Источники международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники международного права



Социального обеспечения

В результате изучения темы 5 студент должен:

· знать

- понятие источников международного права социального обеспечения;

- систему источников международного права социального обеспечения;

- место общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации среди источников права социального обеспечения;

- содержание основных актов, затрагивающих вопросы социального обеспечения, Организации объединенных наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Совета Европы, Содружества Независимых Государств (СНГ) и Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС);

- особенности механизма сохранения прав по вопросам социального обеспечения;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- разграничивать источники международного права социального обеспечения по юридической силе;

- анализировать и правильно применять различные международные источники права социального обеспечения, определять их значение;

- давать квалифицированные юридические консультации и заключения по вопросам социального обеспечения;

· владеть

- юридической терминологией в области права социального обеспечения;

- навыками применения различных источников международного права социального обеспечения;

- навыками реализации механизма сохранения прав по вопросам социального обеспечения.

 

5.1. Признание и закрепление прав человека в сфере социального обеспечения не является особенностью только российской правовой системы, поскольку выражает результат мирового опыта регулирования общественных отношений с формированием международных стандартов социальных прав человека, включая в области социального обеспечения.

Под и сточниками международного права социального обеспечения понимаются источники международного публичного права, содержащие в себе нормы в сфере социально-обеспечительных отношений.

Источники международного права социального обеспечения классифицируются по различным основаниям. По территориальной сфере действия их разделяют на: универсальные, межрегиональные и региональные. По юридической силе выделяют: обязательные и рекомендательные. По количеству сторон – односторонние, двусторонние и многосторонние. Кроме того, источники международного права социального обеспечения разграничивают по их внешнему выражению (устные и письменные), субъекту принятия, виду правового источника, и по другим основаниям.

К универсальным источникам международного права социального обеспечения, которые определяют основные контуры системы социально-обеспечительных стандартов, относятся акты Организации объединенных наций (ООН) и Международной организации труда (МОТ).

Среди межрегиональных источников права социального обеспечения, имеющих значение для правовой системы России, наиболее важное место занимают акты Совета Европы.

К региональным источникам права социального обеспечения, влияющим на российское законодательство в сфере социально-обеспечительных отношений, относятся акты Содружества Независимых Государств (СНГ) и Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС).

В соответствии с конституционными положениями общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации признаются составной частью ее правовой системы с закреплением приоритета международных договоров Российской Федерации перед федеральными законами (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

5.2. Ведущее место среди источников международного права социального обеспечения занимают акты Организации объединенных наций. Наиболее известными актами ООН, затрагивающими вопросы социального обеспечения и имеющими значение для правовой системы России, являются следующие: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о правах инвалидов 2006 г.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. является рекомендательным актом и не требует ратификации. Вместе с тем данный акт имеет широкое применение в международном сообществе, что свидетельствует о всеобщем признании декларации. В ее тексте закреплены основополагающие принципы и права. Касательно сферы социального обеспечения, это, прежде всего, право на социальное обеспечение. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в отличие от Декларации 1948 г., подлежат ратификации, после чего приобретают обязательный характер. Данные акты были ратифицированы СССР в 1973 году.

Многие положения Пактов детализируют закрепленные во Всеобщей декларации прав человека принципы и права.   Так,Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. конкретизирует положения о запрете бесчеловечного и унижающего достоинство личности обращения, а также рабства. В частности, запрещает подвергать лицо медицинским опытам без его свободного согласия и содержать какое-либо физическое лицо в подневольном состоянии. Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. содержит уточняющие положения о праве человека на социальное обеспечение, предусматривая право каждого человека на свободу от голода и непрерывное улучшение условий его жизни; особые меры охраны и помощи для матерей и детей.

Конвенция о правах ребенка 1989 г. считается ключевым документом в области охраны детства, поскольку закрепляет всеобъемлющий спектр различных прав ребенка, включая в сфере социального обеспечения.Среди них: право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения; право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование; право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Базируясь на положениях вышеуказанных актов ООН, Конвенция о правах инвалидов 2006 г. направлена на выработку международных стандартов основных прав лиц с устойчивыми нарушениями здоровья (инвалидов). В области социального обеспечения данный акт предусматривает все базовые социально-обеспечительные стандарты с акцентом на учет особенностей жизнедеятельности инвалидов (права на самостоятельную жизнь и вовлеченность в местное сообщество, индивидуальную мобильность, абилитацию и реабилитацию, достаточный уровень жизни и др.).

