Локализация очагов поражения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Локализация очагов поражения.




Акалькулия возникает при поражении различных областей коры головного мозга. Первичная форма Акалькулии наблюдается при поражении теменно-затылочно-височных отделов коры левого полушария. В основе этой формы Акалькулии лежит нарушение анализа и синтеза пространственных отношений. Вторичные формы Акалькулии возникают при поражении височных, затылочных и префронтальных отделов коры больших полушарий. При поражении височных отделов коры левого полушария Акалькулия наблюдается при синдроме афазических расстройств (сенсорной, акустико-мнестической афазии) в виде затруднений в устном счете. В основе этой формы Акалькулии лежат дефекты акустического восприятия цифр. При поражении затылочных отделов мозга (левого полушария) вторичная Акалькулия связана с дефектами зрительного восприятия символов, с трудностями различения цифр, особенно сходных по написанию. При поражении префронтальных отделов коры, головного мозга вторичная Акалькулия возникает из-за нарушений целенаправленной избирательной интеллектуальной деятельности и проявляется в дефектах планирования счетных операций и деятельности в целом, в случайно возникающих ассоциациях, в отсутствии контроля за выполнением счетных операций.

31. Основные понятия нейропсихологии. Специфические нейропсихологические понятия.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ– это наука, изучающая нарушения высших психических функций при локальной или очаговой патологии мозга:ЧМТ, опухолях головного мозга, паразитарных заболеваниях головного мозга, сосудистых заболеваниях головного мозга (инсультах, аневризмах, гематомах и др.)

Психический процесс – это процессуальная элементарная составляющая психической функции, то есть некая функциональная единица, обеспечивающаяся деятельностью определенного участка мозга.

Психическая функция – это функциональная система, объединяющая ряд психических процессов для достижения определенного функционального результата. Функциональная система – объединение мозговых структур, создающееся для достижения определенного функционального результата и распадающаяся после его завершения.

Мозговые механизмы ВПФ (мозговая организация психической деятельности) – это совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий, в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую систему и необходимых для осуществления психической деятельности.Это морфологическая основа ВПФ.

Локализация ВПФ – это соотношение различных звеньев или аспектов психической функции как функциональной системы с различными факторами или физиологическими закономерностями, присущими работе той или иной мозговой структуре.

Полифункциональность мозговых структур – это положение, согласно которому мозговые структуры, особенно ассоциативные зоны коры полушарий, под влиянием новых афферентных воздействий могут перестраивать свои функции. На этом положении основаны принципы внутри – и межсистемной перестройки высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга.

Далее приведем специфические понятия на которых базируется нейропсихология.

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, патологическое изменение которого лежит в основе нейропсихологического синдрома. Понятие «фактор» рассматривается как центральное в теоретическом аппарате отечественной нейропсихологии.

  Нейропсихологический синдром – закономерная совокупность нарушений ВПФ, комплекс нарушений психических процессов или нейропсихологических симптомов. Нейропсихологические симптомы делятся на:

Первичные – нарушения ВПФ, непосредственно связанные с поражением· (выпадением) определенного нейропсихологического фактора. При поражении определенной области мозга страдает нейропсихологический фактор, что приводит к повреждению звена ВПФ и проявляется в нарушении ВПФ в целом.

Вторичные – нарушения ВПФ, возникающие как системное следствие первичных· нейропсихологических симптомов по законам их системных связей. В основе нейропсихологического синдрома лежит нарушенный нейропсихологический фактор. За его нарушением «стоит» поражение определенного участка мозга и изменение тех нейрофизиологических процессов, которые протекали в этом участке. Фактор несет в себе как физиологическое, так и психологическое содержание. Это определенный вид аналитико-синтетической деятельности специфических, дифференцированных, определенных мозговых зон.

32. Понятие ВПФ в нейропсихологии, их основные свойства и характеристики. Виды психических функций. Определение понятия ВПФ по А.Р. Лурии.

33. Принцип системного строения высших психических функций.

Психические функции развиваются не изолированно друг от друга. Их развитие системно. Л.С. Выготский отмечал, что психические функции выступают как сложнейшие функциональные системы, сформированные в истории и меняющиеся в процессе прижизненного развития. ВПФ представляют собой функциональные системы, состоящие из множества компонентов. Однако, развитие этих компонентов происходит не одновременно, гетерохронно. Исследователи отмечают, что для развития каждой психической функции существует свой сензитивный период, именно поэтому на каждом возрастном этапе ВПФ приобретают характерные, специфические черты.

