Социальный компонент (УПРАЖНЕНИЯ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный компонент (УПРАЖНЕНИЯ)



ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ПРОСТЫХ ИГРАХ

Материалы: Не требуются.

Процедура:

В течение дня играйте с ребенком в одну или две игры. Например, играйте в «Идет коза рогатая» или «Ку-ку, где я?», или в «Ладушки, ладушки». Старайтесь, чтобы ребенок как можно активнее участвовал в игре. Когда вы играете в «Ку-ку, где я?», подождите и посмотрите, не пытается ли ребенок сам сдернуть с вашей го­ловы пеленку.

И в других играх устраивайте паузу, чтобы проверить, будет ли ребенок пытаться продолжать играть с вами.

В повседневной жизни:

Эта игра легко включается в обычные ежедневные взаимодействия с ребенком (такие, как переодевание, пробуждение после дневного сна). Играйте в нее почаще!

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: выбирайте игры, делающие упор на слуховую, ося­зательную и кинестетическую стимуляцию ребенка.

Дети с нарушениями слуха: выбирайте игры, делающие упор на визуальную, осязательную и кинестетическую стимуляцию ребенка.

Критерий: Ребенок смеется во время социального взаимодействия и пытается «поучаствовать» в игре.

ВМЕСТЕ КАТИТЬ ИГРУШЕЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Учебная цель: совершенствование социальных способностей взаимодействия и социального поведения

Задание:          катить игрушечный автомобиль вместе с другим человеком

Материал:       игрушечный грузовик, сладости или что-то другое в качестве поощрения

 

Сядьте с ребёнком на пол на расстоянии 2 м друг от друга. Скажите: «Смотри, автомобиль!» - и катите к нему грузовик, в котором лежит конфета. Следите, чтобы ребенок видел, как Вы кладете конфету. После того, как ребёнок возьмет ее, пусть катит автомобиль назад к Вам. Вероятно, сначала при выполнении этого упражнения понадобится помощь третьего человека, который будет сидеть рядом с ребёнком, поможет ему взять конфету и толкнуть автомо­биль. Когда ребенок это сделает, покажите ему вторую конфету и повторите действие. Каждый раз произносите при этом слово «машина», чтобы ребенок знакомился со звучанием слова. Продолжайте упражняться, пока у ребёнка есть интерес.

 

ПОМОГАЕТ ДРУГИМ

Учебная цель: понять, что хочет сделать другой человек

Задание:          бросить в мусорное ведро клочок бумаги по просьбе другого человека

Материал:       салфетки, мусорное ведро

 

Попросите кого-нибудь из членов семьи помогать Вам при выполнении этого упражнения после каждого приема пищи. Когда обед закончится, дайте ребёнку салфетку и вместе отнеси­те ее к мусорному ведру. Выясните, может ли ребенок дойти и открыть его без помощи. Пусть ребёнок бросит в него салфетку и вернется за стол. Повторите действие с салфеткой еще раз, и пусть в этом участвуют также другие члены семьи. Попросите каждого поднять салфетку вверх, чтобы Максим1 ее видел, затем скажите: «Максим, выброси ее, пожалуйста!» - улыбнитесь и скажите: «Спасибо!», - если ребенок ее возьмет. Пусть все сделают вид, что им очень нравится то, что для них сделал Максим. Очень важно, чтобы Максим смотрел на того, чью салфетку он берет, т.е. каждому члену семьи следует держать салфетку до тех пор, пока Максим не обратит на нее внимание. Обязательно поблагодарите ребенка или погладьте его по голове.

1 здесь и далее имя ребёнка дано условно

Когда этот процесс станет для Максима привычным, сделайте так, чтобы он в течение дня выбрасывал ненужные Вам вещи. Ваши инструкции должны быть понятными и Максим должен знать, где находится емкость для мусора.

 

ИГРАТЬ С КУКЛОЙ

Социальные отношения: взаимодействие

Имитация:       двигательная

Учебная цель: стимулирование социальной способности взаимодействия и фор­мирование интереса к игре с предметами

Задание:          последовательно выполнить три-четыре действия с куклой

Материал:       кукла, щетка для волос, мочалка

 

Наденьте куклу на руку и поиграйте ею с Олегом. Пощекочите мальчика и заговорите с ним измененным голосом, будто это говорит кукла. Побудите ребенка ответить Вам таким же обра­зом. Попытайтесь сделать так, чтобы он смотрел на лицо куклы, а не на Вас. Когда Олег начнет понимать смысл игры, дайте ему другую куклу и покажите, как ее можно использовать. Научите Олега играть своей куклой с Вашей. Пусть, например, Ваша кукла пощекочет куклу Олега, а его кукла на это отреагирует. Следите за тем, чтобы он щекотал Вашу куклу, а не Вас. Сначала занятия должны быть краткими, но удлиняйте их, когда ребенок начнет понимать смысл игры.

