Евгений Кащенко, Анна Котенёва



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Евгений Кащенко, Анна Котенёва



Евгений Кащенко, Анна Котенёва

Как говорить с детьми о сексе. Книга для родителей о том, что волнует подростка

 

© Кащенко Е. А., Котенёва А. Н., 2015

© ООО «Издательство «Эксмо», 2015

 

* * *

Благодарности

 

Большое спасибо за профессиональное и творческое сотрудничество директору Саратовского гуманитарного лицея О. Сурововой, преподавателю средней школы г. Москвы Е. Далецкой, психологу из г. Воронеж Е. Зеленцовой, д.м.н. Г. Дерягину, к.м.н. М. Шеметьевой, к.ф.н. С. Шепиловой, слушателям курсов «Психологическое консультирование в сексологии» и членам Российского научного сексологического общества (РНСО), участвовавшим в подготовке этой книги.

 

От авторов

 

Как‑то так повелось, что всё связанное с нашей сексуальностью мы банально называем одним словом «это». Считаем «это» стыдным, стесняемся показывать. Не умеем об «этом» говорить, думая, мечтая и занимаясь «этим».

Сексуальность подростка – это неведомый мир его интимных мыслей, переживаний и отношений. С половым созреванием юноши и девушки начинают чувствовать пробуждающуюся в них природную сексуальность. И очень часто не знают, как реагировать на те новые, необъяснимые изменения и связанные с ними ощущения. А самое главное, где взять ответы на волнующие вопросы сексуального развития в пубертатном возрасте (от 11–13 лет до 16–18 лет). В этом издании мы продолжаем с родителями «Откровенный разговор про это».

 

Авторы:

доктор социологических наук, профессор

Кащенко Евгений Августович

руководитель Центра сексуального здоровья

Котенёва Анна Николаевна

 

 

Вступление

 

Дорогие родители!

Книга, которую вы держите в руках, не энциклопедия и не сборник ответов на все вопросы о сексуальности. Не нравоучительные статьи и не учебник по сексу. Это ответы сексологов на вопросы, заданные нам вашими детьми‑подростками.

Возраст сексуальной юности в сексологии называется пубертатом, или пубертатным периодом (от лат. pubertas – возмужалость; нестрогие синонимы такого термина – подростковый или юношеский возраст). Иногда его называют тинейджеровским. Это время перехода от страниц детских сказок в незнакомый мир взрослой реальности. Время становления и утверждения индивидуальной сексуальности. Это период формирования психосексуальных ориентаций, взрыва сексуальной активности, обусловленный физиологическими причинами.

У подростков в эту пору формируются вторичные половые признаки, пробуждается сексуальное влечение. Первый поцелуй, интимные прикосновения, петтинг, развитие сексуального воображения, формирование навыков полового общения – всё это пубертатный возраст подростка. В это время резко возрастает рост рискованного, неоднозначного поведения в поступках. Начинается формирование сексуального сценария, от которого в будущем будет зависеть успешность партнерских отношений.

 

 

Некоторые расхождения в определении границ пубертатного периода от 11–13 до 15–18 лет зависят от многообразия индивидуальных проявлений, связанных с физиологическим, психологическим и социокультурным развитием молодого человека. Начало подросткового возраста у мальчиков знаменуется появлением первых поллюций, у девочек – наступлением первых менструаций. Нам очень важно, чтобы каждый родитель не забывал о том, что подростковый период – это только начало большого пути интимных отношений мужчины и женщины. И этот путь у всех разный. От того, каким будет его начало, зависит сексуальное здоровье вашего ребёнка в будущем.

Чтобы узнать, что интересует современных юношей и девушек, мы провели опрос в российских городах: Москве, Санкт‑Петербурге, Воронеже, Самаре, Одинцове, Ростове на Дону, Смоленске, Зеленограде. Оказалось, что во всех регионах России подростков интересуют примерно одни и те же темы, только формулируют свои вопросы они по‑разному. Часто от них звучали вопросы совершенно личные, требующие индивидуальной консультации сексолога. Некоторые шутили и ждали явной ошибки специалиста. А многие из подростков не постеснялись, сумели сформулировать и смогли задать свой вопрос сексологу. В итоге появилась эта книга.

