Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международная банковская деятельность и валютно-кредитные отношения государств↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Взаимодействие россии с международными экономическими организациями и региональными объединениями
Россия и форум АТЭС С момента присоединения в 1998 г. к форуму «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничества» (АТЭС) Россия последовательно наращивает активность в его рамках. Работа на этом направлении базируется на одобренной в ноябре 2000 г. Концепции участия России в форуме АТЭС. В целом АТЭС рассматривается Россией не только в качестве локомотива интеграции в районе «тихоокеанского кольца», уникальной для АТР многосторонней структуры диалога по ключевым вопросам торговли и инвестиций, экономического и технического сотрудничества в регионе, но и как эффективный механизм взаимодействия по решению острейших региональных и общемировых проблем. Участие России в АТЭС используется для активного вовлечения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие в рамках Форума механизмы экономической интеграции. В 2005 г. Россия успешно прошла процедуру обзора Индивидуального плана действий (ИПД) в АТЭС в сфере либерализации условий торговли и инвестиций и повышения уровня открытости экономики. По итогам этого рассмотрения дана высокая оценка динамики экономического развития России за семь лет ее участия в Форуме, а также масштабов и эффективности проводимых у нас экономических преобразований. Участие России в АТЭС используется для активного вовлечения потенциала Сибири и Дальнего Востока в действующие в рамках Форума механизмы экономической интеграции. В 2009 г. Минэкономразвития России усилило работу по координации участия федеральных органов власти в экономической деятельности форума АТЭС с целью практического использования возможностей форума в интересах социально-экономического развития страны, реализации приоритетов внешнеэкономической политики России и укрепления ее позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Минэкономразвития России обеспечило российское представительство на должном уровне на большинстве ключевых мероприятий руководящих и рабочих органов АТЭС по экономической тематике. Во встрече министров торговли АТЭС 21-22 июля 2009 г. в Сингапуре принял участие заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.А.Слепнев. Основными темами встречи стали поддержка многосторонней торговой системы, переговоры дохийского раунда ВТО и региональная экономическая интеграция. Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина приняла участие во встрече министров иностранных дел и министров торговли АТЭС 11-12 ноября 2009 г. в Сингапуре. Важное значение имели результаты обзора ИПД России в АТЭС, проведенного 15 июля 2009 г. в Сингапуре. Главный вывод, зафиксированный в итоговых документах обзора ИПД: Россия последовательно совершенствует внешнеэкономическую политику, приводя ее в соответствие с международными нормами, сохраняет приверженность курсу реформирования и повышения открытости экономики, таким образом, добиваясь существенного прогресса в выполнении основных целей форума АТЭС. В 2009 г. представители Минэкономразвития России приняли участие в четырех встречах СДЛ АТЭС, заседаниях Комитета по торговле и инвестициям, первой встрече Делового консультативного совета АТЭС с привлечением СДЛ, а также в ряде специализированных семинаров и конференций АТЭС. Активизирована межсессионная работа в рамках Экономического комитета АТЭС (вопросы структурной реформы и всеобъемлющего роста). Минэкономразвития России (ДСАИА) также предприняло усилия по активизации межведомственного взаимодействия по вопросам участия России в работе АТЭС, в том числе в контексте подготовки к председательству в этом объединении в 2012 году. Под руководством Минэкономразвития России в декабре 2009 г. начала свою деятельность Межведомственная рабочая группа на уровне заместителя министра по определению приоритетных направлений деятельности АТЭС в период российского председательства в форуме АТЭС в 2012 году (председатель – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.А.Слепнев). На первом заседании группы 3 декабря 2009 г. Минэкономразвития России выдвинуло предварительные предложения по приоритетным темам для подготовки российских проектов в АТЭС в 2010-2012 годах, которые могли бы лечь в основу концепции председательства нашей страны в этом региональном объединении в 2012 году. В качестве приоритетов работы АТЭС в 2009 году под председательством Сингапура (саммит – 14-15 ноября 2009 г.) названы ускорение либерализации торговли и инвестирования, содействие результативному завершению Доха-раунда переговоров в ВТО, продвижение региональной экономической интеграции, создание благоприятной среды для предпринимательской деятельности и укрепление частно-государственного партнерства, структурная реформа, обеспечение транспортной безопасности и безопасности сети поставок, реформирование АТЭС. Вслед за Сингапуром председателями форума и хозяевами его ключевых мероприятий будут Япония (2010 г.), США (2011 г.), Россия (2012 г.) и Индонезия (2013 г.).