ДАВАТЬ И БРАТЬ

Учебная цель: усвоить понятия «брать» и «давать», испытывать положительные эмоции от взаимодействия

Задание:          дать предмет другому человеку, получить взамен что-то и сказать «спасибо»

Материал:       большая коробка, маленькие игрушки, сладости или что-нибудь еще в качестве вознаграждения

 

Для этой игры нужен еще один человек, возможно, сестра Евгения Даша, его отец или со­ученик. Поставьте на пол коробку с игрушками. Сядьте с Женей и Дашей вокруг коробки на пол. Попросите Дашу взять из коробки игрушку и дать ее Вам. Поблагодарите ее. Пусть Даша возь­мет еще один предмет (лучше всего, если это будет любимая игрушка Жени) и подаст ее Жене. Следите, чтобы он взял игрушку и тоже сказал «спасибо». Если ребенок говорит «спасибо» или произносит слово, которое звучит похоже, попросите Дашу улыбнуться и ответить «пожалуйста», погладить брата. Затем помогите Жене взять из коробки игрушку и подать ее Даше. Пусть Даша ответит, как договорились. Продолжайте игру, пока коробка не опустеет.

Когда игра закончится, пусть Женя поиграет с игрушками, которые он получил, а в качестве вознаграждения дайте ему что-нибудь вкусное. Сначала мальчику нужно будет подсказывать, ему будет трудно говорить слово «спасибо». Удовлетворяйтесь любым ответом, но постепенно добивайтесь лучшего звучания слова.

 

ПЕРЕДАЁТ КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ

Учебная цель:     улучшение речевых навыков, развитие слуховой памяти, улучшение соци­альных способностей взаимодействия

Задание: запомнить краткое сообщение (состоящее из 4-6 слов) и передать его друго­му человеку

Материал: отсутствует

Сядьте с Таней в одной комнате и попросите кого-нибудь задержаться в другой. Подведите Таню к двери соседней комнаты, чтобы она видела, кто там находится. Необходимо иметь что-нибудь для поощрения девочки. Прежде чем начнется упражнение, обсудите с Вашим помощ­ником ряд сообщений, которые Таня должна передать, чтобы Вы могли проверить, правильно ли она это делает. Затем дайте Тане краткое поручение и попросите передать его другому че­ловеку. Скажите, например: «Таня, скажи папе, чтобы он вставал!». Если она не выполняет по­ручение сразу, направьте ее к другой комнате и повторите поручение. Если ребенок подойдет к Вашему помощнику, но сообщение не передаст, этот человек должен ей помочь вопросом: «Что сказала мама?». Если Таня все еще медлит, необходимо помочь ей вопросом: «Встать?». Если Таня правильно передаст сообщение, ее нужно похвалить и дать похожее поручение, которое она должна передать Вам. Продолжайте выполнять упражнение описанным способом.

Сначала Таня должна передать лишь два сообщения. Постепенно давайте ей больше поручений, которые должны становиться все труднее. Постоянно следите, чтобы поручения были Тане понятны. Иначе она запутается и может даже не вспомнить о сообщении. Если ребенок не совсем понимает, можно ему помочь повторить содержание сообщения, прежде чем направить к другому человеку.

 

ЧТО БЫ ТЫ ХОТЕЛ?»

Речь:   словарный запас

Учебная цель:     расширение словарного запаса и улучшение выразительных речевых спо­собностей

Задание: из двух предметов назвать нужный

Материал: три пары предметов домашнего обихода, которые хорошо знакомы ребенку (один предмет из каждой пары Андрей особенно хотел бы иметь)

 

Андрей знает, что должен использовать речь, чтобы получить вещи, которые ему нравят­ся. Хороший способ объяснить это ребенку - предложить выбрать желаемый предмет из двух предложенных. При этом один из предметов интересен для ребенка, а другой не имеет для него значения. Сядьте за стол напротив Андрея и посередине положите два предмета. Возьмите, например, игрушечный автомобиль, с которым он любит играть, и крышку от кастрюли. Второй предмет не должен привлекать внимание ребенка. Двумя руками возьмите руки Андрея. Под­ведите его руки к каждому предмету и назовите их медленно и четко. Продолжайте называть предметы и следите, чтобы руки ребенка касались их. Так ему будет легче связать слово с предметом. Удерживайте руки Андрея в своих, но отведите их от предметов. Спросите: «Андрей, что ты хочешь?» - и сделайте так, чтобы ребенок понял, что ничего не получит, если не выразит свое желание словами. Если Андрей скажет «машина» или другое аналогично звучащее слово, похвалите его и дайте поиграть с ней несколько минут. Повторите действие с парами других предметов. Обращайте внимание, какие предметы ребенок называет быстрее, и начинаются ли эти слова с определенных звуков, которые ему легче произносить. Звуки, произношение кото­рых дается детям легче всего: П, Б, М, Н, Д, К и Т.