5.3. В рамках деятельности в области социального обеспечения Международной организацией труда были выработаны различные источники международного публичного права, которые имеют различное наименование и юридическую силу (конвенции, декларации, рекомендации и др.). Наибольшее значение для правовой основы социального обеспечения России имеют частично ратифицированная Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. и рекомендательные акты – Рекомендации № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» 1983 г. и № 168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» 1983 г.

   Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. занимает особое место среди базовых источников международного публичного права социального обеспечения, определяя минимальные стандарты социального обеспечения, на которые должны ориентироваться национальные государства. Данный акт достаточно продолжительный период рассматривался Российской Федерацией на предмет ратификации, выразившись в частичном принятии на себя обязательств по ее исполнению на основании Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 349-ФЗ. Были ратифицированы разделы Конвенции о медицинском обслуживании, обеспечении по болезни и инвалидности, по старости, от несчастных случаев на производстве, по материнству и по случаю потери кормильца. Вопросы обеспечения по безработице и семейного обеспечения требуют дальнейшего совершенствования российских правовых норм на предмет их соответствия международным стандартам.

В отношении реализации других важных международных договоров МОТ по вопросам социального обеспечения – Конвенций № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» 1962 г. и № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» - Россия на современном этапе участия не принимает.

  5.4. Межрегиональные и региональные акты по вопросам социального обеспечения приобретают свое значение для российской правовой системы в рамках участия Российской Федерации в деятельности различных межгосударственных сообществ, объединенных в рамках региона или разных регионов (как соседствующих, так и разделенных территорией или морскими пространствами). Особую актуальность для России имеют акты Совета Европы, акты СНГ и акты ЕврАзЭС.

Так, в рамках Совета Европы были приняты  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия (пересмотренная в 1996 г.) и Европейский кодекс социального обеспечения (пересмотрен в 1990 г.). Первый из указанных международных договоров ратифицирован Российской Федерацией с оговоркой и заявлениями. Второй - ратифицирован частично. Третий – рассматривается на предмет возможной ратификации.

Касательно социального обеспечения наибольшее значение имеет Европейская социальная хартия, закрепляющая широкий спектр социальных прав человекав сфере труда и социальной защиты человека. Она была ратифицирована Россией в 2009 году. При этом обязательства в отношении многих социально-обеспечительных положений приняты не были. Так, в статье 12 «Право на социальное обеспечение» из четырех пунктов был ратифицирован лишь первый пункт. Полностью не ратифицированы положения ст. 13 о праве на социальную и медицинскую помощь, ст. 23 о праве лиц пожилого возраста на социальную защиту, ст. 30 о праве на защиту от бедности и социального отторжения, ст. 31 о праве на жилище.

После распада СССР в целях сохранения приобретенных и приобретаемых прав в области социального обеспечения, выработки минимальных стандартов социальной защиты граждан и в условиях расширения миграции рабочей силы весомую роль стали играть акты Содружества Независимых Государств, и с 2000 г. Евразийского экономического союза.

В ходе деятельности СНГ было принято несколько многосторонних соглашений, объединяющих различное число участников-стран Европы и Азии - бывших республик СССР. Наиболее важное значение среди них имеют: Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения 1992 г., Соглашение о гарантиях прав граждан в области социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов 1994 г., Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 г., Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников СНГ 1997 г.

Дополнительно отдельные вопросы социального обеспечения регулируются на основе двусторонних договоров. Таким примером является Временное соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения 1993 г.

Основополагающими актами ЕврАзЭС в области социального обеспечения являются Договор о Евразийском экономическом союзе 2014 г. и Концепция согласованной социальной политики государств-членов ЕврАзЭС 2007 г. В рамках Концепции предполагается решение задач: обеспечения достойного уровня и качества жизни населения; преодоления бедности; усиления социальной защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения; повышения социальной ответственности бизнеса.