При дисфункции, недостаточной сформированности, недоразвитии какого- либо компонента, входящего в структуру ВПФ, нарушается работа всей функциональной системы и других ВПФ, куда входит данный компонент. Однако, если во время обнаружить слабость одного из компонентов ВПФ, то трудностей в учебной деятельности у ребенка можно избежать, развивая и корректируя «слабое» звено всей функциональной системы. Так же необходимо отметить, что, развивая один компонент системы, постепенно происходит перестройка всей структуры ВПФ.

34. Принцип динамической организации и локализации высших психических функций. Теория динамической локализации ВПФ: краткая история становления представлений о локализации, основные положения современной теории.

Теория системной динамической локализации высших психических функцийпредполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую системную мозговую организацию. Была предложена Л.С. Выготским, развита А.Р. Лурия.

Локализация ВПФ характеризуется также д инамичностью, изменчивостью.

Принцип динамической локализации ВПФчеловека опирается на данные современных исследований, установивших их изменчивость под влиянием различных воздействий, включая влияние индивидуальной среды воспитания и коррекционных программ.

Содержание этой теории раскрывается в нескольких теоретических положениях или принципах.

1.Принцип созревания мозга “снизу вверх”, что проявляется в иерархической структуре ВПФ.

2.Принцип иерархии и гетерохронности локализации ВПФ, сложной их последовательности.

ВПФ, формируясь на разных возрастных этапах, локализуются не одновременно, а каждая психическая функция находит своё место в головном мозге в определённый период формирования и развития. Гетерохронность созревания мозга и гетерохронность формирования ВПФ сначала идут параллельно, затем сталкиваются, пересекаются, и каждая ВПФ находит свою систему и область мозга, которая готова её реализовать. Этот сложный и неоднородный процесс приводит в определённый возрастной период к созреванию определённых зон мозга и к формированию соответствующих им психических функций. Сбой в этом процессе может привести к несформированности, задержке развития или дефекту тех или других ВПФ.

В этом сложном процессе формируется системная и динамическая локализация ВПФ в головном мозге. ВПФ, представляющие собой функциональные системы, не могут быть локализованы в неких “мозговых центрах”.

Учение о “системной и динамической” локализации ВПФ предполагает, что ВПФ осуществляются системами совместно работающих, но функционально высокодифференцированных зон коры мозга

Каждая ВПФ осуществляется той системой зон мозга, которая реализует её психологическую структуру.

“Динамическая локализация” означает: рабочие объединения различных зон и уровней мозга, обеспечивающих ту или другую психическую функцию, могут меняться по мере её формирования. То есть функция меняется местами по мере развития по своей структуре, и меняются её взаимоотношения с другими психическими процессами, а следовательно, меняется её локализация, которая резко отличается у взрослого и ребёнка. Меняется локализация функции и при её нарушении при очаговых поражениях мозга, которые нарушают целостность функциональной системы, а восстановительное обучение (а иногда и спонтанные перестройки) перестраивает её локализацию. Понятие “системная локализация” определяет подход к анализу их нарушений, возможностей и путей восстановления.

3. Принцип постепенной латерализации ВПФ раскрывает постепенное включение в работу обоих полушарий мозга и их роль в локализации формирующихся и развивающихся ВПФ ребенка.

4. Принцип системной локализации ВПФ указывает на взаимодействие определённых групп ВПФ и их определённый способ локализации – не изолированной, а системной.

35. Принцип социального генеза высших психических функций и его роль в коррекционно-развивающем обучении.

ВПФ не даны ребенку изначально, они формируются в процессе взаимодействия ребенка со средой. Как отмечает Л.С. Выготский любая ВПФ появляется дважды: сначала как социальная функция и лишь затем, как внутренняя психическая. Благодаря взаимодействию с социумом, ребенок вырабатывает некоторые приемы, приобретает «культурные навыки», начинает употреблять «орудия» и знаки. В дальнейшем то, что ребенок делал с помощью внешних знаков, он начинает делать с помощью внутренних приемов. И благодаря этому постепенно ребенок становится способным решать трудные «задачи», поставленные обществом. «Действие, ранее разделенные между двумя людьми, становится способом организации психической деятельности, интерпсихологическое действие превращается в его интрапсихическую структуру»

Таким образом, изначально психическая функция разделена между взрослым и ребенком. Следовательно, важнейшим условием развития ВПФ является общение и совместная деятельность ребенка со взрослыми, опосредованные речью.

