Проблемы толерантности в современном мире. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы толерантности в современном мире.



Толерантное поведение, понимаемое как избегание конфликта, непротивление злу, не является способом решения проблем, напротив, уход от конфликта накапливает агрессивные настроения и тем самым порождает еще больший конфликт. «Оставлять конфликт без внимания – это все равно что оставлять в пустом доме тлеющие угли: пожара, конечно, может и не случиться, но уж если случится… Вообще аналогия между конфликтом и пожаром весьма глубока: 1) и тот и другой легче предотвратить, чем потушить; 2) в обоих случаях фактор времени может стать решающим, а промедление недопустимым».

           Толерантность как терпимое отношение к личности и ее особенностям не означает только уклонение от конфликтов или только их разрешение. Исходя из факта существования конструктивных и деструктивных конфликтов, бессмысленности требования, чтобы «все всегда» или «никто никогда» не сопротивлялся злу силой, можно выделить две разновидности толерантного поведения: активное и пассивное.

Активная толерантность соответствует практике решения конфликтов в том случае, когда это представляется целесообразным, т. е. когда конфликт вызван объективными причинами и его игнорирование может способствовать возникновению конфликта еще большей силы, с еще большими разрушительными последствиями. Для того чтобы решить конфликт, конфликтующим сторонам необходимо начать переговоры.

Исследователи выделяют несколько основных способов ведения переговоров: уступчивость, жесткость и метод принципиального ведения переговоров. Тот, кто выбирает путь уступок, стремится избежать личного столкновения и готов ради согласия поступиться своими выгодами. Участник переговоров, выбирающий жесткий путь, видит в любой ситуации лишь противоборство своей и чужой воли и уверен, что всегда выигрывает тот, кто занимает более твердую позицию и дольше ее удерживает. Метод принципиального ведения переговоров предполагает жесткость, когда дело касается существа вопроса, и уступчивость, когда речь идет о людях. Этот метод призван искать взаимные выгоды, а там, где интересы сторон вступают в противоречие, настаивать на решении, основанном на беспристрастных критериях, не зависящих от воли сторон.

Пассивная толерантность соответствует практике уклонения от конфликта. В конфликтологии уклонение, избегание конфликтов соответствует таким методам управления конфликтом, как уход от конфликта и метод бездействия. Метод ухода от конфликта используется в ситуации непринципиальности и незначительности данного конфликта. Метод бездействия как разновидность метода ухода от конфликта оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий.

Одной из проблем толерантности является определение ситуации как таковой, где необходимо использовать активное или пассивное толерантное поведение. Неверная оценка конфликтной ситуации как незначительной или, напротив, придание ей излишнего внимания могут привести соответственно к вседозволенности и лишней трате эмоциональных и физических сил.

Важно подчеркнуть, что понимание толерантности как попустительства, т. е. возможности процветания любых мнений, идей, поведений в обществе, некорректно. Такой подход характеризуется однобокостью: все можно (или ничего нельзя). Основой оценки какого-либо явления как хорошо/плохо должно быть нравственное чувство, основой которого выступают моральные ценности, созданные и закрепленные тем или иным обществом. Именно нравственное чувство должно быть мерилом того, с чем можно мириться, а чему необходимо противостоять, решая конфликт.

Достижению цели толерантного коммуникативного поведения, а именно решению конструктивного конфликта, могут способствовать правила активной толерантности.

Важным вопросом толерантности является выбор активного или пассивного толерантного поведения, поскольку в случае ошибки последствия конфликта могут усугубиться.

 

Рассматривая проблему толерантности, следует сразу же сделать два важных замечания. Во- первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, поведение, поступки, обряды, которые неминуемо ведут к деградации, к разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их катастрофическая, негативная ценность. Отсюда и трудности в оценках этих идей, и соответственно личностные общественные сложности в формирования определённого к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что именно толерантное отношение, лишённое желания сразу же запретить, заклеймить и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого вытекает и другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.

В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев.

Как отмечал отечественный философ Ю.А.Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого общества в человеке».

Для проращивания идей толерантности необходимы условия, но вовремя посеянные семена обязательно взойдут. Важно осознанно и целенаправленно «сеять», и тогда нам не придётся «тащить траву из земли», а когда придёт весна и пригреет солнышко, она вырастет сама. Более того, важно посмотреть на них с позиций системного подхода, вскрывающего взаимозависимости и взаимовлияния систем разного уровня.

Исходные принципы толерантности:

1)отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;

2)добровольность выбора, акцент на искренности его убеждений, «свобода совести». Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто ещё не «просвещён»;

3)умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствует в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определённый момент дисциплинирует людей, при этом формируя определённые нравы;

4)подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности. Подчинение законам, а не воле властелина или большинства представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении;

5)принятие Другого, который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Толерантность каждого способствует равновесию целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.

Итак, в настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего общества. Проблема воспитания толерантности должна объединить людей разных, прежде всего, специалистов разных направлений и уровней – психологов, педагогов, воспитателей, руководителей, лидеров и рядовых специалистов, а также представителей разных возрастных групп.

Одним из принципов толерантности является «умение принудить себя, не принуждая других», что подразумевает не принуждение, насилие, а лишь добровольное, осознанное самоограничение. Невольно приходит в голову притча о мудреце, к которому мать привела своего сына-сладкоежку и просила убедить его не есть сладкого. Мудрец велел прийти им через месяц. «Не ешь сладкого», - сказал мудрец, обращаясь к мальчику. «Что же ты не сказал этого сразу, зачем заставил ждать целый месяц?» - возмутилась женщина. И тут мудрец признался, что не мог этого сделать потому, что в то время сам ел сладкое. Именно это и есть пример толерантности, самоограничение, требующее начинать с себя лично. Думаю, что способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой и весьма важной для развития толерантности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.007 с.)