Договор о ЕврАзЭС 2014 г. (ст. 98) нацелен на социальную защиту, прежде всего, трудящихся участвующих государств и членов их семей. Он предусматривает для них социальное обеспечение (кроме пенсионного) на условиях и в порядке, что и для граждан государства трудоустройства; зачет трудового (страхового) стажа в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (кроме пенсионного) согласно законодательству государства трудоустройства; право на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи в установленном Договором, законодательством государства трудоустройства и международными договорами порядке. Обеспечение пенсиями трудящихся определяется законодательством государства постоянного проживания и международными договорами.

Практикум

Вопросы для самоконтроля

1. Какие выделяют классификации источников международного права социального обеспечения?

2. В чем заключается значение актов ООН среди источников права социального обеспечения? Дайте их краткую характеристику.

3. Соответствуют ли положения российского законодательства о социальном обеспечении положениям Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»?

4. Какое значение для правовой системы России имеет Европейская социальная хартия?

5. Какой круг вопросов регламентирован соглашениями между странами СНГ и ЕврАзЭС в области социального обеспечения?

Практические задачи

Задача 1

Нигде не работающий трудоспособный Петров обратился в суд с иском к органам социальной защиты о предоставлении ему социального обеспечения, в объеме, предусмотренном ст. 25 Всеобщей декларации прав человека.

Является ли данный акт источником права социального обеспечения? Какое решение примет суд? Поясните ответ.

 

Задача 2

В семье, состоящей из матери-одиночки, работающей учителем в школе и троих детей-подростков, совокупный доход (заработная плата и социальные выплаты) составляет менее половины прожиточного минимума на каждого члена семьи.

Соблюдаются ли в такой ситуации положения Пакта ООН об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. (ст. 11) о признании государствами-участниками права каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, и на непрерывное улучшение условий жизни? Поясните ответ.

Задача 3

Лебедева была уволена с работы в связи с сокращением численности организации. Заработок Лебедевой составлял 30 тыс. рублей. Обратившись в службу занятости, она узнала, что максимальный размер пособия ограничен суммой в 8 000 рублей. Лебедева обратилась за защитой своих прав в суд, указав в исковом заявлении, что в соответствии с Конвенцией МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения размер пособия по безработице не может составлять менее 45 % заработка.

Какое решение примет суд? Является ли данный международный договор источником российского права социального обеспечения? Поясните ответ.

 

Задача 4

Беженец из Сирии Аль Саид Батар при отстаивании своих прав в суде сослался на рекомендацию МОТ о правовом статусе беженцев.

Относится ли рекомендация МОТ к источникам права социального обеспечения?

Задача 5

Пенсионер Леонидов прочитал в газете, что в 2009 году Россия ратифицировала Европейскую социальную хартию, при этом были ратифицированы не все статьи о социальном обеспечении. Леонидова заинтересовали нормы Европейской социальной хартии о пенсионном обеспечении.

Какие статьи попали в число ратифицированных, а какие оказались не ратифицированы Россией? Как вы думаете, почему?

 

Задача 6

Гражданин России Петушков к моменту назначения ему пенсии имел 45-летний стаж работы в качестве строителя, из которых 6 лет проработал на Украине, 12 лет в прибалтийских республиках, 3 года в Казахстане. Петушков опасался, что периоды работы за пределами России «пропадут», не будут учтены при назначении пенсии.

Какими межрегиональными и региональными источниками права регулируются данные общественные отношения? Будут ли учтены периоды работы вне пределов России? Если да, то при каком условии?

 

Задача 7

Семья Уразовых из Узбекистана решила переехать на постоянное место жительства в Россию.

Какие международные, межрегиональные и региональные источники права социального обеспечения будут применимы к отношениям по социальному обеспечению такой семьи в России?

Задача 8

Гражданка Украины Ивлиева обучается в строительном институте города Костромы. Во втором семестре третьего курса ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком с выплатой соответствующего пособия по уходу за ребенком.

Какими региональными источниками права социального обеспечения регулируются данные общественные отношения?

 

Задача 9

У гражданина России Вострикова во время служебной командировки в Армению начался приступ острого панкреатита. Ему была оказана бесплатная скорая и неотложная помощь в одной из больниц Армении. Однако после устранения угрозы жизни больного дальнейшее оказание медицинской помощи было предложено на платной основе.

Какими источниками права социального обеспечения регулируются данные общественные отношения?

