Семинар 6. Президент Российской Федерации ( 1час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 6. Президент Российской Федерации ( 1час)



 

Нормативные источники:

1. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"

6. Федеральный закон от 12.02.2001 N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи"

7. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне"

8. Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации"

9. Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"

10. Указ Президента РФ от 06.04.2004 N 490 "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации"

11. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

12. Указ Президента РФ от 01.09.2000 N 1602 "О Государственном совете Российской Федерации"

13. Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"

14. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 N 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия"

16. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 N 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации"

17. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П "По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации"

Задачи:

Задача 1

Президент РФ вернул без подписания принятый Государственной Думой РФ Федеральный закон «О запрете научных исследований в области генной инженерии» в связи с тем, что он противоречит Конституции РФ. Государственная Дума и Совет Федерации преодолели вето Президента, однако Президент вновь отказался подписывать закон, ссылаясь на нарушения процедуры, которые были допущены при повторном рассмотрении закона.

Оцените действия Президента РФ, ответив на следующие вопросы:

Действовал ли Президент РФ в рамках своих конституционных полномочий, возвращая первый раз без подписания федеральный закон? Каковы требования к наложению вето, и когда они считаются соблюденными? Возможно ли преодоление вето Президента и каким образом? Имеется ли полномочия у Президента на возвращение без подписания закона после преодоления вето по мотиву нарушения процедуры? В случае возникновения спора какие конституционные способы разрешения конфликта могут быть использованы?

 

Задача 2

При проведении контртеррористической операции в Чеченской Республике Президент РФ отдал приказ об использовании Вооруженных Сил РФ. Один из солдат, проходивших в это время срочную военную службу и получивший тяжелое ранение, в результате которого он стал инвалидом, потребовал материальное возмещение в качестве компенсации за утрату трудоспособности, поскольку издание Указа Президента было неправомерным. Применение Вооруженных Сил, по его мнению, возможно только при объявлении военного положения для защиты государственного суверенитета Российской Федерации и ее территориальной целостности. В данном случае военное положение не было объявлено.

Каковы полномочия Президента РФ по руководству Вооруженными Силами РФ и по их использованию во внутригосударственных конфликтах? Как должны оформляться такие решения?

 

Задача 3

На заседании Правительства РФ было принято решение о возложении на Министерство внутренних дел функции по контролю за прибывающими на территорию Российской Федерации из-за границы автомобилями для выявления случаев перемещения угнанных машин. Президент РФ по просьбе Министра внутренних дел отменил решение Правительства, поскольку МВД подчиняется непосредственно Президенту и решения Правительства выполнять не обязано. Правительство повторно утвердило указанную норму, приняв положение о контроле за перемещением через таможенную границу Российской Федерации автомобильного транспорта и сославшись на ст. 110 Конституции РФ.

Решите возникший спор между Президентом РФ и Правительством РФ. Каковы полномочия Президента в области руководства исполнительными органами власти? На рассмотрение какого суда может быть передан этот спор?

 

Задача 4

Гражданин Селицын М. Г., не получив в установленный срок ответ из Управления Президента по работе с обращениями граждан Администрации Президента РФ, обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие должностных лиц и обязать их направить ответ на его обращение. Отказывая в принятии его жалобы к рассмотрению, суд указал, что общее руководство Администрацией Президента РФ осуществляет непосредственно Президент РФ. Обжалование в судебном порядке действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, находящихся в непосредственном подчинении Президенту РФ, а также предъявление исков к указанным государственным органам на практике означало бы прямое либо косвенное вмешательство в конституционно-правовую и иную деятельность Президента России как главы государства, обладающего неприкосновенностью и осуществляющего верховную государственную власть в Российской Федерации, что недопустимо, поскольку нарушало бы основы конституционного строя РФ и принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ.

Оцените решение суда.

