Практическое занятие № 2 «Семейные правоотношения. Осуществление и защита семейных прав» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие № 2 «Семейные правоотношения. Осуществление и защита семейных прав»



 

План практического занятия

1. Понятие, виды и элементы семейного правоотношения.

2. Семейная правоспособность. Семейная дееспособность. 

3. Юридические факты: понятие и виды.

4. Родство и свойство: понятие и их юридическое значение.

5. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей.

6. Особенности осуществления семейных прав несовершеннолетними и недееспособными.

7. Защита семейных прав: понятие, формы, способы и средства.

8. Соотношение понятий «защита» и «охрана».

9. Органы, осуществляющие защиту семейных прав.

 

Основная литература: [1]; [2]; [5].

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности общественных отношений, регулируемых семейным правом?

2. Каково значение моральных и правовых неимущественных отношений для формирования и развития имущественной сферы семьи?

3. Проанализируйте осуществление семейных прав, меры защиты и ответственности в семейном праве.

4. Что означает правоспособность и дееспособность в семейном праве?

5. Каковы понятие и виды юридических фактов и их специфика в семейном праве?

6. Назовите юридические действия (бездействия) и их специфику в семейном праве.

Задания для самостоятельной работы.

Решите задачи:

Задача 1.

В орган ЗАГС с заявлением о выдаче повторного свидетельства о рождении сына обратилась гражданка Сизова. В ходе подготовки документов сотрудники ЗАГС выяснили, что Сизова была лишена родительских прав в отношении ребенка.

Вправе ли сотрудники органа ЗАГС выдать заявительнице повторное свидетельство о рождении ребенка?

 

Задача 2.

В районную прокуратуру поступило заявление от гражданки Аверченко, в котором она просила прокурора обратиться в суд с иском о признании недействительным брака, заключенного между Голубевым и Малышевой. В заявлении Аверченко указала, что скоро у нее должен родиться ребенок, отцом которого является Голубев, кроме того государственную регистрацию брака осуществляла бабушка Голубева по материнской линии, которая, являясь руководителем органа ЗАГС, сократила без уважительных причин срок для заключения брака до одной недели с момента подачи заявления.

Какие юридические факты являются основанием для признания брака недействительным? Какой ответ должен дать заявительнице прокурор?

 

Задача 3.

75-летний Игошин и 35-летняя Громова подали заявление о регистрации брака в орган ЗАГС. Позднее в ЗАГС обратилась дочь Игошин от первого брака и сообщила, что категорически возражает против регистрации этого брака, т.к. между женихом и невестой слишком большая разница в возрасте, кроме того ее отец является инвалидом 1 группы и страдает рассеянным склерозом, поэтому она полагает, что Громова вступает с ним в брак исключительно из корыстных целей, желая завладеть квартирой, в которой проживает ее отец.

Есть ли в данном случае основания для отказа в государственной регистрации брака?

 

Задача 4.

В районную прокуратуру поступило заявление от гражданки Аверченко, в котором она просила прокурора обратиться в суд с иском о признании недействительным брака, заключенного между Голубевым и Малышевой. В заявлении Аверченко указала, что скоро у нее должен родиться ребенок, отцом которого является Голубев, кроме того государственную регистрацию брака осуществляла бабушка Голубева по материнской линии, которая, являясь руководителем органа ЗАГС, сократила без уважительных причин срок для заключения брака до одной недели с момента подачи заявления.

Какие юридические факты являются основанием для признания брака недействительным? Какой ответ должен дать заявительнице прокурор?

 

Решите тестовые задания:

1. Может ли Правительство РФ устанавливать условия заключения брака лиц, не достигших 16 лет?

А. Нет, поскольку эти вопросы регулируются федеральным законодательством;

Б. Нет, поскольку это входит в компетенцию субъектов РФ; ч. 2 п. 2 ст. 13 СК субъекты РФ вправе издать законы, определяющие порядок и условия снижения брачного возраста при наличии исключительных обстоятельств для лиц, не достигших 16 лет.

В. Да, в определенных законом случаях.

Г. Правильного ответа нет

 

2. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, по защите их прав и интересов прекращаются, как правило, при вступлении несовершеннолетних детей в брак или при достижении ими возраста:

А. 14 лет

Б. 18 лет

В. 21 года

Г. 16 лет

 

3. Что из ниже перечисленного не является принципом семейного права?

А. Добровольность заключения брака.

Б. Равенство супругов в семье.

В. Обязательное совместное проживание членов семьи.

Г. Признание брака заключенного в органах ЗАГСа.

 

4. За регистрацию брака и выдачу свидетельства платится государственная пошлина:

А. 50 руб.

Б. 100 руб.

В. 200 руб.

Г. 350 руб.

 

5. В течение какого времени после развода можно подать заявление на раздел имущества?

А. Через 1 месяц.

Б. Через 1 год.

В. Через 3 года.

Г. Правильного ответа нет.

 

6. Что такое брачный договор?

А. Соглашение лиц, вступающих в брак.

Б. Соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке.

В. Соглашение лиц, вступающих в брак или соглашение супругов определяющее личные и имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Г. Соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

 

7. Со дня подачи заявления в органы ЗАГСа брак регистрируется не позднее:

А. 1 месяца.

Б. 1,5 месяцев.

В. 2 месяцев.

Г. 3 месяцев.

 

8. При признании одного из супруга недееспособным, брак прекращается...

А. В органах ЗАГСа.

Б. Автоматически.

В. С согласия другого супруга.

Г. В судебном порядке, при наличии несовершеннолетних детей.

 

9. Кто решает вопросы воспитания и образования детей в семье?

А. Муж.

Б. Муж и жена.

В. Жена.

Г. Государство.

 

10. Актами какого государственного орган устанавливается перечень заболеваний, при которых гражданин не может быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем?

А. Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Б. Правительство РФ.

В. Президентом РФ.

Г. Администрацией города

Методические указания:

Во время подготовки к данной теме студент должен внимательно изучить рекомендуемую преподавателем основную и дополнительную литературу по теме, сформулировать правильные ответы, подготовить дополнения и уточнения к тем или иным вопросам.

Следует обратить внимание на особенности семейно-правовой ответственности: понятие, особенности, основание и условия возникновения, формы. Каково соотношение мер защиты и мер ответственности?

Кроме того, следует обратить внимание на проблемы применения исковой давности к защите семейных прав.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.013 с.)