Тема 1. Основы налогообложения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Основы налогообложения



Тема 1. Основы налогообложения

  

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения – это основные положения, которые лежат в основе налогового законодательства государства. Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены ст. 3 НК РФ.

В соответствии со ст. 3 НК РФ принципами налогообложения являются:

1. Принцип всеобщности налогообложения – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

2. Принцип соразмерности налогообложения – при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

3. Конституционный принцип – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, т.е. не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4. Принцип экономической обоснованности налогообложения – налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5. Принцип единства экономического пространства – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации. Т.е. налоги, которые прямо или косвенно могут ограничивать свободное перемещение, в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) и финансовых средств, или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

6. Принцип законного установления налогов и сборов – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

7. Принцип определенности норм законодательства о налогах и сборах – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

Пункт 7 статьи 3 НК РФ рассматривается во взаимосвязи с пунктом 6 статьи 3 НК РФ: в случае нарушения принципа определенности норм законодательства о налогах и сборах все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Это означает, что п.7 ст.3 НК РФ установлена презумпция невиновности налогоплательщика.

 

Функции налогов

 Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.

Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое. Разграничение функций налога условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.  

Фискальная функция (fiscus – казна), проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, позволяет государству вмешиваться в экономику и этим предопределяет появление других функций налога.

Стимулирующая функция налогов осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству.

Регулирующая функция имеет черты стимулирующей функции. Например, изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, а манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления.

Распределительная функция наиболее тесно связана с фискальной функцией налога. Она выражает экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Т.е. с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых – к бедным, от работающих – к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.

Контрольная функция тесно связанас распределительной и фискальной функциями. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Т.е. эта функция выполняется в условиях обеспечения налоговой дисциплины плательщиков – уплата ими налогов своевременно и в полном объеме.

 

Классификация налогов

Налоги классифицируются по ряду признаков.

Элементы налогов

Соответствующие законодательные акты государства устанавливают методы взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно­сятся:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговая ставка;

- налоговый период;

- льготы по налогу;

- порядок исчисления налога;

- порядок уплаты налога;

- сроки уплаты налога.

Объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

- прибыль;

- стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

- совокупный доход физических лиц;

- транспортные средства;

- имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы. Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

- пропорциональными;

- прогрессивными;

- регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

Налоговым периодом является календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере. Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

- необлагаемый минимум;

- освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;

- снижение налоговых ставок;

- изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Порядок исчисления налога:

- Кадастровый способили по уведомлению предполагает использование кадастра (реестра), который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

- Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

- Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Порядок уплаты налога – это единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода; единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней; авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода.

Срок уплаты налога – конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах и сборах устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога и сбора.

 

 

Тема 1. Основы налогообложения

  



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.011 с.)