На книжных прилавках и в интернете сегодня легко можно найти любую информацию о сексуальности человека, но не всю и не для каждого. Эта книга поможет вам своевременно и деликатно ответить на непростые вопросы, связанные с половым созреванием вчерашних мальчиков и девочек. Мы постарались прислушаться к тому, что волнует современного подростка и дали вам профессиональные ответы на вопросы про «это»: «Кто? Что? Когда? Сколько? С кем? Как? Почему?»

Прочитав эту книгу, вы вправе решить, когда, в каком возрасте и объёме вашему ребёнку необходима предложенная информация. Если у Вас возникнет необходимость индивидуального обращения к сексологам, мы ждем вас на сайте Российского научного сексологического общества: http://1sexology.ru.

Желаем вам удачи и доверительности в отношениях с вашими повзрослевшими детьми!

 

Вопрос‑ответ

 

Половое созревание (когда?)

 

Взаимоотношения (как?)

 

Аня, 13 лет. Я полгода встречаюсь с парнем. Ему 16 лет. Он все время намекает мне на близость, а я стесняюсь и боюсь, что он меня увидит голой. Он говорит, что до этого у него уже были девушки старше меня. Что мне делать, как раскрепоститься?

 

Для начала сходите вместе в бассейн или на пляж. В вашем возрасте стесняться своего тела – нормальное состояние.

Чтобы почувствовать себя раскрепощённой, необходимо самой познакомиться со своим телом, принять его и научиться любить. И всегда, неустанно, прививать достойное отношение к себе.

 

Оксана, 15 лет. Я ни разу не целовалась. Все мои друзья уже это испытали, а я нет. Я боюсь, что, когда я найду своего принца, я не смогу его поцеловать так, как надо, и он меня бросит. Я тренировалась на персиках, но меня это не вдохновляет. Что мне делать?

 

Ждать и искать своего возлюбленного! Не надо торопиться. Поцелуй в русской, европейской культуре – самое приятное проявление своих чувств, это естественный способ выражения любви, заботы и привязанности. Стоит дождаться настоящего чувства, чтобы не отдать свой первый, робкий и даже не совсем умелый поцелуй первому встречному. Если вдруг покажется, что поцелуй не удался, то надо не стесняться, а попросить своего друга повторить его ещё раз. Скажи ему о том, что это твой первый поцелуй. И будь уверена, что твой парень будет гордиться тем, что он первый, с кем ты целуешься, а это значит, что он тебе очень нравится, и он с радостью обязательно пойдет тебе навстречу.

А мы хотим открыть для тебя небольшой секрет химии любви. Во время поцелуя в организме вырабатывается гормон счастья – дофамин, он наполняет целующихся чувством радости, восторга, счастья и желания повторять это многократно… И пожелаем удачи в первом поцелуе!

 

Алина 17, лет. Что делать, если парень не доводит до оргазма? Причем очень сильно старается, но постоянно теряет нить (при том, что я при необходимости работаю для него навигатором), а у меня не получается сосредоточиться и в итоге оргазма нет.

 

Высокий риск инфицирования

Дело в том, что, в отличие от влагалища женщины, прямая кишка не выделяет собственной смазки, поэтому ее ткани более подвержены раздражению и повреждениям, через которые можно занести инфекцию. А её тонкая слизистая оболочка часто покрывается микротрещинами, открывая прямой доступ к кровеносной системе.

Анальный половой акт наиболее опасен и в отношении передачи ВИЧ, что обусловлено высокой ранимостью слизистых оболочек и возможным их контактом со спермой. Считается, что вероятность инфицирования различными заболеваниями при анальном сексе выше, чем при вагинальном. Поэтому всегда при занятиях анальным сексом рекомендуется использовать смазку, слюну, а лучше всего – специальный презерватив с обильной смазкой, который сводит риск к минимуму.

 

Возможный травматизм

Во время занятий анальным сексом возможны случаи травматизма, которые чаще всего проявляются в разрыве сосудов прямой кишки и возникновении трещин на ее поверхности. Причина кроется в неправильном совершении полового акта из‑за незнания техники анального секса. Вот самые распространенные ошибки:

– слишком быстрое введение полового члена в анальное отверстие.

– сфинктер ануса недостаточно расслаблен.

– слишком быстрые и резкие движения полового члена вперёд‑назад. Вероятность выпадение прямой кишки.

 

 

Такое возможно только при интенсивной практике анального секса и особенно часто проявляется у мужских гомосексуальных пар. У женщин встречается значительно реже в связи с высокой эластичностью тканей.