 

Задача 5

Полномочный Представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе потребовал от руководителя одного из деревообрабатывающих предприятий (акционерное общество без участия государства), находящегося на территории Ставропольского края, допустить назначенную полномочным представителем комиссию к обследованию производственных помещений в связи с инспектированием состояния деревообрабатывающей промышленности региона. Директор предприятия отказал, ссылаясь на отсутствие у комиссии необходимых полномочий и в связи с опасением разглашения некоторых сведений, составляющих коммерческую тайну. Полномочный Представитель Президента РФ направил повторное требование, ссылаясь также на свой статус заместителя Председателя Правительства РФ.

Правомерен ли отказ? Какими правами наделены полномочные представители Президента РФ в федеральных округах? Каковы специфика и конституционно-правовые основания статуса Полномочного Представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, совмещающего функции полномочного представителя с замещением должности заместителя Председателя Правительства РФ?

 

Задача 6

Указом Президента РФ № 1444 от 7 августа 2000 г. было утверждено Положение об Управлении делами Президента — органе исполнительной власти, которому были переданы полномочия по материально-техническому обеспечению деятельности федеральных органов государственной власти, в том числе Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Данный Указ был оспорен в Конституционном Суде РФ на том основании, что Конституция не предоставляет ни Президенту РФ, ни органам исполнительной власти права осуществлять материально-техническое обеспечение деятельности парламента. Представители Государственной Думы потребовали прекратить осуществление полномочий Управления делами Президента до окончания рассмотрения дела.

Представитель Президента возражал, ссылаясь на то, что Конституция не запрещает Президенту наделить орган исполнительной власти полномочиями по осуществлению подобной деятельности, которая носит исполнительно-распорядительный характер.

Каковы пределы полномочий Президента РФ, установленные Конституцией?

Что такое дискреционные полномочия Президента, каковы правила их определения?

Можно ли считать оспоренное полномочие полномочием Президента РФ? Если да, то к какому виду оно относится? Обоснуйте Ваш вывод.

Подлежат ли указы Президента РФ обжалованию в Конституционном Суде РФ? Если да, то в каких случаях и в рамках каких категорий дел? К какой категории относится данное дело?

Подлежит ли удовлетворению требование представителей Государственной Думы о прекращении полномочий Управления делами до окончания рассмотрения дела?

 

Задача 7

Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г., установивший структуру федеральных органов исполнительной власти, был обжалован в Верховный Суд РФ как не соответствующий федеральному законодательству в части объединения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере управления наукой и образованием. По мнению заявителей, группы депутатов Государственной Думы, Федеральный закон «Об образовании» предполагает существование специального органа, осуществляющего государственное управление в сфере образования. Не вторгаясь в компетенцию Президента в части определения наименований органов исполнительной власти (хотя в действующем законодательстве, например, в Федеральном законе «Об обороне», устанавливается наименование органа исполнительной власти — «Министерство обороны», и этот закон сохраняет силу), Государственная Дума установила обязательность существования специально уполномоченного органа в области образования.

Президент РФ возражал, указывая на самостоятельность исполнительной власти в части определения собственной структуры и распределения полномочий между различными органами исполнительной власти, которая вытекает из конституционного принципа разделения властей.

Каково содержание понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти? Как происходит разграничение полномочий между органами государственной власти РФ в части определения видов, системы и структуры федеральных органов исполнительной власти?

 

Семинар 7. Федеральное Собрание Российской Федерации (1 час)

 

Нормативные источники:

1. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ

6. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

7. Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ "О парламентском контроле"

8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"

9. Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

10. Федеральный закон от 03.04.2008 N 42-ФЗ "О передаче Федеративной Республике Германия витражей из церкви Святой Марии (Мариенкирхе) в городе Франкфурте-на-Одере, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина"

11. Федеральный закон от 27.12.2005 N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации"

12. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

13. Федеральный закон от 15.04.1998 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации"

14. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"

15. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

16. Указ Президента РФ от 17.09.2008 N 1370 "Об Управлении делами Президента Российской Федерации"

17. Постановление СФ ФС РФ от 30.09.2015 N 355-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"

18. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.01.2002 N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

19. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

20. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 18-П "По делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации"

21. Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1061-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лапинского Владислава Вадимовича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 2 и пунктом 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и Закон Санкт-Петербурга "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга"

22. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"

23. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края"

24. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 11-П "По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан"

25. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 N 15-П "По делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации"

26. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.1999 N 12-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации"

27. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П "По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации"

28. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

29. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации"

30. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 N 1-П "По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации"

31. Закон Республики Карелия от 25.07.2002 N 612-ЗРК "О статусе депутата Законодательного Собрания Республики Карелия"

 

Задачи:

Задача 1

3 апреля 2008 г. был принят Федеральный за­кон «О передаче Федеративной Республике Германия витражей из церкви Святой Марии (Мариенкирхе) в городе Франкфурте-на-Одере, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». Основанием для принятия этого Закона послужили нормы подп. 2 ст. 8, п. 1 ст. 10, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 15 апре­ля 1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Рос­сийской Федерации». Правительство РФ обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности указанных положений Закона 1998 г., утверждая, что вопросы передачи объектов, находящихся в насто­ящее время в государственной собственности Российской Федерации, т. е. вопросы распоряжения государственной собственностью, составля­ют полномочие органов исполнительной власти и не могут регулировать­ся законом. Принятие такого Закона нарушает принцип разделения вла­стей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, а также противоречит п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ.

В представленных возражениях Государственной Думы РФ было заяв­лено, что Конституция РФ, в отличие от некоторых конституций зарубеж­ных стран (например, Конституции Пятой Французской Республики), не устанавливает исчерпывающей компетенции парламента и не определя­ет, какие вопросы могут регулироваться путем принятия законов. Следо­вательно, законом может быть урегулирован любой вопрос. Кроме того, в данном случае не может быть нарушения принципа разделения властей, так как закон — акт высшей юридической силы — в отличие от актов пар­ламента, выражает волю не одного законодательного органа. В его приня­тии участвуют и Правительство (обладая правом законодательной иници­ативы и давая обязательные заключения на финансовые законопроекты), и Президент (путем подписания законов).

Какое решение должен принять Конституционный Суд РФ?

Задача 2

Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении проект Федерального закона «О временном запрете на клонирование че­ловека». Выступая перед журналистами, лидер фракции КПРФ в Государ­ственной Думе Г. А. Зюганов заявил, что его фракция намерена обжало­вать постановление Государственной Думы о принятии Закона в третьем чтении в связи с нарушением процедуры его принятия.

Каким образом оформляется принятие закона палатой парламента? Какое место в правовой системе Российской Федерации занимает по­становление Государственной Думы РФ о принятии закона? Может ли оно быть предметом обжалования? Мотивируйте ответ.

 

Задача 3

В ходе переговоров с Международным банком реконструкции и раз­вития о предоставлении Российской Федерации крупного кредита со сто­роны Банка было выдвинуто условие о предоставлении Федеральному Собранию возможности контролировать условия и порядок управления государственной собственностью Российской Федерации, в том числе участие Российской Федерации в торгах на фондовых биржах, вложение средств в ценные бумаги и т. д. Российская сторона заявила, что такое условие не может быть выполнено ввиду противоречия Конституции РФ. Конституция наделяет Федеральное Собрание статусом законодатель­ного органа и предоставляет ему лишь некоторые контрольные полномо­чия по проверке исполнения органами исполнительной власти принятого парламентом бюджета. Предоставление Федеральному Собранию до­полнительных контрольных полномочий противоречило бы конституци­онным принципам построения системы органов государственной власти.

Возможно ли выполнение условия Международного банка?

В рамках ответа на вопрос раскройте:

О каких принципах построения системы органов государственной власти идет речь? Каково место Федерального Собрания в системе фе­деральных органов государственной власти? Каковы функции парламен­та в демократическом государстве?

Каким образом разграничиваются полномочия по управлению госу­дарственной собственностью в Российской Федерации: между феде­ральными органами государственной власти, между Федерацией и ее субъектами?

В чем заключаются контрольные полномочия парламента РФ в указан­ной сфере?