Задача 10

В день празднования Великой Победы участник Великой Отечественной войны сообщил своим правнукам, что во многих бывших республиках СССР, в которых еще проживают его однополчане, предоставляются различные меры социальной поддержки ветеранам ВОВ и ветеранам боевых действий.

Какими региональными источниками права социального обеспечения регламентируются данные общественные отношения?

Тесты

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права источником права социального обеспечения:

а) не являются;

б) являются;

в) являются с оговоркой.

 

2. Основополагающими принципами международного права социального обеспечения выступают принципы:

а) дифференциации и адресности;

б) социальной справедливости и равноправия;

в) классовости и борьбы с богатыми.

 

3. Основным источником общепризнанных принципов и норм международного права считается:

а) Устав Совета Европы;

б) Устав Международной организации труда (МОТ);

в) Устав Организации Объединенных Наций (ООН);

г) международные договоры.

 

4. Международные договоры РФ могут заключаться от имени:

а) только Российской Федерации;

б) только Правительства РФ;

в) Российской Федерации, Правительства РФ;

г) Российской Федерации, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.

 

5. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила:

а) федерального закона;

б) федерального конституционного закона;

в) международного договора;

г) общепризнанных принципов и норм международного права.

 

6. Источниками права социального обеспечения являются:

а) только акты Организации Объединенных Наций (ООН);

б) только двусторонние и многосторонние договоры Российской Федерации;

в) акты ООН и МОТ, региональных объединений государств, двусторонние и многосторонние договоры РФ;

г) только акты Международной организации труда (МОТ).

 

7. При устранении коллизии правовых норм (определении применимого законодательства) в отношении наемных работников наиболее часто применяется критерий места работы (lex laboris), который означает:

а) применение законодательства той страны, которой работники являются гражданами;

б) применение законодательства той страны, на территории которой работники работают;

в) применение законодательства страны постоянного места жительства работников.

 

8. Понятие сохранения прав в области социального обеспечения означает:

а) выплату дополнительного социального обеспечения;

б) суммирование периодов работы, уплаты взносов и проживания в стране;

в) оказание консультативной помощи по вопросам социального обеспечения;

г) прикрепление к государственному органу, осуществляющему предоставление социального обеспечения.

 

9. Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм устанавливаются:

а) Уставом ООН;

б) Уставом МОТ;

в) международными договорами;

г) общепризнанными принципами и нормами международного права.

 

10. Документами, не являющимися международными договорами, являются:

а) пакты ООН;

б) конвенции МОТ;

в) декларации ООН и МОТ, рекомендации МОТ;

г) соглашения СНГ.

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации.

Устав Организации Объединенных Наций.

Устав Международной Организации Труда.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ООН).

Декларация социального прогресса и развития 1969 г. (ООН).

Международный пакт ООН и гражданских и политических правах 1966 г.

Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г.

Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» 1962 г.

Программа достойного труда МОТ 1999 г.

Европейская социальная хартия (пересмотренная в 1996 г.)

Европейский кодекс социального обеспечения (пересмотрен в 1990 г.).

Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.).

Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих (15 апреля 1994 г.).

Соглашение о гарантиях прав граждан в области социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов (9 сентября 1994 г.).

Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 г.

Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств – участников СНГ (27 марта 1997 г.).

Договор о Евразийском экономическом союзе 2014 г.

Концепция согласованной социальной политики государств-членов ЕврАзЭС 2007 г.

Литература

Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. — (Серия: Бакалавр и специалист).

Источники российского права. Вопросы теории и истории: учебное пособие / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Норма, 2005.

Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России / С.И. Кобзева. - М.: Проспект, 2009.

Лаптев, Г.С. Международные стандарты социального обеспечения: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Лаптев Геннадий Сергеевич. - Омск, 2011.- 224 с.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 587 с.

Право социального обеспечения в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 135 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Филиппова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 382 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения (для бакалавров). Учебное пособие / Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. - Москва: КноРус, 2017. - 464 с.

Право социального обеспечения. Бакалавриат. Учебное пособие / Миронова Т.К. - Москва: КноРус, 2020. - 304 с.

Смирнова, М.О. Источники права социального обеспечения: учебник / М.О. Смирнова. М.: Юрист, 2006.

Тема 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.097 с.)