 

Недержание кала

Мышцы ануса не приспособлены к сопутствующим анальному сексу нагрузкам. Из‑за них сфинктер может растягиваться и теряет способность удерживать то, что он должен удерживать по своему природному назначению. Интенсивная, регулярная практика анального секса приводит порой к недержанию кала. Чаще эта проблема встречается у пожилых гомосексуальных партнёров. У женщин опять же встречается значительно реже в связи с высокой эластичностью тканей.

 

Нежелательная беременность

Многие пары рассматривают применение анального секса как способ сохранения девственной плевы или предохранения от нежелательной беременности. Но такое распространненное мнение ошибочно, так как при анальном сексе сперма способна попасть во влагалище, и последствия могут быть самыми неожиданными.

 

Контрацепция (правда ли?)

 

В науках о поведении

Сексолог‑консультант – это человек, имеющий официально признанную профессиональную квалификацию в одной или нескольких науках о поведении и подготовленный, в частности, к практике сексологического консультирования, то есть к предоставлению консультаций и рекомендаций в сфере личных, психологических, социальных или духовных аспектов сексуальной жизни.

Сексолог‑психотерапевт – человек с признанной профессиональной квалификацией в поведенческих или клинических науках, специально подготовленный, в частности, к сексологической практике, включающей соответствующую оценку и психотерапевтическое лечение сексуальных расстройств.

 

В клинических науках

Хирург‑специалист по сексуальному здоровью – человек с признанной медицинской квалификацией, имеющий специальную подготовку для предоставления хирургических услуг, связанных с сексуальным здоровьем. Чаще всего в наши дни эти специалисты занимаются хирургической пластикой половых органов.

 

В области образования и педагогических наук

Педагог‑сексолог – человек с признанной профессиональной квалификацией в сфере образования, подготовленный к сексологической практике, в частности, к предоставлению услуг по сексуальному образованию детям, подросткам, родителям и лицам с особыми потребностями.

 

 

Научные исследования

Сексолог‑исследователь – человек, выполняющий любую исследовательскую деятельность, соответствующую этике, с использованием признанных методов, работы которого рецензируются и предусматривают изучение сексуальности человека или животных.

Исследования проводятся в рамках той дисциплины, в которой работает сексолог и, следовательно, при условии применения методов, соответствующих дисциплине. Исследования проводятся во всех областях сексологии: в сфере фундаментальных исследований, поведенческих, клинических, образовательных, и социально‑культурных.

Как правило, в России диплом ученого‑исследователя получают аспиранты и адъюнкты при подготовке диссертационных исследований, обучаясь по своему профилю в ВУЗах.

 

Социология и культура

Антрополог‑сексолог – человек с признанным дипломом в области антропологии и специально подготовленный к сексологической практике, в частности, к проведению антропологических исследова ний.

Социолог‑сексолог – человек с признанным дипломом в социологии и подготовленный к практике в сфере сексологии, в частности, к проведению социальных и культурных исследований.

Представителей двух последних специальностей в России не много. Как правило, это те ученые, которые выбрали предмет своих изысканий в области сексологии.

 

 

С 2009 года Российское научное сексологическое общество (РНСО) организовало обучение сексологов по программе переподготовки и повышения квалификации. В предыдущие годы таких специалистов не готовили в ВУЗах, но именно эта категория сексологов способна оказывать оперативную помощь нуждающимся, вести профилактику СПИДа и ЗППП, организовывать половую социализацию в семье и школе, пропагандировать здоровый образ жизни и гармоничные взаимоотношения в паре. Отечественные сексологи медленно, но уверенно, осваивают все виды специальностей в области сексологии, о которых говорят в Евросоюзе.

Сексолог – специалист, занимающийся сексуальным здоровьем человека. Это самое главное, что нужно усвоить. Когда возникают любые вопросы, связанные с сексуальностью, их необходимо задавать сексологу, что вы и сделали и благодаря чему родилась эта книга.

 

Аня, 16 лет. У меня подруга – лесбиянка, я более чем уверена. Она дарит мне цветы просто так, часто подходит и обнимает сзади, странно двигается. И она сама мне не раз говорила, когда мы ночевали друг у друга, что я очень сексуальна в лифчике. Один раз (мы спим в разных кроватях) я даже обнаружила её с утра около меня. Она скинула все на то, что ей страшно одной, но она меня обнимала и лежала слишком близко. Я очень боюсь, что мне дальше делать? Я не могу с ней просто так общаться.

