Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная.



Вопрос 2.

Стилистика, выделяясь в самостоятельную лингвистическую дисциплину, признается о с о б о й о т р а с л ь ю т е о р и и я з ы к а в работах по общему языкознанию. В самом общем виде язык определяют как с р е д с т в о о б щ е н и я.

Ключ к пониманию языка — «в трактовке языка не просто как закономерного звена фиксированной системы отношений индивида к реальной действительности, но, главным образом, как средства, орудия активной познавательной деятельности... как одной из форм в з а и м о д е й с т в и я с у б ъ е к т а и о б ъ е к т а ч е л о в е ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и, как «мостика» связи совокупного опыта человеческого коллектива с психикой, сознанием, личным опытом, как условия и формы существования идеальных явлений. Только понимание языка как единства системы и ее функционирования способно объяснить в полной мере коммуникативную его природу. Ср., например, высказывание М.А. Шелякина в статье из сборника «Проблемы функциональной стилистики» (М., 1985): «...Объект лингвистического исследования един — это динамически функционирующая система языка, служащая средством порождения речевых высказываний». Однако в этом случае функционирование следует понимать не только как использование языковой системы (строя языка) в актах речи, но и как использование языка в ц е л о м в процессе общения, т.е. функционирование его под воздействием цело го ряда факторов (во внешней среде) для реализации целей и задач общения. А это приводит к обогащению смысловой стороны высказывания.

Речеобразование — процесс творческий, хотя он отчасти автоматизирован, стандартизирован, опирается на стереотипы. Функционирование языка есть не просто сложение по правилам синтагматики значений языковых единиц, поскольку речь не есть механическая сумма значений языковых единиц, используемых для ее построения. Взаимопонимание же осуществляется с учетом проявляющихся в контексте общения «речевых прибавок». Например, когда ктото из медиков впервые употребил выражение лицо болезни, то здесь проявились возможности языковой системы для такого употребления (использованы перенос значения, определенная модель словосочетания, потенциальные элементы значения слова); однако именно такое значение у слова лицо и такое словосочетание не закодированы заранее в системе языка и потому до определенного момента не известны слушающему, хотя он, впервые услышав это словоупотребление, понимает смысл высказывания. На таком свойстве основаны контекстуальные расшифровки (понимание) неизвестных слов родного и иностранных языков. Творческий аспект связан с достижением особой выразительности, эффективности высказывания, т.е. со стилистическими явлениями. «Секрет» языковой системы состоит в том, что она заключает в себе в о з м о ж н о с т и творческого ее употребления. Язык и речь, точнее, собственно системный (строевой) и функциональный аспекты языка, составляют единство, но не тождество. Однако творческие в о з м о ж н о с т и (именно возможности, потенции) реализуются во внешней среде, во внеязыковой (иначе, экстралингвистической) деятельности, которая «побуждает» говорящих к поискам все новых средств и способов выражения и детерминирует особенности употребления языка. Сам строй языка, его система, «взятая» вне функциональной стороны, не заключает в себе таких «способностей».

Здесь, по существу, речь идет об у п о т р е б л е н и и языка, его функционировании в речевом общении. Тем самым с т и л ь изначально связан с р е ч ь ю, речевой деятельностью, динамическим аспектом языка. язык и стиль связаны теснейшим образом; стиль — один из важных и ярких признаков речи, текста, свойство последнего. Существенно, что стиль, будучи признаком речи, текста и реально существующий именно в динамическом аспекте языка, в процессе его употребления, оказывается в принципе явлением динамического аспекта, а не строя языка

Вопрос 3

 

Русский литературный язык функционирует в форме устной и в форме письменной речи. Обе эти речевые формы используют одни и те же единицы языка, но по-разному.

Речь устная и речь письменная рассчитаны на разное восприятие и поэтому отличаются лексическим составом и синтаксическими конструкциями.

Цель устной речи — быстрота передачи и восприятия определенного содержания. Она адресуется непосредственно собеседнику и рассчитана на слуховое восприятие.