 

ИГРА В «ДА» И «НЕТ»

 

Учебная цель:     расширение словарного запаса, развитие умения отвечать на короткие вопросы словами «да» и «нет»

Задание: на вопрос «Это...?» отвечать «Да» или «Нет»

Материал: две коробки, пять-восемь предметов домашнего обихода, которые Роман хорошо знает (ботинок, чашка, мяч, ложка, мыло)

Сядьте за стол напротив Ромы и в центре поставьте две коробки. Покажите мальчику по­очередно все предметы и положите их в коробку. При этом объясните, из каких частей состоит задание. Возьмите один предмет из коробки и покажите его Роме. Когда ребенок на него пос­мотрит, спросите: «Это ботинок?». Сначала отвечать будете Вы, побуждая Романа повторять за Вами. Скажите: «Нет, это не ботинок». Положите предмет в другую коробку, чтобы Роман знал, что с этим предметом работа закончена. Поступите так же с другими предметами, пока все они не окажутся в другой коробке. Сначала Рома будет отвечать лишь «Да», «Нет» или просто ки­вать головой. Если ребенок будет прогрессировать, пусть повторяет за Вами все предложение: «Да, это чашка». Начните с небольшого количества предметов, постепенно добавляя другие, если концентрация внимания ребенка улучшится. Выбирайте для этой игры предметы, которые хорошо знакомы Роме и названия которых он знает. В противном случае упражнение будет для него слишком запутанным. Используйте ответы «Да», «Нет» также в повседневной жизни, спра­шивая ребенка постоянно: «Ты хотел бы покачаться на качелях?», «Ты Дима?».

В течение дня задавайте ребенку простые вопросы, требующие ответов «да» или «нет». Например: «Ты хочешь яблоко?» или «Это мой ботинок?» (когда вы держите у своей ноги ботинок ребенка). Начинайте с вопросов, на которые ребенок наверняка знает ответ.

Подождите несколько секунд, давая ребенку понять, что вы ждете от него ответа. Если ребенок не отвечает, продемонстрируйте ожидаемый ответ. Например, кивайте головой и скажите: «Да, ты хочешь яблоко», или покачайте головой и скажите: «Нет, это не мой ботинок, это твой ботинок». Если ребенок еще не умеет говорить «да» и «нет», помогите ему кивнуть или покачать головой.

Поправьте ребенка, если он явно ошибся. Однако, если ребенок дал неожидан­ный ответ на вопрос «Ты хочешь?», не надо его поправлять. Действуйте в соответ­ствии с ответом ребенка. Например, ребенок ответил «нет» на вопрос «Ты хочешь яблоко?» (сказал или покачал головой). Скажите: «Нет? Тогда я сама съем это яблоко». Если ребенок огорчится, скажите: «Ты, наверно, ошибся. Ты сказал нет (покачайте головой), а хотел сказать да (кивните головой)».

Важно, чтобы ребенок понял, что его ответам верят и действуют так, как он сказал.

Примечание: Дети часто учатся отвечать «нет» раньше, чем говорить «да». Они мо­гут на каждый вопрос говорить «нет». Будьте последовательны и действуйте согласно тому, что ребенок сказал, а не тому, что, по вашему мнению, он думал. Это лучший спо­соб помочь ребенку эффективно общаться.

 

Социальный компонент (УПРАЖНЕНИЯ)

Оглавление

1. УЛЫБАЕТСЯ В ОТВЕТ. 2

2. УЛЫБАЕТСЯ ЗНАКОМОМУ ЧЕЛОВЕКУ.. 2

3. ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ПРОСТЫХ ИГРАХ.. 3

4. ВМЕСТЕ КАТИТЬ ИГРУШЕЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ. 3

5. ПОМОГАЕТ ДРУГИМ.. 4

6. ИГРАТЬ С КУКЛОЙ.. 4

7. ДАВАТЬ И БРАТЬ. 5

8. ОТВЕЧАЕТ НА ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК.. 5

9. ПЕРЕДАЁТ КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ. 6

10. «ЧТО БЫ ТЫ ХОТЕЛ?». 7

11. ИГРА В «ДА» И «НЕТ». 7

12. ПРИНОСИТ ПО ПРОСЬБЕ ПРЕДМЕТЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТОЙ ЖЕ КОМНАТЕ 8

13. ПОВТОРЯЕТ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ВЫЗВАЛИ СМЕХ У НАБЛЮДАЮЩИХ 9