Как отмечает Л. С. Цветкова социальная депривация негативно сказывается на психическом развитии ребенка. В настоящий момент наука располагает достаточными знаниями о том, что если дети с раннего возраста развиваются вне общества и созданных обществом предметов, то развитие всех психических процессов тормозится. Таким образом, взрослый является источником дальнейшего благополучного развития ребенка.

 

36. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга А.Р. Лурии.

А. Р. Лурия разработал общую структурно-функциональную модель мозга, согласно которой весь мозг можно разделить на три основных блока. Каждый блок имеет собственное строение и играет определенную роль в психическом функционировании.

1– й блок – блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга, энергетический блок, который включает:

ретикулярную формацию ствола мозга;

диэнцефальные отделы;

неспецифические структуры среднего мозга;

лимбическую систему;

медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.

Й блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, включает центральные части основных анализаторных систем, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга.

Работа второго блока подчиняется трем законам.

Закон иерархического строения (первичные зоны являются фило– и онтогенетически более ранними, из чего следуют два принципа: принцип «снизу вверх» – недоразвитие первичных полей у ребенка приводит к потере более поздних функций; принцип «сверху вниз» – у взрослого с полностью сложившимся психологическим строем третичные зоны управляют работой подчиненных им вторичных и при повреждении последних оказывают на их работу компенсирующее влияние).

Закон убывающей специфичности (наиболее модально специфичными являются первичные зоны, а третичные зоны вообще надмодальны).

Закон прогрессирующей латерализации (по мере восхождения от первичных к третичным зонам возрастает дифференцированность функций левого и правого полушарий).

Й блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности), состоит из моторных, премоторных и префронтальных отделов коры больших полушарий. При поражении данного отдела мозга нарушается работа опорно-двигательного аппарата.

37. Первый (энергетический) функциональный блок в деятельности мозга и синдромы его поражения (недоразвития).

1– й блок – блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга, энергетический блок, который включает:

o ретикулярную формацию ствола мозга;

o диэнцефальные отделы;

o неспецифические структуры среднего мозга;

o лимбическую систему;

o медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.

. Функциональное значение первого блока:

1. Первый блок обеспечивает общий активационный фон коры больших полушарий (генерализованная активация), на котором реализуются конкретные высшие психические функции (локальная активация)

2. Первый блок обеспечивает процессы внимания (избирательного и неизбирательного), процессы памяти, сознания в целом.

3. Первый блок обеспечивает мотивационные и эмоциональные процессы, которые связаны с удовлетворением потребностей организма.

4. Первый блок воспринимает и перерабатывает различную интероцептивную информацию о состоянии внутренней среды организма. А также регулирует эти состояния через нейрогуморальные и биохимические механизмы.

Недостаточность или недоразвитие первого блока у детей в основном может проявляться следующими признаками: вялость, утомляемость, истощаемость, эмоциональная неустойчивость, склонность к невротическим реакциям, нарушения двигательной сферы (синкинезии, дизартрии, гипер- или гипотонус, общая двигательная неловкость), повышенная частота заболевания и аллергических реакций.

Этот блок формируется еще процессе внутриутробного развития, поэтому с этим блоком тети рождаются. А дети с нарушением этого блока находятся в группе риска, им трудно учиться. При неправильном подходе и диагностике их путают с детьми с ЗПР.

38. Второй (задний) функциональный блок в деятельности мозга и синдромы его поражения (недоразвития).

Й блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, включает центральные части основных анализаторных систем, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга.

Работа второго блока подчиняется трем законам.

Закон иерархического строения (первичные зоны являются фило– и онтогенетически более ранними, из чего следуют два принципа: принцип «снизу вверх» – недоразвитие первичных полей у ребенка приводит к потере более поздних функций; принцип «сверху вниз» – у взрослого с полностью сложившимся психологическим строем третичные зоны управляют работой подчиненных им вторичных и при повреждении последних оказывают на их работу компенсирующее влияние).

Закон убывающей специфичности (наиболее модально специфичными являются первичные зоны, а третичные зоны вообще надмодальны).

Закон прогрессирующей латерализации (по мере восхождения от первичных к третичным зонам возрастает дифференцированность функций левого и правого полушарий).

При поражении:

- Кинестетический анализ и проявления его дефицита. Афферентная (кинестетическая) апраксия и афазия (дисфазия). Нарушения тонкой моторики и письма у детей.