Устная речь использует разговорно-бытовую, просторечную, иногда диалектную лексику и фразеологию. Ее синтаксис характеризуется частым употреблением простых и неполных предложений; порядок слов не всегда обычный. Из сложных предложений употребляются чаще сложносочиненные, чем сложноподчиненные; причастные и деепричастные обороты в устной речи используются редко.

Чаще всего устная речь является диалогической. Но она применяется также в лекциях, докладах, выступлениях и в этих случаях носит монологический характер, а по лексике и синтаксису приближается к письменной речи.

В распоряжении устной речи кроме лексико-грамматических средств имеются и вспомогательные средства передачи мысли: мимика, жесты, интонация, паузы, возможность повторения.Письменная речь отличается от устной прежде всего сложной системой графики и орфографии, посредством которой передается то или иное содержание. В лексическом и грамматическом отношениях она характеризуется строгим соблюдением литературных норм языка — особым отбором лексики и фразеологии, обработанным синтаксисом. В письменной речи широко употребляется книжная лексика: официально-деловая, научная, общественно-публицистическая. Для синтаксиса письменной речи характерны сложные и осложненные предложения. В ней большое значение имеют порядок слов, строгая последовательность, стройность в изложении мыслей. Письменную форму речи отличает предварительное обдумывание высказываний, редакторская обработка текста, которую может выполнить и сам автор. Это обусловливает точность и правильность письменной формы речи.

Вопрос 4

Вопрос о предмете стилистики не получил еще однозначного решения. Это связано прежде всего с чрезвычайной сложностью как самого объекта, так и предмета исследования. Тем самым стиль связывается с качествами р е ч и (как и отдельной языковой единицы), ее экспрессивностью, маркировкой, с наиболее целесообразными по задачам общения в той или иной сфере и ситуации средствами выражения и организацией речи. Таким образом, стиль — это х а р а к т е р о л о г и ч е с к о е свойство (и способность) языка — в широком смысле, включая речь, — обусловленное задачами общения (пока отвлекаемся от того, ч т о оно характеризует: говорящего, содержание, сферу общения и т.д.) и призванное наилучшим образом реализовать эти задачи.

п р е д м е т о м исследования стилистики являются в ы р а з и т е л ь н ы е в о з м о ж н о с т и и с р е д с т в а разных уровней языковой системы, их с т и л и с т и ч е с к и е з н а ч е н и я и о к р а с к и (иначе называемые коннотациями), а также з а к о н о м е р н о с т и у п о т р е б л е н и я языка в разных сферах и ситуациях общения и как результат этого — своеобразная о р г а н и з а ц и я р е ч и, специфичная для каждой сферы.

Как указывалось, стилистика в отличие от других отделов лингвистики изучает выразительные средства и возможности языка, определяет средства и закономерности функционирования языковых средств в различных речевых разновидностях, обусловленных целями и задачами общения, наконец, сосредоточивает свое внимание на речевой системности стилей, образующейся в речевой деятельности под воздействием внелингвистических факторов (как реализация функционально-стилистических потенций языка). Итак, стилистика имеет свой о с о б ы й п р е д м е т и с с л е д о в а н и я.

 

п р о б л е м а т и к а, не известная другим лингвистическим наукам. В качестве основных проблем стилистики можно назвать такие:

1) определение стиля вообще, а также функционального стиля; соотношение стиля языка и стиля речи; специфика и

речевая системность последнего;

2) определение закономерностей функционирования языка в

разных сферах общения;

3) классификация функциональных стилей и их дальнейшая дефференциация;

4) соотношение лингвистического и экстралингвистического

в стилистике;

5) проблема объективного и субъективного (индивидуального) в стиле;

6) соотношение функциональных стилей и форм речи;

7) соотношение стилистики лингвистической и литературоведческой;

8) взаимодействие стилей и их целостность;

9) проблема отношения языка художественной литературы к

функциональным стилям;