Каковы формы парламентского контроля по российскому законода­тельству, и какие формы могут быть использованы в данном случае?

 

Задача 4

На заседании Государственной Думы Федерального Собрания РФ ряд депутатов-коммунистов потребовал поручить Комитету Государственной Думы по государственному строительству и законодательству запросить в правоохранитель­ных органах информацию о причинах применения административно­го наказания в виде административного ареста известного писателя и политического деятеля Э. В. Лимонова.

В ответ представители Комитета заявили, что направлять запрос не имеет смысла: правоохранительные органы откажут в предоставлении информации, которая может быть связана с парламентской оценкой за­конности вынесенного решения, поскольку этот вопрос к компетенции парламента не относится.

Каковы права палат Федерального Собрания на получение информа­ции от органов исполнительной власти, и может ли быть истребована ин­формация в описанной ситуации? В каких формах может осуществляться контроль парламента за деятельностью органов исполнительной власти? Каковы юрисдикционные полномочия парламента и распространяются ли они на описанную ситуацию?

 

Задача 5

Думские фракции КПРФ и ЛДПР внесли в Государственную Думу про­ект постановления о создании комиссии по проверке фактов нарушения избирательного законодательства «в целях систематической проверки и пресечения фактов нарушений», выявленных при проведении выборов разного уровня.

В качестве основных задач деятельности комиссии предусмотрены анализ причин возникновения нарушения избирательного законодатель­ства, а также подготовка рекомендаций Госдуме по совершенствованию этого законодательства. Работа комиссии должна быть направлена на создание условий для проведения «демократических, свободных и перио­дических выборов», считают авторы инициативы.

Возможно ли создание подобной комиссии в рамках положений Фе­дерального закона «О парламентском расследовании»? Предоставление каких полномочий этой комиссии возможно?

 

Задача 6

Председатель Правительства РФ направил в Государственную Думу РФ отказ отвечать на парламентский запрос относительно хода реформы жи­лищно-коммунального хозяйства. Основания для отказа были приведены следующие. Во-первых, запрос был адресован не в Правительство РФ, а Председателю Правительства РФ лично. Во-вторых, парламентские запросы могут посылаться только по предметам ведения Федерального Собрания, т. е. исключительно по вопросам исполнения федеральных за­конов. Наконец, в-третьих, запрос был принят по инициативе отдельных депутатов, тогда как выносить его на рассмотрение палаты может только комитет, причем профильный по рассматриваемому вопросу.

На заседании Государственной Думы РФ, где был оглашен ответ Пред­седателя Правительства, было принято решение повторно направить тот же запрос в Правительство и одновременно обратиться в Верхов­ный Суд РФ с требованием отправить Правительство в отставку в связи с нарушением требований Федерального закона. Кроме того, депутаты потребовали, чтобы глава кабинета министров лично выступил перед ними.

Кому может быть адресован парламентский и кому депутатский за­прос? В каком порядке они направляются, и каковы требования закона относительно ответа на них? Какова ответственность за неисполнение требования закона (в т. ч. уголовная), и каковы условия ее наступления? Каким образом может быть применена такая мера ответственности, как отставка Правительства, и какова ее процедура? Дайте правовую оценку позициям сторон.

 

Задача 7

Гражданин Г. И. Розинский обратился в Конституционный Суд РФ с жа­лобой на федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы» и «О порядке формирования Совета Федерации». В законе «О вы­борах депутатов Государственной Думы» предметом обжалования была норма, согласно которой на территории одного субъекта Российской Федерации не может быть образовано менее одного одномандатного избирательного округа, а границы округов не могут пересекать границы субъектов (п.2, 4 ч.7 ст.12 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Заявитель посчитал, что данная норма противоречит Консти­туции РФ, поскольку нарушает принцип равенства избирательных прав. В то же время указанная норма не имеет достаточного обоснования, так как представительство субъектов Российской Федерации как самостоя­тельных государственных образований обеспечивается в верхней палате, Совете Федерации, а Государственная Дума избирается в равной степени от всех граждан Российской Федерации.