Соглашение Деятельность При финансировании инвестиционных проектов при прочих равных условиях в качестве приоритетных Банк рассматривает следующие отрасли, секторы и проекты:
Проекты, финансируемые Банком, содействуют инфраструктурному развитию и диверсификации экономик государств-участников Банка, генерируют рост взаимной торговли и взаимных инвестиций между ними. Как правило, Банк финансирует проекты со сроком окупаемости проектов не более 15 лет и суммой финансирования не менее 30 млн. долларов. На 31 декабря 2010 года текущий инвестиционный портфель Банка составил почти 2 209 млн долларов США. На рассмотрении Банка находились 37 проектов на общую сумму 13 575 млн долларов, доля участия ЕАБР в них составляет 2 967 млн долларов. В числе инвестиционных проектов ЕАБР:
С 2010 года ЕАБР реализует три программы для финансового сектора государств-участников Банка - по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса, по поддержке микрофинансирования, а также по развитию инструментов торгового финансирования и расширению взаимной торговли между государствами-участниками Банка посредством предоставления целевых кредитных линий финансовым институтам. К числу реализованных Банком инвестиционных проектов относятся:
В июне 2009 года государства-участники Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ) наделили ЕАБР функциями Управляющего средствами Фонда и подписали с Банком Соглашение об управлении средствами АКФ. Антикризисный фонд ЕврАзЭС (АКФ) в размере 8,513 млрд. долларов США был учрежден Правительствами шести стран – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызской Республики, России и Таджикистана. Целями АКФ является помощь странам-участницам в преодолении последствий глобального финансового кризиса, обеспечение их экономической и финансовой стабильности и продвижение интеграционных процессов в регионе (более подробная информация о Фонде на сайте: http://acf.eabr.org). Банк оказывает финансовую поддержку в проведении предынвестиционных и инновационных исследований, направленных на углубление интеграционных процессов на евразийском пространстве, укрепление рыночной инфраструктуры и обеспечение устойчивого экономического роста государств-участников Банка. В этих целях в Банке создан Фонд технического содействия. Банк осуществляет информационно-аналитическую деятельность. Её приоритетом является сопровождение интеграционных процессов на евразийском пространстве. ЕАБР регулярно проводит конференции по проблемам интеграции. Банк издает ежеквартальный научно-аналитический журнал «Евразийская экономическая интеграция» и ежегодный альманах «EDB Eurasian Integration Yearbook», публикует отраслевые и страновые аналитические обзоры, выпускает информационные дайджесты, посвященные региональным интеграционным процессам и деятельности международных банков развития. Банк также оказывает информационно-консультационные услуги, которые включают подготовку аналитических обзоров отдельных отраслей экономик и финансовых рынков государств-участников банка и других стран ЕврАзЭС; экономический и правовой анализ интеграционных соглашений и структур на постсоветском пространстве, а также деятельности банков развития в странах СНГ. Черноморский банк торговли и развития - международная финансовая организация, созданная с целью поддержки регионального развития и кооперации стран Черноморского региона. Основание: 24 января 1997 Членство: 11 государств-членов Штаб-квартира: Греция Цели и задачи Целями банка являются развитие торговых связей в регионе, содействие реализации международных проектов, содействие иностранным инвестициям, предоставление гарантий при развитии торговых и экономических связей как на государственном уровне, так и в частном бизнесе. Черноморский банк торговли и развития относится к международной организации Черноморское экономическое сотрудничество. Основополагающим документом, определяющим деятельность ЧБТР является Соглашение о создании Черноморского банка торговли и развития, зарегистрированного ООН. Уставный капитал банка 3 млрд СДР
Международная банковская деятельность и валютно-кредитные отношения государств
Международный кредит — это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и платности. Объективной основой его развития является выход производства за национальные границы, усиление интернационализации хозяйственных связей при углублении специализации и кооперирования производства разных стран. Участниками международных кредитных отношений являются как частные предприятия, коммерческие банки, так и государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации, которые выступают в качестве кредиторов и заемщиков. Функции международного кредита отражают его сущность как механизма движения ссудного капитала. Во-первых, одной из главных функций международного кредита является перераспределение ссудных капиталов между странами в интересах расширенного воспроизводства. Ссудный капитал направляется в отрасли тех стран, где обеспечивается наибольшая прибыль. Такой перелив капитала способствует выравниванию национальной прибыли в среднюю и росту ее массы. Во-вторых, с помощью международного кредита происходит экономия издержек обращения в сфере международных расчетов. Использование кредитных инструментов — векселей, тратт, чеков и других — ведет к ускорению безналичных платежей, к увеличению скорости оборота капиталов и повышению производительного его использования, обеспечивая расширенное воспроизводство. Классификация форм международного кредита осуществляется по следующим признакам.