10) определение стилистических норм и их историзм;

11) проблема диахронии и синхронии в стилистике;

12) соотношение «стилей» произношения и функциональных

стилей и многие другие проблемы

м е т о д ы

с е м а н т и к о с т и л и с т и ч е с к и й метод анализа текста в стилистике является основным. Взаимосвязь языковых средств и общая стилистическая окраска функциональных стилей речи так же базируются на семантики-стилистических связях языковых единиц различных уровней, причем специфика стилей становится отчетливой при их сравнении. Отсюда неизбежность и целесообразность с р а в н и т е л ь н о г о метода анализа.

 При анализе художественной речи большое значение приобретает метод, который условно можно назвать методом «слово — образ (микрообраз)». (Последний означает каждый предмет — в 34 широком смысле — того поэтического мира, который писатель воплощает в тексте.) Этот метод состоит в выявлении комплекса языковых средств различных уровней со всеми их стилистико-смысловыми нюансами, который служит выражению (и созданию) данного микрообраза в системе образной мысли писателя.

 Поскольку изучение функциональных стилей опирается на учет экстралингвистических факторов, при этом необходимо использование знаний различных научных дисциплин, т.е. применение к о м п л е к с н ы х методов, весьма актуальных в со временной лингвистике.

При исследовании функциональных стилей, в частности при выяснении воздействия на стиль речи тех или иных экстралингвистических факторов, при определении специфики стиля используются статистические, или с т и л о с т а т и с т и ч е с к и е, методы исследования.

 

с т и л и с т и к у можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования (употребления) языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием в тексте языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.

Направления:

1. Н а п р а в л е н и е, изучающее с т и л и с т и ч е с к и е р е с у р/ с ы я з ы к а («стилистика ресурсов»), является, как сказано выше, наиболее традиционным. Это своего рода описательная, иначе аналитическая, или структурная, стилистика, характеризующая стилистически окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций, а также так называемые средства словесной образности.

2. Ф у н к ц и о н а л ь н а я с т и л и с т и к а исследует закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения и прежде всего специфику и речевую системность функциональных стилей и других функциональностилевых разновидностей: «подстилевых», жанровых, ситуативных и т.д.

3. С т и л и с т и к а х у д о ж е с т в е н н о й р е ч и включает частные направления:

а) Изучение художественной речи в аспекте функциональной стилистики, т.е. как одного из функциональных стилей, с учетом его специфики;

 б) Н а у к а о с т и л я х х у д о ж е с т в е н н о й л и т е р а т у р ы представляет собой, по словам В.В. Виноградова, ис торическую науку лингволитературоведческого характера. Она исследует взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии и прежде всего вопрос о том, в какой мере литературный язык определенного уровня развития может обеспечить потребности слагающегося стилистического направления литературы.

4. С т и л и с т и к а т е к с т а, сравнительно недавно оформившаяся на пересечении стилистики и лингвистики текста, изучает целый текст, структурностилистические возможности речевых произведений, их композиционностилевые формы и типы, конструктивные приемы и функционирование в речи языковых и собственно текстовых единиц (сверхфразовых единств, абзацев и др.) в единстве с идейным содержанием произведений.

5. П р а к т и ч е с к а я с т и л и с т и к а. Одним из главных принципов стилистики, который должен усвоить каждый говорящий и пишущий, является целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства в зависимости от сферы общения и, следовательно, конкретных его целей и задач, ситуации, содержания высказывания, жанра и других экстралингвистических факторов.

Направления 2:

1. С. историческая (диахроническая), малоразработанное, но весьма перспективное направление исследований. С. историческая призвана изучать р а з в и т и е стилистических средств литературного языка и его стилевых разновидностей: прежде всего ф о р м и р о в а н и е функциональных стилей (их специфики, речевой системности, стилевых категорий) в связи с историей русского литературного языка; кроме того, взаимодействие функциональных стилей, их роль в литературном языке на разных этапах его истории, т.е. в целом — обогащение литературного языка за счет функциональностилевых разновидностей и др.