- Нарушение (недоразвитие) процессов обработки слуховой информации. Недоразвитие фонематического слуха, слухоречевой памяти и словаря у детей.

- Нарушение (недоразвитие) процессов обработки зрительной информации. Дефицит зрительного гнозиса и перцептивно-вербальных функций.

- Пространственные нарушения. Нарушение (недоразвитие) процессов обработки полимодальной (зрительно-пространственной) информации. Недоразвитие зрительно-пространственных функций у детей, их проявления в учебной деятельности.

39. Третий (передний) функциональный блок в деятельности мозга и синдромы его поражения (недоразвития).

3-й блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности), состоит из моторных, премоторных и префронтальных отделов коры больших полушарий. При поражении данного отдела мозга нарушается работа опорно-двигательного аппарата.

- Синдром нарушения (недоразвития) программирования и контроля произвольных действий. Лобный синдром. Дефицит программирования и контроля удетей, его проявления в учебной деятельности.

- Синдром нарушения (недоразвития) серийной (динамической) организации движений и речи у взрослых и детей. Нарушения праксиса и речи, эфферентная и динамическая апраксия и афазия (дисфазия). Недоразвитие моторики, фразовой и связной речи у детей.

40. Общие представления о строении и функциях ЦНС человека. Закономерности развития психики и мозга.

Центральная нервная система (ЦНС) – основная часть нервной системы человека. Она состоит из двух отделов: головного мозга и спинного мозга. Основные функции нервной системы –контролировать все жизненно важные процессы в организме. Головной мозг отвечает за мышление, речь, координацию. Он обеспечивает работу всех органов чувств, начиная от простой температурной чувствительности и заканчивая зрением и слухом. Спинной мозг регулирует работу внутренних органов, обеспечивает координацию их деятельности и приводит тело в движение (под контролем головного мозга).

Центральная нервная система состоит из спинногои головного мозга.

Строение и функции спинного мозга.Спинной мозг взрослого человека – это длинный тяж почти цилиндрической формы. Находится спиной мозг в позвоночном канале. Спинной мозг разделен на две симметричные половины передней и задней продольными бороздами. В центре спинного мозга проходит спинномозговой канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Вокруг него сосредоточено серое вещество, на поперечном срезе имеющее форму бабочки и образованное телами нейронов. Наружный слой спинного мозга образован белым веществом, состоящим из отростков нейронов, образующих проводящие пути.

На поперечном разрезе столбы представлены передними, задними и боковыми рогами. В задних рогах находятся ядра чувствительных нейронов, в передних – нейроны, образующие двигательные центры, в боковых рогах залегают нейроны, образующие центры симпатической части вегетативной нервной системы. От спинного мозга отходит 31 пара смешанных нервов, каждый из которых начинается двумя корешками: передним (двигательным) и задним(чувствительным). В составе передних корешков находятся также вегетативные нервные волокна. На задних корешках расположены нервные узлы – скопления тел чувствительных нейронов. Соединяясь, корешки образуют смешанные нервы. Каждая пара спинномозговых нервов иннервирует определенный участок тела.

Функции спинного мозга:

– рефлекторная – осуществляется соматической и вегетативной нервными системами.

– проводниковая – осуществляется белым веществом восходящих и нисходящих проводящих путей.

Строение и функции головного мозга. Головной мозг расположен в мозговой части черепа.

состоит из пяти отделов: переднего, среднего, заднего, промежуточного и продолговатого. Самую древнюю часть головного мозга составляют: продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Отсюда выходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Эта часть образует ствол мозга. Эволюционно более поздними стали большие полушария головного мозга.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Выполняет рефлекторную и проводниковую функцию. В продолговатом мозге находятся следующие центры:

– дыхательный;

– сердечной деятельности;

– сосудодвигательный;

– безусловных пищевых рефлексов;

– защитных рефлексов (кашля, чихания, мигания, слезоотделения);

– центры изменения тонуса некоторых групп мышц и положения тела.

Задний мозг состоит из варолиева моста и мозжечка. Проводящие пути моста связывают продолговатый мозг с большими полушариями.

Мозжечок играет основную роль в поддержании равновесия тела и координации движений. Все позвоночные животные обладают мозжечком, но уровень его развития зависит от среды обитания и характера совершаемых движений.