В Законе «О порядке формирования Совета Федерации» Г. И. Розин­ский посчитал не соответствующим Конституции сам принцип назначения членов Совета Федерации. По его мнению, этот порядок нарушает прави­ло прямого избирательного права, а также принцип разделения властей, поскольку исполнительная власть прямо назначает своего представите­ля. По мнению заявителя, органы обеих ветвей власти в субъектах Рос­сийской Федерации должны представлять альтернативные кандидатуры, а право окончательного выбора должно оставаться за избирателями.

Какова разница между порядком избрания Государственной Думы и порядком формирования Совета Федерации, и чем обусловлена эта разница? Оцените аргументы заявителя.

 

Задача 8

При принятии Федерального закона, учреждающего должность Госу­дарственного Секретаря Российской Федерации (органа, осуществля­ющего регистрацию нормативных и ненормативных актов и обеспечива­ющего контроль за их законностью, в том числе судебное обжалование), возник спор между Государственной Думой и Советом Федерации. Пред­метом спора стала процедура назначения Государственного Секрета­ря РФ.

Государственная Дума утверждала, что деятельность Государствен­ного Секретаря РФ не связана напрямую с вопросами федеративного устройства и не затрагивает напрямую права и интересы субъектов РФ. Поэтому наделять верхнюю палату правом назначения на новую долж­ность нет никаких оснований.

Совет Федерации, возражая, указывал, что правом назначения Госу­дарственного Секретаря не должна обладать и Государственная Дума, поскольку на ее решения значительное влияние оказывают политические партии, тогда как на назначение Государственного Секретаря (так же, как на назначение Генерального прокурора РФ и судей Высших судов РФ) не должны оказывать воздействие политические мотивы.

Дайте оценку доводам сторон. Какова цель создания двух палат пар­ламента? Какие принципы положены в основу разграничения предметов ведения между палатами Федерального Собрания в Конституции РФ?

 

Задача 9

Депутат Государственной Думы Н. Поклонская предложила дополнить регламент Государственной Думы двумя положениями. Согласно одному из этих положений депутат Государственной Думы РФ, отсутствующий на заседании палаты, будет вправе выдать доверенность на го­лосование от его имени своему коллеге-депутату. Согласно другому, при проведении заседания Государственной Думы РФ будет установлен кворум — большинство от общего числа депутатов в количестве 226 депутатов. Но у многих депутатов возникли сомнения по поводу этих предложений. Например, В. Зюганов заявил, что каждый депутат дол­жен лично участвовать в заседаниях палаты. Заранее сформировать свою позицию по рассматриваемому вопросу депутат не в состоянии, иначе не нужна процедура обсуждения. Кроме того, избиратели делегировали для участия в законодательной деятельности конкретную личность.

В отношении кворума Зюганов высказал позицию, что под общим числом депутатов следует понимать не установленное Конституцией РФ число 450 депутатов, а лишь тех, кто реально сохраняет полномочия к мо­менту заседания. Кроме того, кворум, учитывая обязательное участие депутатов, должен быть установлен в количестве не менее чем 9/10 от об­щего числа депутатов, поэтому именно так и нужно установить кворум Государственной Думы в ее регламенте. Только такие правила могут обеспечить реальное представительство и обоснованность принимаемых решений.

Какие решения являются правильными и соответствующими Конституции РФ? Аргументируйте, сославшись на позиции Конституционного Суда РФ.

 

Задача 1 0

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ "О парламентском контроле" был опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» от 13 мая 2013 г., в «Российской газете» от 14 мая 2013 г., размещен на сайте www.pravo.gov.ru 8 мая 2013 года.

С какой даты он вступил в силу?