2. Сопоставительная С., предмет изучения которой — стилевые системы двух-трех сравниваемых языков, их различия и возможные сходства.

3. С. кодирования (С. от автора) изучает речевое произведение (преимущественно художественное) в аспекте реализации в нем авторского замысла и движущих сил творческого процесса писателя

4. С. декодирования (С. восприятия, С. читателя) изучает те стороны высказывания, которые передают читателю (декодирующему, принимающему) сообщение, мысли и чувства автора, а также исследует факторы, определяющие воздействие текста на адресата.

5. Прагмастилистика, находясь на пересечении стилистики и прагматики, а также теории речевых актов, риторики, герменевтики и ряда смежных дисциплин, изучает закономерности речевого воздействия на адресата в определенных ситуациях общения, вопросы определения истинных намерений говорящего (подтекст) и способов достижения ожидаемого (перлокутивного) эффекта.

6. Когнитивная С. в целом направлена на исследование отражения в речи когнитивных, мыслительных процессов как детерминантов стиля.

Вопрос 5

Слово стиль уходит своими корнями в глубокую древность; слово же стилистика используется в филологической науке с XVII в. Известны довольно многочисленные (в России XVIII—XIX вв.) исследования по отдельным аспектам стилистики, посвященные преимущественно стилю различных художественных произведений или писателей, а также сводные курсы стилистики; появлялись и работы теоретического характера. Однако к а к н а у ч н а я д и с ц и п л и н а стилистика начинает формироваться примерно с 20—30х гг. XX в., а особенно активная разработка одного из ее центральных направлений, называемого функциональной стилистикой, происходит лишь с середины 50х гг. Стилистика и сама сущность стиля теснейшим образом связаны с коммуникативным аспектом языка, с проблемой его у п о т р е б л е н и я, функционирования. Необходимость изучения этой проблемы была осознана еще в начале ХХ столетия. В России над ней, помимо И.А. Бодуэна де Куртенэ, работают Е.Д. Поливанов, М.М. Бахтин, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур. Большой вклад в разработку вопросов стилистики внесла также «функциональная лингвистика» ученых Чехии и Словакии. Функционально-стилистические исследования особенно активизируются с 60х гг. XX в. в связи с общим поворотом интересов лингвистики от изучения структуры языка к исследованию его функционирования (разработка не статической, а д и н а м и ч е с к о й модели языка). Тесно связано с формированием стилистики исследование проблем н о р м ы и л и т е р а т у р н о г о я з ы к а.

Вопрос 7

Стилистику принято подразделять на лингвостилистику и литературоведческую стилистику.

Лингвостилистика, основы которой были заложены Ш. Балли, сравнивает общенациональную норму с особыми, характерными для разных сфер общения подсистемами, называемыми функциональными стилями и диалектами (лингвостилистика в этом узком смысле называется функциональной стилистикой) и изучает элементы языка с точки зрения их способности выражать и вызывать эмоции, дополнительные ассоциации и оценку.

Интенсивно развивающейся отраслью стилистики является сопоставительная стилистика, параллельно рассматривающая стилистические возможности двух и более языков. Литературоведческая стилистика изучает совокупность средств художественной выразительности, характерных для литературного произведения, автора, литературного направления или целой эпохи, и факторы, от которых зависит художественная выразительность.

Лингвостилистика и литературная стилистика подразделяются по уровням на лексическую, грамматическую и фонетическую стилистику.

Лексическая стилистика изучает стил.функции лексики и рассматривает взаимодействие прямых и переносных значений. Лексическая стилистика изучает разные составляющие контекстуальных значений слов, их экспрессивный, эмоциональный и оценочный потенциал и их отнесенность к разным функционально-стилистическим пластам. Диалектные слова, термины, слова сленга, разговорные слова и выражения, неологизмы, архаизмы, иностранные слова и т.д. изучаются с т.зр. их взаимодействия с разными условиями контекста. Важную роль в стилистическом анализе играет разбор фразеологических единиц и пословиц.

