Манипуляция психологическая — один из способов психологического воздействия на личность или группу, направленный на достижение манипулятором своих целей (вне зависимости от последствий для объекта манипуляции) путем незаметного для объекта манипуляции его подталкивания к осуществлению желаемых манипулятором проявлений активности, как правило, несовпадающих с изначальными намерениями объекта манипуляции

 

24) Способы управления межличностными конфликтами.

Управление межличностными конфликтами представляет собой воздействие на сферу конфликтных взаимоотношений, приводящее к его конструктивному разрешению.

Оно включает в себя четыре стадии:

1. Прогнозирование конфликта заключается в изучении индивидуально-психологических особенностей партнеров, анализе ранних симптомов конфликта на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, критические высказывания и т.п.);

2. Предупреждение конфликта производится на основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта после чего предпринимаются меры по их нейтрализации. Различают педагогические меры (беседы, разъяснения, убеждение, внушение) и организационные меры (временная изоляция участников, изменение условий общения);

3. Регулирование конфликта производится на основе признания конфликтующими сторонами реальности конфликта, после чего применяются технологии управления конфликтом одновременно с ограничением числа участников;

4. Разрешение конфликта производится на основе выбора одного из известных способов.

 

Существуют две основные стратегии поведения в конфликте:

1. Стратегия партнерства ориентируется на учет интересов и потребностей партнера, для чего используются точки соприкосновения взглядов и мнений;

2. Стратегия напора характеризуется реализацией собственных интересов и целей, для чего используются навязывание своего мнения, эгоистичность.

 

25) Причины, типология внутригруппового конфликта, способы р аз ре ш ения.

Внутригрупповой конфликт — столкновение между личностью и группой, вызванное, как правило.

-различиями интересов;

-ослаблением сплоченности;

-несоблюдением норм группового поведения.

В реальной жизни конфликт может сыграть двоякую роль.

1. укрепить группу:

• дать возможность членам коллектива высказаться;

• избавиться от неугодного, деструктивного члена коллектива или заставить его соблюдать внутригрупповые нормы;

• более справедливо перераспре делить ресурсы;

• скорректировать внутригрупповые нормы;

• выдвинуть новых лидеров и т. д.;

2. ослабить или разрушить группу:

• нарушить необходимые внутрисистемные связи;

• привести к уходу ценных сотрудников;

• ослабить внешний имидж группы.

Выделяют несколько специфических способов разрешения внутригрупповых конфликтов.

1. нейтрализация негативного лидера путем удовлетворения его притязаний, предоставления ему новых полномо чий и должностей;

2. изоляция негативного лидера (перевод в другое подразделение, увольнение, разрушение его группы поддержки и т. д.).

 

26) Субкультура группы. Групповая динамика. Основные теоретиче ск ие подходы к проблеме внутригрупповых конфликтов.

 

Субкультура группы - групповые нормы, ценности, стереотипы поведения.

Функционирование и развитие группы невозможно без норм и правил внутреннего общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе взаимодействия и представляют систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит ее образование. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов.

 

Чем сплоченнее группа, тем строже она контролирует исполнение норм и требований, и тем острее может быть конфликт в случае их нарушения.

Чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Групповые нормы выполняют жизненно важные для группы функции:

• обеспечивают единообразие поведения и способствуют координации деятельности;

• направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведение членов группы;

• выполняют функции интеграции, упорядочения и сохранения стабильности в группе.

• обеспечивают предсказуемость поведения членов группы;

• избавляют человека от тревоги и неопределенности;

•создают индивидуальное лицо каждой группы.

 

Групповые нормы являются не единственным регулятором внутригруппового общения. В ходе функционирования группа вырабатывает свои традиции, свою систему и иерархию ценностей, особый язык внутригруппового общения. Все это представляет определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы.

 

27) Насилие в конфликтах. Природа человеческой агрессии. Виды агрессии.

Агрессия — деструктивное, то есть наносящее вред, ущерб, либо влекущее уничтожение одушевленных или неодушевленных объектов индивидуальное или коллективное поведение.

2 основных типа агрессивных проявлений:

1. целевая агрессия - осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту;

2. инструментальная агрессия - средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Структура агрессивного проявления:
1) По направленности: агрессия, направленная вовне; аутоагрессия, направленная на себя.
2) По цели: интеллектуальная; враждебная.
3) По методу выражения: физическая; вербальная.
4) По степени выраженности: прямая; косвенная.
5) По наличию инициативы: инициативная; оборонительная.
Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении

 

Природа насилия

 

Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов.. Крайними формами проявления насилия являются различного рода войны, геноцид, террор и массовые убийства людей.

По мнению Ф. И. Минюшева: существуют четыре направления:

1)Биогенетическое (этологическое) - объяснение человеческой агрессивности исходит из того, что человек от своих древних предков частично унаследовал характер дикого зверя (О. Шпенглер). 2)Психологическое - объясняет человеческую агрессивность изначальной враждебностью людей по отношению друг к другу, стремлением решать свои внутренние психологические проблемы за счет других, «необходимостью разрушить другого человека, чтобы сохранить себя» (3. Фрейд).

3)Экологическое - индивид или социальная общность представляет собой самоорганизующуюся систему, которой для получения свободной энергии и поддержания жизнедеятельности «необходимо разрушать какие-то другие неравновесные системы: природу, живые организмы».

4)Социальное - насилие и агрессивность социальными отношениями, существующими в обществе и в первую очередь борьбой людей за свое существование.

 

По мнению Э. Фромма, различные типы характеров реализуются через действия психических механизмов. В психике человека содержится конфликт двух начал:

1. жизни - биофильство — выражается в ориентации на жизнь и созидание.

2. смерти - некрофильство — в страсти к разрушению и уничтожению.

Доминирование одного из начал в психике человека и определяет тип характера индивида.

В обществе или социальной общности, где культивируется жестокость, насилие, отсутствие сострадания, сочувствия и милосердия, дети с раннего возраста «впитывают» навыки агрессивного поведения. Особенно негативное влияние оказывает на социализацию ребенка насилие в семейных отношениях, например, агрессивное поведение отца по отношению к другим членам семьи.

Излишне строгое семейное воспитание также способствует формированию потенциальной агрессивности, враждебности, настороженности, опасения и страха. Такую личность принято называть авторитарной. Считается, что основным фактором в формировании авторитарной личности является семейное воспитание.

Смакование насилия и жестокости на телеэкранах особенно пагубно влияет на детей и подростков. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

а) подростки больше чем взрослые проводят времени перед телеэкраном;

б) детская психика более впечатлительна, поэтому экранные образы дольше сохраняются в памяти подростка;

в) слабая правовая (юридическая) культура подростков не позволяет им критически осмыслить происходящее на экране. Например, герой много серий подряд убивает, калечит людей и не несет наказания. В результате у подростка создается иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая также стимулирует насилие и жестокость.

Не менее пагубное влияние на рост насилия в обществе оказывает безнаказанность в реальной жизни. Десятки и сотни нераскрытых преступлений порождают новые преступления. А бытовое насилие в семье (избиение супруга супругом, издевательства родителей над детьми и др.) по сути, является узаконенной формой семейных отношений, легальным институтом воспроизводства насилия.

Агрессия (агрессивность) бывает:

Физическая — использование физической силы против другого лица или объекта.

Вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань).

Прямая - непосредственно направленная на человека.

Косвенная — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

Внешняя - направлена на окружающих.

Внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая - первое проявление агрессии, "первая атака".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.098 с.)