Средний мозг в процессе эволюции изменился меньше других отделов. Его развитие связано со зрительным и слуховым анализаторами.

Промежуточный мозг включает: зрительные бугры (таламус), надбугорную область (эпиталамус), подбугорную область (гипоталамус) и коленчатые тела. В нем расположена ретикулярная формация – сеть нейронов и нервных волокон, влияющая на активность различных отделов ЦНС.

Таламус отвечает за все виды чувствительности (кроме обонятельной) и координирует мимику, жестикуляцию, другие проявления эмоций. Сверху к таламусу прилегает эпифиз – железа внутренней секреции. Ядра эпифиза участвуют в работе обонятельного анализатора. Снизу находится другая железа внутренней секреции – гипофиз.

Гипоталамус контролирует деятельность вегетативной нервной системы, регуляцию обмена веществ, гомеостаз, сон и бодрствование, эндокринные функции организма. Он объединяет нервные и гуморальные регуляторные механизмы в общую нейроэндокринную систему. Гипоталамус образует с гипофизом единый комплекс, в котором ему принадлежит контролирующая роль (контроль деятельности передней доли гипофиза). Гипоталамус секретирует гормоны вазопрессин и окситоцин, поступающие в заднюю долю гипофиза, а оттуда разносятся кровью.

В промежуточном мозге находятся подкорковые центры зрения и слуха.

Передний мозг состоит из правого и левого полушарий, соединенных мозолистым телом. Серое вещество образует кору головного мозга. Белое вещество образует проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).

Кора больших полушарий занимает у человека большую часть поверхности полушарий и состоит из нескольких слоев клеток. Площадь коры составляет около 2—2,5 тыс. см2. Такая поверхность связана с наличием большого количества борозд и извилин. Глубокие борозды делят каждое полушарие на 4 доли: лобную, теменную, височную и затылочную.

Нижняя поверхность полушарий называется основанием мозга. Наибольшего развития у человека достигают лобные доли, отделенные от теменных долей глубокой центральной бороздой. Их масса составляет около 50% массы головного мозга.

Ассоциативные зоны коры больших полушарий – участки коры мозга, в которых происходит анализ и преобразование поступивших возбуждений. Выделяются следующие зоны:

– двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;

– зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;

– зрительная зона расположена в затылочной доле;

– слуховая зона расположена в височной доле;

– центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей. Ассоциативные зоны коры связывают ее различные области. Они играют важнейшую роль в образовании условных рефлексов.

Деятельность всех органов человека контролируется корой больших полушарий. Любой спинномозговой рефлекс осуществляется при участии коры мозга. Кора обеспечивает связь организма с внешней средой, является материальной основой психической деятельности человека.

Функции левого и правого полушарий неравнозначны. Правое полушарие отвечает за образное мышление, левое – за абстрактное. При повреждениях левого полушария нарушается речь человека.

При рождении у ребенка полностью сформированы подкорковые образования и те области мозга, в которых заканчиваются нервные волокна, идущие от периферических частей анализаторов. Остальные зоны еще не достигают необходимого уровня зрелости, что проявляется в малом размере входящих, в них клеток, недостаточном развитии ширины их верхних слоев, выполняющих в дальнейшем самую сложную ассоциативную функцию, незавершенностью в развитии проводящих нервных волокон. Скорость роста коры во всех областях мозга в целом наиболее высока в первый год жизни ребенка, но в разных зонах она заметно отличается. К 3 годам происходит замедление роста коры в первичных отделах, а к 7 годам - в ассоциативных. У трехлетних детей клетки коры уже значительно дифференцированы, а у 8-летнего мало отличаются от клеток взрослого человека. По некоторым данным от рождения до 2 лет происходит активное образование контактов между нервными клетками (через синапсы) и их количество в этот период выше, чем у взрослого человека. К 7 годам их число уменьшается до уровня, свойственного взрослому. Более высокая синаптическая плотность в раннем возрасте рассматривается как основа усвоения опыта. Исследования показали, что процессмиелинизации, по завершению которого нервные элементы готовы к полноценному функционированию, в разных частях мозга также проходит неравномерно. В первичных зонах анализаторов он завершается достаточно рано, а в ассоциативных - затягивается на длительный срок. Миелинизация двигательных корешков и

зрительного тракта завершается в первый год после рождения, пирамидного тракта, задней центральной извилины (в которой осуществляется проекция кожной и мышечно-суставной чувствительности) - в 2 года, передней центральной извилины (начала двигательных путей) - в 3 года, слуховых путей - в 4 года, ретикулярной формации (энерго- и ритморегулирующей системы) - в 18 лет, ассоциативных путей - в 25 лет. Формирование большинства функциональных мозговых структур, относительно надежно способных реализовывать ту или иную психическую или психофизиологическую функцию в меняющихся условиях среды - нейронных ассамблей, заканчивается в 18 лет, кроме лобной области, где этот процесс завершается к 20 годам, а в префронтальных участках, по некоторых данным, и позднее.