Грамматическая стилистика подразделяется на морфологическую и синтаксическую. Морфологическая стилистика рассматривает стилистические возможности различных грамматических категорий, присущих тем или иным частям речи. Здесь рассматриваются, например, стилистические возможности категории числа, противопоставлений в системе местоимений, именной и глагольный стили речи, связи художественною и грамматического времени и т.д. Синтаксическая стилистика исследует экспрессивные возможности порядка слов, типов предложения, типов синтаксической связи. Важное место здесь занимают фигуры речи — синтаксические, стилистические или риторические фигуры, т.е. особые синтаксические построения, придающие речи добавочную выразительность. Как в лингвостилистике, так и в литературной стилистике много внимания уделяется разным формам передачи речи повествователя и персонажей: диалог, несобственно-прямая речь, поток сознания и др.

Фоностилистика, или фонетическая стилистика, включает все явления звуковой организации стихов и прозы: ритм, аллитерацию, звукоподражание, рифму, ассонансы и т.п. — в связи с проблемой содержательности звуковой формы, т.е. наличия стилистической функции. Сюда же относится рассмотрение нестандартного произношения с комическим иди сатирическим эффектом для показа социального неравенства или для создания местного колорита.

Практическая стилистика учит умению правильно выражаться. Советует использовать слова, значения к-х мы знаем. Не злоупотреблять такими словами как staff, избегать фр. слов (faux-pas вместо mistake), тавтологии (decline to accept). Учит правильно обращаться с языком. Все должно употребляться согласно случаю.

Функциональная стилистика изучает стиль как функциональная разновидность языка, особенно в художественном тексте

Наука стилистика имеет отношение к другим наукам, в частности к:
социолингвистике
(целенаправленный подбор лексики в социальном аспекте),
психолингвистике
(помощь в выходе из психологических состояний или наоборот, в криминалистике, шпионаже и используются для влияния на человека),
теории коммуникации
(как правильно построить речь, чтобы выиграть в переговорах, как должна выглядеть хвалебная речь (laudatio), отсутствие четкого «нет» в переговорах, переговоры с террористами, с ребенком),
литературоведению
(язык автора, применение журналистом стилистических приемов в стиле, где это неприемлемо, для литературного критика оценка текста),
лингвистике текста
(воплощение стилистических фигур в тексте, чтобы правильно понять авторские посылы, мысли, рассуждения, способ выделения темы и ремы высказывания),
лингво-культуроведению
(дает возможность через достоинства стилистики языка определенного автора понять целые страны и нации, и это может вести к более правильной политике дружбы, войны и тд),
переводоведению
(этика переводчика, адекватность перевода)

Вопрос 9

Основные понятия стилистики:

Стиль:

-это особый отбор и организация средств языка, обусловленный сферой общения

-это определенный набор приемов использования языковых средств, характерный для какого-либо писателя, произведения, жанра

-это определенный отбор и организация языковых средств, служащий для создания эмоционально-экспрессивной окраски высказывания (высокий стиль, сниженный стиль)

-это отбор и организация языковых средств в соответствии с языковой и стилистической нормой

Норма:

-языковая

-стилистическая

Взаимосвязаны, но не тождественны. Это образцовые способы употребления слов, форм слов, словосочетаний и предложения, предпочитаемые образованной частью общества и закрепленные в нормативных грамматиках, словарях, справочниках.

Частотность употребления не свидетельствует о норме, частотной может быть и ошибка.

Языковые нормы – нормы литературного языка.

Литературный язык – исторически сложившаяся высшая образцовая формы национального языка, отличающаяся богатством лексического состава, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей.

Языковые нормы отличаются изменчивостью, динамичностью, но вместе с тем характеризуются устойчивостью, для каждого этапа развития литературного языка характерны свои нормы. Процесс закрепления норм называется кодификацией.