В последнее десятилетие наиболее интенсивное развитие получил рынок краткосрочных ссудных капиталов. Краткосрочный международный кредит является важным условием высокодоходных спекулятивных сделок на международном финансовом и денежном рынках. Долгосрочный международный кредит используется для инвестирования в основные средства производства, обслуживает экспорт машин и оборудования, осуществление крупномасштабных производственных и научно-исследовательских проектов. Среднесрочные кредиты сопровождают поставки потребительских товаров длительного пользования и некоторых видов оборудования.
В качестве обеспечения могут выступать товары и товарораспорядительные документы, ценные бумаги, векселя, недвижимость, золото и другие драгоценные металлы. Залог, используемый для обеспечения, должен иметь высокую ликвидность, т.е. может быть легко реализован. Бланковые кредиты выдаются под обязательство (соловексель) должника погасить его в срок. Международные кредиты различаются в зависимости от того, кто выступает в качестве кредитора:
Фирменные кредиты как форма коммерческого кредита предоставляются экспортером одной страны импортеру другой страны в форме отсрочки платежа за проданный товар. Он оформляется векселем или по открытому счету, применяется, как правило, при регулярных поставках и прочих отношениях между партнерами. Авансовый платеж импортера также относится к фирменным кредитам. Этот платеж осуществляется в счет предстоящих платежей за поставленные товары и выполняет двоякую функцию. Во-первых, аванс, достигающий значительной суммы (до 30%), является формой кредитования покупателем продавца. Во-вторых, аванс является обеспечением выполнения обязательств, принятых импортером по контракту. Брокерский кредит предоставляется финансовой компанией или банком под покупку ценных бумаг. Банковские международные кредиты предоставляются экспортерам и импортерам под залог товарно-материальных ценностей. Существует несколько видов участия банков в кредитовании внешней торговли:
С помощью банковских кредитов продавцу в форме учета тратт, факторинга форфейтинга предоставляются возможности фирменных кредитов, ограниченные собственными средствами экспортера. Все более широкое распространение получает такая форма кредитного обслуживания, как факторинг, который представляет собой покупку денежных требований экспортера к иностранному партнеру специализированной финансовой компанией. Факторинговая компания, покупая дебиторские задолженности, оплачивает экспортеру до 70—90% суммы контракта до наступления срока их погашения, тем самым кредитует экспортеру на срок до 120 дней. К формам кредитования, ускоряющим оборот капитала, способствующим снижению издержек обращения, наряду с факторингом относится форфейтирование. Форфейтинг — это кредитование экспортера посредством покупки векселей или других долговых требований, форма трансформации коммерческого кредита в банковский. Продавцом выступает экспортер, покупателем (форфейтором) — банк или специализированная кампания. Покупатель (банк) берет на себя коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров, без права регресса этих документов на экспортера. Между форфейтингом и факторингом имеются определенные сходства и различия. Форфейтинг и факторинг объединяют:
Различия между форфейтингом и факторингом состоят в следующем:
В мировой практике форфейтинг получил широкое распространение как инструмент финансирования экспорта западных стран в страны Восточной Европы, Латинской Америки и др. Межгосударственные кредиты предоставляют на основе межправительственных соглашений. Кредиты международных финансовых институтов предоставляются правительствам стран и открывают доступ заемщикам к кредитам частных иностранных банков. Государственный кредит является экономической категорией, которой присущи одновременно черты кредита и финансов. Государственный кредит является одним из видов кредита и характеризуется срочностью, платностью и возвратностью. Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. С одной стороны, с участием международного кредита осуществляется непрерывность процесса воспроизводства и интернационализация производства и обмена. Международный кредит обеспечивает бесперебойность международных расчетов и валютных операций, обслуживающих внешнеэкономические связи. С другой стороны, международный кредит используется для укрепления позиций иностранных инвесторов в конкуренции на мировом рынке и способствует обострению противоречий и диспропорций в экономике. Часто международный кредит является условием перемещения «горячих» денег, усиливая неустойчивость денежного обращения, нарушая стабильность развития валютных и финансовых рынков, дестабилизируя валютные курсы. В периоды кризисов и международных политических потрясений и войн международный кредит является средством давления в отношении отдельных стран. Таким образом, двоякая роль международного кредита определяет то важное место, которое он занимает в процессе глобализации движения денежных и финансовых потоков в современном мире. Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика, используя часть национального дохода, выдает аккумулированные или смешанные кредиты, субсидии, оказывает помощь другим странам. Прямое государственное кредитование на двусторонней или многосторонней основе до 60-х гг. было характерно для США. Ныне государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам. Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок. Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ, преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты под низкий процент. Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки (ЭИБ) , которые осуществляют кредитование внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специализированных банков — обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который является важным средством конкуренции наряду с ценой, качеством и услугами, и тем самым стимулировать национальный экспорт. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт. Экспортно-импортный банк США создан в феврале 1934 г. для кредитования торговли с СССР. Однако стремление США использовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты долгов царского и Временного правительств привели к прекращению его деятельности. На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй экспортно-импортный банк для обслуживания торговли с Кубой, а в мае 1936 г. оба банка были объединены. До Второй мировой войны ЭИБ не играл существенной роли, однако после войны его полномочия были расширены. Аналогичные государственные экспортно-импортные банки и агентства экспортного страхования существуют в Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландах, Канаде, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Японии и в других странах. Французский банк для внешней торговли (создан в 1919 г.) предоставляет льготные долгосрочные кредиты, краткосрочные кредиты на рыночных условиях, гарантии по кредитам, получаемым экспортерами в коммерческих банках и по векселям. В Великобритании кредитование и финансирование внешней торговли осуществляются коммерческими банками при поддержке Департамента гарантий экспортных кредитов. Деятельность экспортно-импортных банков тесно связана с операциями институтов по страхованию экспортных кредитов и зарубежных инвестиций. Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии: 1) ограничения круга их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий взаимного влияния внутренних и заграничных операций; 3) регулирования участия национальных банков в международных банковских консорциумах. Противоречия между уровнем интернационализации хозяйственной жизни и ограниченностью национальных форм регулирования привели к развитию межгосударственного регулирования международного кредита Оно преследует следующие основные цели: 1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов; 2) совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений; 3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам, в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы и России. Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах. Среди них выделяются: 1) координация условий экспортных кредитов и гарантий; 2) согласование размера помощи развивающимся странам; 3) регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций; 4) рециклирование нефтедолларов. Важной формой межгосударственного регулирования международного кредита являются международные совещания в верхах, на которых делаются попытки выработать совместные мероприятия по этим проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологий, торговли зерном приобрели политическое значение в свете отношений Восток — Запад. Своеобразной формой сотрудничества банков на многосторонней основе стали международные банковские клубы. Например, «Форекс-клуб» объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые финансовые центры, и ежегодно проводит совещание по актуальным проблемам международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Межгосударственное регулирование кредита испытывает влияние противоречивых тенденций во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых центров — США, Западной Европы, Японии. Каждый центр стремится перенести последствия нестабильности национальной экономики на своих партнеров. Ведущие корпорации и банки активно используют государственное регулирование международного кредита когда им это становится выгодно. Кредитование развивающихся стран имеет следующие особенности. Во-первых, значительную часть внешних ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и субсидий на основе межправительственных соглашений и от международных финансовых институтов. Отбор стран, которые могут претендовать на льготные ресурсы, осуществляется в зависимости от уровня экономического развития. Но в расчет принимаются также политические и военно-стратегические факторы. Средства получают также страны, переживающие экономические кризисы. Во-вторых, для каждой страны в зависимости от уровня экономического развития, экономической ситуации, состояния внутреннего финансового рынка, роли в мировой экономике и политике формируется свой особый механизм международного кредитования и финансирования. Развивающиеся страны делятся на две категории. Первые (слаборазвитые) привлекают внешние ресурсы преимущественно из официальных источников. Частные ресурсы им малодоступны из-за жестких условий. К тому же такие страны непривлекательны для частных инвесторов. Вторые (относительно развитые) привлекают преимущественно частные ресурсы. Это страны с развивающимися финансовыми рынками. В таких странах внутренние финансовые рынки уже получили определенное развитие и произошла их интеграция в мировую систему при посредстве как кредитного, так и фондового рынков. В-третьих, международное кредитование и финансирование развивающихся стран сводятся преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового хозяйства. Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.110.45 (0.016 с.) |