С точки зрения функциональных возможностей мозга раньше всех в эмбриогенезе закладываются предпосылки для становления кожно-кинестетического и двигательного анализаторов. В кожно-кинестетическом анализаторе первые два года - это этап формирования целевых специализированных действий. Способность к тонкому анализу проприоцептивных (кинестетических) раздражений появляется с 2-3 месяцев и развивается до 18-20 лет.

Слуховые рецепторы начинают функционировать сразу после рождения, а на стыке 1 и 2 лет происходит усиленное образование условных рефлексов на речь. Тонкая дифференцировка звуковых раздражителей продолжается до 6-7 лет. Анализ вызванных потенциалов в корковых полях, вовлекаемых в зрительное восприятие, показывает, что специализация полей в первые 3-4 года невелика. В дальнейшем она нарастает и достигает наибольшей выраженности к 6-7 годам. Это позволяет рассматривать возраст 6-7 лет как сенситивный в становлении системной организации зрения (условные рефлексы со слухового анализатора начинают вырабатываться раньше, чем со зрительного). Ассоциативные отделы мозга прогрессируют поэтапно - «пик» первого этапа примерно совпадает с 2 годами, а второго - с 6-7 годами. Наиболее медленным темпом развития характеризуются, как уже указывалось, лобные отделы мозга, функцией которых является произвольная (в том числе и опосредованная речью) регуляция всех видов психической деятельности.

Согласно Л.С.Выготскому в онтогенезе биологическая и социальная (историческая) линии развития функций сложно сплетены. Каждая ВПФ является специфическим новообразованием. Она не является усовершенствованием прежней элементарной функции. Развивающийся ребенок все время находится в процессе не только количественных но и качественных изменений. При этом в самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и периоды замедления, а в случае затруднений – возвращение к прежним формам активности. Ребенок все время находится в процессе решения задач разного уровня сложности. На каждом возрастном этапе ребенок может справиться только с теми задачами, которые ему доступны, что обусловлено возможностями ребенка, готовностью его мозга и психики. При этом ребенок не всегда способен справиться с новой, более сложной задачей, а если и оказывается способным ее решить, то в результате больших психических перегрузок. Поэтому временные отступления в развитии носят защитный характер.

Структурно-функциональная уровневая организация психических функций также отражает особенности формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе и распределение психической активации систем мозга в каждый момент времени. Согласно модели кортикализации психических функций в онтогенезе предложенной А.В.Семенович формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу-вверх), что отражено в таблице выше, от правого полушария мозга к левому, от задних отделов мозга к передним; апофеозом церебрального функционального онтогенеза являются нисходящие влияния от передних отделов левого полушария к субкортикальным.

41. Ствол мозга, основные структуры ствола и функции.

Мозгово́й ствол, или ствол головного мозга, — традиционно выделяющийся отдел третьего мозга, представляющий собой протяжённое образование, продолжающее спинной мозг.

Ствол мозга включает продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок. Ствол мозга выполняет следующие функции:

1. организует рефлексы, обеспечивающие подготовку и реализацию различных форм поведения; 2)осуществляет проводниковую функцию: через ствол мозга проходят в восходящем и нисходящем направлении пути, связывающие между собой структуры ЦНС; 3) при организации поведения обеспечивает взаимодействие своих структур между собой, со спинным мозгом, базальными ганглиями и корой большого мозга, т. е. обеспечивает ассоциативную функцию.

Продолговатый мозг у человека имеет длину около 25 мм. Он является продолжением спинного мозга. Структурно по разнообразию и стро­ению ядер продолговатый мозг сложнее, чем спинной. В отличие от спинного мозга он не имеет метамерного, повторяемого строения, серое вещество в нем расположено не в центре, а ядрами к периферии.