Выделяются:

Орфоэпические (нормы произношения)

-акцентологические (нормы постановки ударения)

-лексические (нормы словоупотребления)

-морфологические (нормы употребления и образования морфологических форм)

-синтаксические

Стилистическая норма – это норма выбора и организации языковых единиц в тексте определенного стиля; и норма выбора стиля, соответствующего условиям общения

Стилистическая окраска

-это дополнительные коннотативные значения, которые входят в лексическое значение помимо его предметно-понятийного ядра

-это функционально-стилистическая закрепленность слова (стилистическая маркированность связана ограничением употребления этого слова)

Основные категории

Стиль

Соотносительность способов языкового выражения

Стилистическая окраска языковых единиц

Стилевая норма

Стилевые правила

 

Вопрос 10

к о н н о т а ц и и — дополнительные значения, т.е., по определению 67 О.С. Ахмановой в «Словаре лингвистических терминов», «соутствующие семантические или стилистические оттенки... для выражения разного рода экспрессивноэмоциональнооценочных обертонов»

(С. 203—204). Примерно в этом же смысле используются термины: окраска (стилистическая, экспрессивноэмоциональная, функциональностилистическая), стилистическая маркированность (овка). Ср.: «...окраска — то же, что коннотация» (Там же, с. 285). Итак, с т и л и с т и ч е с к о й к о н н о т а ц и е й языковой единицы являются те дополнительные к выражению предмет нологического и грамматического значений экспрессивные или функциональные свойства (компоненты значений), которые ограничивают возможности употребления этой единицы определенными сферами и условиями общения и тем самым несут стилистическую информацию.

Стилистическая коннотация — одно из центральных понятий стилистики. В современной лингвистической литературе этот термин обычно употребляется в качестве синонима не только к стилистическому значению, но и к стилистической окраске, маркировке, поскольку под ним разумеется часть семантической структуры языковой единицы. Поэтому здесь используется этот более широкий термин. В связи с этим с т и л и с т и ч е с к о й оказывается не только отнесен ность средств к определенной сфере (как полагают некоторые), но и эмоциональность, экспрессивность, оценочность.

Вопрос 11

Характеристика п а р а д и г м а т и к и в стилистике (по аналогии вообще с парадигматикой языковой системы) была дана в свое время М.В. Пановым. Опираясь на представление Л.В. Щербы о стилистической системе русского литературного языка, М.В. Панов считает, что «стилистические парадигмы пронизывают все ярусы: лексику, словообразование, словоизменение, синтаксис, фонетику»

Для стилистической парадигмы, напротив, характерны нечеткость противопоставлений, размытость границ (открытость, «неконечность») и тому подоб ные признаки, н а р у ш а ю щ и е ч е т к о с т ь с т р у к т у р ы. 81 Вовторых, в парадигматической систематизации стиля, как правило, н е в ы д е р ж и в а е т с я п р и н ц и п е д и н о г о о сн о в а н и я. Ср., с одной стороны, четкость падежной парадигма тики существительного: человек — человека — человеку — челове ка — человеком — человеке, с другой — «парадигматику» различных стилистических окрасок слова, когда в одних рядах нейтраль ной окраске противопоставлена окраска только с повышением стиля (н а д е ж д а чаяние, упование; л о б чело), в других — только с понижением (б и т ь колотить — лупить — колошма тить — дубасить), в третьих — и та и другая (лик л и ц о рожа, морда, рыло); пр

Наряду с парадигматической стилистикой и в соотношении с ней иногда выделяют (в частности, Ю.М. Скребнев ) с и н т а гм а т и ч е с к у ю с т и л и с т и к у, стилистическая значимость в которой создается не «фактом присутствия» языковой единицы в системе, как это наблюдаем в парадигматике, а «фактом совместной встречаемости: соотнесенности в тексте одной единицы с другой