 

Задача 1 1

Фракция КПРФ в Государственной Думе разработала и вынесла на рассмотрение в порядке законодательной инициативы альтернативный проект федерального бюджета. В заключении по этому законопроекту, данном Правовым управлением аппарата Государственной Думы, было указано, что конституционных препятствий к рассмотрению проекта бюд­жета нет. Статья 114 Конституции РФ устанавливает обязанность Прави­тельства разработать проект бюджета и представить его на рассмотрение Государственной Думы. Порядок осуществления этих действий регламен­тирован действующим законодательством, в частности, Бюджетным ко­дексом РФ. Однако нигде не содержится запрета на разработку и внесе­ние альтернативного проекта бюджета. Конституция РФ не устанавливает исключительной законодательной инициативы по данному вопросу Пра­вительства РФ. Заключение Правительства, если строго следовать фор­мулировке ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, не требуется. Однако оно получе­но; его отрицательный характер не препятствует рассмотрению проекта.

В чем особенности стадии законодательного процесса — законода­тельной инициативы? Каковы субъекты, условия и порядок реализации права законодательной инициативы? Дайте оценку заключения Правово­го управления аппарата Государственной Думы.

 

Задача 1 2

На рассмотрение Государственной Думы РФ внесен проект постановле­ния, разработанный группой депутатов. В проекте предлагается внести из­менения в регламент, предоставив комитетам палаты право принимать ре­шения от имени всей Государственной Думы, за исключением федеральных законов и постановлений, принимаемых в порядке реализации полномочий, перечисленных в ст. 103 Конституции РФ. В пояснительной записке указы­валось, что подобная практика существует во многих парламентах мира, что комитеты и комиссии, как правило, отражают партийный состав палаты в це­лом. Рассмотрение и принятие постановлений комиссиями позволит прини­мать квалифицированные решения и оптимизирует работу палаты.

Каковы функции рабочих органов Государственной Думы РФ, порядок их формирования и полномочия в настоящее время? Каково Ваше мнение относительно предлагаемого проекта внесения изменений в регламент?

 

Задача 13

Депутат Государственной Думы РФ В. В. Жири­новский во время заседания Государственной Думы допустил высказывания, носившие националистический характер, направленные на возбуждение национальной вражды. Эти высказывания были воспро­изведены им в интервью газете «Завтра». В связи с указанными фактами было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 282 УК РФ и материалы дела вместе с подготовленным обвинительным заключением были представлены в Государственную Думу для получения согласия на передачу дела в суд.

Затронуты ли в описанной ситуации депутатский индемнитет и имму­нитет с учетом цели их юридического закрепления и правового содер­жания? Распространяется ли индемнитет и (или) иммунитет депутата на описанные ситуации? Мотивируйте ответ. Есть ли юридическая разница между высказыванием на заседании Государственной Думы и в средстве массовой информации с точки зрения депутатского индемнитета и имму­нитета? Соблюдены ли в описанной ситуации порядок лишения неприкос­новенности депутата Государственной Думы, в том числе с учетом стадии производства по уголовному делу? Может ли депутат В. В. Жириновский быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 282 УК РФ в при­веденных ситуациях и в каком порядке? Аргументируйте ответ.

 

Задача 14

Депутат Законодательного Собрания Республики Карелия А. П. Вотя­ков до избрания депутатом (депутатом он работал на профессиональной постоянной основе) работал по трудовому договору в ООО «Тристайл». После очередных выборов в Законодательное Собрание Вотяков не был переизбран на новый срок и утратил статус депутата, в связи с чем обратился в ООО «Тристайл» с требованием восстановить его на работе. Отказ в восстановлении Вотяков обжаловал в районный суд, ссылаясь на то, что ему как депутату должна быть обеспечена по аналогии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Со­брания Российской Федерации» гарантия восстановления трудовых от­ношений.

Должен ли районный суд удовлетворить требования Вотякова? Где граница между трудовыми отношениями и отношениями, связанными со статусом депутата? Может ли гарантия, аналогичная ч. 3 ст. 25 Феде­рального закона № З-ФЗ, быть введена законом субъекта? Подлежит ли в данном случае применению правовая позиция Конституционного Суда, высказанная в Определении от 1 октября 2009 г. № 1061-0-0?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.162.216 (0.08 с.)