 

Нет, лесбиянство это не болезнь. Это сексуальная ориентация, один из видов парной стратегии, когда в качестве сексуального партнера женщина выбирает женщину. По статистике в мире лесбиянок около 2–3%.

Не бойтесь подруги. Вам не нравится ее ухаживание? Тактично скажите ей об этом. Но в других видах деятельности вам интересно вместе? Почему бы не продолжать общаться дальше?! А сексуальные темы только обсуждать, если вам и ей они будут инте ресны.

 

Статья 131. Изнасилование

Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 6 лет.

Если изнасилование совершенно группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам; повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием, то оно наказывается лишением свободы на срок от 4 до 10 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

 

 

При совершении изнасилования несовершеннолетней, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ‑инфекцией или иные тяжкие последствия, то виновный наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Самую тяжкую ответственность несут за изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей или если потерпевшая, не достигла четырнадцатилетнего возраста. Тогда наказание – лишение свободы на срок от 12 до 20 лет.

 

Заключение, или Страничка для взрослых

 

Кто такие современные подростки?

С выходом книги «Откровенный разговор про это», предназначенной для родителей, у которых есть дети от шести до двенадцати лет, появилась закономерная необходимость продолжить тему в другой возрастной группе. Анализ современной сексологической литературы, которую можно дать своему ребенку, показал, что в нашей стране к детям этого возраста специалисты‑сексологи практически не обращались напрямую. В арсенале этой тематике есть только непереизданная переводная иностранная литература (чаще всего, различные энциклопедии секса) девяностых годов. Профессиональные новинки отечественных авторов на прилавках книжных магазинов также отсутствуют.

Подростковый возраст в сексологии называется пубертатным периодом, он охватывает время с 12 до 18 лет. Период совсем небольшой по меркам всей жизни человека. Но в эти 6 лет происходят самые значительные изменения в психосексуальном развитии подростка, влияющие на соматическую, психологическую и социокультурную сферы его развития.

Половое созревание – очень сложный и противоричивый процесс формирования сексуально здоровой личности. Казалось бы, все проходят этот этап.

Кто‑то начинает чуть раньше, кто‑то немного позже, кто‑то попадает в усредненную статистическую выборку. Три подростка‑сверстника могут отличаться по поведению, наличию или отсутствию вторичных половых признаков, противоречивостью взглядов взглядах на жизнь, оценке окружающих.

Пубертатный период отличается тем, что юноши и девушки стремятся к общению друг с другом, они ценят внимание друзей и их оценку. В этот короткий срок друзья стремительно меняются, авторитет взрослых ставится под сомнение. Плюс ко всему в каждой стране, регионе, городе, любом населённом пункте, в определенном историческом периоде есть свои нравы, стереотипы поведения, религиозные традиции, семейные порядки, уровень сексуальной культуры.

В сборнике «Социальный портрет молодежи Российской Федерации. Аналитический доклад» за 2011 год представлены интересные данные для родителей и тех, кто работает с детьми. Согласно этому документу, в России за последние 15 лет выросла заболеваемость подростков 15‑7 лет. Мальчики в 17 лет имеют мышечную массу на 15 кг, а девочки – на 10 кг меньшую, чем 25 лет назад. Только 10 % подростков абсолютно здоровы! К службе в Вооруженных Силах по состоянию здоровья не допускается 30 % призывников. Из тех, кто призывается, 50 % имеют проблемы с здоровьем, 60 % не выполняют стандартные армейские нормативы физической подготовки. Около 15 % детей (4 млн. несовершеннолетних) проживает в семьях разведенных родителей (в год 600 000–800 000 разводов). Из них получает алименты только 1/3. Растет комплекс проблем, связанный с ранним началом половой жизни. Большая часть абортов приходится на возраст 15–24 лет. Среднее число рожденных детей – 22 (в селе) и 17 в городах – у мам в возрасте 15–17 лет на 1000 женщин.

 

 

Радуют два фактора.

1. Сокращается число молодых матерей, родивших детей в возрасте до 19 лет: в 1995 году их было 238, 2000 год – 163, в 2009 году – 131,4 на 1000 женщин. При этом до 18 лет замуж вышло 14,1 женщина (из 1000) в 2009 году, а из мужчин женились 1,5.

Число рожденных детей и число абортов в 2009 году.

 

 

2. Снижается заболеваемость болезнями передающимися половым путем.