Эти единицы могут быть стилистически нейтральными, но их взаимодействие стилистически значимо. Стилистическая синтагма тика рассматривается Ю.М. Скребневым на всех языковых уровнях (от фонетического до синтаксического и текстового). Так, к стилистическому синтаксису в синтагматическом аспекте относятся параллелизмы с различными видами лексико=синтаксических повторов — анафора, эпифора, симплока, анадиплозис («подхват»), хиазм («перекрещивание»), прием обрамления; в синтагматической семасиологии называются фигуры тождества (сравнение, синонимызаменители), фигуры неравенства (климакс, т.е. нарастание, синонимыуточнители, каламбур и др.), фигуры противоположности (оксюморон, антитеза). Син тагматическая морфология, по Ю.М. Скребневу, изучает проблемы совместной встречаемости морфем и грамматических значений в разных типах текстов и в литературном языке вообще. Синтагматическая лексикология исследует стилистические функции совместной встречаемости слов разных стилистических тональностей в пределах словосочетания, предложения, сегментов большей протяженности и т.д. Кстати, интересный иллюстративный материал относительно употребления этих фигур представлен В.В. Одинцовым в книге А.Н. Кожина, О.А. Крыловой, В.В. Одинцова «Функциональные типы русской речи». М., 1982. (Ч. III)

Вопрос 12

Языковая н о р м а, понимаемая в ее динамическом аспек те, есть «обусловленный социально-исторически р е з у л ь т а т р е ч е в о й д е я т е л ь н о с т и, закрепляющей т р а д и ц и о н н ы е р е а л и з а ц и и системы или творящей новые языковые факты в условиях их связи как с потенциальными возможностями системы языка, с одной стороны, так и с реализованными образцами — с другой» (разрядка наша. — М.К.) (Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. С. 53).

с т и л и с т и ч е с к и е н о р м ы — это исторически сложившиеся и вместе с тем закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обус ловленные целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения; это правила наиболее целесообразных в каждой сфере общения реализаций принципов отбора и сочетания языковых средств, создающих определенную стилистико-речевую организацию. Эти правила существуют объективно, независимо от желаний каждого отдельного человека. Они складываются постепенно путём отбора наиболее употребительных в данный период форм устной и письменной речи. Норма изменчива, но в пределах, допустимых языковой системой. Она регулирует правильность и устойчивость литературного языка. ой и письменной речи.

Вопрос 13

ф у н к ц и о н а л ь н ы й с т и л ь — это своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией.

 В процессе функционирования язык обнаруживает как бы двойную системность. Вопервых, он функционирует в соответствии с правилами построения форм, слов и их сочета ний, т.е. сложившейся парадигматикой и синтагматикой, вер 92 нее, обнаруживая их в процессе употребления, иначе — реали зует свою системность. Вовторых, в процессе функционирова ния языка создается другая, р е ч е в а я системность. Она заключается в том, что в зависимости от целей и задач общения в конкретной социальной сфере, от проявляющейся в ней соответствующей формы мышления, от типа содержания и т.д. в речи активизируются определенные языковые единицы различных уровней и определенные их семантические значе ния, функциональностилевые окраски. Эти единицы, реализу ясь в конкретной речевой сфере, оказываются теснейшим обра зом функциональностилистически взаимосвязанными на ос нове общего к о м м у н и к а т и в н о г о задания. Благодаря такой взаимосвязи высказывание (и тип речи) в ц е л о м ока зывается стилистикосемантически своеобразным, «окрашен ным». Все это и формирует то качество речи, которое воспринимается как ее стиль.

 

Характеристика

Функциональные стили, во избежание путаницы с другими значениями слова «стиль», иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Традиционно выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный. В последнее время ряд учёных говорит о религиозном функциональном стиле, исследования которого в советское время по понятным причинам не приветствовались.

Научный стиль

Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство её истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нём преобладает имя существительное, немало отвлечённых и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).

Официально-деловой

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок и справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат и просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.

Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы. Жанры — диалог, личные письма, личные записки, телефон.

Художественный стиль

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Вопрос 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.082 с.)