Задний мозг является частью ромбовидного мозга, формируется из ромбомеров 1, 2 и 3. Дорсальная часть -мозжечок, ножки мозжечка (проводящие пути), которые переплетаются на вентральной стороне в виде массивноговаролиева моста. В глубине стволовой части заднего мозга лежат ядра черепно-мозговых нервов, проводящие пути, ретикулярная формация, шов. В ядрах шва – центр засыпания. В толще располагается канал - сильвиев водопровод.

Промежуточный мозг, diencephalon, залегает под мозолистым телом и сводом, срастаясь по бокам с полушариями конечного мозга. Соответственно сказанному выше о функции и развитиипереднего мозгавпромежуточном мозгеразличают две основные части:

дорсальную (филогенетически более молодую) - thalamencephalon - центр афферентных путей и

вентральную (филогенетически более старую) - hypothalamus - высший вегетативный центр.

Средний мозг, mesencephalon, развивается в процессе филогенеза под преимущественным влиянием зрительного рецептора, поэтому важнейшие его образования имеют отношение к иннервации глаза. Здесь же образовались центры слуха, которые вместе с центрами зрения в дальнейшем разрослись в виде четырех холмиков крыши среднего мозга.

в среднем мозге человека имеются:

- подкорковые центры зрения и ядра нервов, иннервирующих мышцы глаза;

- подкорковые слуховые центры;

- все восходящие и нисходящие проводящие пути, связывающие кору головного мозга со спинным и идущие транзитно через средний мозг;

- пучки белого вещества, связывающие средний мозг с другими отделами центральной нервной системы.

Соответственно этому средний мозг, являющийся у человека наименьшим и наиболее просто устроенным отделом головного мозга, имеет две основные части: крышу, где располагаются подкорковые центры слуха и зрения, и ножки мозга, где преимущественно проходят проводящие пути.

Спинной мозг,лежит в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин), несколько сплюснутый спереди назад цилиндрический тяж, который вверху (краниально) непосредственно переходит в продолговатый мозг, а внизу (каудально) оканчивается коническим заострением, conus medullaris, на уровне II поясничного позвонка. Знание этого факта имеет практическое значение (чтобы не повредить спинной мозг при поясничном проколе с целью взятия спинномозговой жидкости или с целью спинномозговой анестезии, надо вводить иглу шприца между остистыми отростками III и IV поясничных позвонков). От conus medullaris отходит книзу так называемая концевая нить, представляющая атрофированную нижнюю часть спинного мозга, которая внизу состоит из продолжения оболочек спинного мозга и прикрепляется ко II копчиковому позвонку.

Спинной мозг на своем протяжении имеет два утолщения, соответствующих корешкам нервов верхней и нижней конечностей: верхнее из них называется шейным утолщением, intumescentia cervicalis, а нижнее - пояснично-крестцовым, intumescentia lumbosacralis. Из этих утолщений более обширно пояснично-крестцовое, но более дифференцировано шейное, что связано с более сложной иннервацией руки как органа труда

Наружная, твердая, оболочка спинного мозгаотделена от позвоночного столба эпидуральным пространством. Средняя, паутинная, оболочка отделяется от твердой оболочки субдуральным пространством, а от мягкой - подпаутинным. Последнее образует ниже спинного мозга (в области корешков спинно-мозговых нервов - так называемого конского хвоста) терминальный желудочек, заполненный спинно-мозговой жидкостью.

42. Лимбическая система, ее основные структуры и их функции.

Лимбическая система — совокупность нервных структур и их связей, расположенных в медиобазальной части больших полушарий, участвующих в управлении вегетативными функциями и эмоциональным, инстинктивным поведением, а также оказывающих влияние на смену фаз сна и бодрствования.

К лимбической системе относится наиболее древняя часть коры головного мозга, расположенная на внутренней стороне больших полушарий. К ней относятся: гиппокамп, поясная извилина, миндалевидные ядра, грушевидная извилина. Лимбические образования относятся к высшим интегративным центрам регуляции вегетативных функций организма. Нейроны лимбической системы получают импульсы с коры, подкорковых ядер, таламуса, гипоталамуса, ретикулярной формации и всех внутренних органов. Характерным свойством лимбической системы является наличие хорошо выраженных кольцевых нейронных связей, объединяющих различные ее структуры. Среди структур, ответственных за память и обучение, главную роль играют гиппокамп и связанные с ним задние зоны лобной коры. Их деятельность важна для перехода кратковременной памяти в долговременную. Лимбическая система участвует в афферентном синтезе, в контроле электрической активнос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.071 с.)