Структура налоговой системы    



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура налоговой системы    



Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе.

Для государства налоги выступают важнейшим источником поступления средств в казну. Источником налогов служит вновь созданная стоимость, т.е. национальный доход, который создается в процессе производства трудом, капиталом или путем использования природных ресурсов. С помощью налогов часть вновь созданной стоимости становится собственностью государства и расходуется политической властью на управление, оборону страны, финансирование системы образования и медицины, социальные и другие цели.

Взимание налогов осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В Российской Федерации основными нормативными документами в сфере налогообложения являются Налоговый кодекс РФ, действующие федеральные законы о налогах и сборах и, принятые на их основе, налоговые законы субъектов Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) состоит из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 года и устанавливает важнейшие положения налоговой системы РФ для обеспечения законности взимания налогов, сборов и других платежей с физических и юридических лиц. Эта часть НК РФ состоит из описания:

- основ правоотношений, возникающих при уплате налогов, сборов и страховых взносов;

- категорий налогов, сборов и страховых взносов;

- прав и обязанностей налогоплательщиков;

- прав и обязанностей налоговых органов;

- порядка проведения налогового контроля и мониторинга;

- ответственности за налоговые правонарушения;

- методов взимания налогов, сборов и страховых взносов;

- порядка внесения изменений в налоговое законодательство и др.

Часть вторая НК РФ действует с 5 августа 2000 года и устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов: федерального, регионального и местного уровней, страховых взносов, а также порядок применения специальных налоговых режимов.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.8, ч.1, гл.1) все взимаемые платежи можно разделить на три группы:

- налоги;

- сборы;

- страховые взносы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Помимо налогов, сборов и страховых взносов в России взимаются пошлины – государственная и таможенная.

Определение пошлины в Налоговом кодексе отсутствует. Пошлину можно рассматривать как промежуточное понятие между налогом и сбором, но по экономическому смыслу пошлина ближе к понятию «сбор».

Государственная пошлина уплачивается, например, за рассмотрение дел в судах общей юрисдикции, регистрацию сделок, записи в актах гражданского состояния, выдачу каких-либо свидетельств, выписок, данных и т.д. Таможенная пошлина уплачивается за перемещение товаров через таможенную границу.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему страны.

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения – это основные положения, которые лежат в основе налогового законодательства государства. Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены ст. 3 НК РФ.

В соответствии со ст. 3 НК РФ принципами налогообложения являются:

1. Принцип всеобщности налогообложения – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

2. Принцип соразмерности налогообложения – при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

3. Конституционный принцип – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, т.е. не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4. Принцип экономической обоснованности налогообложения – налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5. Принцип единства экономического пространства – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации. Т.е. налоги, которые прямо или косвенно могут ограничивать свободное перемещение, в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) и финансовых средств, или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

6. Принцип законного установления налогов и сборов – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

7. Принцип определенности норм законодательства о налогах и сборах – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

Пункт 7 статьи 3 НК РФ рассматривается во взаимосвязи с пунктом 6 статьи 3 НК РФ: в случае нарушения принципа определенности норм законодательства о налогах и сборах все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Это означает, что п.7 ст.3 НК РФ установлена презумпция невиновности налогоплательщика.

 

Функции налогов

 Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.

Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое. Разграничение функций налога условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.  

Фискальная функция (fiscus – казна), проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, позволяет государству вмешиваться в экономику и этим предопределяет появление других функций налога.

Стимулирующая функция налогов осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству.

Регулирующая функция имеет черты стимулирующей функции. Например, изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, а манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления.

Распределительная функция наиболее тесно связана с фискальной функцией налога. Она выражает экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Т.е. с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых – к бедным, от работающих – к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.

Контрольная функция тесно связанас распределительной и фискальной функциями. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Т.е. эта функция выполняется в условиях обеспечения налоговой дисциплины плательщиков – уплата ими налогов своевременно и в полном объеме.

 

Классификация налогов

Налоги классифицируются по ряду признаков.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.011 с.)