14. ЗОВЕТ ВЗРОСЛОГО ПОИГРАТЬ С НИМ.. 10

15. ДАЕТ ВЕЩИ (ИГРУШКИ) ДРУГИМ ЛЮДЯМ ПО ИХ ПРОСЬБЕ. 10

16. СПОНТАННО ДЕЛИТСЯ СО ВЗРОСЛЫМ.. 11

17. ДЕМОНСТРИРУЕТ ЛЮБОВЬ (ГЛАДИТ, ЦЕЛУЕТ) 11

18. ПЫТАЕТСЯ ДОСТАВИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ДРУГИМ.. 12

19. ИГРАЕТ РЯДОМ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ, ИНОГДА МЕНЯЯСЬ С НИМИ ИГРУШКАМИ.. 13

20. ПОМОГАЕТ В ПРОСТЫХ ДОМАШНИХ ДЕЛАХ, ПОДРАЖАЯ ВЗРОСЛЫМ 14

21. ПЫТАЕТСЯ УТЕШИТЬ ДРУГИХ, КОГДА ИМ ПЛОХО.. 14

22. СПОНТАННО ДЕЛИТСЯ СО СВОИМИ СВЕРСТНИКАМИ.. 14

 

 

1. УЛЫБАЕТСЯ В ОТВЕТ

Материалы: Не требуются.

Процедура и использование в повседневной жизни:

Первая улыбка ребенка является реакцией в большей мере на внутренние переживания (такие как «чувство удовлетворения» и т. д.), чем на социальные события. Ваша улыбка, адресованная ребенку, и ваша реакция на его улыбку рождают соци­альное взаимодействие.

Чем бы вы ни занимались с ребенком, очень важно как можно чаще говорить с ним и улыбаться ему. Постарайтесь сохранять контакт «глаза в глаза» и обеспечьте физический контакт (держите ребенка на руках, поглаживайте его).

Когда улыбка появится, заметьте, что вы сделали, что вызвало эту улыбку, иск энтузиазмом ответьте на нее. Сделайте ее более отчетливой для ребенка, изменив тон голоса, обнимая его при этом или слегка подкидывая и т. д.

Понаблюдайте, улыбается ли ребенок, когда смотрит или слушает вас или кого-то другого, прежде чем применить тактильную стимуляцию или взять его на руки.

. Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: ребенок с нарушениями зрения научится реагировать улыбкой на знакомый голос. Обязательно разговаривайте с ребенком почаще.

Критерий: Ответ улыбкой на улыбку другого человека почти всегда означает развитие навыков адаптивного поведения. Старайтесь, чтобы ребенок улыбался при взаимодействии с вами в течение дня.

2. УЛЫБАЕТСЯ ЗНАКОМОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Материалы: Не требуются.

Процедура:

Навыки этого пункта довольно трудно привить, однако они являются очень важ­ным признаком прогресса в развитии. Хороший способ развития этих навыков —создать такие условия, чтобы с ребенком постоянно и регулярно взаимодействова­ли несколько значимых для него взрослых, укрепляя его социальные контакты.

Также очень важно, чтобы у ребенка была возможность встречаться с незнако­мыми людьми (например, в магазине), где это возможно.

Суть этого пункта в том, чтобы ребенок улыбался знакомым людям, и не улы­бался незнакомым. Или когда ребенок улыбается, должны быть заметны четкие раз­личия в манере улыбаться посторонним и знакомым (например, часто ребенок мо­жет улыбаться в равной мере и тем и другим, но улыбке незнакомцу предшествует долгая пауза, во время которой ребенок как бы «изучает» человека, тогда как улыб­ка знакомому человеку возникает более спонтанно). Используйте для развития этой способности естественные случайные ситуации (например, когда родители возвра­щаются после того, как ребенок оставался с няней)

В повседневной жизни:

Родителям и воспитателям следует показывать, что они счастливы снова видеть ребенка после разлуки. Несколько минут после тихого часа или периода разлуки (на­пример, когда забираете его от няни или из детского сада). Поиграйте с ребенком в игру «Привет! Как дела?»

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: при работе с ребенком, имеющим нарушения зрения, важно, чтобы ребенок взаимодействовал с большим количеством тактильных раздра­жителей (например, поглаживание, объятие), помимо того, что взрослый говорит с ним, чтобы увеличить число ассоциаций с данным человеком.

Критерий: Ребенок улыбается знакомому человеку иначе, чем незнакомому.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.052 с.)