 

Послесловие

 

Подростковая сексуальность в современной реальности такова: «…Почти треть девушек от 16 до 18 лет уже подвергались какой‑либо форме нежелательных сексуальных прикосновений или издевательств в школе; треть девочек от 13 до 17 лет подвергались физическому или сексуальному насилию. У каждого шестого подростка проблемы органов мочеполовой системы, каждый третий мальчик отстает в половом созревании, а 40 % мальчиков имеют проблемы с репродуктивным здоровьем» (Материалы Опроса YouGov в 2012 году).

По последним данным ВЦИОМ, в 2015 году 91 % российских граждан считает, что половое воспитание детей и подростков необходимо. Подавляющее большинство взрослых понимает, что настало время дать базовые понятия о сексуальном развитии человека. По данным этого же опроса, грамотно просвещать и вести разговоры на «эту» непростую деликатную тему должны родители, в крайнем случае, педагоги (так считает почти половина опрошенных).

Мы полностью разделяем такую позицию и даем в этой книге ответы для взрослых: что, когда и как они могут говорить детям. В России нет педагогов‑сексологов, с каждым годом в медицинской государственной структуре уменьшается число врачей‑сексологов. А во всех СМИ неутомимо, скандально, в искаженном формате шоу программ звучат темы, связанные с сексуальными вопросами, где в пример ставится негативный опыт европейских стран.

Каждое поколение неизбежно придумывает необычные и захватывающие способы проявить себя в этой теме, не задумываясь о разнице в понимании таких основных понятий, как секс и сексуальность. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сексуальность – это центральный аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни, от рождения до смерти. Она включает в себя: пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, эротизм, удовольствие, интимность и репродукцию. Сексуальность переживается и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, верованиях, установках, ценностях, действиях, ролях и отношениях. Все эти явления взаимосвязаны, но они не всегда переживаются и выражаются совместно и одновременно. Сексуальность зависит от взаимодействия биологических, психологических, социальных, экономических, политических, культурных, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов и является важным элементом не только личной, но и общественной жизни и культуры.

Это определение нам дает ориентиры на то, что и как говорить, указывает на важность сексуального образования взрослых. Для этого необходимо профессионально подходить к организации сексуального образования, которое по мнению специалистов из ВОЗ предполагает:

1. Предоставление достоверной и научно обоснованной информации.

2. Обучение основным жизненным навыкам, включая общение, критическое мышление, способность к самосовершенствованию, принимать решения и брать на себя ответственность.

3. Воспитание позитивных установок и ценностей, типа самоуважения, открытости и других.

Трудно не согласиться с этими простыми истинами, не правда ли?

В условиях современного невежества половое просвещение должно быть направленно в первую очередь на взрослых. К этому подтолкнул Закон РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который ограничивает информацию детям, представляемую в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной. Он запрещает изображение или описание действий сексуального характера подросткам до 16 лет. В тоже время этот закон не распространяется на продукцию, содержащую научную и статистическую информацию, которую мы даем в этой книге, и на решение родителей о том, как им нужно в семье воспитывать своих детей.

Совершенно очевидно, что в «сексуальной некомпетентности» взрослых часто кроются основные проблемы полового воспитания подрастающего потомства. Мы, родители, в лучшем случае стараемся не говорить на эти «скользкие» темы, и нередко облекаем их во что‑то стыдное и непристойное. В школах нет полового просвещения, учителя тоже не знают, как говорить с подростками о сексуальности. Повзрослевшие дети выуживают информацию отовсюду, щедро делятся своим «горе‑опытом», друг с другом, самостоятельно отвечают на все волнующие их вопросы. Вместе с взрослыми, принимавшими участие в опросе 2015 года, мы поддерживаем мнение самих подростков: проводить в школах занятия и беседы по сексуальному просвещению, по всем интересующим вопросам, связанным с сексуальностью и сексуальным развитием. Они всё равно узнают о сексе от посторонних, случайных друзей: из Интернета, на улице, в подворотне, расписанной яркой, непристойной граффити.

Нашим детям нужна наша грамотная, чуткая, профессиональная помощь. Помощь родителей, педагогов, воспитателей!

Этой книгой для взрослых мы и начинаем такую работу.

 

Авторы:

доктор социологических наук, профессор

Кащенко Евгений Августович

руководитель Центра сексуального здоровья

Котенёва Анна Николаевна

 

 

Евгений Кащенко, Анна Котенёва



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.016 с.)